рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура Украины в эпоху Просвещения.

Культура Украины в эпоху Просвещения. - раздел Философия, УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине История культуры и искусств Украины В Эпоху Просвещения Украинская Культура В Большой Мере Еще Остава­лась Под Вл...

В эпоху Просвещения украинская культура в большой мере еще остава­лась под влиянием барокко как типа культуры в его западном и православ­ном вариантах. Идеи жившего в это время Г.С. Сковороды вряд ли можно считать украинским отражением идеологии Просвещения, они скорее завер­шают предшествующий период культуры. Просветительский тип представ­лен в украинской культуре весьма слабо. Начиная с первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. и при ее дальнейших разделах объективно происходит объединение разных частей украинской территории и их населения, но про­цессу консолидации украинцев продолжает препятствовать конфессиональ­ная разобщенность. Как известно, уравнение в правах православных с като­ликами в Речи Посполитой и борьба против этого, начатая Барской конфедерацией в 1768 г., послужили основой для вмешательства России, что затем привело к разделам Польши. Таким образом, мы видим, что религиоз­но-культурный фактор сыграл гигантскую роль в исторической судьбе Речи Посполитой и Восточной Европы в целом.

Западная Украина вошла в состав Австрийской империи в эпоху реформ Иосифа II. Многие из них касались и церкви и, как ни парадоксально, пере­ход Галиции в руки Габсбургов весьма благоприятно сказался на статусе уни­атской церкви. Австрийское правительство, проводя секуляризацию и ставя церковь под жесткий государственный контроль, в итоге осуществило мно­гие из давних программных устремлений православного духовенства, пере­шедшего в унию. Только в Галиции униатская церковь обрела тот же статус, что и католическая церковь, стала официально именоваться греко-католи­ческой (с 1774 г.), и униатство (или католицизм восточного обряда) как кон­фессия приобрело свой современный облик.

В 1775-1784 гг. в Вене работала семинария для подготовки униатского духовенства. В 1783 г. ей на смену пришла греко-католическая семинария во Львове. В 1784 г. был открыт Львовский университет, где преподавание ве­лось на латыни. Чтобы сделать университетские курсы доступными и униат­скому духовенству, при нем было открыто специальное отделение («Studium Ruthenorum»), существовавшее до 1809 г. Преподавание здесь велось на «языке рутенскои церкви». Главным результатом этих мер было формирование к началу XIX в. нового поколения униатского приходского духовенства, не­сравненно более просвещенного и лучше профессионально подготовленно­го, чем прежде.

Униатская церковь в лице епископов Льва Шептицкого и Максимилиана Рылло оказалась в орбите влияний культуры и идеологии Просвещения, они пытались предпринять ряд реформ в этом духе. Их дело продолжил униат­ский митрополит Феодосии Ростоцкий, на время которого пришлись второй и третий разделы Польши. Он первым из униатских иерархов стал в 1790 г. сенатором, а также главой сеймовой комиссии по делам греко-католической церкви. Было решено создать семинарии для подготовки белого духовенства, назначить епископам постоянные пенсии. На основе Конституции 3 мая 1791 г., провозгласившей религиозную свободу, было решено создать авто­кефальную православную церковь в Речи Посполитой. Для этой цели в 1791 г. в Пинске был созван собор православного духовенства, решения ко­торого были одобрены сеймом, хотя Рим выразил свое недовольство. Россия в 1795 г. в ответ на отказ Феодосия Ростоцкого присягнуть Екатерине II уп­разднила на Украине митрополичью кафедру и 4 униатские епархии, оставив Полоцкую архиепископию. На присоединенных территориях были созданы 4 новые православные епархии. В 1795 г. упразднены все базилианские мона­стыри, а их имущество передано казне. Простые униаты в большинстве пере­ходили в православие, реже — в католичество по призыву могилевского ка­толического епископа Станислава Богуша-Сестренцевича, поддерживавшего политику Екатерины П.

