рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Конспект лекций 2. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества

Конспект лекций 2. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества - Конспект Лекций, раздел Философия, ...

 

 


Конспект лекций

Ст. пр. Гудзенко Лариса Геннадьевна

Кафедра психологии и педагогики, 420 ауд.

Литература:

1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособ. – М.: Академ. Проект, 2003. – 304 с.

2. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества. – СПб.,1991.

3. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. – 490 с.

4. Рождественская, Н.В. Психология художественного творчества. – Спб., 1995.

5. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 752 с.

Задание для самостоятельной работы: подобрать иллюстрации к предложенному материалу.

 

 

Тема 1: Феноменология художественного ТВОРЧЕСТВА

 

1. Предмет и задачи психологии художественного творчества

2. История психологии творчества

3. Понятие творчества

Психология искусства – это отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обуславливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей не ее жизнедеятельность.

Психология творчества – область психологических исследований творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательстве и рационализаторстве.

В психологии художественной деятельности объединяются оба эти предмета. Итак,

Психология художественного творчества изучает закономерности художественной деятельности, особенности художественного мышления, психологические механизмы создания художественного образа и его восприятия, психические состояния в процессе творчества, личность художника и его способности.

Исторически первые дискуссии в науке начались о психологии искусства, но оказалось, что психологические закономерности его исследованы совершенно недостаточно. Единственная отечественная работа в этой области "Психология искусства" Л.С. Выготского – исследование не завершенное. Б.Г. Ананьев: «…нужна психология искусств, а затем психология искусства (конкретного)».

Гипотезы Б.Г. Ананьева, требующие научного решения:

Ø Природа искусства и художественной одаренности

Ø Наличие биологических предпосылок художественной одаренности

Ø Эмоциональная сфера личности художника

Ø Динамика формирования и развития творческих способностей

Методы исследования:

n Методы общей психологии: наблюдение, опрос, тестирование

N Проективные методики

N Анализ сопутствующих основной работе материалов

N Изучение черновиков писателей, писем, дневниковых записей, самоотчетов, эскизов картин

N Естественный эксперимент (игры)

N Психофизиологические методы

N Моделирование

История психологии творчества

Ø Успехи общей психологии Ø Концепция сознания и познания Э.Маха и Э.Гартмана Ø Философское течение итуитивизма А.Брегстона

Понятие творчества

Первичное определение творчества:«Творчество – это деятельность, в результате которой создаётся продукт, отличающийся оригинальностью» Версии определений творчества: n Маккелар: творчество – это сплав восприятий, осуществленный новым способом

N Социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности

N Наличие объективных предпосылок, условий для творчества (социальных, материальных)

n Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств – знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности)

N Новизна и оригинальность процесса или результата

 

Дискуссии о признаке «прогрессивности»


Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку. При анализе творчества наряду с признаками «новизна» и «социальная значимость» необходимо выделять признак «прогрессивность». Иначе мы получим «антитворчество» или варварство, антигуманное в своей основе.

Творчество может быть направлено не только на благие дела, не только на созидание, но и на разрушение, находить выход в озорстве, хулиганстве и преступлении. Сколько изобретательности и таланта проявляют преступники!

Ф.Д.Кондратенко

  Типы творчества.Отличаются по степени соотношения между элементами, базисных… A. Научное: 1) мышление 2) чувственные образы 3) эмоции

Отличия творчества от предметной деятельности

V Предметная деятельность относится к адаптивным формам поведения, а творческий процесс относится к преобразованию как форме внешней активности;

v Основной признак деятельности – соответствие результата деятельности ее цели, а творческий акт характеризуется рассогласованием цели и результата;

V Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя.

Признаки творческого акта: 1) бессознательность; 2) спонтанность, внезапность;

Фаза постановки проблемы

Активно сознание

Фаза созревания или инкубации

Активно подсознание

Гипотезы: 1) позволяет человеку оправиться от усталости; 2) позволяет забыть несоответствующие подходы к задаче, старые и безуспешные способы решения; 3) продолжаем работать над задачей бессознательно.

Фаза озарение (или инсайта)

Решение неожиданно и целиком появляется в сознании

Фаза контроля

Прямая включенность сознания

Общей для любого творческого процесса является также его структура.

Структурно-уровневая модель механизма творчества

Представлена в виде двух проникающих одна в другую сфер. Их внешние границы – абстрактные пределы мышления. Снизу находится сфера интуитивного… При решении стандартной задачи развитый интеллект реализует готовые логические программы, где его высший структурный…

Состояния сознания в процессе творчества

Знание особенностей протекания потоковых состояний сознания помогает:

N осмыслить психологию и феноменологию пиковых творческих состояний сознания,

N определить условия продуктивности активного творчества,

N исследовать то психическое состояние, которое является оптимальным при выполнении человеком самых разных деятельностей.

Исследования В.В.Козлова показывают, что притягательная сила творческих (ресурсных, эвристических, потоковых, расширенных) состояний сознания… 1)Трансценденция Эго. 2)Трансценденция времени. 3)Трансценденция пространства.… Трансценденция (от лат. transcendere – переступать; или от лат. transcendens – выходящий за пределы) – философский…

Н.В.Рождественская

1. Готовность к работе.

Предпосылки творческой деятельности появляются тогда, когда возникает потребность эмоционального отклика на какие-то явления действительности.

2. Появление замысла.

Часто толчком к появлению замысла служит нечто, необычно притягивающее внимание и потому мобилизующее и концентрирующее силы на одной задаче. Рождение замысла субъективно воспринимается как большое событие.

3. Разработка замысла.

«Стратегия творчества» с одной стороны, определяется художественным методом, а с другой — индивидуальным стилем деятельности.

Состояние вдохновения.

В момент достижения вершины вдохновения происходит согласование трех основных базисных сторон психики: образного чувственного отражения; понятийного… 5. Идентификация. Отождествление себя с рожденным воображением персонажем — единственный путь постижения иной психологии, и на этом пути…

Строение мозга как основа творческих способностей

· Исследование мозга А.Эйнштейна показало, что он отличается от обычного только повышенным количеством клеток глии. · У одаренных детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена.… · Талантливых взрослых людей отличает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна. …

Межполушарная асимметрия музыкальной деятельности

! Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его… Но!!! в норме осуществление любой функции – это результат работы всего мозга,…

Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества.

Ø в способах адаптации к среде; Ø в скорости и прочности образования стереотипов и стандартов; Ø во взаимодействии двух полушарий мозга.

Творчество как поиск

Исследования, проведенные на человеке и животных, показали, что поисковая активность значительно повышает устойчивость организма к воздействию самых…  

Творчество и сублимация

Согласно психоанализу, основным мотивом фантазии служат неудовлетворенные актуальные желания, кото­рые вызывают напряжение в психике и пробуждают… Но!!! Существует большое число примеров прямо противоположных, не так уж мало… Концепция сублимации не дает объяснения всем имеющимся фактам и не может считаться универсальной.

Факторы формирования личности художника

1) врожденная одаренность; 2) собственные усилия; 3) ближайшее окружение; 4) ситуация в обществе в целом. Эти факторы практически не отличаются от условий, необходимых для становления любой творческой деятельности; Однако,…

Возрастная динамика творческой продуктивности

§ X.Андерсон: «творчество было в каждом из нас, когда мы были маленькими детьми, У детей творчество повсеместно. Среди взрослых творчество почти не… § Р.Вудвортс: «период 20 – 40 лет, очевидно, наиболее благоприятен для… § Н.Беард, исследовавший вклад в культуру 1000 знаменитостей, ввел классификацию их жизни по десятилетиям:

Креативность и интеллект

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает необходимым, но недостаточным условием, творческой активности… 2. Творческя способность (креативнось) является самостоятельным фактором,… В рамках этого направления существует «теория интеллектуального порога» Э.П.Торренса: 1)Если IQ ниже 115–120,…

Особенности творческого мышления

13. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. 14. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом… 15. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые,…

Воображение в творчестве

В процессе профессиональной художественной деятельности одни представления ассоциируются с другими, сливаясь в едином образе. Особенностью… Благодаря конкретным и ярким представлениям – зрительным, слуховым,… И.М.Розет описывает внутренние механизмы фантазирования как продуктивной деятельности. Суть: неза­висимо от характера…

Восприятие произведений искусства

· художественно-смыслового, результирующего процесс восприятия и создающего «концепцию восприятия»; · художественно-образного языка произведения искусства, способствующего… · эмоционально-эмпатического «вхождения» в произведение искусства, сопереживания, соучастия;

Этапы и условия восприятия художественного образа

Ø впечатление, Ø заражение, Ø уподобление,

Коммуникативная функция общения в искусстве

С возникновением средств массовой информации значительно усложняется связь между художником и публикой. С одной стороны, художник нередко обращается…

Интерактивная функция общения в искусстве

Ø художественное творчество – вид профессиональной деятельности и его технология; Ø художественное произведение – специфический продукт эстетической… Ø эстетическое восприятие и сформированное на его основе эстетическое отношение – завершение цикла и в то же…

Перцептивная функция общения в искусстве

Выявлялась эволюция типов читателей художественной литературы (работы Н. А. Рубакина). На первых этапах возникновения киноискусства зрительская аудитория… С.Эйзенштейна специально интересовался результатами анализа зрительской аудитории. В то же время он воспитывал…

Эффективная работа творческого коллектива

Первая роль – формальная. Но вторая роль, «роль в группе», гораздо менее очевидна, однако она существенно важна для успешной деятельности… Не в каждую группу непременно должно входить восемь членов. Вполне возможно и… Должен быть обеспечен баланс восьми ролей, без доминирования какой-либо одной, представленной большим числом членов…

Социальные факторы, мешающие творчеству

В ряде художественных и философско-критических произведений социальная среда выступает в качестве враждебной силы по отношению к творчески одаренным… «Социальные помехи», на которые наталкивается творческая деятельность: § Хейманн – технизация: штампованные фильмы, стандартные передачи по телевидению, реклама и т.д.

Художественное сотворчество как коллективное творчество

Но! Преимущество группы возможно при соответствующей организации ее деятельности и превращении ее в творческий коллектив. Почти все авторы считают, что такие группы должны быть небольшими. Осборн… Слоссон и Дауни придерживались того мнения, что наличие в группе людей, сильно отличающихся, от основного состава и по…

Тематика семинарских занятий

СЕМИНАР 1. Феноменология художественного творчества 1. Методологические проблемы исследования художественного творчества.… 2. Место интуиции в процессе творчества.

СЕМИНАР 3. Способности и творческая одаренность

2. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности. 3. Одаренность к искусству: общее и различное (на примере своей… 4. Обучение и воспитание детей с разным типом одаренности. Качества личности, необходимые для работы с одаренными…

СЕМИНАР 4. Коррекционные возможности творческого процесса

2. Особенности: 1. Рисуночной арт-терапии. 2. Библиотерапии.

Вопросы к экзамену

 

 

1. Предмет, задачи и методы психологии художественного творчества.

2. История становления психологии художественного творчества.

3. Проблема психологического здоровья и творчества в истории психологии художественного творчества.

4. Понятие творчества. Виды, типы и признаки творчества.

5. Признаки и структура творческого акта.

6. Структурно-уровневая модель механизма творчества.

7. Место интуиции в процессе творчества.

8. Особенности измененного состояния сознания в процессе творчества.

9. Психические состояния в процессе творчества.

10. Этапы процесса художественного творчества.

11. Творческий процесс и законы высшей нервной деятельности.

12. Связь творческих способностей с особенностями строения мозговых структур.

13. Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества.

14. Мотивация фантазирования. Дискуссии о сублимации как ведущем мотиве фантазии.

15. Теория творчества как разновидности поисковой активности.

16. Индивидуально-психологические черты творческой личности.

17. Структура и характер творческой личности.

18. Факторы формирования личности художника.

19. Возрастная динамика творческой продуктивности.

20. Подходы к пониманию креативности.

21. Структура креативности.

22. Теоретические подходы к соотношению понятий креативности и интеллекта.

23. Проблема развития креативности.

24. Понятие и виды одаренности.

25. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности.

26. Соотношение общей и художественной одаренности как основа профессионального прогнозирования.

27. Обучение и воспитание детей с разным типом одаренности. Роль личности педагога в этом процессе.

28. Творческие способности: их уровни и развитие.

29. Формы художественного познания. Роль памяти в художественном познании.

30. Особенности творческого мышления.

31. Творческое воображение: стадии развития, внутренние механизмы и приемы создания образов воображения.

32. Свойства и закономерности восприятия в художественном творчестве.

33. Особенности и механизмы художественного восприятия.

34. Условия и этапы восприятия художественного образа.

35. Художественное творчество как специфическая форма социального общения.

36. Психологические закономерности формирования и развития творческого коллектива.

37. Требования, предъявляемые к руководителю художественного коллектива.

38. Виды творчества: индивидуальное, коллективное, сотворчество.

39. Понятие арт-терапии; ее формы и виды.

40. Психотерапевтические возможности творчества.

 

Примечание. На экзамен выносятся три вопроса: два в билете из перечисленных выше, а третий должен быть подготовлен студентом заранее самостоятельно и должен представлять собой психологический анализ какого либо факта из сферы художественного творчества.

Например:

- анализ использования какого-либо вида творчества для саморегуляции (эмоционального состояния, самооценки, страхов, развития определенных личностных качеств и прочее);

- иллюстрация явления переноса стиля деятельности из художественной сферы в иные виды деятельности (социальную, интеллектуальную, и др.);

- анализ фактов измененных состояний сознания из биографий творческих личностей;

- анализ личности Художника (по всем указанным в курсе параметрам);

- анализ креативности творческой личности с вычленением структуры этой креативности;

- анализ этапов развития художественных способностей творческой личности с указанием факторов, повлиявших на нее;

- анализ конфликта (конкретного) в творческом коллективе и роли руководителя в его создании или разрешении;

- иллюстрация возможностей искусства как средства общения;

- анализ факта работы интуиции с выделением и объяснением каждой составляющей;

- анализ нерофизиологических особенностей личности Художника и их влияние на творческий метод;

- анализ индивидуальных особенностей творческой и сотворческой (коллективной) деятельности и их взаимовлияние на личность и становление творческости одаренного ребенка;

- анализ мотивационной сферы творческой личности с указанием доминантных мотивов;

- анализ личности успешного педагога, работающего с одаренными детьми;

- анализ условий, механизмов, этапов и проч., необходимых для сотворческого восприятия вашего вида искусства зрителями (слушателями, читателями…);

- другое.


Вопросы к зачету

1. Предмет, задачи и методы психологии художественного творчества.

2. История становления психологии художественного творчества.

3. Проблема психологического здоровья и творчества в истории психологии художественного творчества.

4. Понятие творчества. Виды, типы, признаки и структура творчества.

5. Структурно-уровневая модель механизма творчества.

6. Место интуиции в процессе творчества.

7. Особенности измененного состояния сознания в процессе творчества.

8. Этапы процесса художественного творчества.

9. Творческий процесс и законы высшей нервной деятельности.

10. Связь творческих способностей с особенностями строения мозговых структур.

11. Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества.

12. Мотивация фантазирования. Дискуссии о сублимации как ведущем мотиве фантазии.

13. Теория творчества как разновидности поисковой активности.

14. Индивидуально-психологические черты творческой личности.

15. Структура и характер творческой личности.

16. Возрастная динамика творческой продуктивности.

17. Подходы к пониманию креативности.

18. Структура креативности.

19. Теоретические подходы к соотношению понятий креативности и интеллекта.

20. Понятие и виды одаренности. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности.

21. Обучение и воспитание детей с разным типом одаренности. Роль личности педагога в этом процессе.

22. Формы художественного познания. Роль памяти в художественном познании.

23. Особенности творческого мышления.

24. Творческое воображение: стадии развития, внутренние механизмы и приемы создания образов воображения.

25. Свойства и закономерности восприятия в художественном творчестве. Особенности и механизмы художественного восприятия.

26. Условия и этапы восприятия художественного образа.

27. Художественное творчество как специфическая форма социального общения.

28. Психологические закономерности формирования и развития творческого коллектива.

29. Виды творчества: индивидуальное, коллективное, сотворчество.

30. Психотерапевтические возможности творчества.

 

Примечание. На зачет выносятся два вопроса: один из перечисленных выше, а второй должен быть подготовлен студентом заранее самостоятельно и должен представлять собой психологический анализ какого либо факта из сферы художественного творчества.

Например: (смотри в вопросах к экзамену)

 

– Конец работы –

Используемые теги: Конспект, лекций, Дранков, Психология, художественного, творчества0.09

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Конспект лекций 2. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Конспект лекций 1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества
Конспект лекций Ст пр Гудзенко Лариса Геннадьевна Кафедра психологии и педагогики ауд...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по курсу Архитектурное материаловедение Конспект лекций по курсу Архитектурное материаловедение
ФГОУ ВПО ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... ИНСТИТУТ Архитектуры и искусств... КАФЕДРА ИНЖЕНЕРНО строительных ДИСЦИПЛИН...

Психодиагностика. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Истоки психодиагностики Психодиагностика: конспект лекций
Психодиагностика конспект лекций... А С Лучинин...

Возрастная психология: конспект лекций Тема 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Возрастная психология конспект лекций... Тема ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА Предмет и задачи возрастной психологии Возрастная психология это отрасль...

Конспект лекций по дисциплине Экономика недвижимости: конспект лекций
Государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Уральский государственный экономический университет...

Психология труда: конспект лекций Психология труда
Психология труда конспект лекций... Григорьева М В Психология труда...

Психиатрия. Конспект лекций. ЛЕКЦИЯ № 1. Общая психопатология Психиатрия: конспект лекций
Психиатрия конспект лекций... Текст предоставлен литагентом http litres ru...

История мировых религий: конспект лекций История мировых религий. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры Классификация религий
История мировых религий конспект лекций... С Ф Панкин...

Конспект лекций по дисциплине Психология и этика деловых отношений
Имени Альфреда Нобеля... Кафедра социальной педагогики... Конспект...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ПРАКТИКА
Тема ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ПРАКТИКА План Предмет и задачи общей психологии Этапы развития психологии Основные... Вклад отечественных психологов В развитие... Рис Отрасли психологии...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам