Концепций человека в обществоведении

 

Дарвиновская концепция в теоретической биологии ХIХ в. имела большой мировоззренческий и методологический резонанс в обществоведении по типу формирования научных картин мира. При этом аналогии между живой природой и человеческим обществом зачастую заходили слишком далеко. Социал-дарвинизм положил начало долговременной тенденции преувеличения роли биологического начала в человеке в ущерб роли начала общественно-исторического и культурного. Марксизм изначально вёл и продолжает вести идейную борьбу с этим концептуальным «перекосом». Однако своим нигилизмом по отношению к той духовности, о которой говорят религиозные вероучения, он также неоправданно «заземлил» феномен человека, пытаясь объяснить его исключительно факторами материального производства средств существования. Современная наука по всем ключевым позициям опровергает биологизаторские представления о человеке. Начиная с электромагнитной картины мира и кончая открытиями современной трансперсональной психологии, она солидаризируется с христианской версией человека и его совершенно особого места и роли в мироздании.