Принцип соответствия и принцип дополните- льности в науках о человеке и обществе

 

Принцип соответствия ярко проявляет себя в эволюциях науки о человеческой психике. Культурно-историческая теория человеческой личности, восходящая к работам Л. С. Выготского, вполне адекватна сложнейшей и весьма автономной сознательной её части, несомненно укоренённой в земном обществе и в его истории. Но эту теорию нельзя возводить в абсолют точно так же, как нельзя абсолютизировать феноменологическую термодинамику ХIХ в. Глубинная психология вскрывает другие уровни в структуре человеческой личности. В ней, в свою очередь, различаются биографический уровень бессознательного, впервые исследованный З. Фрейдом, перинатальный и пренатальный, изучение которого связано с именем С. Грофа, и трансперсональный, впервые исследованный К.-Г. Юнгом. За подробностями отсылаем читателей к книге С. Грофа «За пределами мозга», где субординация концептуальных уровней науки о человеческой психике анализируется в духе принципа соответствия.

В теоретическом обществоведении говорить о мышлении в духе принципа соответствия затруднительно, ибо оно до сих пор не охвачено какими-либо научными теориями высокой степени общности. Несостоятельность притязаний марксизма на обладание общей социально-экономической теорией на фоне исторического опыта ХХ в. становится очевидной. Определённый исторический интерес представляет методологическая позиция зрелого К. Маркса, который под уровнем экономической структуры общества усматривал наиболее глубокий и основополагающий уровень его научно-технологического базиса. Вместе с тем, принцип дополнительности в широкой версии, узаконивающей концептуальный плюрализм, для современного обществоведения весьма актуален. В частности, в экономической теории марксистская общественно-трудовая теория стоимости и её оппоненты (в частности, маржиналистская теория) каждая по-своему слишком многое объясняют и систематизируют, чтобы безоговорочно предпочесть одну из них всем остальным. Но, к сожалению, та же экономическая наука остаётся слишком политизированной и идеологизированной для того, чтобы с академической терпеливостью и беспристрастностью полагаться здесь на фактор времени, который рано или поздно всё расставит по своим местам. Тем не менее, методология дополнительности в какой-то мере способна противодействовать однозначно-разрушительному идеологическому фактору в современном обществоведении.