Астрономии

 

Но самое впечатляющее начинается, когда мы обратимся к спе-цифике астрономических наблюдений с помощью современных те-лескопов, которые обрабатывают тонкие и сверхтонкие структуры световых полей далеко за пределами того, что́ позволяет острота человеческого зрения. На примере современной наблюдательной астрономии особенно отчётливо видно радикальное отличие электромагнитной картины мира от механистической.

С одной стороны, современные телескопы работают на дальнейшую детализацию механистической картины Вселенной. Так, с их помощью измеряются расстояния до звёздных и галактических объектов. Оно измеряется по т. н. параллаксу – по смещению звезды или галактики на небе при наблюдениях с противоположных точек земной орбиты вокруг Солнца, т. е. с базы около 300 млн. км. С другой стороны, с площади приёмного зеркала телескопа-рефлектора диаметром всего 6 м (всего с 24,4 м2 площади) снимается столько информации, материально переносимой вневременны́ми фотонами, что галактика в созвездии Андромеды, удалённая от Земли на 2 млн. световых лет, наблюдается так, как если бы она сияла во весь земной небосвод. В ней можно наблюдать за переменным свечением отдельных звёзд (т. н. цефеи́д) и на основе точных измерений их светимости измерять расстояния до них. Фактически телескоп лишь опытно удостоверяет то, что с площади в 24,4 м2 галактика объективно воспринимается именно так. Это просто не воспринимается невооружённым человеческим глазом. Между тем, площадь приёмного зеркала телескопа (апертуру) теоретически можно увеличивать в сотни и тысячи раз. Не хватает воображения представить, как бы эта галактика воспринималась с площади в футбольное поле, не говоря о площади города Москвы. Всё это покажут телескопы-интерферометры ближайшего будущего с несколькими небольшими зеркалами, расположенными на больших площадях и согласованно работающими как сплошное приёмное зеркало больши́х площадей.

Но что такое апертуры современных супертелескопов в сравнении с размерами наблюдаемой Вселенной? Поистине, бесконечно малые точки! Однако в лице своих фотонов, которые вне времени, на этих площадях весьма детально представлены все космические объекты. Свидетельство тому – их весьма детальные картины, даваемые телескопами. В этой практической ситуации астрономия имеет дело с электромагнитным энерго-информационным микрокосмосом – с прямым материальным аналогом духовного микрокосмоса монотеистических вероучений.

Это напоминает основной принцип голографии – представление целостной информации о сложном объекте в малой области пространства при одновременном «шумоподобном» (по видимости хаотическом) распределении информации по всему пространству. И чем с большей площади снимается информация, материально переносимая вневременны́ми фотонами, тем детальнее эта информация. Сходство с голографией и в том, что расширение площади апертуры телескопа приближает наблюдателя к космическому объекту в третьем пространственном измерении. Никуда не удаляясь с поверхности Земли, телескоп физически, материально приближает наблюдателя к космическому объекту, хотя и не приближает его вещественно в смысле современной практической космонавтики. Можно сказать, что фактически телескоп является энерго-информационным эквивалентом мезвёздного и межгалактического корабля.

Передний край современного познания физического мира находится в зоне синтетического единения теории элементарных частиц и теории рождения наблюдаемой Вселенной в гипотетическом Большом Взрыве. В последние годы здесь востребована и результативно работает теория голографического представления трёхмерной информации на двумерных поверхностях. В частности, эта основная идея теории голографии используется в теории чёрных дыр – компактных астрономических объектов, у которых просматриваются прямые аналоги как в субъядерном микромире, так и в Мегамире наблюдаемой Вселенной. Но там пока имеет место лишь эвристически-поисковое развитие продуктивных гипотез на пути к беспрецедентно грандиозным открытиям физики обозримого будущего.

Электромагнитная картина мира с опытно данной достоверностью указывает на то, что нечто прямо аналогичное имеет место в обычном окружающем нас мире. Увеличивая площадь приёмника светового излучения, телескоп увеличивает энергетические показатели принимаемых электромагнитных излучений. И благодаря этому он информационно приближает наблюдателя к далёкому космическому объекту в третьем измерении трёхмерного пространства. Два измерения физического пространства через стопроцентно-релятивистские электромагнитные волны энерго-ин-формационно непосредственно связаны с третьим измерением. Это – факт, удостоверяемый самим опытно данным развитием астрономии, которая с 1918 г. стала внегалактической. Весьма вероятно, что интерпретация этого впечатляющего факта с позиций современной теоретической физики (в частности, с позиций теории голографии, которой не было до 1948–1962 гг.) внесёт свой эвристический весомый вклад в продвижение физики к беспрецедентно грандиозным открытиям относительно органического единства мироздания в его субъядерном фундаменте, на макроуровнях и на Мегауровне наблюдаемой Метагалактики.

Следует подчеркнуть, что здесь же проявляет себя и мир невидимых материальных сущностей. Он также является прямым материальным аналогом невидимого мира, о котором говорят религиозные вероучения. И он тоже по-своему вездесущ и в значительной мере не знает вещественных преград. Свидетельство тому – океан информации в радиодиапазоне, который невидимо царит над земными ландшафтами, а также присутствует в интерьере каждого дома. А в ХХ веке этот естественный океан информации, извлекаемой радиотелескопами, дополнился искусственным океаном информации, которая из-

 

Илл. 25.Голография изобретена в 40–60-х гг. ХХ в. Она представляет собой одно из высших современных развитий физической (волновой) оптики как органической составной части классической электродинамики Фарадея–Максвелла. Начав свою историю как прикладное направление физической оптики, теория голографических процессов и структур вскоре революционизировала фундаментальную физиологию мозга и зрения, а в последние годы позволила существенно продвинуться в понимании структуры чёрных дыр и суперструн как субъядерных первоэлементов материи.

Существует несколько способов записи голограмм, но их суть одна. С помощью линз, призм и полупрозрачных зеркал высококогерентный луч лазерного света разделяется на два. Один из них (опорный, референтный) в виде плоских волн падает на фотопластинку будущей голограммы. Другой луч направляется на голографируемый трёхмерный объект и отражается от него во всех направлениях. В плоскости фотопластинки возникает сложнейшая интерференция опорного луча и луча, отражаемого от объекта. Эта интерференционная картина безо всяких линз и объективов фиксируется фотопластинкой. Подобно тому, как из разных точек фотопластинки трёхмерный объект видится под разными углами, интерференционная картина кодирует это восприятие объекта с разных точек голограммы в сложнейшей системе светлых и тёмных зон. Но при этом интерференционная картина фиксирует не только амплитуды отражаемых от объекта световых волн, но также их фазы. Этим и определяется то, что на двумерной фотопластинке голограммы представлена трёхмерная картина голографируемого объекта (25.1). Экспонирование и последующая проявка голограммы как бы «замораживают» эту полевую интерференционную картину, фиксируют её в сложнейшей вещественной структуре чёрных и прозрачных зон в фотоэмульсии. В проявленной голограмме эти зоны образуют сложнейшую дифракционную решётку. Если осветить ей одним опорным пучком лазерного света и смотреть на его источник через голограмму как через окно, то голограмма в точности восстанавливает то сложнейшее световое поле, которое исходило от трёхмерного объекта. Возникает его трёхмерное изображение (25.2). При этом структура самой голограммы представляется хаотической и не имеющей ничего общего с целостным изображением запечатлённого предмета. На рис. 25.3 представлены общий вид голограммы и её микроструктура при большом увеличении.

Реалистичность голографических изображений полная. На илл. 25.4 представлены два фотоснимка с одной голограммы, запечатлевшей полёт нескольких комаров на разных удалениях от наблюдателя. Подобно реальной картине, голограмма не только имеет глубину, но и требует соответствующих фокусировок объектива фотоаппарата (или глаз) для того, чтобы чётко видеть комаров, находящихся на разных удалениях.

На илл. 25.5 представлены три фотоснимка с одной голограммы, на которой запечатлены три бруска с буквами на разных удалениях от наблюдателя. При движении наблюдателя (или фотоаппарата) относительно голограммы слева направо расположения брусков относительно друг друга меняется, как при обзоре реальной картины с разных сторон. На третьем снимке ближний брусок закрывает собой более удалённые бруски.

Особенно впечатляют два фотоснимка с одной голограммы илл. 25.6, на которой изображена лупа на ближнем плане и три бруска с буквами на дальнем плане. Удаление наблюдателя от этой голограммы (снимок справа) воспроизводит его удаление от реальной лупы с брусками. При этом уменьшаются размеры предметов, а плоский голографический аналог лупы работает, как реальная трёхмерная лупа, которая на большем удалении от неё выхватывает меньший участок бруска с буквами, а сами буквы показывает более крупными. И наоборот, если приближаться к этой голограмме, то можно достигнуть оптимальной фокусировки плоского голографического «фантома» трёхмерной лупы.