рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Архитектура и строительство на Слободской Украине.

Архитектура и строительство на Слободской Украине. - раздел Философия, УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине История культуры и искусств Украины Архитектура Городов И Сел Слобожанщины Имеет Много Общего С Архитектурой Всей...

Архитектура городов и сел Слобожанщины имеет много общего с архитектурой всей Левобережной Украины, а также Поднепровья. Вместе с тем она имеет свои особенности, свои специфические черты, связанные с описанными выше природными условиями, а также особенностями исторических и экономических условий развития региона.

Как известно, застройка городов и сел Слободской Украины тесно связана с созданием в XVII и в начале XVIII века оборонных линий для защиты Российского государства от набегов татар. На территории Слобожанщины располагались значительные участки Белгородской, Новой (Изюмской) и так называемой Украинской оборонительных линий. Главными опорными пунктами этих линий были специально построенные города-крепости: Сумы, Лебедин, Ахтырка, Харьков, Белгород, Чугуев, Изюм, Острогожск, в которых дислоцировались одноименные казачьи полки и сотни. Первооснову этих городов, их центральное ядро составляли крепости. Они имели разные размеры и конфигурацию, обусловленную местными природными условиями и рельефом местности. Чаще всего они имели по плану форму четырехугольника или многоугольника. Форма и размещение крепостей были обычно подчинены требованиям организации эффективной обороны. Для этого всегда использовались местные естественные преграды. Например, крепости строились на высоких берегах рек, чаще всего в местах их слияния.

Стены всех крепостей были деревянные из дубовых свай и колод, рубленные так называемыми «тарасами». Они состояли из двух параллельно сведенных стен, скрепленных между собой балками, которые образовывали клетки, которые заполнялись землей или камнями. На стенах делались крытые помосты для стрельцов. Башни крепостей были также рубленные, квадратные в плане, с шатровой крышей, крытой гонтою. Главные башни имели ворота.

Планирование кварталов внутри крепости, как правило, повторяло планирование защитных стен или валов. В центре застройки размещалась площадь. Направление главных улиц города определялось размещением башен с воротами. Они в свою очередь располагались на путях, которые вели к крепости, или от крепости до других городов. Позже, в процессе расширения и застройки городов, эти пути превратились в их главные магистрали. Таким образом, возникли, например, в Харькове улицы Сумская, Московская, Змиевская, Полтавская и др. Городские ворота были опорными пунктами, которые, по выражению Г.П. Цапенка, «держали» сеть основных улиц, а вместе с ними и всю планировочную систему города. В связи с тем, что планирование сети улиц в значительной мере определялось направлениями путей, которые вели к ним, радиально-концентрическая схема стала наиболее характерной для планирования городов-крепостей. Земли за пределами стен крепостей в городах Слобожанщины очень быстро начали также застраиваться. Создавались так называемые посады, которые в свою очередь укреплялись валами и рвами.

При застройке городов-крепостей основным строительным материалом было дерево. Из рубленных колод, пластин и брусьев возводились также храмы, общественные и хозяйственные здания. Жилые дома возводились как с рубленными, так и с каркасными стенами. При этом рубленные дома строили, главным образом, зажиточные горожане. Дома подавляющего большинства населения были каркасными. Стены каркасных, а также многих рубленых домов были обмазаны глиняным раствором и побелены мелом. В городах и селах Слободской Украины на протяжении XVII-XIX веков сложился характерный для Слобожанщины тип народного жилья. Согласно с существующей типологией традиционного сельского народного жилья Украины слободское жилье определяется как подтип центрально-украинского левобережного лесостепного типа. Кроме слобожанского, этот тип жилья включает северо-полтавский и южно-полтавский подтипы. Исследователи украинского народного жилья С. А. Таранушенко и В. П. Самойлович показали, что объемно-планировочная структура домов Слобожанщины прошла на протяжении XVII-XIX веков путь развития, типичный для многих регионов Украины – от однокамерной к двух-, трех- и многокамерных сооружений.

В середине XVII ст. из дерева строились все церкви Слобожанщины. Они играли важную роль в формировании застройки городов-крепостей, создавая архитектурно-композиционные доминанты застройки. Деревянными рубленными были первые церкви Харькова: Успенская соборная, Николаевская, Благовещенская, Рождества Христова, Троицкая, Дмитриевская, Вознесенская. Все перечисленные церкви принадлежали к образцам украинского народного деревянного зодчества, расцвет которого состоялся в XVII-XVIII ст.

Частые пожары, которые возникали в деревянных городах-крепостях, при ограниченности запасов качественной древесины для восстановления зданий и последующей перестройки городов, с одной стороны, а также наличие запасов высококачественных глин – с другой стороны, побуждали к созданию на Слобожанщине собственного производства кирпича. Первые каменные здания в городах Слободской Украины были построены уже в XVII веке. Это были, обычно, культовые сооружения. Так, в конце XVII – в начале XVIII века в городах Слобожанщины были построены: Спасский собор в Изюме (1684), Успенский собор в Харькове (1688, разобранный после пожара в 1770 г.), собор Покровского монастыря в Харькове (1689), Воскресенска церковь в Сумах (1702), собор в Богодухове (1723), Троицкий собор Ахтырского монастыря (1727).

Некоторые из перечисленных каменных зданий дошли до нашего времени. В настоящее время они представляют собой ценные памятники архитектуры, которые презентуют целую эпоху становления и развития монументального зодчества региона Слободской Украины.

Во второй половине XIX века в России в противовес стиля классицизм, по инициативе известного архитектора К. А. Тона – старшего брата харьковского архитектора А. А. Тона, внедрялся так называемый российско-византийский стиль, который приобрел статус официального. Этот стиль применил архитектурные мотивы и формы российского культового зодчества XV-XVII веков в соединении с мотивами византийской архитектуры. Он, обычно, был одной из разновидностей стиля эклектики. Российско-византийский стиль имел определенное влияние на архитектуру Слободской Украины конца XIX и даже начала XX века.

Наиболее известными и последовательными представителями этого стиля на Слобожанщине были епархиальный архитектор В. X. Немкин – автор многих кирпичных неоштукатуреных церквей, построенных в Харькове и за его пределами, а также академик архитектуры – М. И. Ловцов, который в своей деятельности подходил к российско-византийскому стилю достаточно творчески, расширяя границы рекомендуемых К.А. Тоном образцов.

Среди спроектированных и построенных Г.И. Ловцовым строений наиболее значительным является Благовещенский собор в Харькове. Построенный из кирпича в 1888-1901 годах, собор имеет прямоугольный план с раскреповками и выступающей полуциркульной абсидой. Собор шестистолбный, трехнефный, пятибаный. Центральная часть строения перекрыта полусферичным куполом на высоком барабане, который образует центральную доминирующую баню. Другие четыре меньшие бани расположены по углам квадрата центральной части плана.

Вторым значительным зданием, построенным в российско-византийском стиле в Харькове, есть монументальный корпус прежнего духовного училища (теперь Государственный институт культуры). Корпус был построен в 1885 году путем реконструкции дома прежнего уездного училища, которое был построено в 1825 году по проекту, полученному из Москвы. Реконструкцию и достройку уездного училища осуществлял архитектор К. А. Толкунов, а после его смерти архитектор Б.С. Покровский, который дал постройке современный архитектурный вид. Типичные формы российско-византийского стиля последний дополнил мотивами необарокко.

Строительство железных дорог вызывало потребность создания товарных и пассажирских железнодорожных станций, локомотивных и вагонных депо, а также соответствующих промышленных предприятий. Генпланом было предусмотрено создание нового промышленного района вблизи Балашовской станции, а также большой пассажирской станции в районе Екатеринославской улицы (современная ул. Полтавский шлях).

Первый железнодорожный вокзал Курско-Харковско-Севастопольской железной дороги был построен в Харькове в 1869 году в архитектурных формах российско-византийского стиля. В конце XIX ст. здание вокзала было реконструировано архитектором С. И. Загоскиным, а рядом с ней по проекту архитектора Ю. С. Цауне было построено новое большое здание вокзала в ренессансных формах с купольным перекрытием над вестибюлем. Этот вокзальный комплекс был разрушен осенью 1941 года.

Вообще развитие торговли, промышленности и транспорту в конце XIX ст. вызывал сооружение в городах Слобожанщины совсем новых, неизвестных до того времени типов зданий. Так, кроме упомянутых уже железнодорожных вокзалов и других станционных сооружений, начали возводиться банки, большие магазины (пассажи), доходные дома, промышленные сооружения. Дальнейшее развитие приобрело строительство учебных, лечебных и культурных заведений.

Необходимость создания новых типов зданий, а также развитие строительной техники, связанной с внедрением в строительство новых материалов и конструкций, стимулировали поиски соответствующих архитектурных решений. Рядом с использованием архитектурных форм прошлых эпох и стилей, в конце XIX ст. в архитектуре некоторых европейских стран и России происходили поиски новых творческих направлений, которые сформировались в новый стиль. Этот стиль, как известно, получил в России название «модерн», в Германии и Австрии «Югендстиль», во Франции «Ар нуво». Одновременно происходили творческие поиски национальных форм современной архитектуры. В начале XX века ведущим направлением творческих поисков архитекторов становятся поиски рациональной архитектуры, основанной на принципах функциональной и конструктивной целесообразности.

Таким образом, на рубеже начала XX века архитектура Слобожанщины, как и всей Украины, развивалась по нескольким направлениям, которые существовали одновременно и даже влияли друг на друга. Такими направлениями за классификацией В. С. Ясиевича были:

– Эклектика, стилизаторство и историзм. Наиболее распространенное и жизненное направление, которое возникло в середине XIX ст. и существовало почти до начала 20 годов.

– Модерн, которое возникло в конце XIX ст. и существовало до начала 20-х годов.

– Неоукраинский стиль, который возник на рубеже веков, как национальная разновидность модерна.

– Неороссийский стиль, который возник в начале XX ст. как разновидность историзма и просуществовал до 1912-1914 гг.

– Неоклассицизм и необарокко, которые возникли в начале XX ст., как формы историзма и существовали до 20-х годов.

– Архитектурный рационализм (протоконструктивизм), который возник в начале XX ст. и существовал до середины 20-х годов, до появления конструктивизма.

В этих направлениях в Харькове и других городах Слобожанщины работало много талантливых архитекторов, воспитанников Петербуржской академии искусств, Институт гражданских инженеров, а также Харьковского технологического института. Кроме упомянутого уже архитектора Б.Г. Михаловского в направлении ретроспективного стилизаторства или историзма, а также неоклассицизма работал воспитанник Петербуржской академии искусств архитектор В. В. Величко. Наиболее значительными зданиями, построенными по его проектам в Харькове, были:

– Бывший корпус биофака Университета, теперь музей природоведения (ул. Тринклера, 8). Трехэтажное здание, возведенное в 1899-1901 году из кирпича, нештукатуреное. Фасады сделаны в формах классицизма.

– Дом бывшего архива Харьковского историко-филологического общества. Теперь государственный архив г. Харькова (ул. Университетская, 21). Трехэтажный дом с большими стеклянными поверхностями оконных отверстий возведен в 1904-1906 году в творчески переделанных формах итальянского ренессанса.

В конце XIX века в архитектуре городов Слобожанщины имел распространение так называемый «кирпичный стиль», который представлял собой разновидность историзма. Характерной чертой этого стиля было то, что фасады зданий, включая все архитектурные формы и детали, выполнялись из кирпича и не штукатурились. В кирпичном стиле строились, главным образом, промышленные сооружения, а также отдельные храмы, общественные и жилые дома. В каменном стиле в 70-ые – 80-ые гг. был возведен комплекс зданий бывшего Харьковского технологического института (теперь Харьковский политехнический университет). Строительство комплекса было осуществлено по проектам петербуржского архитектора Г. Р. Генрихсена, а также харьковских зодчих М.И. Ловцова и В.В. Величко.

После Октябрьской революции в России и победы Советской власти в Украине, благодаря известным историческим событиям революции и гражданской войны, политическим и административным центром Украины стал главный город Слобожанщины – Харьков. На протяжении почти 15 лет (с 1919 до 1934 года) Харьков был столицей Советской Украины. В этой связи в 20-ые и первой половине 30-х годов на Слобожанщину в ее главный город Харьков переместился центр политической, экономической и культурной жизни всей Украины. В больших масштабах развернулось и капитальное строительство. Для обеспечения необходимой территории застройки уже в 1922 году был утвержден проект расширения границ Харькова до 16 тыс. гектаров, главным образом, в юго-восточном направлении.

Основными направлениями капитального строительства, которое осуществлялось в городах Слободской Украины (в основном в Харькове) в 20-ые годы к началу первой пятилетки, были:

В отрасли промышленного строительства:

– Восстановление разрушенных и поврежденных во время гражданской войны предприятий, а также их реконструкция.

– Создание новой энергетической базы для дальнейшего развития промышленности и индустриализации народного хозяйства.

Последнее направление было связано с выполнением известного плана «ГОЭРЛО». Согласно с этим планом на Слобожанщине в 1927-1930 годах в поселке Эсхар под Харьковом была построена мощная тепловая районная электростанция (арх. Л. Ф. Еберг).

В отрасли жилищного строительства главным направлением было создание рабочих поселков, которые должны были решить социальную задачу обеспечения рабочих предприятий и транспорта современным упорядоченным жильем. В эти годы на околицах Харькова были построены рабочие поселки паровозостроителей завода ХПЗ и железнодорожников депо «Октябрь», в г. Сумы – поселок машиностроителей завода им. Г. В. Фрунзе.

Наиболее интересными за архитектурным решением – дома-коттеджы завода ХПЗ и депо железнодорожников по Московскому проспекту в г. Харькове. Построенные в 1923-1924 годах по проекту архитектора В.К. Троценко двухэтажные, двухквартирные дома-коттеджы этого поселка были решены с использованием форм и мотивов Украинской народной архитектуры. Многоскатные крутые крыши домиков, а также веранды создают интересные живописные силуэты.

Как известно, в 20 те годы творческие поиски новых решений и форм в архитектуре, адекватных функциям и современным конструкциям зданий, завершились созданием нового авангардного стилевого направления, которое получило в Советском Союзе название конструктивизм, а в странах Западной Европы и Америки – функционализм.

Сложилось так, что расцвет этого стиля (середина 20-х – середина 30-х годов) совпал с расцветом капитального строительства в столице Украины и главном городе Слобожанщины – городе Харькове. В эти годы в нем было построено более 50-ти капитальных домов в стиле конструктивизма. Был создан уникальный, наибольший в СССР ансамбль конструктивистских зданий – ансамбль площади Свободы. Создание ансамбля наибольшей в Европе площади связано с созданием в Харькове нового общественно-политического и административного центра, который должен был бы отвечать статусу столичного города. Правительством УССР и городскими властями было принято соответствующее решение о застройке бывших университетских земель на северо-западе города и создания там нового общественно-политического центра.

Формирование ансамбля площади происходило почти 25 лет. Первым в 1925-1929 гг. был построен Дом Государственной промышленности. Строительство было осуществлено по проекту ленинградских архитекторов: воспитанника Петербуржской академии искусства, академика архитектуры С.С. Серафимова, а также инженеров-архитекторов С. М. Кравца (который впоследствии переехал в Харьков) и Г. Д. Фельгера. Их проект получил первую премию на всесоюзном конкурсе, в котором приняли участие много известных архитекторов.

Строительство огромного сооружения было осуществлено в короткий срок (менее чем за 4 годы) под руководством известного инженера-строителя П.П. Ротерта. Построенный в монолитном железобетоне с плоскими крышами и металлическими рамами больших оконных отверстий, дом Государственной промышленности состоит из трех корпусов высотой от 6 до 13 этажей, связанных между собой шестью закрытыми переходами на уровне третьего, пятого и шестого этажей. Сложная по объемно-пространственныму решению архитектура Госпрома, построена на оригинальном композиционном соединении простых геометрических форм, которые образуют выразительные структуры и силуэты, производит большое впечатление. Недаром дом Госпрома стал своеобразным символом нового Харькова.

Последующая после построения Госпрома застройка площади Свободы была осуществлена на протяжении 1929-1933 гг. Все здания которые сооружались на площади, были подчинены единому стальному направлению, определенному архитектурой Госпрома.

В первое десятилетие после Побед и в Харькове были отстроены в новых архитектурных формах такие значительные сооружения как:

– Дом исполкома городского Совета народных депутатов на площади Конституции, 7 (арх. В. П. Достенко, Ю. Г. Чеботарев, инж. В. Г. Харламов, 1947-1954 года). В архитектуре его фасадов реконструированного Дома исполкома творчески применены мотивы украинской народной архитектуры и украинского барокко, а также характерные для Полтавско-Слобожанского региона мотивы народных орнаментов.

Главный учебный корпус института радиоэлектроники ХИРЭ (прежний корпус инженерно-строительного института) на проспекте Ленина, 14 (арх. Н. Г. Подгорный, 1952 г.). Монументальное здание корпуса с большим курдонером перед главным входом решенная в архитектурных формах российского классицизма и разукрашенная литыми деталями.

– Центральный универмаг Харькова, 1/3 (арх. Г. Л. Мовшович, 1954 год). Фасад пятиэтажного монументального здания имеет четкую метрическую композиционную структуру, которая отвечает структуре его монолитного железобетонного каркаса. Архитектура фасада решена как класичная ордерная композиций, которая состоит из четырех пилонов, украшенных пилястрами большого ордера и размещенных между ними высокими арками, которые опираются па коринфские колонны.

– Гостиница «Харьков» (прежний «Интернационал») на площади Свободы, 8 (арх. Г. О. Яновицкий, 1956 г.).

– Главный корпус Университета (бывший «Дом проектов») на площади Свободы, 4 (арх. В. П. Костенко, И. Д. Ермилов, В. И. Лившиц, М.К. Воротниковый, 1957 г.).

Как было уже отмечено, оба последних здания, которые до разрушения во время войны отвечали лучшим образцам архитектуры мирового уровня, после надстройки в формах советского ложноклассицизма потеряли важное архитектурно-художественные качества и приобрели вид типичных образцов советской архитектуры 50-х годов.

Характерной особенностью промышленного строительства, начиная с конца 40-х гг., было широкое внедрение индустриальных методов строительства и, в первую очередь, массовое применение сборных железобетонных конструкций, производство которых освоили на заводах ЗБК.

На пути индустриализации жилья, которое обеспечивало наиболее эффективное освоение новых территорий, стали наибольшие города Слободской Украины – Харьков и Сумы. Это обусловило необходимость пересмотра основных принципов застройки и формирования жилищной среды этих городов.

Первым районом массового индустриального жилищного строительства стал район Павлового Поля. Проект его застройки был в начале 50-х гг. разработанный харьковскими архитекторами Л. Г. Тюльпая, А. Г. Григоренко и др. В планировании этого жилого массива впервые в Харькове был применен принцип микрорайонирования на основе свободного планирования территории с решением вопросов комплексного обслуживания населения и развития современного транспорта.

В 1957 году по проектам, разработанным группой архитекторов под руководством архитектора А. Д. Моторина, началось строительство жилищного массива в районе селекционной станции. В период с 1957 по 1967 год была застроена территория площадки «А». Застройка осуществлялась главным образом типичными на то время пятиэтажными крупноблочными и крупнопанельными домами на основе четкой прямоугольной сети улиц. Типичными пятиэтажными крупнопанельными домами новой на то время серии – 464 был в 1961 году застроен также микрорайон поселка ХТЗ между «проспектом Косиора и ул. Франтишека Крала.

В 70-ые годы в Харькове зоной массового индустриального жилищного строительства становится Салтовский жилищный массив. Проект детального планирования массива, который был разработан группой архитекторов института Харковпроект Л. Г. Тюльпой, И. Т. Демешко и др., разрабатывался в 60 те годы одновременно, с разработкой генерального плана города. В основу проекта был положен принцип «фокусировка», согласно с которым объекты культурно-бытового назначения концентрируются на перекрестках магистралей.

Сегодня Салтовский жилищный массив, строительство которого завершается, складывается из почти 20 укрупненных микрорайонов. В них проживает около 400 тыс. жителей. Микрорайоны Салтовского массива застроены в основном крупнопанельными 9-16-этажными жилыми домами производства Харьковского домостроительного комбината № 1 и каркасно-панельными зданиями детских заведений, школ и, частично, культурно-бытовых заведений.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине История культуры и искусств Украины

ГОУ ВПО БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... КАФЕДРА УКРАИНОВЕДЕНИЯ... УЧЕБНО ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Архитектура и строительство на Слободской Украине.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цели и задачи изучения темы
­Ознакомить студентов с предметом истории культуры Украины, ее научно-методологической базой, методикой и порядком ее изучения, структурой построения учебного курса. Изучить преемственност

Понятие культуры. Виды и функции.
Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Объясняется это, прежде всего те

Типология культур.
Критериев, или оснований для типологии культур может быть много. В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вар

Численность и географическое размещение украинцев.
По численности населения Украина примерно равна населению Франции и насчитывает около 50 млн. человек. на начало 2001 года в государстве насчитывалось 49.3 млн. жителей, это на 2.9 млн. меньше чем

Мифологические истоки народной художественной культуры
  В эпоху Древней Руси, а также и в последующие исто­рические периоды народное художественное творчество было неразрывно связано с древнеславянской мифологией. Миф - это древ

Цели и задачи изучения темы
Изучить древнейшие времена на территориях современной Украины, феномен трипольской культуры, характер жизни людей первобытного общества их мировосприятие, мифология и различные верования, культ при

Древние люди и государства на территории Украины.
Первые следы человеческого обитания на территории современной Украины появились примерно 150 тыс. лет тому назад. У первого человека, пришедшего на берега Черного моря с Кавказа или, быть может, с

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть собенности жизни и духовные ориентиры Киевской Руси, центры духовной жизни, специфика культурных процессов, духовная жизнь и художественные процессы Галицко-Волынского княжества.

Особенности художественной жизни Киевской Руси.
Основной особенностью художественной культуры той эпохи была её тесная связь со всеми видами повседневной деятельности. Вся жизнь строилась по законам красоты и на основе прекрасного. Каждый челове

Дискуссии по истории зарождения письменности на Руси.
Происхождение письменности на Руси, время её возникновения, её характер - одна из самых дискуссионных проблем русской истории. Долгое время господствующей была традиционная точка зрения, согласно к

Развитие письменности в Киевской Руси.
Православие открыло человеку Древней Руси самые разнообразные возможности и способы интеллектуального самовыражения - оно принесло на Русь письменность, литературу. Святые Кирилл и Мефодий, пропове

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была состав­ной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инстру

Архитектура, изобразительное и прикладное исскуство Киевской Руси
В Киевском государстве сформировалась и достигла высокого уровня своеобразная и неповторимая культура. Она пред­ставлена многими тысячами фольклорных, письменных и материальных па­мятников, часть к

Культура руси периода феодальной раздробленности. Культуга Галицко-Волынского княжества.
Развитие культуры происходило в сложных условиях раздробленности рус­ских земель. Однако, несмотря на постоянные междоусобицы и угрозы со стороны соседних государств и племен, в древнерусской культ

Цели и задачи изучения темы
Изучить проблемы, связанные с особенностями духовных процессов, происходивших в Украинских землях в XIV и первой половине XVII ст. человек его мировоззрение, идеалы. Рассмотреть характерис

Культура на Украине в XVI- первой половине XVII века. Исторические условия развития культуры.
Развитие Украины в Составе Речи Посполитой обусловливало развитие украинской культуры в условиях национального, феодального и религиозного гнета, принижения украинской культуры, языка, обыч

Быт и обычай украинского народа
  Жилье — у феодалов — каменные и кирпичные постройки в виде замков с баснями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян — дере­вянные жилища двух типов: срубный (четырехугольный сруб с

Православная культура Украины в первой половине XVII в. (образование, центры просвещения и книгопечатания )
Специально устроенных приходских школ в православной среде почти не существовало. Это было связано с близостью церковнославянского языка разговорному, что делало язык высокой культуры, в отличие от

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть казацкое государство, как воплощение мечтаний украинского народа о свободе и независимости; особенности его духовной жизни, идеалов. Изучить характер культурных процессов, цент

Греко-католическая (униатская) культура Украины во второй половине XVII века и трансформация ее культуры в XVIII веке.
Во второй половине XVII века важнейшим вопросом в самосознании и идейно-культурной программе сторонников Брестской унии было соотношение конфессионального и этнического. В униатской церкви

Православная культура украинских земель во второй половине XVII-XVIII вв.
В присоединенной к России части Украины сложились совершенно иные условия для развития культуры. С одной стороны, сама украинская культура в новом контексте переживала быстрый подъем, а с другой —

Архитектура и искусство Украины второй половины XVII – XVIII веков.
  Барокко в украинской художественной культуре приобрело демократи­ческий облик. Восприняв европейский стиль, украинцы придали ему народ­ные черты. Очевидно, сказалась близость барочн

Культура Украины в эпоху Просвещения.
В эпоху Просвещения украинская культура в большой мере еще остава­лась под влиянием барокко как типа культуры в его западном и православ­ном вариантах. Идеи жившего в это время Г.С. Сковороды вряд

Цели и задачи изучения темы
Изучить духовную культуру Слободской Украины – органичной составной части украинской духовной культуры. Проанализировать художественные центры, деятелей культуры Слобожанщины, их творчески

Образование и наука
Становление образования в Слободской Украине тесно связано с миграционными процессами, которые проходили со второй половины XVII ст. на этой территории. Переселенцы, которые были в основном выходца

Развитие духовной жизни на Слобожанщине
На территории Слободской Украины еще с начала ее заселения имела место попытка создания литературных, музыкальных и театральных коллективов. В 60-х годах XVIII ст. известный архитектор Слобожанщины

Искусство Слобожанщины
Параллельно с формированием этнического типа слобожанина создавалось и искусство Слободской Украины со своими специфическими региональными особенностями. Во многом оно представляло собой новый орга

Праздники, обряды и обычаи на Слобожанщине (XVIII-XX ст.)
Среди многих важных проблем истории Украины значительное место занимает духовная культура украинского народа, в т.ч. и Слобожанщины, которая в XVII ст. стала новозаселенной территорией, которая вхо

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть духовные потребности человека. Изучить идею возрождения национальной культуры. Сущность художественных идеалов. Социальную направленность искусства. Творца, как выразителя наци

Православная и греко-католическая церковь и их влияние на развитие культуры Украины в XIX веке.
Базовым институтом культуры в XIX в. в российской части Украины ос­тавалась церковь, рядом с которой во второй половине века появились свет­ская школа, пресса, интеллигентские просветительские движ

Формирование и развитие национально-культурного самосознания в украинских землях.
В первой трети XIX в. главными очагами «высокой культуры» были Харь­ков в российской части Украины и Львов — в ее западной части. Харьков приобрел особое значение для украинской культуры, поскольку

Школа, грамотность и национально-культурное движение в Галиции.
Единственным оплотом высокой украинской культуры в Галиции вплоть до середины XIX в. оставалась греко-католическая церковь. После ее включе­ния в состав Австрийской империи в результате политики ве

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В 60—90-е ГОДЫ XIX ВЕКА.
Начиная с 1860 годов, радикально настроенную молодежь империи обычно называют народниками. Совмещая в себе радикальную буржуазно-демократическую программу с идеями социализма, народники выступали к

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть вопрос судьбы украинской культуры в ХХ веке. Изучить духовное состояние украинской нации. Человека в контексте исторических событий. Особенности развития украинской культуры, е

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В истории Украины, ее народа этот период характеризуется подъе­мом либерального, национального и демократического движения. В начале XX в. происходит рост политической активности либераль­

Украинская культура конца XIX - начала XX ст. (литературная жизнь).
  Конец XIX и начало XX ст. ознаменовались необычайным ростом промышленности на Украине. В сельском хозяйстве шла усиленная дифференциация, концентрация земель в руках кулачества, пов

НАУКА И О Б Р А 3 О В А НИЕ
В связи с возрастанием потребности г. грамотных людях и специа­листах увеличивается число учебных заведений и учащихся, студентов, обучающихся в них. В 1914—1915 гг. на Украине насчитывается 26 тыс

Художественные процессы в Украине в 30-е – 50-е годы.
    Украинская советская литература. Советская У. л. развивалась в обстановке напряженной классовой борьбы. В результате гражданской войны на Украине, р

Культура Украины в 1940-1950-х годах
  В тяжелейшей обстановке второй мировой войны, конечный результат которой невозможно было предугадать, Сталин и его украинские ставленники не могли не считаться с основными новыми жи

ВХОЖДЕНИЕ КРЫМА В СОСТАВ УКРАИНЫ
В феврале 1954 г. Верховный Совет СССР, исходя из исторических и культурных связей, этнического, территориального единства Украины и Крыма, своим указом включил Крымскую область в состав УССР. При

НАУКА И КУЛЬТУРА УКРАИНЫ (80—90-е гг.)
В последние десятилетия украинская культура находилась в кри­тическом состоянии вследствие ее идеологизации, сужения сферы испо­льзования украинского языка, снижения качества образования.

Цели и задачи изучения темы
Ознакомить с местом и ролью города Харькова в истории украинской культуры. Рассмотреть Харьков, как один из культурных центров Слободской Украины. Духовную жизнь Харькова, ее значение для

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ГОРОДА ХАРЬКОВА И ХАРЬКОВСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ.
  Первые документальные сведения о возникновении Харькова относятся к середине XVII века. На большой территории, названной Слободской Украиной, один за другим возникали укрепленные пу

Развитие изобразительного искусства в городе Харькове.
  Академиком И.Саблуковым были основаны при городском Коллегиуме «прибавочные» художественные классы. Они имели огромное значение для развития художественной культуры на Слобожанщине,

Лекция 9.3. ЖИЗНЬ И БЫТ ГОРОДА XVII – XX веков.
Первая харьковская крепость была построена по чертежу, данному чугуевским воеводой Григорием Спешневым в 1655 г. Это был частокол из заостренных бревен, обнесенный рвом и валом протяженностью 11

ХАРЬКОВ ТЕАТРАЛЬНЫЙ.
Харьков - один из старейших театральных городов Украины. В сентябре 1780 года па торжествах, посвященных открытию наместничества, состоялось первое театральное представление. Постоянно действующий

Литературная жизнь Харькова.
Харьков литературный - это особая статья. Если говорить об именах известных, то одни здесь только начинали, другие делали вынужденную посадку, третьи, подобно Ивану Алексеевичу Бунину, привязывалис

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть украинскую культуру в контексте мировой культуры. Изучить генезис мировой и украинской культуры: общее и особенности. Связи украинской художественной культуры с художественными

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Происходящая реформа образования вызвана глубокими социаль­ными, политическими и экономическими изменениями в современном обществе Украины. Назрела необходимость повышения профессиональ­ной подгото

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги