Межполушарная асимметрия музыкальной деятельности - Конспект Лекций, раздел Философия, Конспект лекций 2. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества Левое Полушарие
Правое Полушарие
...
Левое полушарие
Правое полушарие
Восприятие высоких звуков (из-за близости к речи), а также абсолютной высоты музыкального звука
Восприятие низких звуков, высотно-мелодической стороны в целом, а также узнавание голосов людей
Нотное письмо, чтение нот. Грамматические и структурно-логические представления о музыке. Анализ музыки с помощью символов и схем
Музыкальные чувства: лада, ритма, мелодии, стиля, формы и пр., интуитивные действия «по чувству»
Пение по словам
Узнавание и припоминание мелодий, контроль чистоты интонации
Переживание метроритма, управление автоматизированными движениями
Управление сложными исполнительскими движениями и действиями на основе целостного образа
Функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. Асимметрия полушарий мозга – это динамическое образование, в процессе онтогенеза происходит постепенное нарастание асимметрии полушарий мозга: наибольшая ее выраженность наблюдается в среднем возрасте, а к старости постепенно нивелируется.
!
Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходам к явлениям и моментальным охватом целого.Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.
Но!!! в норме осуществление любой функции – это результат работы всего мозга, и левого и правого полушария. К.Саган (1977г.) выдвинул гипотезу, что наиболее творческие создания культуры – правовые и эстетические системы, искусство и музыка, наука и техника – являются результатом именно совместной работы правого и левого полушария. К.Саган даже предполагает, что «человеческая культура является функцией мозолистого тела» (пучка нервных волокон, соединяющих правое и левое полушария).
История психологии творчества
Оформлению психологии творчества как науки способствовали:
Ø Успехи общей психологии
Ø Концепция сознания и познания Э.Маха и Э.Гартмана
Ø Философско
Понятие творчества
Творить – это значит претворять внутренний опыт во внешнюю реальность. Р. Нусбаум
Первичное определение творчества:«Творчество – это деятельность, в результате кото
Ф.Д.Кондратенко
Сравните эти мнения и выскажите свое по вопросу о «прогрессивности» как признаке творчес
V Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя.
Суть творчества как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которы
Структурно-уровневая модель механизма творчества
(Я.А. Пономарев)
Представлена в виде двух проникающих одна в другую сфер. Их внешние границы – абстрактные пределы мышления. Снизу находится сфера интуити
Состояние вдохновения.
Вдохновение – это состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, и
Строение мозга как основа творческих способностей
Изучение мозга одаренных людей показало, что существует связь между одаренностью в той или иной области деятельности и особенностями строения соответствующих мозговых структур. Например, у музыкант
Творчество как поиск
Вопрос о природе побуждения к творчеству, как считает В.С.Ротенберг, относится к числу самых главных. Он полагает, что творчество – это разновидность поисковой активности, под которой понимается ак
Творчество и сублимация
Если субъект вынужден отказаться от удовлетворения некоторых потребностей, и зона поисковой активности поневоле оказывается суженой, то компенсаторно может усилиться поиск в творчестве.
Со
Факторы формирования личности художника
Необходимые предпосылки становления гения по Н.В.Гончаренко:
1) врожденная одаренность; 2) собственные усилия;
3) ближайшее окружение; 4) ситуация в обществе в целом.
Эти
Возрастная динамика творческой продуктивности
§ Платон: «опыт больше уносит, чем прибавляет».
§ X.Андерсон: «творчество было в каждом из нас, когда мы были маленькими детьми, У детей творчество повсеместно. Среди взрослых творчество п
Креативность и интеллект
Подходы к проблеме творческих способностей.
1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает необходимым, но недостаточным условием, творческой акт
Особенности творческого мышления
Творческое мышление – это новообразование в самой познавательной деятельности. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Особенности творческого мышления описал Дж.Гилф
Воображение в творчестве
Обобщающая обработка представлений приводит к созданию художественного образа, соединяющего в себе индивидуальное и типическое. Определяющим здесь является не воспоминание, а преобразование, т.е. д
Восприятие произведений искусства
Крупник Е.П.: Восприятие произведения искусства осуществляется с помощью четырех основных механизмов:
· художественно-смыслового, результирующего процесс восприятия и создающего «ко
Коммуникативная функция общения в искусстве
Понимание произведения искусства определяется целым комплексом особенностей личности читателя, зрителя, слушателя. При этом активность воспринимающего заключается не только в понимании или сопережи
Интерактивная функция общения в искусстве
В процессе общения самостоятельные формы эстетической деятельности приобретают предметно-знаковый характер:
Ø художественное творчество – вид профессиональной деятельности и его тех
Перцептивная функция общения в искусстве
В настоящее время ведутся исследования восприятия художественных ценностей массовой аудиторией с привлечением методов различных наук. Изучаются запросы, установки и ценностные ориентации публики, р
Эффективная работа творческого коллектива
В любой организации существует динамичное распределение определенных деловых ролей. Этот феномен состоит в том, что каждый из членов организации играет двойную роль.
Первая роль – формальн
Социальные факторы, мешающие творчеству
Феномен конформного поведения играет отрицательную роль в творчестве. Такое поведение вызвано как индивидуальными свойствами личности, так и межличностными отношениями в творческом коллективе, боле
Художественное сотворчество как коллективное творчество
Многие психологи утверждают, что творческая деятельность малых групп и вообще коллективное творчество имеют большие преимущества перед индивидуальным. Так, создатель синектики Гордон категорически
Тематика семинарских занятий
СЕМИНАР 1. Феноменология художественного творчества
1. Методологические проблемы исследования художественного творчества. Этические проблемы творчества. Творчество как ценн
СЕМИНАР 3. Способности и творческая одаренность
1. Понятие и виды одаренности.
2. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности.
3. Одаренность к искусству: общее и различное (на примере своей специальности).
Новости и инфо для студентов