Православная и греко-католическая церковь и их влияние на развитие культуры Украины в XIX веке.
Православная и греко-католическая церковь и их влияние на развитие культуры Украины в XIX веке. - раздел Философия, УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине История культуры и искусств Украины Базовым Институтом Культуры В Xix В. В Российской Части Украины Оставалась Ц...
Базовым институтом культуры в XIX в. в российской части Украины оставалась церковь, рядом с которой во второй половине века появились светская школа, пресса, интеллигентские просветительские движения. Православная церковь имела в российской части Украины к началу XX в. 9 епархий, з каждой была семинария, школы для детей духовенства и приходские школы. Грамотность передавалась и в ходе индивидуального обучения при церкви Киевская духовная академия была важным очагом научных исследований высшей образованности.
Вплоть до реформ 1860-х гг. уровень грамотности православного населения Украины оставался удручающе низким. В середине века в Украине существовало 1320 школ разного уровня, в которых насчитывалось около 67000 учеников, что составляло лишь 0,5% молодежи. После отмены крепостного права в 1861 г. Россия и вместе с ней ее украинские территории вступила в полосу ускоренной модернизации. Это выразилось, в частности, в развитии школьного дела и образовательных реформах. Наряду с традиционными приходскими школами появились земские учебные заведения, уровень образования в которых был несравненно выше, чем в приходских училищах. Это обеспечивалось и появлением нового поколения учителей с интеллигентской и народнической закваской, и введением новых предметов (история, математика, география), и новыми педагогическими приемами. Гимназии и реальные училища (с ориентацией на технические предметы) позволяли сравнительно быстро пополнять и расширять высшие слои общества образованными людьми, но число гимназий было по-прежнему много ниже, чем в развитых странах Запада (даже в Киевской губернии на одну гимназию приходилось 560000 человек населения1). В 1865 г. был открыт университет в Одессе. Соответственно, народное православие было основой мировоззрения большинства населения.
Наряду с православной, долгое время существенную роль в культуре Украины продолжали играть греко-католическая и католическая церкви. В годы правления Павла I политика русского правительства в отношении греко-католической церкви была в высшей степени благожелательной. Это было в огромной степени следствием личных симпатий русского императора: известны его тесные связи с католическим миром и особое почтение к Риму.
Павел установил регулярные связи с Ватиканом. В Петербург приехал папский легат, одной из целей миссии которого было восстановление прав и позиций униатской церкви. Указ от 28 апреля 1798 г. частично восстанавливал униатскую иерархию в Украине, сосланные в Сибирь униаты были возвращены, им вернули их имущество. Были восстановлены Луцкое и Брестское епископства (с кафедрами, соответственно, в Почаевском и Жировицком монастырях) и поставлены два епископа. Был восстановлен ряд базилианских монастырей.
Наступил перерыв в правительственной политике обращения униатов в православие. В некоторых случаях обращенные в православие верующие возвращались в унию. В годы правления Павла I, по официальным данным, на российской территории насчитывалось 1398478 греко-католиков в 1388 приходах; действовал 91 базилианский монастырь1.
При Александре I была продолжена та же терпимая политика. У базили-ан снова появился институт протоархимандрита. Александр I поддержал проект Адама Чарторыйского, по которому базилианам возвращались их владения и права. Число униатских монастырей на Волыни выросло с 1798 по 1821г. с 21 до 26.
Особым покровительством царя пользовались, однако, не столько униаты, сколько католики. В России появился ряд иезуитских миссий. В одной только Каменецкой епархии возникли 22 новых католических монастыря и костела. В 1821 г. в 34 здешних католических школах насчитывалось 940 учеников. Католическим епископам были пожалованы обширные земельные владения с тысячами крестьян2.
В Петербурге был создан римско-католический коллегиум, который стал высшей церковной инстанцией в делах как католиков, так и униатов России.
В 1806 г. униатским митрополитом стал Г. Лисовский, который имел репутацию противника латинских традиций и едва ли не тайного сторонника православия. При нем униатская церковь продолжала восстанавливать свои позиции. Было отменено право шляхетского патроната над греко-католическими приходами и монастырями и даже издан указ о возвращении к восточному обряду всех, кто прежде перешел из унии в католицизм. В Виленском университете была создана униатская семинария.
Тем не менее, продолжался отток верующих из греко-католической церкви в римско-католическую. О том, продолжался ли в эти годы переход из унии в православие, точными данными мы не располагаем.
Всего в 1825 г. в России было около 1,5 млн. униатов, приблизительно в 1600 приходах, 37 монастырей, 10 конвентов, около 2000 священников и монахов3.
Однако в правление Николая I униатская церковь была практически ликвидирована. В 1828 г. департамент по делам униатской церкви был отделен от римско-католического коллегиума в Петербурге, Луцкая и Брестская епископства были упразднены. После Польского восстания 1830 г., в котором приняли участие, хотя и в очень ограниченных масштабах, представители униатского духовенства, был упразднен базилианский орден, а его владения и имущество забраны в казну. Было предписано считать детей от смешанных православно-униатских браков православными, не устраивать совместных униатско-католических богослужений, использовать только те богослужебные книги, какие напечатаны в России. Отменялся ряд неправославных праздников (память Иосафата Кунцевича, праздник Божьего Тела и Непорочного Зачатия Девы Марии), назначение приходских священников стало прерогативой местной администрации, приход было предписано передавать православному священнику во всех спорных случаях, даже тогда, когда за это высказывался лишь один из прихожан.
Главным организатором ликвидации униатской церкви в России был Иосиф Семашко, член униатского духовного коллегиума (департамента), созданного в 1828 г. Свою деятельность епископ Семашко обосновывал утверждением, что церковь нужно очистить от польских и «латинских» влияний. Вопрос о том, насколько искренним он был в этом мнении, весьма непрост. Так или иначе, он был поддержан не только правительством, но и рядом представителей униатского духовенства, обратившихся к правительству от имени всей церкви с просьбой подчинить греко-католическую церковь Синоду Русской Православной Церкви. 12 февраля 1839 г. в Полоцке состоялся собор греко-католического духовенства, который принял решение о слиянии с Русской Православной Церковью. 593 из 1898 священников отказались перейти в православие, многие из них были сосланы в Сибирь или в глубь России.
Как отнеслось к ликвидации унии население, то есть сами униаты-прихожане? При современном состоянии исследований ответить на этот вопрос трудно. Одни авторы приводят массу примеров упорного сопротивления униатов ликвидационным мерам. Другие — примеры противоположного отношения к решениям собора 1839 г. Так, считается, что на Волыни уния искоренялась насильственно. Но по другим данным, на той же Волыни, а также в киевском Приднепровье основная масса крестьян-униатов отнеслась к отмене унии равнодушно. Некоторые же, и логично предположить, что их было не меньше, чем активных защитников унии, отнеслись к отказу от унии с одобрением.
После 1839 г. униатская церковь в пределах России сохранилась только на Холмщине (где продолжало существовать униатское епископство, подчинявшееся в 1807-1830 гг. Галицкой униатской митрополии, а позднее — непосредственно Риму) и в Подляшье, поскольку эти территории входили прежде в состав Царства Польского, сохранявшего вплоть до 1831 г. автономию в составе Российской империи. Здесь уния была ликвидирована много позже — в 1870-е гг.
Ликвидации унии предшествовал период борьбы за удаление из обрядов униатской церкви латинских напластований. Современная светская историография признает, что в ликвидации унии главную роль сыграли галицийские русофилы, которые были привлечены русским правительством для пастырской и педагогической работы. Ведущая русофильская, точнее, пропра-вославная галицийская газета откровенно одобряла обращение униатов в православие. С другой стороны, переход в православие сопровождался репрессиями против сопротивлявшегося крестьянства и духовенства. Таким образом, к концу XIX в. греко-католическая церковь продолжала существовать лишь в Галиции.
Цели и задачи изучения темы
Ознакомить студентов с предметом истории культуры Украины, ее научно-методологической базой, методикой и порядком ее изучения, структурой построения учебного курса.
Изучить преемственност
Понятие культуры. Виды и функции.
Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Объясняется это, прежде всего те
Типология культур.
Критериев, или оснований для типологии культур может быть много. В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вар
Численность и географическое размещение украинцев.
По численности населения Украина примерно равна населению Франции и насчитывает около 50 млн. человек. на начало 2001 года в государстве насчитывалось 49.3 млн. жителей, это на 2.9 млн. меньше чем
Мифологические истоки народной художественной культуры
В эпоху Древней Руси, а также и в последующие исторические периоды народное художественное творчество было неразрывно связано с древнеславянской мифологией.
Миф - это древ
Цели и задачи изучения темы
Изучить древнейшие времена на территориях современной Украины, феномен трипольской культуры, характер жизни людей первобытного общества их мировосприятие, мифология и различные верования, культ при
Древние люди и государства на территории Украины.
Первые следы человеческого обитания на территории современной Украины появились примерно 150 тыс. лет тому назад. У первого человека, пришедшего на берега Черного моря с Кавказа или, быть может, с
Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть собенности жизни и духовные ориентиры Киевской Руси, центры духовной жизни, специфика культурных процессов, духовная жизнь и художественные процессы Галицко-Волынского княжества.
Особенности художественной жизни Киевской Руси.
Основной особенностью художественной культуры той эпохи была её тесная связь со всеми видами повседневной деятельности. Вся жизнь строилась по законам красоты и на основе прекрасного. Каждый челове
Дискуссии по истории зарождения письменности на Руси.
Происхождение письменности на Руси, время её возникновения, её характер - одна из самых дискуссионных проблем русской истории. Долгое время господствующей была традиционная точка зрения, согласно к
Развитие письменности в Киевской Руси.
Православие открыло человеку Древней Руси самые разнообразные возможности и способы интеллектуального самовыражения - оно принесло на Русь письменность, литературу. Святые Кирилл и Мефодий, пропове
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инстру
Архитектура, изобразительное и прикладное исскуство Киевской Руси
В Киевском государстве сформировалась и достигла высокого уровня своеобразная и неповторимая культура. Она представлена многими тысячами фольклорных, письменных и материальных памятников, часть к
Цели и задачи изучения темы
Изучить проблемы, связанные с особенностями духовных процессов, происходивших в Украинских землях в XIV и первой половине XVII ст. человек его мировоззрение, идеалы.
Рассмотреть характерис
Быт и обычай украинского народа
Жилье — у феодалов — каменные и кирпичные постройки в виде замков с баснями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян — деревянные жилища двух типов: срубный (четырехугольный сруб с
Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть казацкое государство, как воплощение мечтаний украинского народа о свободе и независимости; особенности его духовной жизни, идеалов.
Изучить характер культурных процессов, цент
Культура Украины в эпоху Просвещения.
В эпоху Просвещения украинская культура в большой мере еще оставалась под влиянием барокко как типа культуры в его западном и православном вариантах. Идеи жившего в это время Г.С. Сковороды вряд
Цели и задачи изучения темы
Изучить духовную культуру Слободской Украины – органичной составной части украинской духовной культуры.
Проанализировать художественные центры, деятелей культуры Слобожанщины, их творчески
Образование и наука
Становление образования в Слободской Украине тесно связано с миграционными процессами, которые проходили со второй половины XVII ст. на этой территории. Переселенцы, которые были в основном выходца
Развитие духовной жизни на Слобожанщине
На территории Слободской Украины еще с начала ее заселения имела место попытка создания литературных, музыкальных и театральных коллективов. В 60-х годах XVIII ст. известный архитектор Слобожанщины
Архитектура и строительство на Слободской Украине.
Архитектура городов и сел Слобожанщины имеет много общего с архитектурой всей Левобережной Украины, а также Поднепровья. Вместе с тем она имеет свои особенности, свои специфические черты, связанные
Искусство Слобожанщины
Параллельно с формированием этнического типа слобожанина создавалось и искусство Слободской Украины со своими специфическими региональными особенностями. Во многом оно представляло собой новый орга
Праздники, обряды и обычаи на Слобожанщине (XVIII-XX ст.)
Среди многих важных проблем истории Украины значительное место занимает духовная культура украинского народа, в т.ч. и Слобожанщины, которая в XVII ст. стала новозаселенной территорией, которая вхо
Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть духовные потребности человека.
Изучить идею возрождения национальной культуры. Сущность художественных идеалов. Социальную направленность искусства. Творца, как выразителя наци
Школа, грамотность и национально-культурное движение в Галиции.
Единственным оплотом высокой украинской культуры в Галиции вплоть до середины XIX в. оставалась греко-католическая церковь. После ее включения в состав Австрийской империи в результате политики ве
Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть вопрос судьбы украинской культуры в ХХ веке.
Изучить духовное состояние украинской нации. Человека в контексте исторических событий. Особенности развития украинской культуры, е
НАУКА И О Б Р А 3 О В А НИЕ
В связи с возрастанием потребности г. грамотных людях и специалистах увеличивается число учебных заведений и учащихся, студентов, обучающихся в них. В 1914—1915 гг. на Украине насчитывается 26 тыс
Культура Украины в 1940-1950-х годах
В тяжелейшей обстановке второй мировой войны, конечный результат которой невозможно было предугадать, Сталин и его украинские ставленники не могли не считаться с основными новыми жи
ВХОЖДЕНИЕ КРЫМА В СОСТАВ УКРАИНЫ
В феврале 1954 г. Верховный Совет СССР, исходя из исторических и культурных связей, этнического, территориального единства Украины и Крыма, своим указом включил Крымскую область в состав УССР. При
НАУКА И КУЛЬТУРА УКРАИНЫ (80—90-е гг.)
В последние десятилетия украинская культура находилась в критическом состоянии вследствие ее идеологизации, сужения сферы использования украинского языка, снижения качества образования.
Цели и задачи изучения темы
Ознакомить с местом и ролью города Харькова в истории украинской культуры.
Рассмотреть Харьков, как один из культурных центров Слободской Украины. Духовную жизнь Харькова, ее значение для
Развитие изобразительного искусства в городе Харькове.
Академиком И.Саблуковым были основаны при городском Коллегиуме «прибавочные» художественные классы. Они имели огромное значение для развития художественной культуры на Слобожанщине,
Лекция 9.3. ЖИЗНЬ И БЫТ ГОРОДА XVII – XX веков.
Первая харьковская крепость была построена по чертежу, данному чугуевским воеводой Григорием Спешневым в 1655 г. Это был частокол из заостренных бревен, обнесенный рвом и валом протяженностью 11
ХАРЬКОВ ТЕАТРАЛЬНЫЙ.
Харьков - один из старейших театральных городов Украины. В сентябре 1780 года па торжествах, посвященных открытию наместничества, состоялось первое театральное представление. Постоянно действующий
Литературная жизнь Харькова.
Харьков литературный - это особая статья. Если говорить об именах известных, то одни здесь только начинали, другие делали вынужденную посадку, третьи, подобно Ивану Алексеевичу Бунину, привязывалис
Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть украинскую культуру в контексте мировой культуры.
Изучить генезис мировой и украинской культуры: общее и особенности. Связи украинской художественной культуры с художественными
РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Происходящая реформа образования вызвана глубокими социальными, политическими и экономическими изменениями в современном обществе Украины. Назрела необходимость повышения профессиональной подгото
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов