рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Древние люди и государства на территории Украины.

Древние люди и государства на территории Украины. - раздел Философия, УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине История культуры и искусств Украины Первые Следы Человеческого Обитания На Территории Современной Украины Появили...

Первые следы человеческого обитания на территории современной Украины появились примерно 150 тыс. лет тому назад. У первого человека, пришедшего на берега Черного моря с Кавказа или, быть может, с Балкан, был маленький мозг, низкий лоб, массивная челюсть и большие зубы. Зато он крепко стоял на своих двоих и уже многое умел делать освобожденными от ходьбы руками. К середине последнего ледникового периода (около 40 тыс. лет до н. э.) он окончательно превратился в гомо сапиенса, или кроманьонца, от которого происходит современный человек. Кроманьонец — сравнительно высокое прямоходящее существо, обладающее значительными умственными способностями. Охотники и собиратели плодов, кроманьонцы приспосабливались к холодному суровому климату, преодолевали все трудности выживания и добывания пищи при помощи невиданных технических изобретений (кремневое оружие и резец, рыболовные крючки, гарпуны, жилище из звериных костей и шкур).

Примерно за 10 тыс. лет до Рождества Христова последний ледник отступил на север, оставив после себя тот ландшафт, который мы видим в Украине и сегодня. Зато мир самого человека стал меняться все быстрее. Во всяком случае, в период неолита (в Украине он продолжался от 6 до 2 тыс. лет до н. э.) человечество претерпело более глубокие перемены, чем за все предыдущие 2—3 млн. лет своего предположительного существования. Вопреки своему названию неолит, т. е. «новый каменный век», имел мало общего с камнем. «Революционное» значение этой эпохи состояло в том, что люди нашли принципиально новые пути добывания пищи: от охоты и собирательства перешли, наконец, к самостоятельному ее производству.

Считается, что земледелие начало распространяться по территории Украины с юго-запада — междуречья Буга и Днестра. Здесь-то около V и IV тысячелетий до н. э. и возникли древнейшие в Восточной Европе земледельческие поселения. Теперь вместо того, чтобы бродить по окрестностям в поисках добычи, человек надолго оседал вокруг своего поля. Так появляются деревни. Земледелие потребовало большей рабочей силы, чем охота и собирательство, поэтому население быстро растет. А с ростом населения потребовались и какие-то примитивные формы политической и социальной организации.

Самая известная из древних земледельческих культур на территории современной Украины — так называемая «трипольская» Она развивалась в долинах Днестра, Буга и Прута и впоследствии достигла Днепра. Расцвет ее пришелся на 3500—2700 гг. до н. э. В эти годы количество жителей каждого из трипольских поселений составляло 600—700 человек. Трипольцы организовывались в кланы по отцовской линии. Жили они, как правило, в длинных узких хижинах, внутри которых каждая отдельная семья имела свой отгороженный угол с глинобитной печью. Свои глиняные сосуды они украшали мягкими контурами золотисто черно-белых узоров. Такие рисунки характерны для культур с развитой магией, разнообразными ритуалам и верованьями в сверхъестественные силы. Рядом с этим уживались и вполне практические вещи. Первое в Украине механическое устройство — сверло для проделывания отверстий в камне и дереве — появилось у людей трипольской культуры. Еще более важным было изобретение деревянного плуга. Теперь уж точно земледелие, стало более надежным способом существования, чем охота. (Следующее изобретение, возможно, было позаимствовано из Азии: речь идет об использовании первого из металлов — меди).

Что мы знаем о закате трипольской культуры? Археологи предполагают, что перенаселенность обжитых мест заставляла людей уходить на новые, необжитые. Одни продвигались вглубь степей. Другие жившие в долине Днепра, пошли на север, в дремучее Полесье и дальше к 2000 г. до н. э. Трипольцы как единый исторический народ более не существовали Очевидно, какую-то его часть покорили и ассимилировали воинственные степные племена, другая нашла защиту и приют в северных лесах.

От Венгрии до Маньчжурии стелется широкая Евразийская степь. Это самая большая равнина на Земном шаре. И хоть местами путь по ней преграждают горы (Карпаты, Урал, Тянь-Шань), многочисленные перевалы позволяют сравнительно легко пересечь из конца в конец все это почти 6000-километровое пространство.

Украина — тот его западный край, где климат умеренный, земля плодородна. Ясно, что она не просто часть, но один из притягательных центров всей исторической географии кочевников Евразии. Скотоводством мы называем образ жизни, установившийся в степях после того, как человек приручил стада животных и они стали его главным средством существования. Произошло это около 3000 г. до н. э. Кстати, далеко не сразу скотоводы Евразии превратились в кочевников. Почти две тысячи лет они вели полуоседлое существование, занимаясь также и земледелием. «Пастораль» оборвалась где-то около 1000 г. до н. э. Пастухи стали кочевниками. Теперь они рыскали по степи в поисках все новых пастбищ по мере того, как старые опустошались их быстро растущими стадами. Это вечное перемещение с места на место развивало в людях совершенно особые черты, и главной среда них была воинственность. Военные навыки, повседневно необходимые для защиты своих стад и захвата новых пастбищ, становились характерным признаком образа жизни скотовода. И кто-то должен был умело организовать и отпор врагу, и нападение, и быстрое передвижение массы людей и животных по бескрайним просторам степей. Так появилась племенная знать.

Итак, кочевники агрессивны, мобильны, хорошо организованы. А земледельцы — народ самодостаточный и потому сравнительно мирный. Но чем больше в степи первых, тем более уязвимым, ненадежным становится положение вторых.

В украинских степях скотоводы появились сравнительно рано. Около 3000 г. до н. э. левый берег Днепра заняли племена так называемой ямной культуры. Они шли с востока и гнали табуны коней, ибо ездить верхом еще не умели. За ними следовали другие скотоводческие племена. В течение многих веков, как волны по океану, двигались людские массы по равнинам Евразии. Непрерывные миграции — одна из характерных черт древнейшей истории Украины. А одна, из вероятных тому причин — перенаселенность Прикаспийской степи. Там происходила цепная реакция: сильное племя вытесняло более слабое с его пастбищ, последнее в свою очередь будоражило соседей — и новая волна катилась с востока на запад.

Лишь только к 1500 или 1000 г. до н. э. человек сел верхом на лошадь: понадобилось без малого две тысячи лет, чтобы овладеть несложным, на наш нынешний взгляд, искусством верховой езды. Так уж получилось, что первые в Украине всадники — киммерийцы — стали и первыми ее жителями, собственное имя которых дошло до нас. А дошло оно благодаря Гомеру. В «Одиссее» есть рассказ о жителях Северного Причерноморья, там и упомянута «земля киммерийцев». Это первое из известных нам упоминаний об Украине.

Но ничего, кроме имени, Гомер не сообщает о народе, живущем, как думали древние, на самом краю земли. Многие ученые полагают, что киммерийцы перекочевали в Украину с нижней Волги через предгорья Кавказа и произошло это около 1500 г. до н. э. Другие считают киммерийцев коренными жителями Украины. Так или иначе, вплоть до 700 г. до н. э. киммерийцы населяли практически всю степную часть современной территории Украины от Дона до Днестра. А затем другие кочевники, пришедшие с востока, вытеснили их в Малую Азию.

Современные историки, анализируя немногие имеющиеся в их распоряжении сведения о киммерийцах (или «пьющих молоко кобылы», как называли их древние греки), приходят к следующим выводам:

- во-первых, киммерийцы были первыми в Украине скотоводами, полностью перешедшими к кочевому образу жизни;

- во-вторых, они овладели искусством верховой езды, их войско состояло из всадников;

- в-третьих, они имели тесные сношения с искусными в обработке металлов жителями Кавказа и таким образом открыли новую страницу в истории Украины — «железный век»;

- в-четвертых, по мере возрастания роли вооруженных всадников менялся сам общественный уклад киммерийцев: разветвленные семейные кланы приходили в упадок, возникала военная аристократия.

В начале VII в. до н. э. в степях Причерноморья появились скифы и сразу обратили на себя внимание более цивилизованных современников в странах Средиземноморья. Так, в одной из книг Ветхого Завета читаем: «Вот, идет народ от страны северной, и народ великий поднимается от краев земли; держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосердны, голос их шумит, как море, и несутся на конях, выстроены, как один человек... Мы услышали весть о них, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас... Не выходите в поле и не ходите по дороге, ибо — меч неприятелей, ужас со всех сторон». Пройдя огнем и мечом по странам Ближнего Востока, скифы наконец осели в Северном Причерноморье, основав первое на территории Украины крупное политическое объединение.

В V в. до н. э. «отец истории» Геродот побывал в Скифии и описал ее жителей. По-видимому, это были индоевропейцы, т. е. часть тех ирано­язычных кочевых племен, что тысячелетиями господствовали в степях Евразии. По свидетельству Геродота, существовало несколько разновидностей скифов.

На правом берегу Днепра жили «скифы-пахари». Земледельцы эти, вероятно, были коренными жителями тех мест и скорее всего, просто приняли имя своих кочевых завоевателей. Некоторые историки даже усматривают в них предков славян.

Вся политическая власть в Скифии принадлежала кочевникам — «царским скифам». «Нас больше всех, и мы лучше всех»,— утверждали они. Все прочие скифские и нескифские племена Украины платили дань «царским скифам». В споре о том, «кто лучше всех», «царские скифы» прибегали к неотразимому аргументу — своей огромной, хорошо вооруженной и прекрасно дисциплинированной коннице. Чтобы считаться настоящим воином, скиф должен был испить крови первого убитого им врага. С противников снимали скальпы, из их черепов делали чаши, украшая золотом и серебром.

Но превыше золота и серебра ценились дружба и товарищество между воинами. Скифское общество было обществом мужчин. Родословная велась по отцовской линии. Имущество делилось между сыновьями. Многоженство было нормой. Юных жен часто убивали после смерти мужа, чтобы положить их в его могилу. До сих пор в украинских степях высятся скифские могилы-курганы. Тут и роскошные захоронения племенной знати, и убогие могилы простых людей. Так что, если судить по этим курганам, среди «царских скифов» существовало заметное социально-экономическое расслоение.

Кроме военного грабежа, у скифов был еще один немаловажный источник обогащения — торговля с греческими колониями на Черноморском побережье. Именно скифы первыми стали предлагать на мировой рынок те товары украинской земли, которые на долгие века останутся для нее традиционными,— зерно, воск, мед, меха, рабов. Взамен они получали вина, ювелирные изделия и другие предметы роскоши, к которым быстро пристрастились.

Видимо, из этого же самого стремления к роскоши, к украшению— жизни возникло и высоко оригинальное прикладное искусство скифов. Декоративный «скифский стиль» легко узнается по его излюбленному мотиву — животным. С неподражаемой грацией ведут свой вечный хоровод летящие олени, кони, львы изящных скифских амфор.

Украина эпохи скифов — важная, хотя и отдаленная часть классической Средиземноморской цивилизации. При посредничестве греческих колонистов Причерноморья скифы не только вступили в контакт с Древней Элладой, но и сумели по достоинству оценить ее. В то же время связи со Средиземноморским миром втягивали скифов и в его конфликты. В 513 г. огромное войско персидского царя Дария вторглось в пределы Украины. Скифы, прибегнув к тактике «выжженной земли», вынудили персов к позорному бегству. Затем скифы сами предприняли военный поход на запад и в конце V — начале IV в. до н. э. покорили Фракию на Дунае. Вот уж без этой победы они могли бы вполне обойтись, ибо она-то и столкнула их лоб в лоб с войсками Филиппа Македонского, отца Александра Великого. Поражение в битве с македонцами в 339 г. было сокрушительным. Это стало началом конца скифов.

Примерно век спустя с востока прикатилась новая волна кочевников — сарматы. Могучие сарматы покорили и ассимилировали скифов, но какая-то небольшая часть их смогла укрыться в Крыму, и там их потомки продолжали существовать вплоть до III в. н. э. Сарматы. Сарматы явились с Нижнего Поволжья и хозяйничали в степях Восточного и Северного Причерноморья почти четыре столетия — со II в. до н. э. по II в н. э. Поначалу они мирно смешивались со своими ирано-язычными родичами — скифами, а также с греками, жившими в Северном Причерноморье. Но сарматы становились все более агрессивными по мере того, как враждебные племена вытесняли их с восточных земель. В конце концов, сарматы заставили скифских вождей признать их власть над ними, а простых скифских воинов — пополнить ряды сарматской конницы.

Сарматы, как и все прежние кочевые властители украинской степи, не были единым, однородным племенем, а представляли собой конфедерацию родственных и часто враждующих между собой племен, таких как языги, роксоланы, аланы. И каждое из них стремилось единовластно править Украиной. Но им не повезло: началось Великое переселение народов.

Украина как раз оказалась в центре этого хаотичного и, казалось, бесконечного передвижения огромных человеческих масс — так что сарматам трудно было удерживать какой-то явный и постоянный контроль над «своими» землями. И во II в. н. э. власть сарматов окончательно пала под ударами несметных полчищ гуннов, шедших с востока, набегов германских готов с севера и ответных рейдов римских легионов, упорно державших оборону на западе.

Судя по дошедшим до нас разрозненным сведениям о сарматах, по своей внешности и образу жизни они мало чем отличались от скифов и прочих ирано-язычных кочевников. Один из современников писал, что они высоки и красивы, как правило, белокуры, «и ярость в их очах вселяет ужас». Одежда сарматов состояла из длинных штанов, короткой кожаной куртки, мягкой кожаной шапки и ботинок; меню составляли мясо, молоко и сыр. Жили они в шатрах на колесах (каждый шатер ставился обычно на 2—4-колесную платформу).

Что особенно поражает у сарматов, так это роль, которую играли у них женщины. Геродот недаром верил легендам о том, что сарматы произошли от союза скифов с амазонками. Сарматские женщины, говорит он, полностью переняли образ жизни древних амазонок: «охотятся верхом, Сопровождают мужей на войне, носят ту же одежду, что и они». О том же свидетельствуют и археологические раскопки: сарматских женщин часто хоронили с оружием; они были воительницами, а нередко и жрицами.

Когда война не могла удовлетворить все потребности и желания сарматов, они пускались в торговые операции, рассылая свои караваны во все концы света. В Танаис, сарматскую столицу на Дону, стекались китайский шелк кавказский — хрусталь, драгоценности Индии; и Ирана. Ну а связи с римлянами и греками, по мнению греческого, историка и географа Страбона, принесли сарматам больше вреда, чем пользы: «Перенимая наши моды и привычки, эти люди меняются к худшему,— констатировал он.— Они привыкают к роскоши, к чувственным удовольствиям и низменным страстям, в коих не знают они ни меры, ни насыщения».

Сарматы были последним индоевропейским народом, пришедшим с востока. На смену им идут новые кочевники. Почти на целое тысячелетие евразийские степи становятся владениями тюркских народов.

Славяне ведут свое происхождение от автохтонного (аборигенного) индоевропейского населения Восточной Европы. По мнению большинства современных ученых, прародина славян — это северные склоны Карпат, долина Вислы и бассейн Припяти. Из этих мест славяне расселялись во всех направлениях, по всей Восточной Европе. Пик активности славянского расселения приходится примерно на начало VII в. На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли р. Эльбы в Северной Германии. И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы — с их теплым климатом, плодородными землями, богатыми городами.

Если не считать отдельных стычек на границах Византии, то в целом можно сказать, что славянская колонизация выгодно отличалась от нашествий кочевников своим сравнительно мирным характером. Славяне медленно, постепенно продвигались во все стороны от своей исторической родины и не теряли с нею связь. В результате пространства славянского расселения оказались не только широкими, но и сопредельными. Новые места славяне осваивали с основательной неспешностью и оседали в них надолго, навсегда, т. е. Вели себя как колонисты, а не захватчики.

По мере расселения в трех разных направлениях славяне соответственно распадаются на три подгруппы. Выдающийся русский лингвист Алексей Шахматов первым высказал мысль о том, что общеславянский язык в процессе его эволюции образует три варианта. От западнославянского варианта произошли польский, чешский и словацкий языки. Южнославянский дал затем болгарский, македонский, сербский и хорватский. А из восточнославянского впоследствии развились современные украинский, русский и белорусский языки.

Точно установлено, что к VII в. восточные славяне вышли к правому берегу Днепра. Впрочем, официальные, советские историки, которым вменялась в обязанность забота о «генеалогическом древе» и его «корнях», пытались доказать, что восточные славяне (или их прямые предки — анты) были коренным населением всего этого региона. Но с этим тезисом не согласно большинство ученых на Западе, привыкших иметь дело не с догадками, а с конкретными фактами. Пока таковых не представлено, приходится остановиться на том, что славяне были пришельцами, что поток славянской колонизации, ширясь к востоку, достиг Днепра и что в течение VII и VIII вв. интенсивное расселение и дальнейшее дробление восточных славян продолжалось.

Постепенно какая-то часть территории современных Украины, Беларуси и России была поделена между четырнадцатью большими союзами славянских племен. Пожалуй, самый значительный из них — поляне, жившие в Центральной Украине, по берегам Днепра. Среди других восточнославянских племен на территории Украины назовем древлян на северо-западе, северян на северо-востоке, уличей и тиверцев на юго-западе. На западе жили волыняне и дулебы. Восточные славяне селились небольшими деревнями, расположенными неподалеку друг от друга.

Как правило, в одной деревне было не больше 70 бревенчатых изб, но могло быть и всего четыре. Зато рядом, на расстоянии одной-двух миль, располагалась уже другая деревня. Через 30—40 миль от одного скопления деревень — другое такое же скопление — и так далее, по всей заселенной территории. В ее центре возвышался укрепленный «град». Это была крепость, за стенами которой укрывались все жители области в случае нападения врага, а также место племенных сходов и культовых обрядов. Земли восточных славян были буквально усеяны сотнями обнесенных частоколом «градов». Вот почему скандинавы называли эти земли «Гардарики», что значит «страна крепостей».

О политическом устройстве восточных славян известно мало. Скорее всего, поначалу у них не было таких верховных правителей, которые сосредоточивали бы всю власть в одних руках. Племена и родовые кланы, во главе которых стояли патриархи, объединяло поклонение общим богам. Самые важные решения, очевидно, принимались путем общего согласия. Со временем появляется слой племенных вождей, называемых князьями. Однако земля и скот по-прежнему считались общественной собственностью, а каждое племя — одной большой семьей: ведь члены его были родичами и помнили свое родство. А каких-то особых социально-экономических различий между ними не было. Восточные славяне славились стойкостью и упорством в бою, хорошо переносили жару, холод и голод. Правда, на открытой равнине они чувствовали себя не вполне уверенно и воевать предпочитали среди лесов и оврагов, где часто устраивали засады на врага.

Настойчивость и выносливость — лучшие качества славян — помогали им и на войне, и в мирное время. Торговля у восточных славян поначалу развивалась слабо. И лишь в VIII в., когда на их земли стали прибывать купцы с мусульманского Востока (прежде всего арабы), дело сдвинулось. У арабов покупали драгоценные металлы, тонкие сукна, ювелирные изделия. Взамен предлагали то, чем всегда была богата здешняя земля: мед, воск, меха, а также рабов. За этим-то последним товаром в основном и ездили сюда арабы, его-то и ценили превыше всего. Уже к концу VIII в. торговля с арабами процветала. К тому же завязались отношения с хазарами — тюркскими племенами, основавшими на Каспии и в низовьях Волги единственную в своем роде торговую империю (позднее они приняли иудаизм). Известно, что некоторые славянские племена — северяне, вятичи, часть полян — впоследствии платили хазарам дань. Так или иначе, восточные славяне постепенно выходили из изоляции, приближаясь к судьбоносному моменту своей истории.

Племена трипольской культуры (возникла 7 тыс. лет назад) по наз­ванию с. Триполье — под Киевом, где в 1896 г. впервые найдены памят­ники этой культуры; имели развитое земледелие.

Трипольская культура существовала 15-столетий, заложила основы земледельческой цивилизации, создала основу для появления письменно­сти в виде глиняных символов и знаков на керамических изделиях. Трипольцы применили первый на территории Украины механический предмет — сверло для проделывания отверстий в камне и дереве. Имелась у них и ритуальная керамика.

Трипольская культура уникальное явление в истории человечества. Она сыграла беспрецедентную роль в становлении цивилизации на планете Земля. Трипольская культура была локомотивом истории на протяжении 2,7 тысячелетий, начиная приблизительно с 5500 г. до н.э. Она, в сущности, была первой древнейшей земледельческой цивилизацией человечества. Здесь люди пекли хлеб, плавили металл, строили жилье, приручили быка и коня, изобрели сани и телеги. На территории Украины помещаются наибольшие трипольские поселения: Тальянки, Небеловка, Майданецкое, Доброводы, Вильховец. Это наибольшие города (протогорода) тогдашнего мира. Они возникли за 500-1000 лет до возникновения шумерских и египетских городов, более чем за 1,5 тыс. лет до Вавилона. Жильё

В Триполье люди начали строить настоящие дома, как правило, двухэтажные, в которых впервые появились дверь и чердак, стол, табуретки и стулья.

Во-первых, это землянки. Землянками называлось углубляющее жилье глубиной 0.6-1.5м какие состояли из обитаемой части и хозяйственных ям. В плане эти «здания» напоминали полувосьмерку или восьмерку. Стены их были пологи, дно неравное. В каждом из таких жилья находилось по два-три очага.

Во-вторых, это наземное глинобитное жилье. Это был большой дом метров в 20 что состоял из 4-5 комнаток-камер, в каждой из которых была печь. Также были 2 камеры без печей: одна - «сени», другая - амбар для зерна. В камере с печью налево против печи содержалось повышение с посудой, против входа - жертвенник в форме греческого креста, а над ним - маленькое округлое окно. Техника строительства такого жилья была на высоком уровне развития. Место для строительства сглаживали, а затем на эту поверхность клали деревянные плахи, которые обмазывались глиной, иногда несколько раз. Потом эту глину обжигали. Кровля имела 2 склоны и обмазывалась соломой. Такие здания нередко располагались кругом, который мог указывать на существование в трипольцев первых религиозных верований.

Жилье сооружали в два этажа, используя дерево и глину. И самое главное они изобрели и передали следующим поколениям систему застройки городов по кругло-радиальному принципу. Этот принцип используется до сих пор. Характерной для трипольских городов есть наличие улиц и тротуаров. Земледелие

Эта отрасль хозяйства была наиболее развитой у трипольцев, особенно в ранней период. Даже тогда обрабатывалось не менее как четыре вида сельскохозяйственных культур (в основном пшеница, рожь овес). Участки находились близко от поселений.

Было известно мотыжное земледелие. Кроме мотыг, выработанных из лосятины или оленьего рога, использовались и серпы, но их найдено небольшое количество, потому, возможно земледельцы по большей части собирали колосья руками.

Конечно, экстенсивное ведение хозяйства приводило к истощению почв, и потому трипольцам приходилось каждые 30-60 лет оставлять основанные поселения и осваивать новые земли.

Для переработки продуктов земледелие использовалось зернотерки, которые складывались из двух частей, верхнего и нижнего камня. Вероятно, что это было работой для женщин, и доказательством потому найдены в трипольских домах фигурки женщин, которые мололи зерно. Скотоводство

Конечно, земледелие всегда оставалось для трипольцев основным видом хозяйства ,но оно благодаря нечастым урожаям не могло в полной мере удовлетворить потребность племен. Поэтому параллельно с земледелием развивалось скотоводство, а также такие виды хозяйства, как рыболовство, охота, сборщица.

О существовании скотоводства свидетельствуют находки костей животных. На Коломыйщине найдены кости быков, а также коров, овец, свиней. Также вероятно, что на то время уже был приручен конь, а также собака. О существовании скотоводства свидетельствует и нахождение таких керамических изделий, как сосуды со стенками в дырах. Вероятно, что они использовались для изготовления творогу и сыру.

Также, кроме костей, были найдены мифологические изображения таких существ, например, как фантастические фигуры быков с когтями из Петрен. Они выполнены черной краской, что свидетельствует, возможно, о том, что у трипольцев, как и у средиземноморских народов существовал культ быка.

Эта отрасль хозяйства играла заметную роль на раннем этапе развития трипольской культуры, хотя более малую по сравнению с охотой. Об этом нам говорит тот факт что костей диких животных найдено в два разы меньше чем домашних.

Охотились трипольцы в основном на благородного оленя, лося, косули, бобра, зайца используя при этом такие орудия, как наконечники стрел из кремню, скребки каменные топоры-клинья.

Занимались также и рыболовством, и это тоже было характерно более на раннем этапе, поскольку для этого были благоприятные условия (поселение около рек). Ловили по большей части щук, сомов, осетров.

Трипольцы собирали в основном раковины пресноводных моллюсков, остатки которых найдены в кучах мусора около домов, очевидно, их мясом кормили свиней. В давние времена черепашки использовались также для росписи, украшений. Собирались также желуди, которые сушились в закрытых печах, растирались на зернотерках и примешивались в тесто.

Прядение и ткачество были непосредственно связаны со скотоводством, и потому логично, что как и скотоводство, получили свое развитие в поздний период трипольской культуры. Уже тогда ткани подкладывались под дно керамических изделий, чтобы их легче было вылепить (Петрени), было известно вязание простого чулочного типа, ткали полотно и изготавливали ковры. Гончарство у трипольцев выделилось в отдельную область, ими был изобретен медленный гончарный круг, постоянно усовершенствовалась технология изготовления посуды.

Еще одно нововведение трипольцев ткачество. У трипольцев появился первый ткацкий станок. Одежда трипольцев была красивой и разнообразной.

Мужчины носили тканую рубашку, богато украшенный пояс, а женщины платья из ткани, украшенные вышивкой, костяными и медными бляшками. Обувь трипольцы шили из отлично обработанной кожи.

Керамика трипольцев является одной из наилучших в мире, а керамические изделия - просто произведение искусства для того времени. Керамическая посуда того времени изготовлялась из гончарской глины с примесями кварцевого песка и черепашек пресноводных моллюсков. Он лепился без гончарского круга на твердой основе, толщина его днища преобладала толщину стен, а сами стены были неравномерной толщины и не всегда правильной формы. Большая посуда лепилась из двух отдельных частей. Внешняя поверхность была ровной и укрывалась нанесенной для росписи и обжигания красной краской. Посуда была расписной и нерасписной. Первая преимущественно была черной, расписывалась белой и красной красками, как правило.

Нерасписной была посуда для приготовления еды, которая, к тому же, еще и была с более толстыми стенками, цветом после обжигания от серовато-коричневого до темно-красного. Кроме краски на посуду наносился еще и орнамент. Поздний период характеризуется появлением веревочного и штампового орнамента, характерных для культур эпохи бронзы. Посуду для приготовления еды украшали орнаментом; это были изображения людей и животных.

Являясь носителями высокоразвитой по тем временам культуры, трипольцы имели собственный взгляд на устройство мира, стройную систему религиозных верований. В дальнейшем миропонимание трипольцев легло в основу религиозно-мировоззренческих представлений древнейших мировых цивилизаций. Это был умный и очень любознательный народ, изучивший небо над головой, знающий счет и владеющий, видимо, письменностью. У трипольцев была развита знаковая система, она насчитывает не менее 300 отдельных знаков.

Основными причинами упадка Трипольской цивилизации, вероятно, были изменение климата (он стал более засушливым и суровым), снижение плодородия земли вследствие интенсивного ведения хозяйства. Это обусловило переход трипольского общества к скотоводству, которое не исключало вспомогательной роли земледелия. Скотоводы Северного Причерноморья - это позднетрипольские племена, (по мнению некоторых ученых). Аналогичная культура была и в Румынии. Это является свидетельством того, что трипольская культура не исчезла, а трансформировалась в культуру с другой формой хозяйства.

С конца VII в. до н. э. греками (в основном выходцами из Милета) на Северном побережье Черного моря и в устьях рек, впадающих в Чер­ное море, были основаны торговые фактории, выросшие впоследствиигорода: Тира (устье Днестра), Ольвия (устье Юж. Буга), Пантикапей (на месте г. Керчь), Феодосия, Херсонес (на месте Севастополя) и др.-Крупнейшей из городов-республик была Ольвия, единственной мо­нархией — Боспорское царство.

В музеях Украины хранится большое количество памятников античного искусства. Основу коллекции составляют памятники, найденные русскими и украинскими археологами на месте раскопок античных горо­дов Северного Причерноморья и прилегающих к ним некрополей, а так­же в курганах скифского времени.

Не случайно одни из самых первых музеев в нашей стране возникли на юге Украины, изобилующем античными памятниками. Это прежде всего Николаевский (1809 г.) и Феодосийский (1811 г.) краеведческие музеи, в основу которых легли коллекции древнегреческих и древнерим­ских монет, керамики, архитектурных, скульптурных и других памятни­ков. Во второй четверти XIX в. были открыты еще более значительные музеи — Одесский (1825 г.), вскоре ставший самым большим археоло­гическим музеем Украины, и Керченский историко-археологический (1826 г.), обязанный своим существованием и развитием раскопкам древнего Пантикапея. В конце прошлого и в начале нашего столетия создается ряд исторических и историко-археологических музеев с цен­ными коллекциями античных_ памятников, среди которых видное место занимают Крымский (1889 г.) в Симферополе, Херсонский (1890 г.), Херсонесский (1892 г.) на базе раскопок древнего Херсонеса, Киевский (1899 г.) и Днепропетровский (Екатеринославский, 1902 г.). Новый этап в развитии музеев начался после Великой Октябрьской со­циалистической революции. Из музеев, организованных в годы Совет­ской власти, хранящих значительные памятники античного искусства, следует отметить Киевский музей западного и восточного искусства (1919 г.), Евпаторийский (1920 г.), Ялтинский (1922 г.) и Белгород-Днестровский (1940 г.) краеведческие музеи, а также Археологический музей АН УССР (1966 г.) и Киевский музей исторических драгоценно­стей (1969).

В 1924 г. был создан Государственный историко-археологический запо­ведник «Ольвия» АН УССР. В Ольвийском музее экспонируется часть произведений античной культуры и искусства, найденных во время рас­копок этого города и его окрестностей.

Особенно широко развернулись исследования на юге Украины в годы Советской власти. В результате планомерных работ археологов респуб­лики музеи Украины постепенно пополняются новыми ценными произ­ведениями, расширяя наши знания о духовной и материальной культуре античного общества.

Северные берега Черного моря издавна при­влекали внимание греческих купцов-морепла­вателей. Они основывали здесь небольшие тор­говые фактории, которые постепенно превра­щались в города, по своему социальному устройству и культурному укладу близкие гре­ческим городам метрополии. Культурная жизнь античных городов Северного Причерноморья шла под знаком сосуществования и взаимо­проникновения греческих и местных традиций, что особенно проявилось в области искусства. Такой двойственный характер художественного творчества был обусловлен не только смешан­ным этническим составом населения этих го­родов, но и его тесными экономическими и культурными связями с соседними племенами. Наиболее ранним центром греческой колониза­ции на юге Украины были устья Днепра и Бу­га, где в VI в. до н. э. возникла Ольвия, осно­ванная переселенцами из малоазиатского горо­да Милета. Во все времена своего тысячелет­него существования Ольвия оставалась типич­ным греческим городом-государством с респуб­ликанской формой правления. Другим крупным эллинским центром на север­ных берегах Черного моря был Херсонес, воз­никший в V в. до н. э. и в период наивысшего расцвета распространивший свою власть на обширную территорию Западного Крыма. В отличие от Ольвии жизнь в Херсонесе не пре­кратилась с концом античной эпохи. Он вхо­дил в состав Византийской империи и пришел в упадок в XIV в. под ударами татар. Государством иного типа, чем Ольвия и Херсо­нес, было Боспорское царство со столицей Пан-тикапеем, основанное в VI в. до н. э. на тер­ритории Керченского и Таманского полуостро­вов. В его состав входило несколько десятков греческих и местных поселений. При раскопках античных городов Северного Причерноморья, кроме привозных, найдено огромное количество произведений искусства, творцами которых были как греки-поселенцы, так и местные живописцы, скульпторы, коропласты, гончары и другие мастера художест­венного ремесла.

Пластичность и объем­ность изображения, совершенное владение све­тотенью и цветом убедительно свидетельству­ют о высоком мастерстве художника, которое выдвигает это произведение в число шедевров мирового искусства.

К этому же времени и к этой группе памят­ников относится фрагмент полихромного фри­за с живописным изображением животных из Херсонеса, а также расписная стела из Керчи с фигурой воина в красном хитоне с мечом на левом боку.

Все эти памятники были исполнены мастерами, прошедшими греческую художественную школу и строго следовавшими греческой живописной традиции. Однако несомненно, что все эти про­изведения изготовлялись на месте: на это ука­зывает и материал, и техника росписи непо­средственно по камню, и изображение отдель­ных деталей.

Среди произведений монументальной живопи­си довольно многочисленны фрагменты деко­ративных стенных росписей. Лучше всего со­хранились росписи боспорских погребальных склепов. Самым выдающимся из этих памят­ников, подлинным шедевром античной живопи­си является роспись керченского склепа с изо­бражением Деметры, относящаяся к I в. н. э., когда в городах Северного Причерноморья уси­ливается роль местных элементов. Неравноценностъ исполнения отдельных частей росписи позволяет предположить, что она принадлежит кисти нескольких мастеров. Орнаментальные мотивы роднят роспись с восточноэллинистическими росписями Сирии и Египта.

Ряд расписных склепов открыт при раскопках некрополя столицы государства крымских скифов- Неаполя Скифского, искусство которого подвергалось эллинизации, испытав на себе воздействие художественной жизни причерноморских городов. Монументальная стенная роспись известна не только в склепах. Во многих музеях Украины хрянятся образцы полихромной фресковой росписи с растительными мотивами и фрагменты рельефных расписных известково-гипсовых карнизов из домов, открытых в Пантикапее, Ольвии и на Козырском городище севернее Ольвии.

Уникальным памятником является мозаика из гладко обкатанной разноцветной морской галь­ки, украшавшая пол ванной комнаты жилого дома эллинистического времени в Херсонесе. На ней изображены две молодые обнаженные женщины у большого лутерия — чаши с водой. Прекрасное знание анатомии, умелый подбор гальки различных оттенков и высокое мастер­ство исполнения придали фигурам купальщиц непосредственную живость и свободу позы, мягкую пластичность тела.

Наиболее распространенными и изученными памятниками культуры и искусства из антич­ных городов Северного Причерноморья являют­ся произведения скульптуры, среди которых ведущее место занимают надгробные стелы. В 1960—1961 годах в Херсонесе при исследо­вании башни Зенона было найдено несколько десятков фрагментированных полихромных надгробий IV—III вв. до н. э., использованных как обычный строительный материал. Стелы изготовлены из местного желтоватого извест­няка и представляют собой узкие вертикальные плиты с вырезанным или написанным прямо по камню черной, синей или красной краской именем умершего. Они были украшены рельеф­ными розетками, профилированными карниза­ми, акротериями, антефиксами. На многих сте­лах краской или рельефом изображались раз­личные атрибуты, свидетельствующие, очевид­но, о поле, возрасте и занятиях погребенного. В первые века нашей эры в искусстве Херсонеса, как и всех городов Северного Причерно­морья, отчетливо прослеживается усиление роли местных элементов. В мраморной сте­ле Филократа (I в. и. э.) с рельефным изобра­жением загробной трапезы пропорции компо­зиции не выдержаны, фигуры чересчур призе­мисты, детали трактованы суммарно, что весь­ма отличает это произведение от аналогичных памятников греческого искусства. Мастер, из­ваявший известняковое надгробие солдата ита­лийского легиона Аврелия Виктора, был хорошо знаком с римским портретом времени Ан-тонинов, на что указывает ярко выраженный портретный характер лица изображаемого, а также приемы передачи волос и бороды. Одна­ко традиции римской портретной пластики ме­стным мастером были переработаны, что ска­залось в схематизации и суммарное™ трактов­ки отдельных деталей и неоправданном по­строении ракурса лица.

В пластическом искусстве Херсонеса известен ряд рельефов II—III в. н. э., украшавших, главным образом, саркофаги. Материалом для этих произведений служили мраморные «полу­фабрикаты», привезенные, возможно, с острова Проконнеса и. окончательно обработанные мест­ными мастерами. Среди таких изделий видное место занимает мраморная плита, на которой изображены одновременно три подвига Герак­ла— вывод Цербера из Аида, укрощение крит­ского быка и похищение яблок Гесперид. Ра­боту херсонесского мастера выдают некоторые черты условности, а также архаический прием развертывания фигуры мифического героя (торс — в фас, голова — в профиль). Кроме того, мастер рельефа придал Гераклу негрече­ские черты, что указывает на реалистическую тенденцию в местном искусстве. О широком распространении культа Геракла за пределами Херсонеса свидетельствует наход­ка в пос. Межводное (Крымская обл.) извест­някового рельефа с изображением отдыхающе­го Геракла, выполненного также в херсонес-ской мастерской.

Многочисленные архитектурные фрагменты из известняка подтверждают высокое мастерство херсонесских ваятелей.

Скульптура Боспора в большей степени, чем Херсонеса, подвергалась воздействию мест­ных (сарматских) художественных традиций, особенно в первые века нашей эры. По сравне­нию с херсонесскими пластическими памятни­ками боспорские стелы отличаются большей условностью и декоративностью, а рельефы — большей плоскостностью, статичностью и под­черкнутой торжественностью. Эмоциональная выразительность присуща над­гробию Каллисфении и ее брата Коллиона (I в. до н. э.), хранящемуся в Керченском историко-археологическом музее. Траурные позы фигур, глубокая скорбь на их лицах создают у зрителя грустное настроение. Иногда в сце­нах прощания с умершим на надгробных сте­лах появляются реалистические картины зем­ной жизни покойного и рельеф приобретает таким образом биографический характер.

Широкое распространение на Боспоре получил портрет. Хорошо известны так называемые акролитные статуи, у которых лишь портрет­ная голова выполнена из мрамора, а все остальное — из местного известняка или дру­гого материала. Особое место среди памятни­ков боспорской скульптуры занимает уникаль­ная известняковая статуя богини Астары, ав­тор которой мастерски использовал приемы греческой пластики.

В этом отношении большой интерес представ­ляет и известняковая плита, находящаяся в Феодосийском краеведческом музее, с рельеф­ным изображением орлино-голового грифона с длинным тонким туловищем льва, откинутыми на спину крыльями и хорошо проработанным оперением. Поза хищника величава, в ней чув­ствуется сдерживаемая мощь, готовность к мгновенному прыжку.

Очевидно, к произведениям северо-причерномор­ских мастеров можно отнести и скульптуру, найденную при раскопках Тиры, изображаю­щую герму с головой Диониса, с его наиболее характерными атрибутами — венком из плюща и рожками.

При раскопках античных городов Северного Причерноморья обнаружены остатки мастер­ских коропластов, изготовлявших террако­товые статуэтки, широко бытовавшие среди местного населения наряду с привозимыми из островной и материковой Греции. Они также изображали богов и героев, популярных в го­родах Северного Причерноморья. Заслуживает внимания полуфигура Деметры в калафе, за­вершающемся чашей для возлияний (Ольвия, III в. до н. э.). Выдающимся произведением местного коропласта является исполненный в реалистических традициях классического искус­ства фрагмент торса большой статуи Геракла из Херсонеса (III в. до н. э.). Очень своеоб­разна статуэтка богини в длинном одеянии из овечьей шкуры, найденная при раскопках Ти­ры. В ней прослеживается влияние культуры местных племен на искусство античных горо­дов Причерноморья. Лучшие образцы местной коропластики представлены во многих музеях Украины.

Кроме мелкой терракотовой пластики, извест­ны терракотовые украшения кровли. Среди верхушки античного общества многих районов древнего мира большим спросом поль­зовались изделия из драгоценных металлов. Особенно большое их количество, главным об­разом из золота, найдено при раскопках курганов Боспора и Скифии. Независимо от то­го, являлись ли эти драгоценности творениями местного ремесла или были привезены сюда из мастерских Аттики и Фессалии, Македонии и Фракии, они, следуя эллинским художествен­ным традициям, отражали вкусы местной родоплеменной знати. Много прекрасных золотых и серебряных вещей, входивших в погребаль­ный инвентарь представителей местной знати, найдено за последние годы на территории ]Украины. В кургане у с. Ильичеве (Восточный Крым) среди многих золотых предметов обнаружена золотая обкладка колчана для стрел. В ее центральной части помещен рельефный фриз, изображающий оленя, которого терзают лев, орел и змея. Полная драматизма и экспрессии, эта сцена свидетельствует о высоком мастер­стве неизвестного художника-торевта. Из кур­гана у с. Архангельская слобода (Херсонская область) происходит массивная золотая гривна, концы которой украшены насадками в ви­де трубочек, орнаментированных выемчатой эмалью желтого, синего и зеленого цвета. Гривна с обоих концов завершается реалисти­чески трактованными головами львов с рас­крытой пастью. Первоклассным произведением греческой торевтики как по мастерству испол­нения, так и по сюжету изображения являет­ся серебряная с позолотой чаша из кургана Гайманова могила (Запорожская область). На ее боковых стенках — широкий барельеф­ный фриз. С одной стороны изображены два бородатых воина в богатых узорчатых кафта­нах, опирающихся на щиты и держащих в руках — один плетку, другой — булаву; между ними лежит меч. На противоположной стороне чаши — пожилой воин беседует с молодым скифом. Эти, а также и другие изображения на чаше говорят о том, что здесь запечатлены сцены из жизни представителей высшей власти Скифии, имеющие, очевидно, ритуальный ха­рактер.

Уникальным памятником античной торевтики IV—III вв. до н. э. является найденная в кур­гане Толстая могила (1971 г.) золотая пекто-раль. Сплошная и вместе с тем необычайно четкая композиция изображения, заполнившего всю ее поверхность, соединила в себе и мифо­логические мотивы в скифском зверином стиле, и растительный орнамент, и широко разверну­тые сцены из жизни скифов. Совершенное зна­ние анатомии людей и животных, глубокое по­нимание законов движения, непосредственное знакомство с изображаемыми объектами в сочетании с высоким ювелирным мастерством позволили творцу пекторали добиться непрев­зойденной художественной выразительности и жизненной достоверности своего произведения. Кроме описанных, в Киевском музее историче­ских драгоценностей хранится большое коли­чество различных украшений, оружия, конской сбруи, одежды, а также посуды и предметов туалета.

Музеи Украины располагают прекрасными кол­лекциями античных монет. Здесь представлены ценные образцы монет Греции, Южной Италии, Рима, а также монеты, изготовленные в горо­дах Северного Причерноморья.

Славяне — одна из крупнейших этнолингвистических общностей, па территории современной Европы, насчитывающая около 227 млн. че­ловек (германцы 86 млн.).

Проблема происхождения славян— одна из сложнейших в истории. Условно можно выделить два направления в спорах ученых: миграционная теория и теория автохтонного происхождения славян.

а) По миграционной теории — славяне являются « пришельцами.

по дунайской теории — на основе «Повести временных лет»
утверждается, что славяне вначале жили по Дунаю «где есть ныне Венгерская земля и Болгарская»;

по висло-одерской теории (В. Седов, И. Русанова) — славяне
вышли из Пражской культуры (тер. Польши и Чехословакии).

б) По теории автохтонного происхождения славян (ее придержива-­
ются — Н. Шахматов, Б. Рыбаков, С. Шелухин и др.) славяне являются
исконными жителями Европы от Днепра до Вислы.

В свою очередь чешский ученый Л. Нидерле пришел к. выводу, что происхождение славян не может быть объяснимо в силу недостатка научно достоверных источников.

Венеды — под таким названием древние славяне впервые упо­
минаются в трудах римских историков I века н. э. — Плиния и Таци­
та. Они занимали территорию от Одера до среднего течения Днепра, от Прикарпатья до Балтийского моря. Венеды вместе с готами, гуннами и аварами неоднократно совершали набеги на богатую, но ослабевшую Римскую империю. Но мнению археологов, венедам соответствует архео­логическая зарубинецкая культура (Зап. Украина) и пшеворская куль­тура (территория Польши).

В итоге: после начала с 375 г. великого переселения народов (вы­званного потребностью в новых землях из-за экстенсивного земледелия; стремления к грабежу Римской империи и продвижения кочевников — готов, гуннов, аваров) произошло переселение венедов и их раздел на склавинов (предков западных и южных славян, расселившихся от Балкан до Вислы) и на антов (предков восточных славян).

Анты (4—7 в. н. э.) занимали территорию между Днестром и
Сев. Донцом. Язык несколько изменился, г. к. славяне начали ассимилироваться с другими народами, в частности со скифами и сарматами, принадлежавшими к североиранской языковой ветви. В результате асси­миляции древнеславянский язык вышел победителем, но дополнился рядом скифо-иранских слов. (слово «хорошо» наряду со славянским «доб­ро», топор — секира, собака — пес и т. д.).

В культуре древних славян были аналоги германской, кельтской и балтской культуры, в том числе 6 моделей кремации умерших сородичей (на Поднепровье), элементы огнепоклонничества, и др.

В итоге: в нач. 7 в. анты были разгромлены кочевыми племенами аваров. Восточные славяне расселяются в труднодоступных лесных районах современной Украины, Белоруссии, России, где ославянивают значительную часть местного (балтийского, угро-финского и др.) насе­ления.

в) 15 военно-племенных союзов (7—9 вв.) — завершающий этап разложения п/о общества у восточных славян. Поляне заселяли совре­менную Киевскую обл., древляне — Житомирскую и Винницкую, хор­ваты — Карпаты, северяне — Черниговскую, Сумскую, Брянскую и т. д. Каждый союз состоял из десятков мелких племен во главе с князь­ями и старейшинами.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине История культуры и искусств Украины

ГОУ ВПО БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... КАФЕДРА УКРАИНОВЕДЕНИЯ... УЧЕБНО ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Древние люди и государства на территории Украины.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цели и задачи изучения темы
­Ознакомить студентов с предметом истории культуры Украины, ее научно-методологической базой, методикой и порядком ее изучения, структурой построения учебного курса. Изучить преемственност

Понятие культуры. Виды и функции.
Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Объясняется это, прежде всего те

Типология культур.
Критериев, или оснований для типологии культур может быть много. В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вар

Численность и географическое размещение украинцев.
По численности населения Украина примерно равна населению Франции и насчитывает около 50 млн. человек. на начало 2001 года в государстве насчитывалось 49.3 млн. жителей, это на 2.9 млн. меньше чем

Мифологические истоки народной художественной культуры
  В эпоху Древней Руси, а также и в последующие исто­рические периоды народное художественное творчество было неразрывно связано с древнеславянской мифологией. Миф - это древ

Цели и задачи изучения темы
Изучить древнейшие времена на территориях современной Украины, феномен трипольской культуры, характер жизни людей первобытного общества их мировосприятие, мифология и различные верования, культ при

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть собенности жизни и духовные ориентиры Киевской Руси, центры духовной жизни, специфика культурных процессов, духовная жизнь и художественные процессы Галицко-Волынского княжества.

Особенности художественной жизни Киевской Руси.
Основной особенностью художественной культуры той эпохи была её тесная связь со всеми видами повседневной деятельности. Вся жизнь строилась по законам красоты и на основе прекрасного. Каждый челове

Дискуссии по истории зарождения письменности на Руси.
Происхождение письменности на Руси, время её возникновения, её характер - одна из самых дискуссионных проблем русской истории. Долгое время господствующей была традиционная точка зрения, согласно к

Развитие письменности в Киевской Руси.
Православие открыло человеку Древней Руси самые разнообразные возможности и способы интеллектуального самовыражения - оно принесло на Русь письменность, литературу. Святые Кирилл и Мефодий, пропове

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была состав­ной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инстру

Архитектура, изобразительное и прикладное исскуство Киевской Руси
В Киевском государстве сформировалась и достигла высокого уровня своеобразная и неповторимая культура. Она пред­ставлена многими тысячами фольклорных, письменных и материальных па­мятников, часть к

Культура руси периода феодальной раздробленности. Культуга Галицко-Волынского княжества.
Развитие культуры происходило в сложных условиях раздробленности рус­ских земель. Однако, несмотря на постоянные междоусобицы и угрозы со стороны соседних государств и племен, в древнерусской культ

Цели и задачи изучения темы
Изучить проблемы, связанные с особенностями духовных процессов, происходивших в Украинских землях в XIV и первой половине XVII ст. человек его мировоззрение, идеалы. Рассмотреть характерис

Культура на Украине в XVI- первой половине XVII века. Исторические условия развития культуры.
Развитие Украины в Составе Речи Посполитой обусловливало развитие украинской культуры в условиях национального, феодального и религиозного гнета, принижения украинской культуры, языка, обыч

Быт и обычай украинского народа
  Жилье — у феодалов — каменные и кирпичные постройки в виде замков с баснями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян — дере­вянные жилища двух типов: срубный (четырехугольный сруб с

Православная культура Украины в первой половине XVII в. (образование, центры просвещения и книгопечатания )
Специально устроенных приходских школ в православной среде почти не существовало. Это было связано с близостью церковнославянского языка разговорному, что делало язык высокой культуры, в отличие от

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть казацкое государство, как воплощение мечтаний украинского народа о свободе и независимости; особенности его духовной жизни, идеалов. Изучить характер культурных процессов, цент

Греко-католическая (униатская) культура Украины во второй половине XVII века и трансформация ее культуры в XVIII веке.
Во второй половине XVII века важнейшим вопросом в самосознании и идейно-культурной программе сторонников Брестской унии было соотношение конфессионального и этнического. В униатской церкви

Православная культура украинских земель во второй половине XVII-XVIII вв.
В присоединенной к России части Украины сложились совершенно иные условия для развития культуры. С одной стороны, сама украинская культура в новом контексте переживала быстрый подъем, а с другой —

Архитектура и искусство Украины второй половины XVII – XVIII веков.
  Барокко в украинской художественной культуре приобрело демократи­ческий облик. Восприняв европейский стиль, украинцы придали ему народ­ные черты. Очевидно, сказалась близость барочн

Культура Украины в эпоху Просвещения.
В эпоху Просвещения украинская культура в большой мере еще остава­лась под влиянием барокко как типа культуры в его западном и православ­ном вариантах. Идеи жившего в это время Г.С. Сковороды вряд

Цели и задачи изучения темы
Изучить духовную культуру Слободской Украины – органичной составной части украинской духовной культуры. Проанализировать художественные центры, деятелей культуры Слобожанщины, их творчески

Образование и наука
Становление образования в Слободской Украине тесно связано с миграционными процессами, которые проходили со второй половины XVII ст. на этой территории. Переселенцы, которые были в основном выходца

Развитие духовной жизни на Слобожанщине
На территории Слободской Украины еще с начала ее заселения имела место попытка создания литературных, музыкальных и театральных коллективов. В 60-х годах XVIII ст. известный архитектор Слобожанщины

Архитектура и строительство на Слободской Украине.
Архитектура городов и сел Слобожанщины имеет много общего с архитектурой всей Левобережной Украины, а также Поднепровья. Вместе с тем она имеет свои особенности, свои специфические черты, связанные

Искусство Слобожанщины
Параллельно с формированием этнического типа слобожанина создавалось и искусство Слободской Украины со своими специфическими региональными особенностями. Во многом оно представляло собой новый орга

Праздники, обряды и обычаи на Слобожанщине (XVIII-XX ст.)
Среди многих важных проблем истории Украины значительное место занимает духовная культура украинского народа, в т.ч. и Слобожанщины, которая в XVII ст. стала новозаселенной территорией, которая вхо

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть духовные потребности человека. Изучить идею возрождения национальной культуры. Сущность художественных идеалов. Социальную направленность искусства. Творца, как выразителя наци

Православная и греко-католическая церковь и их влияние на развитие культуры Украины в XIX веке.
Базовым институтом культуры в XIX в. в российской части Украины ос­тавалась церковь, рядом с которой во второй половине века появились свет­ская школа, пресса, интеллигентские просветительские движ

Формирование и развитие национально-культурного самосознания в украинских землях.
В первой трети XIX в. главными очагами «высокой культуры» были Харь­ков в российской части Украины и Львов — в ее западной части. Харьков приобрел особое значение для украинской культуры, поскольку

Школа, грамотность и национально-культурное движение в Галиции.
Единственным оплотом высокой украинской культуры в Галиции вплоть до середины XIX в. оставалась греко-католическая церковь. После ее включе­ния в состав Австрийской империи в результате политики ве

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В 60—90-е ГОДЫ XIX ВЕКА.
Начиная с 1860 годов, радикально настроенную молодежь империи обычно называют народниками. Совмещая в себе радикальную буржуазно-демократическую программу с идеями социализма, народники выступали к

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть вопрос судьбы украинской культуры в ХХ веке. Изучить духовное состояние украинской нации. Человека в контексте исторических событий. Особенности развития украинской культуры, е

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В истории Украины, ее народа этот период характеризуется подъе­мом либерального, национального и демократического движения. В начале XX в. происходит рост политической активности либераль­

Украинская культура конца XIX - начала XX ст. (литературная жизнь).
  Конец XIX и начало XX ст. ознаменовались необычайным ростом промышленности на Украине. В сельском хозяйстве шла усиленная дифференциация, концентрация земель в руках кулачества, пов

НАУКА И О Б Р А 3 О В А НИЕ
В связи с возрастанием потребности г. грамотных людях и специа­листах увеличивается число учебных заведений и учащихся, студентов, обучающихся в них. В 1914—1915 гг. на Украине насчитывается 26 тыс

Художественные процессы в Украине в 30-е – 50-е годы.
    Украинская советская литература. Советская У. л. развивалась в обстановке напряженной классовой борьбы. В результате гражданской войны на Украине, р

Культура Украины в 1940-1950-х годах
  В тяжелейшей обстановке второй мировой войны, конечный результат которой невозможно было предугадать, Сталин и его украинские ставленники не могли не считаться с основными новыми жи

ВХОЖДЕНИЕ КРЫМА В СОСТАВ УКРАИНЫ
В феврале 1954 г. Верховный Совет СССР, исходя из исторических и культурных связей, этнического, территориального единства Украины и Крыма, своим указом включил Крымскую область в состав УССР. При

НАУКА И КУЛЬТУРА УКРАИНЫ (80—90-е гг.)
В последние десятилетия украинская культура находилась в кри­тическом состоянии вследствие ее идеологизации, сужения сферы испо­льзования украинского языка, снижения качества образования.

Цели и задачи изучения темы
Ознакомить с местом и ролью города Харькова в истории украинской культуры. Рассмотреть Харьков, как один из культурных центров Слободской Украины. Духовную жизнь Харькова, ее значение для

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ГОРОДА ХАРЬКОВА И ХАРЬКОВСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ.
  Первые документальные сведения о возникновении Харькова относятся к середине XVII века. На большой территории, названной Слободской Украиной, один за другим возникали укрепленные пу

Развитие изобразительного искусства в городе Харькове.
  Академиком И.Саблуковым были основаны при городском Коллегиуме «прибавочные» художественные классы. Они имели огромное значение для развития художественной культуры на Слобожанщине,

Лекция 9.3. ЖИЗНЬ И БЫТ ГОРОДА XVII – XX веков.
Первая харьковская крепость была построена по чертежу, данному чугуевским воеводой Григорием Спешневым в 1655 г. Это был частокол из заостренных бревен, обнесенный рвом и валом протяженностью 11

ХАРЬКОВ ТЕАТРАЛЬНЫЙ.
Харьков - один из старейших театральных городов Украины. В сентябре 1780 года па торжествах, посвященных открытию наместничества, состоялось первое театральное представление. Постоянно действующий

Литературная жизнь Харькова.
Харьков литературный - это особая статья. Если говорить об именах известных, то одни здесь только начинали, другие делали вынужденную посадку, третьи, подобно Ивану Алексеевичу Бунину, привязывалис

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть украинскую культуру в контексте мировой культуры. Изучить генезис мировой и украинской культуры: общее и особенности. Связи украинской художественной культуры с художественными

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Происходящая реформа образования вызвана глубокими социаль­ными, политическими и экономическими изменениями в современном обществе Украины. Назрела необходимость повышения профессиональ­ной подгото

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги