Реферат Курсовая Конспект
Формирование и развитие национально-культурного самосознания в украинских землях. - раздел Философия, УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине История культуры и искусств Украины В Первой Трети Xix В. Главными Очагами «Высокой Культуры» Были Харьков В Рос...
|
В первой трети XIX в. главными очагами «высокой культуры» были Харьков в российской части Украины и Львов — в ее западной части. Харьков приобрел особое значение для украинской культуры, поскольку здесь в 1805 г. по инициативе одного из приближенных Александра I богатого землевладельца В.Н. Каразина был создан университет. Позднее, начиная с 1830-х гг., все большее значение приобретает Киев, где после Польского восстания 1830 г. был создан еще один университет.
Формирование особого локального самосознания в Малороссии получило стимул от проводившихся в конце XVIII в. социально-политических реформ. Упорядочение критериев принадлежности к дворянству и развитие сословного этоса в целом побудили многих землевладельцев Малороссии заняться собиранием семейных документов, а вместе с ними и исторических преданий вообще. В связи с этим пробуждается интерес к памятникам этнографии и археологии, любители начинают соответствующее обследование украинских территорий, путешествуют по родному краю и вместе с его историей открывают и народную культуру.
Характерный пример такой деятельности — компилятивный труд Якова Марковича «Записки о Малороссии, ее жителях и произведениях» (1798). Ряд авторов посвятил свои сочинения защите сословных привилегий малороссийского дворянства в связи с проходившей «чисткой» помещичьих рядов. Еще в 1777 г. Григорий Калиновский опубликовал «Описание свадебных украинских простонародных обрядов в Малой России и слободской украинской губернии», а в 1819 г. выросший на Украине грузинский князь Николай Цертелев издал подборку старинных украинских песен. Однако первая по-настоящему солидная публикация такого рода (несколько томов украинских народных песен) была подготовлена М.А. Максимовичем, одним из создателей украинской национальной культуры, другом Н.В. Гоголя и первым ректором Киевского университета. После эту работу продолжил знаменитый филолог и лингвист И.И. Срезневский, опубликовав 6 томов «Запорожской старины».
Собирание фольклора сопровождалось спорами о языке. Тут положена было двойственным. С одной стороны, Иван Котляревский (1769-1838) нал сал живым и ярким украинским разговорным языком «Энеиду» (1798), которая пародийно-травестийно представляет запорожских казаков как античных героев. Затем последовал ряд других украиноязычных произведений нарочито «легкого» жанра, созданных в том же харьковском кружке П. Гулаксм-Артемовским, Г. Квитко-Основьяненко и Е. Гребенкой. Но дело было именно в том, что авторам этих произведений представлялось невозможным использовать тот же язык, который они считали простонародным диалектом русского языка, в «высокой» литературе и научных произведениях. Максимович, органически сочетавший малороссийский и общерусский патриотизм, полагал, что литературу на украинском языке создавать невозможно, да и вс нужно. Поэтому за харьковскими русскоязычными изданиями материалов украинской истории и культуры («Украинский вестник», «Украинский журнал-. «Украинский альманах» и «Украинский сборник», 1810-е - 1830-е гг.) не стояло собственно «национальной» программы. Само слово «украинский» в этих изданиях восходило к официальному названию региона (Слободско-Украин-ская губерния), не имевшего отношения к Украине в нынешнем смысле.
Среди молодых польских помещиков правобережной Украины в 1830-е -1840-е гг. стало модным подражать народному быту. Они стали разъезжать по ярмаркам на простых повозках, одеваться в свитки, курить люльки, петь украинские песни и устраивать соответствующие застолья, а прислугу одевать под казаков. Это движение стали иронически называть хлопоманством. Идеологами польского украинофильства были М. Чайковский, И. Терлецкий и Ф. Духинский. Последний, эмигрировав во Францию, опубликовал там ряд сочинений, в которых доказывал, что украинские русины в этническом отношении ближе всего полякам, в то время как русские вообще принадлежат к другой, неарийской группе народов. В повестях М. Чайковского идеи польского мессианизма перемешивались с идеями славянской солидарности: именно Польша должна была встать во главе федерации славянских народов, столицей которой можно избрать Киев, который был бы одновременно и столицей Польши, и именно отсюда началось бы движение, целью которого будет переустройство всего мира на неких идеально-благородных началах. Идеи такого рода обсуждались во многих кружках, в том числе и в Харьковском, который был в первые десятилетия XIX в. главным центром интеллектуальной жизни в Украине. Мода на тайные общества коснулась и Украины. В Полтаве существовала масонская ложа «Любовь к правде», в Киеве в эпоху декабристской конспирации — «Общество объединенных славян». В этой среде широкое хождение получили идеи славянской взаимности и проекты создания федерации славянских народов. В четырехтомной «Истории Малороссии» Д. Бантыша-Каменского малороссы представлены как часть России и русского народа. С другой стороны, родилось культурное украинофильство, самыми примечательными памятниками которого в литературе стали поэмы К.Ф. Рылеева и ранние произведения Н.В. Гоголя. Однако в целом в первые десятилетия XIX в. украинофильство еще не сформировалось как национально-культурное общественное движение. Ситуация стала меняться в 1840-е гг.
Перемены были связаны с поражением польского восстания 1830 г., созданием Киевского университета имени святого Владимира в 1834 г. и общим развитием романтическо-национальных идеологий в Европе того времени. Университет виделся имперскому правительству как важнейший рычаг «деполонизации» культурной жизни в украинских землях, поддержанные государством славянские изыскания служили фактически той же цели. Результатом стало быстрое развертывание исследований по истории Украины. В 1840 г. стал выходить журнал «Киевлянин», в 1843 г. создана Киевская Археографическая комиссия и ее сотрудники развернули свою деятельность по сбору и изданию документов и памятников старины.
Первым ректором Киевского университета был М.А. Максимович, руководивший кафедрой истории русской литературы. Особую славу ему принесли три сборника записанных им народных песен. В Киеве Максимович написал большое число работ по истории, литературе, археологии и этнографии. В своих публикациях он последовательно отстаивал тезис о единстве «большой русской нации», органической частью которой выступают малороссы, поэтому современные исследователи (А.И. Миллер) не считают возможным видеть в Максимовиче украинского националиста. Тем не менее, именно Киев в 1840-е гг. становится центром интеллектуальной жизни, центром национально-культурного движения, с которого можно начинать историю украинского национализма, развившегося в общем контексте Национального возрождения в Европе на тех же идеологических основах, что и национальные движения у других славян.
Начало украинскому национализму положил кружок, получивший название Кирилло-Мефодиевского общества (1846-1847). Его основателем можно считать Пантелеймона Кулиша, объединившего вокруг себя Василя Белозерского, Николая Гулака-Артемовского, Опанаса Марковича. С этим кругом лиц был связан и Тарас Шевченко. Второе дыхание пришло вместе с Н.И. Костомаровым, который перебрался в Киев из Харькова, чтобы преподавать сначала в гимназии, потом — в университете, и стал неформальным главой группы украинской интеллигенции, создавшей Кирилло-Мефодиевское общество. Костомаров написал устав общества и сочинение под названием «Книга бытия украинского народа». Речь в ней шла больше не о национальных задачах, а о необходимости социальных перемен (отмена крепостного права и сословных привилегий, развитие просвещения и реформа «нравов»), которые должны были быть осуществлены в федерации славянских народов. Хотя ничего опасного для государства в идеях общества не было, а еще меньше опасности заключалось в проводившихся беседах и спорах, участники этих бесед были арестованы и сосланы. Самой трагичной была судьба Т. Шевченко — центральной и «культовой» фигуры украинской культуры.
Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861) родился в семье крепостных крестьян под Киевом, учился грамоте у местных дьячков и по своему почину стал рисовать. Барин послал Тараса учиться сначала в Варшаву, затем в Петербург, где он познакомился с Е. Гребенкой, А.В. Венециановым, К.П. Брюлловым, В.А. Жуковским. Друзья и покровители молодого художника устроили лотерею, средства от которой позволили выкупить Шевченко из крепостной зависимости. Он продолжил учебу, стал писать стихи. В 1840 г. был опубликован первый вариант «Кобзаря», потом в течение нескольких лет Шевченко посещал Украину, делал рисунки по заказу Археографической комиссии, был связан с Кирилло-Мефодиевским обществом и продолжал писать стихи, в которых зазвучали острые антимонархические обличительные ноты. Не будучи дворянином, Шевченко был наказан за нападки на самодержавный режим много более сурово, чем другие участники киевского кружка. Он был сослан солдатом сначала в Оренбург, а потом — в отдаленную крепость на берегу Каспийского моря и получил разрешение вернуться в Петербург лишь в 1857 г. после многочисленных ходатайств его столичных друзей и покровителей. В Петербурге он был встречен с большим энтузиазмом, как один из мучеников борьбы с крепостным режимом, но прожил недолго, так как его здоровье было уже подорвано.
На творчество Шевченко большое влияние оказали немецкие, русские и польские романтики, среди его многочисленных исторических поэм особое место занимают «Гайдамаки». Лирические стихи Шевченко, объединенные в знаменитом «Кобзаре», — одна из вершин украинской поэзии. Как художник Шевченко прошел путь от романтической идиллии из крестьянской жизни и прекрасных парадных портретов к реализму поздних работ, окрашенных лирикой и уважением к человеческой личности.
Шевченко стал мученическим символом, а Николай Иванович Костомаров (1817-1885) после возвращения из ссылки — ключевой фигурой в идеологии рождавшегося украинофильства. После амнистии став профессором Петербургского университета, Костомаров очень много писал о русской истории. Он один из основоположников российской академической историографии. Был ли Костомаров украинским националистом? На этот вопрос очень трудно ответить. Для русско-украинских отношений фигура Костомарова столь же характерна, сколь характерны фигуры Гоголя и Максимовича. В творчестве и личности всех троих украинское еще никак не противоречило русскому, понимаемому как общая для великороссов, малороссов и белорусов идентичность.
Рядом с Костомаровым в украинофильском движении особенно заметной была фигура Пантелеймона Александровича Кулиша (1819-1897). Он родился на Черниговщине, в богатой дворянской семье, и, получив хорошее домашнее воспитание и образование, продолжил учебу в гимназии Новгоро-да-Северского, где увлекся русской и украинской литературой. Переехав в Киев, Кулиш познакомился с Максимовичем, стал писать романтические исторические повести и поэмы и получил место гимназического преподавателя в Луцке. В момент разгрома Кирилло-Мефодиевского общества Кулиш был арестован и осужден за выступления против крепостного права на 3 года ссылки в Тулу. Здесь он увлекается этнографией, изучает языки, устанавливает связи с русскими славистами. Приехав в Петербург после досрочного прекращения ссылки, Кулиш разворачивает активную деятельность как публицист, писатель и издатель. Он пишет романы, рассказы для народа, разрабатывает свою систему украинского правописания («кулишовка»), создает руководство по грамматике, начинает издание альманаха «Хата». В начале 1860-х гг. он один из главных сотрудников «Основы», а после ее прекращения предпринимает ряд поездок по Европе и устанавливает связи с украинскими деятелями Гали-чины, но ссорится с ними после публикации трех томов под названием «История воссоединения Руси», где казачество было представлено как преимущественно деструктивная сила. Затем Кулиш пытался обеспечить сближение украинского галицийского движения с поляками, но не был никем поддержан. Он обосновался на Украине, на хуторе, и отдался литературной деятельности, написав ряд поэм, рассказов, роман «Черная рада» и переведя на украинский несколько произведений западных классиков. Большое значение для развития украинского языка и культуры в целом имел и предпринятый Кулишом еще в 1860-е гг. перевод Священного Писания на украинский язык.
Наряду с Шевченко, Костомаровым и Кулишом участниками украинского движения 1860-х гг. были Марко Вовчок (М. Маркович), Л. Глебов, А. Сто-роженко, Ганна Барвинок, С. Руданский, Данило Мордовец, А, Свидницкий, П. Чубинский. В Петербурге сложился кружок украинской интеллигенции, ставший позднее известным как «Громада». Он издавал с 1861 г. журнал «Основа», просуществовавший меньше двух лет из-за очень ограниченного числа подписчиков. Печатались украинские буквари (в 1862 г. в Петербурге и Москве продавались 6 украинских букварей разных авторов1) и книжечки для народа — «метелики», в которые включались подборки текстов украинских писателей. В кружке велись дискуссии о соотношении русского и украинского языков и о месте Украины в истории России. «Громады» стали возникать и в приднепровской Украине, ставя своей целью организацию воскресных школ, публикацию украинских книг и развитие украинского театра.
Подъем украинофильства совпал со временем Польского восстания 1863 г., что привело к перемене в правительственной политике. Теперь цензурой «дозволялись к печати только такие произведения на этом [малороссийском] языке, которые принадлежат к области изящной литературы; пропуск же книг на малороссийском языке как духовного содержания, так темных и вообще назначаемых для первоначального чтения народа, приостановить». Это распоряжение министр В.А. Валуев рассматривал как временное з вызванное, с одной стороны, «политическими замыслами поляков», с другой стороны — негодованием «большинства малороссиян», «которые весьма основательно доказывают, что никакого особенного малороссийского языка ив было, нет и быть не может, и что наречие их, употребляемое простонародней, есть тот же русский язык, только испорченный влиянием на него Польши»-.
Часто считается, что циркуляр Валуева имел разрушительное воздействие на развитие украинской национальной культуры. В то же время признает; -что и после циркуляра деятельность «громад» и украинских интеллигентов-будителей разворачивалась успешно, особенно в Киеве. Тут, начиная с 1873 г., неформальным органом украинофильства стало Киевское отделение Императорского географического общества. Рупором киевской украинской интеллигенции выступала русскоязычная газета «Киевский телеграф».
По инициативе противника украинофилов, полтавского помещика и руководителя Киевской археографической комиссии М. Юзефовича была создана комиссия для изучения вопроса об «украинофильской пропаганде». Hi основе ее представлений Александр II издал Эмский указ (1876) о «пресечении опасной в государственном отношении деятельности украинофилов». Он предусматривал ряд запретительных мер в развитие валуевского циркуляра, запрещал ввоз украинских изданий из-за рубежа, предписывал закрыть «Киевский телеграф», провести «чистку» библиотек низших и средних училиш. усилить контроль за благонадежностью преподавателей, распустить Киевское отделение Географического общества и выслать за границу активных украинских деятелей — ученых М.П. Драгоманова и П.П. Чубинского. Эмский указ, однако, не привел к ликвидации украинского национально-культурного движения. Русское правительство не располагало ни необходимыми ресурсами и институтами, ни политической программой, чтобы русифицировать основную массу украинского населения.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ГОУ ВПО БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... КАФЕДРА УКРАИНОВЕДЕНИЯ... УЧЕБНО ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Формирование и развитие национально-культурного самосознания в украинских землях.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов