Философская природа научных картин мира

 

Из тысяч теорий, созданных наукой за последние три столетия, лишь единицы породили научные картины мира. Научные теоретизирования отличаются от философских, прежде всего, своей конкретностью – нацеленностью на систематизацию чётко определённого комплекса достоверных опытных знаний о вполне определённом предмете. В соответствующие научные картины мира теории обычно перерастают стихийно. Но если теория тиражируется в умах миллионов людей высшей и, тем более, средней школой, то она особенно эффективно превращается из знания для узкой группы специалистов во влиятельный культурный фактор.В любом случае так или иначе имеет место экстраполяция научных понятий, принципов и представлений с вполне определённого круга явлений либо на весь объективный мир, либо на его широкие области. При этом в научной картине мира от породившей его теории остаётся лишь интуитивно ясный «костяк» центральных представлений, понятий и принципов. В такой трансформации научных знаний решающую роль играют философски-умозрительные ходы человеческого мышления – интуиция, воображение, смелые и широкие аналогии. В жанре научной фантастики к этому процессу подключается и литературно-художественная форма. Что касается логико-дедуктивного развития теории-прародительницы, то оно, как правило, остаётся её внутренним делом и осуществляется в соответствии со строжайшими научными нормами приращения узко специализированных, но достоверных знаний.