рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Творчество и сублимация

Творчество и сублимация - Конспект Лекций, раздел Философия, Конспект лекций 2. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества Если Субъект Вынужден Отказаться От Удовлетворения Некоторых Потребностей, И ...

Если субъект вынужден отказаться от удовлетворения некоторых потребностей, и зона поисковой активности поневоле оказывается суженой, то компенсаторно может усилиться поиск в творчестве.

Согласно психоанализу, основным мотивом фантазии служат неудовлетворенные актуальные желания, кото­рые вызывают напряжение в психике и пробуждают вос­поминания, связанные с впечатлениями раннего детства. В фундаменте творчества лежит механизм сублимации. Неудовлетворенные потребности, прежде всего либидинозные, которые не могут быть реализованы из-за моральных запретов, находят социально приемлемый выход в творчестве. Отсюда следует логический вывод, что чем тяжелее внутренний конфликт художника, чем в большей степени ущемлены его потребности, особенно потребность в любви, тем продуктивнее его творческая активность.

Но!!! Существует большое число примеров прямо противоположных, не так уж мало великих произведений искусства было создано совершенно счастливыми людьми. Экспериментально доказано, что на творческую продуктивность не влияют жизненные стрессы, во всяком случае такие влияния нельзя считать законом.

Концепция сублимации не дает объяснения всем имеющимся фактам и не может считаться универсальной.

Приведите пример объяснения творчества художника (композитора, …) мотивами сублимации, внешними, внутренними, самореализации и др.

 

 

Тема 5: Психологические характеристики творческой личности

 

1. Индивидуально-психологические характеристики творческой личности.

2. Факторы формирования личности художника.

3. Возрастная динамика творческой продуктивности.

 

Креативность – главное свойство творческой личности.

Среди личностных свойств, влияющих на креативность как универсальную способность к творчеству, Малахова И.А. выделяет следующие: природные задатки и индивидуальные особенности человека; возрастные параметры развития; социальная среда; характерологические особенности; мотивы и дисциплина творчества; структура и характер деятельности.

Я.А.Пономарев выделяет два основных личностных качества, способствующих творческому процессу:

1. способность действовать «в уме», определяемая как высокий уровень внутреннего плана действий;

2. интенсивность поисковой информации и чувствительность к побочным образованиям.

Главное качество любой творческой личности: При разнообразии формулировок общим является то, что творческая личность этосвободная личность,т.е. личность, способная быть самой собой, слышать свое «Я» (К. Роджерс).

От художника требуется ясность жизненной по­зиции, заинтересованность в судьбах людей, осмысление времени.

В англоязычной литературе к главным качествам твор­ческой личности причисляют чувство самоидентичности. Творческий человек ценит свою уникальность и неповторимость, «не стыдится» ее. Ведь любой творческий акт – это форма духовного «самообнажения».

Многочисленные исследователи выделяют свои состав­ляющие творческого потенциала. Наиболее важными чертами гения считаются высокий интеллект и особые способности, которые перевешивают. Плюс добавляют упорство, безрассудную смелость, интеллектуальную отвага.

Интересно, что творческие натуры легко приспосабливаются к людям, но в целом они менее склонны к социальным контактам, общению.

По сравнению с общей популяцией найдено преобладание шизотимических чертиинтравертированность.

Творчество – это синдром раскрепощенности. То есть, творческие люди характеризуются отсутствием как познавательного, так и поведенческого угнетения. Г.Айзенк связал творчество с личностно измеренным психотизмом: агрессивностью, холодностью, эгоцентризмом, импульсивностью, антисоциальностью, упрямством.

Часто у творческих личностей встречаются такие черты, как:

Ø «детскость», доходящая до инфантилизма;

Ø особое, «горькое»,чувство юмора;

Ø «самостояние»человека;

Ø наивность, чудачества и заблуждения гениев.

Структура творческой личности состоит из следующих компонентов (И.А.Малахова):

а) творческий потенциал как совокупность психических новообразований и креативных способностей, проявляющихся и развивающихся в творческой деятельности;

б) индивидуально-психологические параметры как своеобразие черт характера, воли, темперамента, возрастных особенностей;

в) творческая направленность как сочетание мотивов, потребностей и целевых установок на личностно и общественно значимые результаты.

Количество свойственных творческой личности качеств, изучаемых различными исследователями, очень велико, и зачастую выделяются противоположные друг другу характеристики. Исследуемые качества представляют самые разные стороны и уровни личности: среди них есть интеллектуальные, мотивационные, характерологические. Но они рассматриваются как рядоположенные, равнозначные вне всякой иерархии. Наиболее про­тиворечивы данные об эмоциональной уравновешенности. Гуманистические психологи утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом, но множество экспериментальных результатов противоречат этому.

Н.О.Лосский, занимаясь типологией человеческих характеров, взял за основу классификации то, что сегодня называется направленностью личности: то, “чем жив человек”, что для него самоценно, а не служит средством для чего-то более значимого. С этой точки зрения Н.О.Лосский различал три основные типа “характеров”:

Ø Чувственный. Главным для таких людей является удовлетворение физических потребностей.

Ø Эгоцентрический. Для эгоцентрика главное – самоутверждение в той или иной форме, в том числе, может быть, и наносящее ущерб потребностям первого уровня.

Ø Сверхличный. Это люди, для которых главным становится что-либо, не имеющее, казалось бы, отношения ни к их телу, ни к их эго. К этому высшему типу относятся, в частности, выдающиеся творцы в искусстве и других областях культуры.

Н.О.Лосский отметил, что у выдающихся творцов некоторые качества второго, эгоцентрического уровня (себялюбие, тщеславие, ревность и т.д.) бывают иногда “чудовищно развиты”. И, тем не менее, они обладают еще более высокой способностью освобождаться от них в творчестве, делаться проводниками сверхличного.

Среди людей, художественно одаренных, есть представители разных типов акцентуаций характера. С одной стороны, творческая деятельность накладывает свой отпечаток на личность, развивая акцентуации, а с другой, – некоторые акцентуации характера благоприятствуют развитию способностей.

Исследования Н.В.Рождественской актерски одаренных личностей показали, что наиболее существенными для них являются следующие акцентуации (в порядке частоты встречаемости) (в терминологии К.Леонгарда):

1. гипертимный тип

2. застревающий тип

3. эмотивный тип

4. циклотимия

5. демонстративный тип

6. аффективно-экзальтированный тип

7. интроверсия

Дайте характеристику известной Вам творческой личности по тем параметрам, которые выделены в параграфе

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций 2. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества

Конспект лекций Ст пр Гудзенко Лариса Геннадьевна Кафедра психологии и педагогики ауд...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Творчество и сублимация

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История психологии творчества
Оформлению психологии творчества как науки способствовали: Ø Успехи общей психологии Ø Концепция сознания и познания Э.Маха и Э.Гартмана Ø Философско

Понятие творчества
Творить – это значит претворять внутренний опыт во внешнюю реальность. Р. Нусбаум Первичное определение творчества:«Творчество – это деятельность, в результате кото

Ф.Д.Кондратенко
Сравните эти мнения и выскажите свое по вопросу о «прогрессивности» как признаке творчес

V Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя.
Суть творчества как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которы

Структурно-уровневая модель механизма творчества
(Я.А. Пономарев) Представлена в виде двух проникающих одна в другую сфер. Их внешние границы – абстрактные пределы мышления. Снизу находится сфера интуити

N исследовать то психическое состояние, которое является оптимальным при выполнении человеком самых разных деятельностей.
Существует ряд форм трудовой деятельности, которые ориентированы на процесс, а не на результат: художники, поэты, композиторы, и т.д. нередко проводят дни и ночи напролет за работой, ничего не заме

Состояние вдохновения.
Вдохновение – это состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, и

Строение мозга как основа творческих способностей
Изучение мозга одаренных людей показало, что существует связь между одаренностью в той или иной области деятельности и особенностями строения соответствующих мозговых структур. Например, у музыкант

Межполушарная асимметрия музыкальной деятельности
Левое полушарие Правое полушарие Восприятие высоких звуков (из-за близости к речи), а также абсолютной высоты музыкального звука

Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества.
Особенности высшей нервной деятельности - степень её силы, подвижности, уравновешенности - лежат в основе разных требований к окружающей обстановке. Так, авторы со слабым возбуждением и торможением

Творчество как поиск
Вопрос о природе побуждения к творчеству, как считает В.С.Ротенберг, относится к числу самых главных. Он полагает, что творчество – это разновидность поисковой активности, под которой понимается ак

Факторы формирования личности художника
Необходимые предпосылки становления гения по Н.В.Гончаренко: 1) врожденная одаренность; 2) собственные усилия; 3) ближайшее окружение; 4) ситуация в обществе в целом. Эти

Возрастная динамика творческой продуктивности
§ Платон: «опыт больше уносит, чем прибавляет». § X.Андерсон: «творчество было в каждом из нас, когда мы были маленькими детьми, У детей творчество повсеместно. Среди взрослых творчество п

Креативность и интеллект
Подходы к проблеме творческих способностей. 1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает необходимым, но недостаточным условием, творческой акт

Особенности творческого мышления
Творческое мышление – это новообразование в самой познавательной деятельности. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Особенности творческого мышления описал Дж.Гилф

Воображение в творчестве
Обобщающая обработка представлений приводит к созданию художественного образа, соединяющего в себе индивидуальное и типическое. Определяющим здесь является не воспоминание, а преобразование, т.е. д

Восприятие произведений искусства
Крупник Е.П.: Восприятие произведения искусства осуществляется с помощью четырех основных механизмов: · художественно-смыслового, результирующего процесс восприятия и создающего «ко

Этапы и условия восприятия художественного образа
Фазы художественного восприятия (А.Ф.Еремеев): Ø впечатление, Ø заражение, Ø уподобление, Ø осмысление, &Os

Коммуникативная функция общения в искусстве
Понимание произведения искусства определяется целым комплексом особенностей личности читателя, зрителя, слушателя. При этом активность воспринимающего заключается не только в понимании или сопережи

Интерактивная функция общения в искусстве
В процессе общения самостоятельные формы эстетической деятельности приобретают предметно-знаковый характер: Ø художественное творчество – вид профессиональной деятельности и его тех

Перцептивная функция общения в искусстве
В настоящее время ведутся исследования восприятия художественных ценностей массовой аудиторией с привлечением методов различных наук. Изучаются запросы, установки и ценностные ориентации публики, р

Эффективная работа творческого коллектива
В любой организации существует динамичное распределение определенных деловых ролей. Этот феномен состоит в том, что каждый из членов организации играет двойную роль. Первая роль – формальн

Социальные факторы, мешающие творчеству
Феномен конформного поведения играет отрицательную роль в творчестве. Такое поведение вызвано как индивидуальными свойствами личности, так и межличностными отношениями в творческом коллективе, боле

Художественное сотворчество как коллективное творчество
Многие психологи утверждают, что творческая деятельность малых групп и вообще коллективное творчество имеют большие преимущества перед индивидуальным. Так, создатель синектики Гордон категорически

Тематика семинарских занятий
  СЕМИНАР 1. Феноменология художественного творчества 1. Методологические проблемы исследования художественного творчества. Этические проблемы творчества. Творчество как ценн

СЕМИНАР 3. Способности и творческая одаренность
1. Понятие и виды одаренности. 2. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности. 3. Одаренность к искусству: общее и различное (на примере своей специальности).

СЕМИНАР 4. Коррекционные возможности творческого процесса
1.Виды, типы, направления, способы проведения и особенности психологического воздействия арт-терапии. 2. Особенности: 1. Рисуночной арт-терапии. 2. Библиотерапии.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги