рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Новиковская О. А.

Новиковская О. А. - раздел Философия, Конспекты комплексных занятий построены на материале сказок Н73 Конспекты Комплексных Занятий По Сказкам С Детьми 4—5 Лет.— Спб.: Паритет...

Н73 Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4—5 лет.— СПб.: Паритет, 2007.—112 с. + цв. вкл.

18ВЫ 978-5-93437-279-9

Конспекты комплексных занятий построены на материале сказок, реко­мендованных «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ре­дакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой: «Пузырь, Соло­минка и Лапоть», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь», «Заяц-хваста», « Смоляной бычок », « Гуси-лебеди ».

По каждой сказке составлены пять занятий: слушаем, рассказываем, по­казываем, читаем и рисуем сказку. Занятия сопровождаются иллюстрациями и образцами пособий.

Задания, игры, упражнения соответствуют основным разделам дошкольного обучения. Методическое пособие адресовано воспитателям и логопедам детских дошкольных учреждений. Многие занятия могут провести и родите­ли, стремящиеся к всестороннему развитию своих малышей

 

© О. А. Новиковская, 2007
©А.С.Андреев, оформление обложки, 2007
©Редакционная подготовка. Издательство
I8ВN 978-5-93437-279-9«Паритет», 2007


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И то­гда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А.Н.Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувстви­тельно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборота­ми и художественно верными природе описаниями».

Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмич­ность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые при­влекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побужда­ет юного слушателя произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква-ква»), короткие, многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за реп­ку»). Животные — герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка, мышка-но­рушка, зайчишка-трусишка, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок.

Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией. Слушая русские народные сказ­ки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приоб­щается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о жи­вотных, ребенок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душев­ных сил.

Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной от­зывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помо­щью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь.

Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами доб­ра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что

 

хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.

В русской народной сказке добро неизменно побеждает зло, но путь к этой по­беде долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Так мудрый народ-рас­сказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитыва­ются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, на­стойчивость в достижении поставленной цели.

Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии — необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта. В педа­гогической практике есть примеры того, как ребенок, в силу неправильного вос­питания лишенный возможности фантазировать, вырастая, начинает сомне­ваться в существовании вполне реальных, но необычных вещей.

Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые ино­гда кажутся детям неразрешимыми в жизни.

Учитывая подлинный интерес ребенка к сказке, силу ее воздействия на ум и душу растущего человека, автор этой книги предлагает использовать русскую народную сказку еще с одной целью — учебно-развивающей. Обыгрывая люби­мые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подго­товки к обучению в школе.

Конспекты занятий по сказкам, приведенные в книге, послужат педагогам, гувернерам и родителям основой для обучающих и развивающих занятий с деть­ми среднего дошкольного возраста.

В книге приводятся конспекты занятий по шести русским народным сказ­кам: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь», «Заяц-хваста», «Смоляной бычок» и «Гуси-лебеди». Эти сказки значительно различаются и по продолжительности, и по сюжетным линиям — есть среди них сказки о животных, наделенных человеческими качествами; сказки-новеллы и волшебные сказки.

Морально-этические проблемы в этих произведениях народного творчества выходят на передний план. В них безжалостно высмеиваются людские пороки: жадность и глупость, трусость и хвастовство. Такие сказки пробуждают в ребен­ке лучшие чувства, стараясь уберечь его от черствости и эгоизма. От юного слу­шателя часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление собы­тий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений. Ребенок дол­жен подумать и найти выход из сложившейся ситуации, а также суметь связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту.

Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников являет­ся умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизирован­ной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются

 

 

в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность разви­ваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают ре­чевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Важнейшая задача в работе с детьми среднего дошкольного возраста—воспи­тание правильного звукопроизношения, поэтому в игровые задания включено большое количество динамических артикуляционных упражнений. Выполняя их, ребенок будет вырабатывать точность и скоординированность движений губ и языка, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой. Этой же цели служит психогимнастика и разнообразные мимические упражнения.

В занятиях предлагается много игровых заданий, направленных на расшире­ние представлений детей об окружающем мире. Параллельно с новыми знания­ми о предметах и явлениях расширяется словарный запас дошкольников. Вы­полняя занимательные задания по сказкам, дети учатся согласовывать слова в предложении по падежу, роду и числу, а также образовывать новые слова. Ма­лыши тренируются по образцу, данному взрослым, составлять сложносочинен­ные и сложноподчиненные предложения.

На материале сказок дети усваивают и математические знания, обучаются количественному и порядковому счету. Поначалу юные математики пересчиты­вают и сравнивают количество однородных предметов (например: «один, два, три — всего три кубика»), затем считают разнородные предметы (например: «ку­бик, мячик, кукла, машинка — всего четыре игрушки»).

Особое внимание на занятиях уделяется подготовке руки дошкольника к письму. От конструирования из счетных палочек дети переходят к рисованию по клеткам, с дальнейшим раскрашиванием получившегося контурного рисун­ка. Перерисовывая изображение из счетных палочек, ребенок должен каждый раз сосчитать количество палочек, положенных в том или ином направлении, и соотнести их с клеточками на листе бумаги. Это закрепит навыки счета и помо­жет малышу научиться ориентироваться не только в пространстве, но и на плос­кости листа.

В ходе изобразительной деятельности дети не только рисуют и раскрашива­ют, но и называют разные геометрические фигуры, сравнивая их между собой по форме, цвету и величине.

Для того чтобы научиться читать, ребенок должен иметь хорошо развитое внимание и память. В «сказочные» занятия включены разнообразные дидакти­ческие игры для совершенствования этих психических процессов у дошкольни­ков, такие как «Найди лишний», «Чьи следы?», «Чем отличаются?», «Запомни и повтори», «Продолжи последовательность», «Чья песенка?», «Будь внимате­лен», «„Волшебный" барабанчик» и многие другие.

. Когда слуховое внимание сформируется хорошо, приступают к развитию фо­нематического слуха, то есть умения различать на слух все звуки речи. Детей 4—5 лет учат определять первый и последний звук в слове, наличие в слове того или иного звука и его положение (в начале, в конце или в середине слова). Когда малыши научатся безошибочно различать речевые звуки, начинается новый этап — знакомство с буквами. Важно помнить, что звуки — это то, что мы слы­шим и говорим; а буквы, являющиеся символами звуков, мы видим и пишем. В процессе занятий, проводимых в игровой форме, у дошкольников постепенно

 

сформируются прочные связи между зрительным символом, буквой, и соответ­ствующим звуком. Подготовка к обучению чтению также предусматривает необ­ходимость восприятия ритмической основы слова: умение делить его на отдель­ные слоги, сравнивать разные слова по количеству слогов. Этой обучающей задаче служат игровые упражнения с «волшебным» барабанчиком.

Таким образом, знакомство дошкольника с народной сказкой, разнообраз­ные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психи­ческих функций и творческих способностей маленького рассказчика, художни­ка, артиста и ученика.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспекты комплексных занятий построены на материале сказок

УДК Н... Все права на данное издание принадлежат издательству Паритет Воспроизведение материала в любой его форме возможно...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Новиковская О. А.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Структура комплексных занятий по русским народным сказкам для детей среднего дошкольного возраста
В книге приводятся конспекты занятий по шести русским народным сказ­кам: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь», «Заяц-хваста», «Смоляной бычок» и «Гуси-лебеди». Для всест

Комментарий для родителей
Предложенные в книге занятия для детей среднего дошкольного возраста рассчитаны в основном на проведение в детском дошкольном учреждении, но мо­гут быть использованы родителями и гувернерами в дома

Мужик и медведь
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему мед­ведь: — Мужик, я тебя сломаю. — Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возь­му хо

Гуси-лебеди
Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше: — Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А м

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги