Мира рациональным человеческим разумом

Язык и письменность представляют собой специфически материализованную форму существования нематериальной человеческой мысли, воплощённую в тексты. Устные тексты существуют на материальной основе недолговечных звуковых волн в воздухе. Радиус их действия в пространстве измеряется метрами. Письменные тексты существуют на долговременных материальных носителях. Радиус их действия в пространстве неограничен, а во времени они устанавливают материальную связь между умами людей разных поколений и исторических эпох, образуя неживую компоненту общественного сознания. Научные знания – это, прежде всего, соответствующие письменные тексты в неживой части общественного сознания.

Начало прогресса рационального человеческого мышления исторически было связано с переходом индо-европейской культуры IV–III тысячелетий до н. э. с иероглифической письменности на буквенные алфавиты. В отличие от иероглифов, буквы алфавитов письменных текстов – это чистейшие материальные знаки, не имеющие никакого отношения к отражаемым объектам материального мира. Из небольшого исходного многообразия букв может быть построено неограниченное разнообразие слов – подобно тому, как в живой природе из 20 базовых аминокислот может быть синтезировано такое многообразие белков, которое оценивается числом 10130.

Естественные языки народов, основанные на буквенных алфавитах, построены по принципу многоуровнево-иерархичного атомизма (многоуровневой системности): из букв строятся слова, из слов – предложения, из предложений – тексты. В ХХ в. физика, химия и биология с достоверностью установили, что и вся вещественная часть мироздания построена по этому же базовому принципу. (Об этом речь пойдёт в параграфах 7.8 и 7.10 темы 7.) Таким образом, структура буквенно-алфавитных языков как материальных воплощений человеческих знаний та же, что и структура объектов человеческого познания в вещественной части объективного мира. При этом подобное познаётся подобным, и у рационального человеческого мышления имеется принципиальная возможность достигнуть того, чтобы функционирование многоуровнево-ие-рархичных языковых структур эффективно (адекватно) отражало поведение многоуровнево-иерархичных объектов природы (в естествознании) и общества (в обществоведении).

1.2. Рациональные человеческие знания – это,