В культуре сохраняются старые, привычные формы. В 1791 г. Почаевская лавра издала «Богогласник» — ставший популярным в очень широкой среде сборник религиозных полуфольклорных песен украинско-белорусских униа­тов. Сохраняет свое значение рукописная книга. В середине XVIII в. начина­ется процесс становления новой украинской литературы. Он подготавлива­ется сатирами середины - второй половины XVIII в., где барочная смеховая стихия приобретает некоторое просветительско-обличительное звучание, оставаясь в целом в рамках народной смеховой культуры. Таковы антикле­рикальные «Пекельный Марко», «Плач киевских монахов», высмеивающие дворянских выскочек «Доказательства Хама Данилея Куксы потомственных». Украинский стих окончательно переходит на силлабо-тоническую систему. Интереснейшим историко-художественным сочинением стала анонимная «История русов» (рубеж XVIII - XIX вв.), излагавшая историю Украины с древнейших времен, делая акцент на 1648-1654 гг. Автор осуждал полониза­цию, религиозные притеснения, крепостное право с позиций республиканиз­ма, выражая настроения той части дворянства, которая была увлечена ста­риной и идеей автономизации. Сочинение, превосходно написанное по-руссжя приобрело широкое хождение.

Воспитанники музыкальной школы в столице гетманства Глухове М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский, пройдя итальянскую школу, возвес­тили переход к раннему классицизму в русской музыке. Церковные хоры Д.С. Бортнянского и А.Ф. Веделя стали достоянием общероссийского цер­ковного пения. В общероссийскую культуру влилось творчество художников-украинцев А.Ф. Лосенко — мастера академического исторического жанра и великих портретистов Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского. Их деятель­ность в Петербурге значительно укрепила процесс становления новой рус­ской живописи.

Истоки просветительской идеологии, содержащей как один из главней­ших постулатов представление об определяющей роли сознания в развитии общества, рационализм и антисхоластику, заметны в Белоруссии уже к кон­цу XVII в. В этой связи прежде всего необходимо назвать брестского шляхти­ча Казимира Лышчынского (1634-1689), создателя весьма оригинальной фи­лософской системы, глубоко атеистичной в своей основе, воспитанника иезуитского ордена, в котором он сам довольно долгое время состоял. Его жизнь и смерть — весьма яркая иллюстрация нравов Речи Посполитой того времени. Просветитель и педагог, открывший собственную школу, где обу­чались дети всех сословий, включая и крестьян, К. Лышчинский за свои взгля­ды был приговорен католическим духовным судом к сожжению, как это де­лала инквизиция.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине История культуры и искусств Украины

ГОУ ВПО БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... КАФЕДРА УКРАИНОВЕДЕНИЯ... УЧЕБНО ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура Украины в эпоху Просвещения.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цели и задачи изучения темы
­Ознакомить студентов с предметом истории культуры Украины, ее научно-методологической базой, методикой и порядком ее изучения, структурой построения учебного курса. Изучить преемственност

Понятие культуры. Виды и функции.
Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Объясняется это, прежде всего те

Типология культур.
Критериев, или оснований для типологии культур может быть много. В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вар

Численность и географическое размещение украинцев.
По численности населения Украина примерно равна населению Франции и насчитывает около 50 млн. человек. на начало 2001 года в государстве насчитывалось 49.3 млн. жителей, это на 2.9 млн. меньше чем

Мифологические истоки народной художественной культуры
  В эпоху Древней Руси, а также и в последующие исто­рические периоды народное художественное творчество было неразрывно связано с древнеславянской мифологией. Миф - это древ

Цели и задачи изучения темы
Изучить древнейшие времена на территориях современной Украины, феномен трипольской культуры, характер жизни людей первобытного общества их мировосприятие, мифология и различные верования, культ при

Древние люди и государства на территории Украины.
Первые следы человеческого обитания на территории современной Украины появились примерно 150 тыс. лет тому назад. У первого человека, пришедшего на берега Черного моря с Кавказа или, быть может, с

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть собенности жизни и духовные ориентиры Киевской Руси, центры духовной жизни, специфика культурных процессов, духовная жизнь и художественные процессы Галицко-Волынского княжества.

Особенности художественной жизни Киевской Руси.
Основной особенностью художественной культуры той эпохи была её тесная связь со всеми видами повседневной деятельности. Вся жизнь строилась по законам красоты и на основе прекрасного. Каждый челове

Дискуссии по истории зарождения письменности на Руси.
Происхождение письменности на Руси, время её возникновения, её характер - одна из самых дискуссионных проблем русской истории. Долгое время господствующей была традиционная точка зрения, согласно к

Развитие письменности в Киевской Руси.
Православие открыло человеку Древней Руси самые разнообразные возможности и способы интеллектуального самовыражения - оно принесло на Русь письменность, литературу. Святые Кирилл и Мефодий, пропове

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была состав­ной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инстру

Архитектура, изобразительное и прикладное исскуство Киевской Руси
В Киевском государстве сформировалась и достигла высокого уровня своеобразная и неповторимая культура. Она пред­ставлена многими тысячами фольклорных, письменных и материальных па­мятников, часть к

Культура руси периода феодальной раздробленности. Культуга Галицко-Волынского княжества.
Развитие культуры происходило в сложных условиях раздробленности рус­ских земель. Однако, несмотря на постоянные междоусобицы и угрозы со стороны соседних государств и племен, в древнерусской культ

Цели и задачи изучения темы
Изучить проблемы, связанные с особенностями духовных процессов, происходивших в Украинских землях в XIV и первой половине XVII ст. человек его мировоззрение, идеалы. Рассмотреть характерис

Культура на Украине в XVI- первой половине XVII века. Исторические условия развития культуры.
Развитие Украины в Составе Речи Посполитой обусловливало развитие украинской культуры в условиях национального, феодального и религиозного гнета, принижения украинской культуры, языка, обыч

Быт и обычай украинского народа
  Жилье — у феодалов — каменные и кирпичные постройки в виде замков с баснями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян — дере­вянные жилища двух типов: срубный (четырехугольный сруб с

Православная культура Украины в первой половине XVII в. (образование, центры просвещения и книгопечатания )
Специально устроенных приходских школ в православной среде почти не существовало. Это было связано с близостью церковнославянского языка разговорному, что делало язык высокой культуры, в отличие от

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть казацкое государство, как воплощение мечтаний украинского народа о свободе и независимости; особенности его духовной жизни, идеалов. Изучить характер культурных процессов, цент

Греко-католическая (униатская) культура Украины во второй половине XVII века и трансформация ее культуры в XVIII веке.
Во второй половине XVII века важнейшим вопросом в самосознании и идейно-культурной программе сторонников Брестской унии было соотношение конфессионального и этнического. В униатской церкви

Православная культура украинских земель во второй половине XVII-XVIII вв.
В присоединенной к России части Украины сложились совершенно иные условия для развития культуры. С одной стороны, сама украинская культура в новом контексте переживала быстрый подъем, а с другой —

Архитектура и искусство Украины второй половины XVII – XVIII веков.
  Барокко в украинской художественной культуре приобрело демократи­ческий облик. Восприняв европейский стиль, украинцы придали ему народ­ные черты. Очевидно, сказалась близость барочн

Цели и задачи изучения темы
Изучить духовную культуру Слободской Украины – органичной составной части украинской духовной культуры. Проанализировать художественные центры, деятелей культуры Слобожанщины, их творчески

Образование и наука
Становление образования в Слободской Украине тесно связано с миграционными процессами, которые проходили со второй половины XVII ст. на этой территории. Переселенцы, которые были в основном выходца

Развитие духовной жизни на Слобожанщине
На территории Слободской Украины еще с начала ее заселения имела место попытка создания литературных, музыкальных и театральных коллективов. В 60-х годах XVIII ст. известный архитектор Слобожанщины

Архитектура и строительство на Слободской Украине.
Архитектура городов и сел Слобожанщины имеет много общего с архитектурой всей Левобережной Украины, а также Поднепровья. Вместе с тем она имеет свои особенности, свои специфические черты, связанные

Искусство Слобожанщины
Параллельно с формированием этнического типа слобожанина создавалось и искусство Слободской Украины со своими специфическими региональными особенностями. Во многом оно представляло собой новый орга

Праздники, обряды и обычаи на Слобожанщине (XVIII-XX ст.)
Среди многих важных проблем истории Украины значительное место занимает духовная культура украинского народа, в т.ч. и Слобожанщины, которая в XVII ст. стала новозаселенной территорией, которая вхо

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть духовные потребности человека. Изучить идею возрождения национальной культуры. Сущность художественных идеалов. Социальную направленность искусства. Творца, как выразителя наци

Православная и греко-католическая церковь и их влияние на развитие культуры Украины в XIX веке.
Базовым институтом культуры в XIX в. в российской части Украины ос­тавалась церковь, рядом с которой во второй половине века появились свет­ская школа, пресса, интеллигентские просветительские движ

Формирование и развитие национально-культурного самосознания в украинских землях.
В первой трети XIX в. главными очагами «высокой культуры» были Харь­ков в российской части Украины и Львов — в ее западной части. Харьков приобрел особое значение для украинской культуры, поскольку

Школа, грамотность и национально-культурное движение в Галиции.
Единственным оплотом высокой украинской культуры в Галиции вплоть до середины XIX в. оставалась греко-католическая церковь. После ее включе­ния в состав Австрийской империи в результате политики ве

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В 60—90-е ГОДЫ XIX ВЕКА.
Начиная с 1860 годов, радикально настроенную молодежь империи обычно называют народниками. Совмещая в себе радикальную буржуазно-демократическую программу с идеями социализма, народники выступали к

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть вопрос судьбы украинской культуры в ХХ веке. Изучить духовное состояние украинской нации. Человека в контексте исторических событий. Особенности развития украинской культуры, е

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В истории Украины, ее народа этот период характеризуется подъе­мом либерального, национального и демократического движения. В начале XX в. происходит рост политической активности либераль­

Украинская культура конца XIX - начала XX ст. (литературная жизнь).
  Конец XIX и начало XX ст. ознаменовались необычайным ростом промышленности на Украине. В сельском хозяйстве шла усиленная дифференциация, концентрация земель в руках кулачества, пов

НАУКА И О Б Р А 3 О В А НИЕ
В связи с возрастанием потребности г. грамотных людях и специа­листах увеличивается число учебных заведений и учащихся, студентов, обучающихся в них. В 1914—1915 гг. на Украине насчитывается 26 тыс

Художественные процессы в Украине в 30-е – 50-е годы.
    Украинская советская литература. Советская У. л. развивалась в обстановке напряженной классовой борьбы. В результате гражданской войны на Украине, р

Культура Украины в 1940-1950-х годах
  В тяжелейшей обстановке второй мировой войны, конечный результат которой невозможно было предугадать, Сталин и его украинские ставленники не могли не считаться с основными новыми жи

ВХОЖДЕНИЕ КРЫМА В СОСТАВ УКРАИНЫ
В феврале 1954 г. Верховный Совет СССР, исходя из исторических и культурных связей, этнического, территориального единства Украины и Крыма, своим указом включил Крымскую область в состав УССР. При

НАУКА И КУЛЬТУРА УКРАИНЫ (80—90-е гг.)
В последние десятилетия украинская культура находилась в кри­тическом состоянии вследствие ее идеологизации, сужения сферы испо­льзования украинского языка, снижения качества образования.

Цели и задачи изучения темы
Ознакомить с местом и ролью города Харькова в истории украинской культуры. Рассмотреть Харьков, как один из культурных центров Слободской Украины. Духовную жизнь Харькова, ее значение для

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ГОРОДА ХАРЬКОВА И ХАРЬКОВСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ.
  Первые документальные сведения о возникновении Харькова относятся к середине XVII века. На большой территории, названной Слободской Украиной, один за другим возникали укрепленные пу

Развитие изобразительного искусства в городе Харькове.
  Академиком И.Саблуковым были основаны при городском Коллегиуме «прибавочные» художественные классы. Они имели огромное значение для развития художественной культуры на Слобожанщине,

Лекция 9.3. ЖИЗНЬ И БЫТ ГОРОДА XVII – XX веков.
Первая харьковская крепость была построена по чертежу, данному чугуевским воеводой Григорием Спешневым в 1655 г. Это был частокол из заостренных бревен, обнесенный рвом и валом протяженностью 11

ХАРЬКОВ ТЕАТРАЛЬНЫЙ.
Харьков - один из старейших театральных городов Украины. В сентябре 1780 года па торжествах, посвященных открытию наместничества, состоялось первое театральное представление. Постоянно действующий

Литературная жизнь Харькова.
Харьков литературный - это особая статья. Если говорить об именах известных, то одни здесь только начинали, другие делали вынужденную посадку, третьи, подобно Ивану Алексеевичу Бунину, привязывалис

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть украинскую культуру в контексте мировой культуры. Изучить генезис мировой и украинской культуры: общее и особенности. Связи украинской художественной культуры с художественными

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Происходящая реформа образования вызвана глубокими социаль­ными, политическими и экономическими изменениями в современном обществе Украины. Назрела необходимость повышения профессиональ­ной подгото

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги