рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В 60—90-е ГОДЫ XIX ВЕКА.

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В 60—90-е ГОДЫ XIX ВЕКА. - раздел Философия, УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине История культуры и искусств Украины Начиная С 1860 Годов, Радикально Настроенную Молодежь Империи Обычно Называют...

Начиная с 1860 годов, радикально настроенную молодежь империи обычно называют народниками. Совмещая в себе радикальную буржуазно-демократическую программу с идеями социализма, народники выступали как против крепостничества и его пережитков, так и против буржуазного разви­тия страны. Они были сторонниками перехода к социализму через крестьян­скую общину, которая, по их мнению, свидетельствовала об отсутствии у крестьян эгоизма и об их врожденной склонности к социализму. В основе идеологии народников лежала мистическая вера в российское крестьянство, как носителя «высшей житейской мудрости». Считая российского крестьяни­на «врожденным» социалистом, один из идеологов народников М.М.Бакунин призывал молодёжь готовить народное восстание против главных врагов на­рода: частной собственности, государства и церкви.

Содержанием народнического движения являлась борьба за полную ликвидацию помещичьего землевладения, всех остатков крепостничества, за победу крестьянской революции. Считая капитализм абсолютным злом, на­родники верили, что Россия минует его и после победы крестьянской рево­люции, пойдет только ей присущим путем через сельскую общину к социа­лизму. Главной задачей своей деятельности народники считали воспитание крестьянства, его образование, подъём его на революционную борьбу против несправедливого строя, против царизма.

Народное движение объединяло людей, которые принадлежали к раз­ным социальным слоям народа, к разным политическим направлениям, часто прямо противоположным по своим убеждениям. К примеру, некоторые на­роднические течения исповедовали теорию «непротивления злу насилием», другие призывали к террору, к новой пугачовщине.

В начале 70-х годов возникают революционно-народнические органи­зации, революционные группы, отличающиеся различным подходом к мето­дам революционной деятельности. Некоторые из них с целью установления контакта с крестьянством предприняли так называемые «хождение в народ», стремясь подготовить крестьянство к великому восстанию. «Хождением в народ» в 1874 году было охвачено, по официальным данным, 37 губерний европейской России, в том числе почти все украинские губернии. Но эта так­тика провалилась. Попытки склонить крестьянство к массовому выступле­нию против царского правительства не принесли желанных результатов. В конце 1874 года более одной тысячи пропагандистов-народников были аре­стованы и осуждены царским правительством. Народнические организации активно действовали в Украине: Киеве, Одессе, Харькове, Полтаве, Чернигове, Николаеве, Херсоне.

После неудачи «хождения в народ1' некоторые из наиболее радикально настроенных народников обратились к идеям Бакунина, решив, что начать революцию можно только с помощью насилия и террора. Они создали орга­низацию «Народная воля», основным принципом деятельности которой, был терроризм. Строго законспирированная и недоступная извне «Народная во­ля» начала компанию политических убийств, кульминацией которых стало убийство царя Александра П. Гибель царя вызвала общее осуждение наси­лия, дискредитацию терроризма и убедила правительство в необходимости ужесточения своей политики. Характерно, что народники-террористы осо­бенно активно действовали в Украине; в Киеве, Харькове, Одессе, Нежине, Полтаве и др. Они осуществили ряд громких террористических актов: в 1878 году народоволец Г.Попко убил жандарма Гейкина, в феврале 1879 года убит в Харькове губернатор князь Куропаткин и др.

Активными участниками народнического движения были украинцы –Д.Лизогуб, Н.Кибальчич, С.Перовская и многие другие. Но они почти не поднимали вопросы национального освобождения украинского народа и дру­гих народов, порабощенных Россией.

Принципиально на других позициях стояли украинские народники (на­родовцы, хлопоманы), которые отстаивали идеи своеобразия украинского народа, его быта и хозяйства, подчеркивали индивидуализм украинского кре­стьянства. Народовцы выступали за единство всех украинских земель и раз­вития единого украинского языка на основе народного языка. Украинские народники основной целью своей деятельности считали культурно-просветительскую работу среди крестьянства. Они считали главной отличи­тельной чертой украинского крестьянства его религиозность и воспевали ее в своих произведениях. Организационными центрами народовского движения были редакции журналов: «Вечерницы» (1862-1863 гг.), «Мета» (1863-1864 и), «Нива» (1865 г.), «Русалка» (1866 г.). Украинские народники - это пре­имущественно представители украинской интеллигенции: писатели, учителя, врачи, юристы, студенты. Народовцы стремились поднять национальное са­мосознание украинской молодежи. Они Изучали украинскую литературу и историю, собирали этнографические и фольклорные материалы, открывали читальни, библиотеки, издавали произведения украинских писателей, школьные учебники, организовывали театральные постановки и ежегодные Шевченковские вечера. Украинское народовское движение возникло в Гали­ции, позже оно распространилось на Буковине и Закарпатье.

На протяжении всего времени существования народничества в нем действовали и революционные, н либеральные элементы. В 70-х годах на­родники в своем абсолютном большинстве стояли на революционных пози­циях. После неудачи «хождения в народ» и после разгрома «Народной воли» в 1881 году, произошел кризис революционного народничества, и в 80-90-х годах и общественно-политическом движении стало преобладать либераль­ное народничество.

В общественно-политическом движении в Украине во второй половине XIX века выделяется буржуазно-оппозиционное движение, ориентировав­шееся на превращение России в конституционную монархию и введение буржуазных свобод - свободу слова, печати, неприкосновенное га личности, введение самоуправления, созыв Учредительного собрания. Они надеялись на проведение реформ мирным путем и находились в легальной оппозиции самодержавию, В Украине деятельность либералов была такой же, как и в целом по России.

В эпоху кризиса и краха крепостничества, формирования капиталисти­ческих отношений в Украине возникает национальное движение. В послед­ние предреформенные десятилетия и в первое время после отмены крепост­ничества в 1861 году оно было еще слабым, и в нем участвовали малочис­ленные круги дворянско-буржуазной интеллигенции, стремившиеся, в ос­новном, к развитию украинского языка и культуры.

С развитием капитализма и постепенным завершением формирования украинской нации национальное движение росло, в него вливались все более широкие общественные группы. Но поскольку социальный состав украин­ской нации был неоднородным, неоднородным было и национальное движе­ние в Украине. Несмотря на то, что все участники национального движения выступали против национального гнета, единства между ними не было.

С конца 50-х годов на протяжении второй половины XIX века в нацио­нальном движении в Украине действовали кружки интеллигенции, получив­шие название «громад». Общей для всех их была национальная украинская идея на демократической основе, вера в возможность достичь национального управления, любовь к Украине, гордость за достижения его духовной куль­туры. Нелегальные «громады» действовали в Киеве, Полтаве, Харькове, Хер­соне, Одессе, Николаеве, Чернигове и других городах Украины. Первая Гро­мада возникла в конце 50-х годов XIX века в Киеве. Её создателями и актив­ными членами были Н.Костомаров, П.Кулиш, В.Белозерский, Т.Шевченко и др. Громада издавала журнал «Основа».

В 1861 году в Киеве возникла еще одна Громада. В 70-80-х годах она превратилась в основной центр национально-культурного возрождения в Ук­раине. Среди наиболее активных членов Киевской громады выделялись В.Антонович. М.Драгоманов, П.Чубинский, Т.Рыльский, НЛысенко, М.Старицкий, И.Нечуй-Левицкий. Члены Громады считали своим основным долгом пробуждение национального самосознания украинской молодёжи и народа в целом. Члены Громады организовывали воскресные школы, зани­мались изданием украинской популярной и научной литературы, изучали быт и традиции украинского народа. Репрессии со стороны царского прави­тельства вынудили часть громадовцев эмигрировать ча границу, деятельность Громады была запрещена.

В 80-х голах XIX века члены громад в Украине объединились вокруг
журнала «Киевская старина». Громадское движение продолжалось до фев­ральской революции 1917 года.

Одновременно с народничеством, либеральным и национальным дви­жением в Украине усиливалось и рабочее движение. Рабочие создавали снои отдельные пролетарские организации, которые наряду с пропагандистской работой занимались организацией стачечной борьбы за улучшение полити­ческого положения и политической свободы пролетариата.

Деятельность этих пролетарских организаций, развертывание массово­
го рабочего движения в Украине, как и в целом в России, создало предпо­сылки для распространения социалистических идей, прежде всего идей мар­ксизма как революционной идеологии пролетариата. В конце 80-х начале 90-
х годов в Киеве, Екатеринославле, Одессе, Херсоне, Харькове, Полтаве и
других городах Украины возникли марксистские кружки. Они занимались
главным образом изучением социал-демократической литературы и распространением её среди интеллигенции и студентов. Первые марксистские кружки и группы были закрытыми, организационно не связанными между собой, оторванными от рабочего движения. Однако они подготовили условия для создания социал-демократической партии в России и в Украине. В 1898 году было провозглашено о создании марксистской рабочей партии общероссийского масштаба, сыгравшей большую роль в дальнейшей истории Украины.

Австро-Венгрия и Россия, будучи унитарными государствами, вся­чески пытались помешать формированию украинской нации и развитию украинской национальной культуры, стремясь ассимилировать украин­ское население.

В Австро-Венгрии это проявилось в нарушении провозглашенного Австрийской Конституцией 1867 г. равноправия всех граждан в полу­чении образования, в государственных учреждениях и судах, т. к. в западно-украинских землях руководящие посты в администрации и суде занимали лишь лица австрийской, венгерской и польской национально­стей. Всячески ограничивалось преподавание в школах на украинском языке и открытие новых школ. Ни в одном высшем учебном заведении на западно-украинских землях не велось преподавание на украинском языке.

К началу XX века во Львовском университете имелось лишь две украинских кафедры: истории Украины и украинской литературы.

В царской России в 1863 году циркуляром министра, внутренних дел П. Валуева запрещалось печатание книг на украинском языке (кроме художественной литературы). В значительной степени решение принималось по заявлениям обрусевших представителей украинской ин­теллигенции, которые доказывали, что якобы «никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может». Спустя 30 лет М. Драгоманов писал: «для украинской интеллигенции, как и для украинофилов, русский язык еще и теперь является родным и природным».

В Эмском указе Александра II (1876 г.), запрещавшем ввоз на Украину каких бы то ни было книг и брошюр на «малороссийском на­речии», украинских пьес и песен, которые требовалось переводить на русский язык. Запрещалось использование украинского языка в началь­ных школах, судах и государственных учреждениях. Из школьных биб­лиотек изымались книги на украинском языке, учителей-украинофилов заменяли на русских. 'Переименовывались географические названия: «Ма­лороссийская» губерния была разделена на Черниговскую и Полтавскую, а «Слободско-Украинская» переименована в Харьковскую.

В итоге рост национального гнета вел к активизации украинского национально-освободительного движения. В Западной Украине действовало 3 направления украинского на­ционально-освободительного движения:

К первому относились революционные демократы, выражавшие интересыкрестьянства,имели немногочисленные революционные кружки во Львове,Станиславе,Перемышле, Дрогобыче, Тернополе и Дублянах. Наиболее значительной была группа И. Франко и М. Павлика во Львове, работавшая в журна­ле «Друг», а затем в журнале -«Громадский друг», а впоследствии в га­зете «Труд», на страницах которых и вне их критиковавшая феодаль­ный и национальный гнет в Австро-Венгрии, призывавшая к объедине­нию всех трудящихся Западной Украины в борьбе за свои экономичес­кие и политические права, распространявшая произведения Герцена и Чернышевского, Маркса и Энгельса, сотрудничавшая с марксистской группой «Освобождение труда».

Однако с начала XX в. И. Франко стал одним из наиболее извест­ных критиков марксизма. Так, в статье «Що таке поступ?», он показал, что в условиях партийной монополии соци­ал-демократов на власть их государство неминуемо станет огромной на­родной тюрьмой.

Ко второму относились народовольци — либеральное украинское национальное дви­жение, объединявшее средние слои населения: студентов, священников, интеллигенцию. Основным вопросом своей деятельности считали не политичепсуго борьбу, а развитие украинского языка и культуры, для пе­го в 1868 г. группа из 60 студентов во главе с Анатолием Вахняниным создала во Львове культурно-просветительское общество «Просвiта», занимавшееся «изучением и просвещением народа» и развитием украин­ского театра. Несмотря на значимость литературной и культурной дея­тельности «Просвети», народовольцы были слабо связаны с народом и лишь частично выражали его интересы.

В то же время деятельность организаций «Просв1ти» и таких под­вижников, как А. Борковский, Е. Сушкевич, А. Партицкий, Ю. Романчук и другие, способствовала существенному росту национального са­мосознания и патриотизма. Под их влиянием находилась одна из наиболее популярных газет «Дiло» (1880—1939). В прямой связи с куль­турно-просветительской работой «Просвшг» стоит создание таких орга­низаций, как Ревизионный союз кооперативов, Маслосоюз, Сельский гос­подарь, существование сельскохозяйственных и торговых школ.

Москвофилы — наиболее правое, консервативное крыло в ук­
раинском национальном движении, объединявшее украинских помещи­
ков, буржуазию, священников униатской церкви и др., разочаровавшихся
в слабеющей Австро-Венгерской империи, постоянно испытывавших
в ней пренебрежительное отношение со стороны польской шляхты и по­
этому мечтавших присоединиться к набирающей мощь Российской импе­
рии. По их словам, «если нам придется утонуть, то лучше это сделать
в российском море, чем в польском болоте». Однако их политический
курс отличался пассивностью, инертностью и половинчатостью (парал­
лельно они заверяли Габсбургов, что являются верными подданными
и австрийской империи и хотят установить лишь культурные связи
с Россией). Все это приводило к путанице и не способствовало поддерж­
ке москвофилов со стороны народа. Однако, имея огромные финансовые
средства, они издавали самую могущественную в Галиции газету «Сло­
во», имели политическую организацию — Русскую Раду и др. органы.
Лидерами., москвофилов были Богдан Дидицкий, Иван Наумович, Михаил
Качковекий и др.

В Восточной Украине после разгрома Кирилло-Мефодиевского об­щества стали организовываться полулегальные кружки — «Громады», возникшие в Киеве, Харькове, Чернигове, Полтаве и др. городах и объе­динявшие представителей широких слоев населения (среднюю нацио­нальную буржуазию, обуржуазившихся помещиков, преподавателей, врачей, писателей, студентов -и т. п.). Кружки-громады не имели чет­кой организационной структуры, своих -программ и уставов, часто рас­падались и вновь возникали. Однако, можно выделить общие для всех громад характерные черты:

— их деятельность носила в основном культурно-просветитель­ский «характер (организация украинских кружков просвещения и воск­ресных школ, изучение и пропаганда популярной и научной литературы, изучение истории украинского народа, его языка, культуры, этногра­фии и т. п.);

— громады не вели политическую борьбу с царизмом, считая, что украинский народ к ней еще не готов, поэтому в первую очередь не­обходимо просвещение народа, его консолидация в рамках Российской империи. Большинство членов громад приветствовало и идеализировало отмену крепостного права в России и на Украине.

В 1861—1862 гг. в Петербурге, куда съехались после ссылки Костомаров, Белозерский, Шевченко и Кулиш, возник близко связан­ный с громадами общественно-политический и литературный журнал «Основа». Он способствовал объединению вокруг редакции украинских историков,- литераторов, этнографов, языковедов и др. Журнал знако­мил российского читателя с произведениями украинских авторов и жизнью украинского народа, его историей и традициями. Популярности , журнала способствовали организация им публичных чтений и присутствие на них Т. Шевченко, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Н. Чернышев­ского и др.

В 1873 г. во Львове было организовано Литературное товарищество им. Шевченко, позднее превратившееся в Научное товарищество им. Шевченко. В соответствии с уставами существующих академий оно раз­делялось на секции: историко-философскую, филологическую, математико-естествознавческо-медицинскую, пыталось даже создать Могилянско-Мазепиискую академию наук, но австро-венгерские власти игнорировали эту идею и не поддержали ее инициаторов.

После Эмского указа Александра II начался распад громад: часть
их членов, напуганная запретом царизма на деятельность украинских
организаций, вышла из громад, вторая часть основала «молодые гро-
мады»,- принявшие участие в 1874—1875 гг. в организованном на­
родниками «хождении в народ». Некоторая часть, как, например, Драго­
манов, выехала за границу и там пыталась найти выход из кризиса
и путь дальнейшего развития украинского национально-освободительно­
го движения.

 

Михаил Драгоманов родился в 184.1 г. в городе Гадяче на Полтавщине в семье мел­кого дворянина, потомка старшины Запорожской Сечи. Во время обу­чения в Киевском университете вступил в Киевскую громаду, где вскоре стал одним из ее лидеров. С 1864 — преподаватель Киевского уни­верситета.

Драгоманов преследовал цели превращения России в демократичес­кую федерацию, в которой Украина получит широкую автономию (пра­во самостоятельно решать большинство стоящих перед ней проблем) и развивалась бы по пути, проложенному передовыми капиталистическими странами Западной Европы (капиталистические отношения без феодальных пережитков, буржуазно-демократические институты и сво­боды: парламент, всеобщее избирательное право, свобода слова, печати, собраний и т. п.).

Он предполагал следующий механизм выполнения постав­ленных задач: создание широкого национально-освободительного дви­жения на Украине с участием всех слоев населения, включая кресть­янство, которое было бы в силах добиться от царизма демократических реформ и изменений в государстве.

В 1875 г., в период репрессий отказался отречься от своих взгля­дов и по особому указу Александра II был уволен из Киевского универ­ситета и выслан за границу, где в 1878—1882 гг. издавал в Женеве первый украинский журнал за границей «Громада», на страницах кото­рого пропагандировал своп идеи, печатал социально-экономические, по­литические, национально-культурные, исторические и др. статьи из жизни Украины.

Симпатизировал идеям социализма, прежде всего в этическом плане, (т. е. раскрепощение сил и возможностей человека и общества, отсутст­вие эксплуатации и др.). Вместе с тем критиковал марксизм, как ошибочное учение, не отвечающее потребностям украинского народа. Со вре­менем идеи Драгоманова заложили основу для формирования первой ук­раинской социалистической партии на Украине.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине История культуры и искусств Украины

ГОУ ВПО БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... КАФЕДРА УКРАИНОВЕДЕНИЯ... УЧЕБНО ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В 60—90-е ГОДЫ XIX ВЕКА.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цели и задачи изучения темы
­Ознакомить студентов с предметом истории культуры Украины, ее научно-методологической базой, методикой и порядком ее изучения, структурой построения учебного курса. Изучить преемственност

Понятие культуры. Виды и функции.
Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Объясняется это, прежде всего те

Типология культур.
Критериев, или оснований для типологии культур может быть много. В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вар

Численность и географическое размещение украинцев.
По численности населения Украина примерно равна населению Франции и насчитывает около 50 млн. человек. на начало 2001 года в государстве насчитывалось 49.3 млн. жителей, это на 2.9 млн. меньше чем

Мифологические истоки народной художественной культуры
  В эпоху Древней Руси, а также и в последующие исто­рические периоды народное художественное творчество было неразрывно связано с древнеславянской мифологией. Миф - это древ

Цели и задачи изучения темы
Изучить древнейшие времена на территориях современной Украины, феномен трипольской культуры, характер жизни людей первобытного общества их мировосприятие, мифология и различные верования, культ при

Древние люди и государства на территории Украины.
Первые следы человеческого обитания на территории современной Украины появились примерно 150 тыс. лет тому назад. У первого человека, пришедшего на берега Черного моря с Кавказа или, быть может, с

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть собенности жизни и духовные ориентиры Киевской Руси, центры духовной жизни, специфика культурных процессов, духовная жизнь и художественные процессы Галицко-Волынского княжества.

Особенности художественной жизни Киевской Руси.
Основной особенностью художественной культуры той эпохи была её тесная связь со всеми видами повседневной деятельности. Вся жизнь строилась по законам красоты и на основе прекрасного. Каждый челове

Дискуссии по истории зарождения письменности на Руси.
Происхождение письменности на Руси, время её возникновения, её характер - одна из самых дискуссионных проблем русской истории. Долгое время господствующей была традиционная точка зрения, согласно к

Развитие письменности в Киевской Руси.
Православие открыло человеку Древней Руси самые разнообразные возможности и способы интеллектуального самовыражения - оно принесло на Русь письменность, литературу. Святые Кирилл и Мефодий, пропове

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была состав­ной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инстру

Архитектура, изобразительное и прикладное исскуство Киевской Руси
В Киевском государстве сформировалась и достигла высокого уровня своеобразная и неповторимая культура. Она пред­ставлена многими тысячами фольклорных, письменных и материальных па­мятников, часть к

Культура руси периода феодальной раздробленности. Культуга Галицко-Волынского княжества.
Развитие культуры происходило в сложных условиях раздробленности рус­ских земель. Однако, несмотря на постоянные междоусобицы и угрозы со стороны соседних государств и племен, в древнерусской культ

Цели и задачи изучения темы
Изучить проблемы, связанные с особенностями духовных процессов, происходивших в Украинских землях в XIV и первой половине XVII ст. человек его мировоззрение, идеалы. Рассмотреть характерис

Культура на Украине в XVI- первой половине XVII века. Исторические условия развития культуры.
Развитие Украины в Составе Речи Посполитой обусловливало развитие украинской культуры в условиях национального, феодального и религиозного гнета, принижения украинской культуры, языка, обыч

Быт и обычай украинского народа
  Жилье — у феодалов — каменные и кирпичные постройки в виде замков с баснями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян — дере­вянные жилища двух типов: срубный (четырехугольный сруб с

Православная культура Украины в первой половине XVII в. (образование, центры просвещения и книгопечатания )
Специально устроенных приходских школ в православной среде почти не существовало. Это было связано с близостью церковнославянского языка разговорному, что делало язык высокой культуры, в отличие от

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть казацкое государство, как воплощение мечтаний украинского народа о свободе и независимости; особенности его духовной жизни, идеалов. Изучить характер культурных процессов, цент

Греко-католическая (униатская) культура Украины во второй половине XVII века и трансформация ее культуры в XVIII веке.
Во второй половине XVII века важнейшим вопросом в самосознании и идейно-культурной программе сторонников Брестской унии было соотношение конфессионального и этнического. В униатской церкви

Православная культура украинских земель во второй половине XVII-XVIII вв.
В присоединенной к России части Украины сложились совершенно иные условия для развития культуры. С одной стороны, сама украинская культура в новом контексте переживала быстрый подъем, а с другой —

Архитектура и искусство Украины второй половины XVII – XVIII веков.
  Барокко в украинской художественной культуре приобрело демократи­ческий облик. Восприняв европейский стиль, украинцы придали ему народ­ные черты. Очевидно, сказалась близость барочн

Культура Украины в эпоху Просвещения.
В эпоху Просвещения украинская культура в большой мере еще остава­лась под влиянием барокко как типа культуры в его западном и православ­ном вариантах. Идеи жившего в это время Г.С. Сковороды вряд

Цели и задачи изучения темы
Изучить духовную культуру Слободской Украины – органичной составной части украинской духовной культуры. Проанализировать художественные центры, деятелей культуры Слобожанщины, их творчески

Образование и наука
Становление образования в Слободской Украине тесно связано с миграционными процессами, которые проходили со второй половины XVII ст. на этой территории. Переселенцы, которые были в основном выходца

Развитие духовной жизни на Слобожанщине
На территории Слободской Украины еще с начала ее заселения имела место попытка создания литературных, музыкальных и театральных коллективов. В 60-х годах XVIII ст. известный архитектор Слобожанщины

Архитектура и строительство на Слободской Украине.
Архитектура городов и сел Слобожанщины имеет много общего с архитектурой всей Левобережной Украины, а также Поднепровья. Вместе с тем она имеет свои особенности, свои специфические черты, связанные

Искусство Слобожанщины
Параллельно с формированием этнического типа слобожанина создавалось и искусство Слободской Украины со своими специфическими региональными особенностями. Во многом оно представляло собой новый орга

Праздники, обряды и обычаи на Слобожанщине (XVIII-XX ст.)
Среди многих важных проблем истории Украины значительное место занимает духовная культура украинского народа, в т.ч. и Слобожанщины, которая в XVII ст. стала новозаселенной территорией, которая вхо

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть духовные потребности человека. Изучить идею возрождения национальной культуры. Сущность художественных идеалов. Социальную направленность искусства. Творца, как выразителя наци

Православная и греко-католическая церковь и их влияние на развитие культуры Украины в XIX веке.
Базовым институтом культуры в XIX в. в российской части Украины ос­тавалась церковь, рядом с которой во второй половине века появились свет­ская школа, пресса, интеллигентские просветительские движ

Формирование и развитие национально-культурного самосознания в украинских землях.
В первой трети XIX в. главными очагами «высокой культуры» были Харь­ков в российской части Украины и Львов — в ее западной части. Харьков приобрел особое значение для украинской культуры, поскольку

Школа, грамотность и национально-культурное движение в Галиции.
Единственным оплотом высокой украинской культуры в Галиции вплоть до середины XIX в. оставалась греко-католическая церковь. После ее включе­ния в состав Австрийской империи в результате политики ве

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть вопрос судьбы украинской культуры в ХХ веке. Изучить духовное состояние украинской нации. Человека в контексте исторических событий. Особенности развития украинской культуры, е

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В истории Украины, ее народа этот период характеризуется подъе­мом либерального, национального и демократического движения. В начале XX в. происходит рост политической активности либераль­

Украинская культура конца XIX - начала XX ст. (литературная жизнь).
  Конец XIX и начало XX ст. ознаменовались необычайным ростом промышленности на Украине. В сельском хозяйстве шла усиленная дифференциация, концентрация земель в руках кулачества, пов

НАУКА И О Б Р А 3 О В А НИЕ
В связи с возрастанием потребности г. грамотных людях и специа­листах увеличивается число учебных заведений и учащихся, студентов, обучающихся в них. В 1914—1915 гг. на Украине насчитывается 26 тыс

Художественные процессы в Украине в 30-е – 50-е годы.
    Украинская советская литература. Советская У. л. развивалась в обстановке напряженной классовой борьбы. В результате гражданской войны на Украине, р

Культура Украины в 1940-1950-х годах
  В тяжелейшей обстановке второй мировой войны, конечный результат которой невозможно было предугадать, Сталин и его украинские ставленники не могли не считаться с основными новыми жи

ВХОЖДЕНИЕ КРЫМА В СОСТАВ УКРАИНЫ
В феврале 1954 г. Верховный Совет СССР, исходя из исторических и культурных связей, этнического, территориального единства Украины и Крыма, своим указом включил Крымскую область в состав УССР. При

НАУКА И КУЛЬТУРА УКРАИНЫ (80—90-е гг.)
В последние десятилетия украинская культура находилась в кри­тическом состоянии вследствие ее идеологизации, сужения сферы испо­льзования украинского языка, снижения качества образования.

Цели и задачи изучения темы
Ознакомить с местом и ролью города Харькова в истории украинской культуры. Рассмотреть Харьков, как один из культурных центров Слободской Украины. Духовную жизнь Харькова, ее значение для

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ГОРОДА ХАРЬКОВА И ХАРЬКОВСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ.
  Первые документальные сведения о возникновении Харькова относятся к середине XVII века. На большой территории, названной Слободской Украиной, один за другим возникали укрепленные пу

Развитие изобразительного искусства в городе Харькове.
  Академиком И.Саблуковым были основаны при городском Коллегиуме «прибавочные» художественные классы. Они имели огромное значение для развития художественной культуры на Слобожанщине,

Лекция 9.3. ЖИЗНЬ И БЫТ ГОРОДА XVII – XX веков.
Первая харьковская крепость была построена по чертежу, данному чугуевским воеводой Григорием Спешневым в 1655 г. Это был частокол из заостренных бревен, обнесенный рвом и валом протяженностью 11

ХАРЬКОВ ТЕАТРАЛЬНЫЙ.
Харьков - один из старейших театральных городов Украины. В сентябре 1780 года па торжествах, посвященных открытию наместничества, состоялось первое театральное представление. Постоянно действующий

Литературная жизнь Харькова.
Харьков литературный - это особая статья. Если говорить об именах известных, то одни здесь только начинали, другие делали вынужденную посадку, третьи, подобно Ивану Алексеевичу Бунину, привязывалис

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть украинскую культуру в контексте мировой культуры. Изучить генезис мировой и украинской культуры: общее и особенности. Связи украинской художественной культуры с художественными

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Происходящая реформа образования вызвана глубокими социаль­ными, политическими и экономическими изменениями в современном обществе Украины. Назрела необходимость повышения профессиональ­ной подгото

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги