рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Воображение в творчестве

Воображение в творчестве - Конспект Лекций, раздел Философия, Конспект лекций 2. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества Обобщающая Обработка Представлений Приводит К Созданию Художественного Образа...

Обобщающая обработка представлений приводит к созданию художественного образа, соединяющего в себе индивидуальное и типическое. Определяющим здесь является не воспоминание, а преобразование, т.е. деятельность воображения.

В процессе профессиональной художественной деятельности одни представления ассоциируются с другими, сливаясь в едином образе. Особенностью представлений художника является легкость их перехода из одной модальности в другую: от зрительных представлений к слуховым, от слуховых к двигательным и т.д. Таковы, например, видения актера.

Благодаря конкретным и ярким представлениям – зрительным, слуховым, двигательным, тактильным, обонятельным – актер живет в предлагаемых обстоятельствах роли и спектакля как в реальной жизни. К.Станиславский называл "кинолентой видений" ассоциативную систему представлений "предлагаемых обстоятельств", возникающих в процессе работы над ролью. Важной особенностью представлений становится их подчиненность творческому замыслу. Художник способен сознательно, в соответствии с творческими задачами управлять представлениями, возникшими как будто непроизвольно. В творчестве актера особую роль играют двигательные представления. Можно вырабатывать двигательные навыки, лишь представляя движение, то есть, тренируя двигательные представления. (См.: Биомеханику В.Э.Мейерхольда. Теорию сценического движения И.Э.Коха.)

И.М.Розет описывает внутренние механизмы фантазирования как продуктивной деятельности. Суть: неза­висимо от характера и результатов продуктивной деятельности, при ее выполнении всегда имеет место смещение оценок: с одной стороны, обесценивание информации, приемов и способов решений (механизм анаксиоматизации), с другой – повышенная оценка полученных результатов, использованных приемов (механизм гипераксиоматизации). Автор распространяет действие этих механизмов на любую продуктивную деятельность, что подтверждено серией экспериментов.

Т.Рибо.: Творческое воображение определяется единством трех компонентов: интеллектуального, эмоционального и бессознательного и включает четыре стадии развития.

1 — переход от пассивного воображения к творческому;

2 — анимизм, или одушевление, окружающих пред­метов и явлений;

3 — игра;

4 — романтическая стадия.

Приемы создания образов воображения:

1.Агглютинация. 2.Гиперболизация. 3. Подчеркивание каких-либо признаков или заострение. 4. Схематизация. 5. Типизация.

Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций. Направление, которое приобретает ход ассоциаций, оказывается, подчинено потребностям и мотивам творчества. Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями. Ход ассоциаций, нарушающий актуализацию привычных связей – существенная сторона творческой фантазии.

 

Тема 8: Восприятие как художественное сотворчество

1. Свойства и закономерности восприятия.

2. восприятие произведений искусства.

3. Этапы и условия восприятия художественного образа

Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность.

Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего человека. Эта закономерность называется апперцепцией. Апперцепция–это зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

Закономерности восприятия:

Ø Содержание восприятия определяется поставленной задачей и мотивами деятельности человека.

Ø Соотношение фигуры и фона.

Ø Восприятие сложных объектов невозможно без его осмысливания.

Ø Содержание восприятия могут изменять установки, эмоции.

Ø Восприятие взаимосвязано с речью.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций 2. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества

Конспект лекций Ст пр Гудзенко Лариса Геннадьевна Кафедра психологии и педагогики ауд...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Воображение в творчестве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История психологии творчества
Оформлению психологии творчества как науки способствовали: Ø Успехи общей психологии Ø Концепция сознания и познания Э.Маха и Э.Гартмана Ø Философско

Понятие творчества
Творить – это значит претворять внутренний опыт во внешнюю реальность. Р. Нусбаум Первичное определение творчества:«Творчество – это деятельность, в результате кото

Ф.Д.Кондратенко
Сравните эти мнения и выскажите свое по вопросу о «прогрессивности» как признаке творчес

V Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя.
Суть творчества как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которы

Структурно-уровневая модель механизма творчества
(Я.А. Пономарев) Представлена в виде двух проникающих одна в другую сфер. Их внешние границы – абстрактные пределы мышления. Снизу находится сфера интуити

N исследовать то психическое состояние, которое является оптимальным при выполнении человеком самых разных деятельностей.
Существует ряд форм трудовой деятельности, которые ориентированы на процесс, а не на результат: художники, поэты, композиторы, и т.д. нередко проводят дни и ночи напролет за работой, ничего не заме

Состояние вдохновения.
Вдохновение – это состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, и

Строение мозга как основа творческих способностей
Изучение мозга одаренных людей показало, что существует связь между одаренностью в той или иной области деятельности и особенностями строения соответствующих мозговых структур. Например, у музыкант

Межполушарная асимметрия музыкальной деятельности
Левое полушарие Правое полушарие Восприятие высоких звуков (из-за близости к речи), а также абсолютной высоты музыкального звука

Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества.
Особенности высшей нервной деятельности - степень её силы, подвижности, уравновешенности - лежат в основе разных требований к окружающей обстановке. Так, авторы со слабым возбуждением и торможением

Творчество как поиск
Вопрос о природе побуждения к творчеству, как считает В.С.Ротенберг, относится к числу самых главных. Он полагает, что творчество – это разновидность поисковой активности, под которой понимается ак

Творчество и сублимация
Если субъект вынужден отказаться от удовлетворения некоторых потребностей, и зона поисковой активности поневоле оказывается суженой, то компенсаторно может усилиться поиск в творчестве. Со

Факторы формирования личности художника
Необходимые предпосылки становления гения по Н.В.Гончаренко: 1) врожденная одаренность; 2) собственные усилия; 3) ближайшее окружение; 4) ситуация в обществе в целом. Эти

Возрастная динамика творческой продуктивности
§ Платон: «опыт больше уносит, чем прибавляет». § X.Андерсон: «творчество было в каждом из нас, когда мы были маленькими детьми, У детей творчество повсеместно. Среди взрослых творчество п

Креативность и интеллект
Подходы к проблеме творческих способностей. 1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает необходимым, но недостаточным условием, творческой акт

Особенности творческого мышления
Творческое мышление – это новообразование в самой познавательной деятельности. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Особенности творческого мышления описал Дж.Гилф

Восприятие произведений искусства
Крупник Е.П.: Восприятие произведения искусства осуществляется с помощью четырех основных механизмов: · художественно-смыслового, результирующего процесс восприятия и создающего «ко

Этапы и условия восприятия художественного образа
Фазы художественного восприятия (А.Ф.Еремеев): Ø впечатление, Ø заражение, Ø уподобление, Ø осмысление, &Os

Коммуникативная функция общения в искусстве
Понимание произведения искусства определяется целым комплексом особенностей личности читателя, зрителя, слушателя. При этом активность воспринимающего заключается не только в понимании или сопережи

Интерактивная функция общения в искусстве
В процессе общения самостоятельные формы эстетической деятельности приобретают предметно-знаковый характер: Ø художественное творчество – вид профессиональной деятельности и его тех

Перцептивная функция общения в искусстве
В настоящее время ведутся исследования восприятия художественных ценностей массовой аудиторией с привлечением методов различных наук. Изучаются запросы, установки и ценностные ориентации публики, р

Эффективная работа творческого коллектива
В любой организации существует динамичное распределение определенных деловых ролей. Этот феномен состоит в том, что каждый из членов организации играет двойную роль. Первая роль – формальн

Социальные факторы, мешающие творчеству
Феномен конформного поведения играет отрицательную роль в творчестве. Такое поведение вызвано как индивидуальными свойствами личности, так и межличностными отношениями в творческом коллективе, боле

Художественное сотворчество как коллективное творчество
Многие психологи утверждают, что творческая деятельность малых групп и вообще коллективное творчество имеют большие преимущества перед индивидуальным. Так, создатель синектики Гордон категорически

Тематика семинарских занятий
  СЕМИНАР 1. Феноменология художественного творчества 1. Методологические проблемы исследования художественного творчества. Этические проблемы творчества. Творчество как ценн

СЕМИНАР 3. Способности и творческая одаренность
1. Понятие и виды одаренности. 2. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности. 3. Одаренность к искусству: общее и различное (на примере своей специальности).

СЕМИНАР 4. Коррекционные возможности творческого процесса
1.Виды, типы, направления, способы проведения и особенности психологического воздействия арт-терапии. 2. Особенности: 1. Рисуночной арт-терапии. 2. Библиотерапии.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги