Человечество на грани самоуничтожения

 

Практическая космонавтика ведёт своё летоисчисление с 4 октября 1957 г. Теоретическую основу ракетной техники опреде-ляют знания классической физики ХIХ в., а естественно-научные концепции ХХ в. материализуются, в основном, в технологиях автоматического управления полётом ракет и функционирования космических аппаратов. Концептуально смыкаясь с эволюционной космологией, физика субъядерного микромира подводит человечество к таким открытиям, которые могут вывести его на уровень адекватного понимания Вселенной как целого, вселенских процессов эволюции материи. Таким образом, поле реальной космической деятельности рода человеческого в обозримой перспективе может неизмеримо превзойти самые дерзкие фантазии мыслителей-космистов. На этом полюсе научно-технологического прогресса культура новоевропейского типа приближается к рубежу богоподобного знания и технологического могущества.Но у этого полюса научно-технологического прогресса второй половины ХХ в. есть трагический антипод – неуклонное обострение всего комплекса глобальных проблем человечества в условиях обладания им такими арсеналами оружия массового уничтожения, которого многократно хватает для истреб-ления всего живого на Земле.

Это весьма похоже на конкретно-исторический сценарий пророчеств Нового Завета о предельной поляризации божественного и сатанинского начал в человеке и в человечестве непосредственно на пороге эсхатологического конца мировой истории в привычном смысле и прямого вмешательства в неё всемогущего Божественного Фактора. Но современное обществоведение не склонно принимать всерьёз эту христианскую версию смысла истории. В зависимости от идеологических установок и нравственных ценностей своих деятелей, оно выдвигает целый спектр версий преодоления современного глобального кризиса человеческой цивилизации. Этот спектр начинается дьявольскими концепциями форсированного уменьшения населения слабо развитых географических регионов преимущественно невоенными методами. Основную «серединную» его часть составляют концепции более или менее постепенного, эволюционного преодоления глобального кризиса. Завершают его революционные концепции –

– классическая марксистская концепция мировой коммунистической революции, современная марксистская концепция эффективного управления мировым научно-техническим прогрессом, утопические проекты в духе «космической философии». Но в целом глобальные проблемы остаются предметом благих намерений и политических деклараций. Они остаются трагически открытыми и уже начинают разрешаться глобальными катастрофами – парниковым эффектом, озоновыми дырами, нашествием смертоносных вирусов-мутантов, первыми реваншами «побеждённых» эпидемических заболеваний, которыми современное урбанизированное общество неизмеримо более уязвимо, чем во времена чудовищных пандемий Средневековья.