рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция № 1 Ключевые слова: . Религия как форма проявления культуры

Лекция № 1 Ключевые слова: . Религия как форма проявления культуры - Лекция, раздел Философия,     Лекция № 1 Религи...

 

 

Лекция № 1

Религия как форма культуры, особый социокультурный институт.

Ключевые слова: . Религия как форма проявления культуры

Соотношение науки и религии,

многообразие представлений и рассуждений о культуре. Культура в поисках смысла

истоки религиозных воззрений, частные, хаотические верования,

обожествление природы, основные типы религиозных форм: анимизм, тотемизм, фетишизм, шамаизм, политеизм, древний пантеизм.

мифологическое мышление,

понятие религии и предмет религии

Идея Бога по Паулю Тиллиху, Шопенгауэр, А. Тойнби, бердяев, Розанов и др.

 

Понятие религии; надприродный, надчеловеческий статус религии; деизм о Боге как высшем Разуме; пантеизм о тождестве Бога и Природы; религия основание культуры как социокультурный институт. Религия и идеология.

« Под религией я понимаю отношение к жизни, которое создает возможность людям справиться с трудностями человеческого бытия, давая духовно удовлетворительные ответы на фундаментальные вопросы о тайне вселенной и роли в ней человека и предлагая практические предписания относительно жизни во вселенной… Иначе говоря, цивилизация в ее судьбе зависит от качества религии, на которой она базируется».

Из диалога А.Тойнби и Икеды. «Человек должен выбирать

сам», М.: ЛЕАН,1998, с. 370).

Многие ученые философы и историки считают, что века темных заблуждений человечества позади, тем не менее, мы не наблюдаем признаков исчезновения религии и религиозного сознания. Не означает ли этот факт, что религия существует не как случайное явление, а как одна из основ жизни у всех без исключения народов. Не свидетельствует ли это в пользу того, что религия покоится на природе вещей. Над тайной религии бились лучшие умы во все времена, пытаясь раскрыть ее, показать ее истоки и сущность. Познать и понять религию – значит познать человека, корень всего сущего, а через него и культуру.

Если логически понятия культура и религия связаны как соотношения части и целого, то религия есть часть культуры, но аксиологически, с точки зрения ценности и оценки как феноменов они равноправны: не только религия может быть оценена с позиций культуры, но и культура – с позиций религии. Постараемся ограничить предмет рассмотрения с научных позиций, исключим теологическую точку зрения на природу как культуры, так и религии. Постараемся не использовать официозно-атеистическую и далеко не научную позицию, в то же время не становиться на позиции чисто теологического порядка, в основу положим принципы историзма, что позволит перейти от уровня феноменологического к уровню к уровню эссенциальному или понимания жизненной необходимости.

Конфликт мифологии и науки - одна из главных проблем 21 века, учитывая возможности информационных web-технологий и исходя из того, что мифология – продукт массового сознания, а сегодня и массовой формы культуры, в то время как научное знание – это элитарная форма культуры. Но при этом истинно лишь то, во что глубоко веруешь. Никакое знание немыслимо без веры.

А.Ф.Лосев говорил о том, что вера – это необходимое требование просвещенного разума, утверждая, что « … вера в сущности своей и есть подлинное знание; и эти две сферы не только не разъединены, но и неразличимы» [1]. Тем не менее при этом полагал, что между верой как основой мифа и позитивным знанием как основой науки существует антиномия. Но наука невозможна без веры. Поэтому, по мнению Лосева, необходим их диалектический синтез, который называется ведением.

Патриарх Московский и всея Руси почивший Алексий П, писал: «Я хотел бы, при всем развитии взаимопонимания между научным и религиозным познанием мира, мы не упускали из виду принципиальное расхождение в методологии этих двух путей человеческого прикасания к Истине»[2].

По мнению нашего соотечественника, известного ученого и философа С.П. Капицы этот диалектический синтез веры и науки не что иное как конструктивный диалог между двумя ветвями культуры: религией и наукой. «Знание – не застывшая догма, оно эволюционирует. По отношению к религии наука – следующая ступень на пути познания мира, переход от мифологического(или мифопоэтического) описания мира к его научному описанию…Когда мы говорим о диалоге науки и религии, нельзя упускать из виду один важный момент: существует глобальная наука, единая система знаний. Разделение на «европейскую», «американскую», «советскую» науки осталось в прошлом. У каждой страны есть свои научные традиции, но в конечном итоге они обогащают друг друга, вместе формируют корпус фундаментального знания. Религии же разнообразны: есть «мировые религии», есть великие религии Востока (Китая, Индии, Японии), не обращающиеся к понятию единого бога. При этом их объединяет общий моральный знаменатель, сформировавшийся в так называемое «осевое время» 2,5 тысячи лет назад. По сути, тогда был дан ответ на вопрос: «Как человеку нормально вести себя в обществе?..»[3]

Между тем история отношений религии и культуры уводит нас в седую древность, по сравнению с которой упоминания о рублевской Троице, поклонении волхвов, явлении Христа народу, Тайной Вечери, православной литургии, протестантских хоралов или баховских Страстей, соборов Св. Петра в Риме или аль Софии в Константинополе - Стамбуле как контуры религии, оказываются сиюминутными, слишком современными. Видимо, следует освободиться от предрассудков как крайностей в оценке времен возникновения религии. Споры между теологами и просветителями –безбожниками основывались на том, что первые утверждали, что религия у человека существовала всегда, а вторые видели доказательства обратного в описании бытия божьего.

В наше время можно считать доказанным, что отсутствие признаков религии характерно только для начальных периодов возникновения общества, а общество в полном смысле этого слова предполагает существование религии. Но это не может быть принято как доказательство верности постулата о реальном, а не воображаемом существовании божества или божеств, скорее мы полагаем, что имеет место некое транцендентное, то есть выходящее за рамки человеческого представления, недоступное нашему воображению, явление. Но оно непременно связано с его формированием в эпоху неолита, когда человек освоил все виды мышления (понятия - суждение - умозаключение). То есть восходит в истории человечества ко времени, глубина которого измеряется более, чем несколькими десятками тысячелетий .

 

Религия (лат.religiо – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, миропонимание, мироощущение и соответствующее поведение людей, определяемое верой в существование некой сверхъестественной сферы (Абсолюта). В зрелых скорее современных нам формах религии эта сфера трактуется как Бог, божество, главная святыня.

Иначе говоря, религия это духовное явление, состояние и форма сознания, основу которого составляет вера.Применительно к слову вера анализ всех семантических полей и ореолов необходим:

- во-первых, для устранения тривиальных недоразумений, связанных с обыденным словоупотреблением,

- во-вторых, для преодоления реальных трудностей скорее философского порядка;

- в третьих, для рассеивания идеологического тумана, который создается разными сторонами и мешает разобраться в проблеме веры научно.

Вера, верность, верование, уверенность, достоверность – слова, однокоренные латинскому слову veritas- истина, индоевропейский корень ver

присутствует в большинстве развитых языков с глубоко и тонко разработанной семантической (понятийной) компонентой. Например, в русском и немецком языках одной из трактовок слова вера является представление об особом состоянии сознания, основанном на признании очевидности сверхъестественного. Но это может быть связано с другими явлениями культуры: с представлением о магических силах, с мифологией, с фольклором, вообще с искусством, они связаны друг с другом, но не тождественны. Например, маленький ребенок верит в существование сказочных. Волшебных персонажей сказок, которые отражены в беспредельной народной сказочной фантазии, Вера в эти существа только подготовка почвы для религиозного сознания, когда ребенок поверит, что сверхъестественные существа властвуют, господствуют над человеком или определяют его судьбу.

Б.Малиновский «Самый существенный для нас момент в магическом и религиозном ритуале – то, что он вступает в силу там, где не хватает знания. Обосновываемые участием сверхъестественных сил обряды вырастают из самой жизни, но это никогда не сводит на нет практические усилия человека».

Объяснение феномена религии и его невероятная в земных масштабах распространенность волновало умы многих великих ученых.

Согласно И.Канту религия, является познанием наших обязанностей в виде божественных заповедей как законов любой свободной воли, а не в качестве санкций извне.

Ф.Шлейермахер рассматривал религию через особое чувство зависимости человека от бесконечного: «… Представлять нашу жизнь как бытие и жизнь в Боге и через Бога – это и есть религия»[4].

Ф.Энгельс видел религию как фантастическое отражение внешних обстоятельств в форме внеземных сил, господствующих над человеком.

З. Фрейд считал религиозность общечеловеческим навязчивым неврозом, согласно чему верующий не позволит отнять у себя веру ни доводами разума, ни запретами. Фрейдовское представление о роли религии связано с защитной реакцией человечества против угрожающих ему опасностей природы, судьбы и самого общества.

К.Юнг, не отрицая взглядов Фрейда, в целом считал, что религиозное чувство заключается в признании человеком своей подчиненности трансцендентным высшим силам в сфере бессознательного. В понимании Юнга религия лечит как целые народы, так и отдельно взятого человека[5]. Так или иначе религиозное чувство порождает у людей надежду и указывает цель жизни.

 

Многообразие представлений и рассуждений о религии отражает тот факт, что каждый народ с одной стороны глубоко индивидуален, а с другой - принадлежит ко всему роду человеческому. Всякой культуре соответствует своя религия, которая в свою очередь оказывает несомненное воздействие на культуру народа. Ее нельзя отделить, отрезать от культуры, т.к. она своими корнями уходит в культуру, являясь ее органической частью. При формальном сходстве религии у разных народов имеют свое особенное содержание, определяемое неповторимыми свойствами каждого из них. Как составная, интегральная часть культуры религия является явлением социальным, изначально выполняя общественную функцию, как важнейший культурный фактор как консолидирующая сила. Так, в древних обществах ее наполнение было связано с функцией выживания рода, например, в сложных природных и жизненных ситуациях: на божества «возлагались обязанности» заботиться о дожде, добыче на охоте, победе над врагами и т.д.

В первобытнообщинных обществах, на ранних стадиях развития религии, когда преобладали племенные, преимущественно языческие верования и племенные языки, границы этноса, языка и религиозной общности совпадают. Необозримое множество племенных верований и культов не носили закрытого характера, подвергаясь взаимному влиянию, они обладали взаимопроницаемостью, стихийностью и изменчивостью. Их общим источником все более осознанно становился всеобщий культ Богини-Матери, выражаемый с той или иной вариативностью: Мать-Земля, Мать-Природа, Мать-Прародительница всего сущего. В основе культа Богини - Матери лежит обожествление природы. По мнению ряда исследователей архаических социумов, историков религии и культуры уже в то время возникают представления о главном боге, затем о высшем и, наконец, едином высшем Боге – Едином Духе, Высшем Благом Существе, Творце. А. Мень писал, что «…мистическая интуиция, приводящая душу в трепет перед непостижимым и таинственным Началом – основа для всякой «естественной» религии»[6].

 

Человеку, в силу присущего ему воображения, необходима опора на какие-то догматы, которые позволяли бы освобождаться от неограниченной власти роковых обстоятельств - случайностей, как предвидение сценариев развития будущего, опора в стремлении человека к некоему идеалу, к конечной истине, которая давала бы понимание добра и зла и границы между ними.

Иначе человек теряется в бесконечности окружающего мира, по мере постижения его.

 

Человек сказал Вселенной:

«Ваше Величество, я существую».

«Да, - ответила Вселенная,-

однако это меня не к чему не обязывает».

Стивен Крейн ( War is Kind and Other Lines.1899)

 

В формах своего выражения, в этике и ритуалах как прагматически необходимого Религия раскрывает широкий горизонт понятий, объясняет смысл жизни, служит гарантом укрепления, объединения и идентификации социума, дает обоснования справедливому и неправедному.

Предметом религии являются объекты, не подлежащие непосредственной проверке, недосягаемые для их прямого, чувственного восприятия, приобщиться к которым можно только через определенные обряды и церемонии.

Система верований как система базовых ценностей общества пронизывает всю духовную жизнь общества, проявляясь во всех ее сторонах: в религии, нравственности, политике, экономике, искусстве, науке. Говоря о религии, мы скорее говорим о неком присущем человеку стремлении к вере в абсолютные истины.

История культуры не знает абсолютно безрелигиозных обществ и народов. Нельзя представить себе человека, который бы в своем жизненном пути не опирался на определенный комплекс верований от самых простых до сложных философских проблем. Обожествление природы проявлялось во множестве частных, хаотичных верований, культов, обрядов, поклонений, заговоров. В истории религии и в культурологии различают несколько основных типов таких религиозных форм – анимизм,[7] тотемизм,[8] фетишизм,[9] шаманизм,[10] политеизм, древний пантеизм.

Анимизм –от лат.anima,animus – вера в существование душ и духов.Реки, камни, растения, животные, солнце ветер и т.п. –все имело душу, способность помогать или вредить человеку. Следует заметить, что элементы анимизма имеются в любой религии.

[1] Тотемизм – вера в свое родство с растениями или животными (реже с предметом или явлением природы).Тотем существовал как реальный предок, дающий имя роду, тот , от которого зависит жизнь.

[1] Фетишизм ( идол, талисман) представляет культ неодушевленных предметов (перо тотемной птицы, клык убитого зверя), обладающих, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Поклонение Кресту, мощам, иконам в христианстве тоже проявление фетишизма, как и поклонение Черному камню в Мекке у мусульман.

[1] Шаманизм– вера в посредничество особо выделенного человека между духами и людьми. Шаманы – первые профессионалы религии. Основа существования двух миров, соседствующих друг с другом.

Включить экстатические состояния

По мере развития социума, с возникновением социального и имущественного неравенства, разрушением племенного коллективизма, распространением… В истории религии выделяют несколько религиозных направлений, чьи письменные… · Семитское семейство, к ветвям которого принадлежат – сформировавшийся в 1-ом тысячелетии до н.э. иудаизм с главной…

Нетрадиционные религии

В современном религиоведении нет разработанной типологии нетрадиционных религий. Хотя предложено ряд классификаций, основанных на особенностях… Наряду с неохристианством и неоориентализмом, выделяются неоязычество,…  

Упование на возможность безграничного развития индивидуальных возможностей человека, как внутреннего, скрытого божественного начала

  Мы должны не забывать, изменение вектора религиозных , сакральных ориентаций,… · к оппозиционным идеологиям культа дьявола, ( церковь Сатаны, основанной Ли Веем, Секты в банде Мейсона, в 60-х…

Некоторые религиозно-философские понятия

1.Теизм основан на предельной персонификации Бога, понятого в качестве личности; концепции диалога человека и Бога; на идее боготворчества как чудодейственного вмешательства Бога в мир. Согласно парадигме теизма Бог не только сотворил этот мир, но и продолжает свою деятельность в сотворенном мире, целенаправленно заботится о соответствии всего сущего Божественному замыслу, незримо присутствуя в сотворенном им мире. Бог – бесконечная личность, Творец, основа. Следовательно, возникает мировоззренческая установка: «все, что не делается, все к лучшему». Теизм основывается на том, что каждый человек создан по образу Бога.

К строго последовательному теизму могут быть отнесены такие вероучения как христианство, иудаизм, ислам, генетически связанные между собой общим библейским каноном – «живой Бог» Танаха, Ветхого и Нового Заветов, Корана.

История иудаизма

  История еврейского народа насчитывает около 4-х тысяч лет. Примерно в 2000 г.…  

Социальная этика

1.Предписание воздерживаться от причинения вреда ближнему и избегать причинять зло слабому.

2. Блюсти правосудие, избегать взяток, грабежа и притеснения.

3. Защищать вдову и сирот.

4. Относиться с сочувствием к рабу

5. Воздерживаться от злословия

6. Кормить голодного и одевать нагого

Общее направление социальной этики было определено пророками, провозгласившими: « Возненавидь зло и возлюби добро и восстанови у ворот правосудие». И «смиренномудренно ходить перед Богом твоим»

 

Этическое совершенство личности

В отличие от греческой этической системы, которая пыталась абстрактно определить достоинства человека, Библия требует от каждого человека, чтобы он… Десять заповедей (исход 20-23, второзаконие 6) «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

Обряды

Евреи издавна жили обособленными общинами. Сколько евреев и кто евреи, а кто неевреи, т.е. рожденные от матери-еврейки или обращенные, трудно определить, но поданным 2004 года общее население Израиля составляло :,75 млн. человек, из которых более 80% евреи. Увеличение численности происходило в результате многочисленных иммиграционных волн с 1948 года (алия- исход в Израиль) из европейских общин, более миллиона прибыло из Советского Союза. Население в Израиле остается иммигрантским. 15% голосуют за религиозные партии, но 90% населения соблюдают пост в день Киппура[15]. В США проживает около 6 млн. евреев, из них в Нью-Йорке - 2,5 млн.

Фаллаша – эфиопские евреи , их приблизительно 80 тыс. человек, только в 197774 году их признали евреями, к 1999году последним из них разрешили вернуться в Израиль.

Обряд обрезания как символ «знамением завета между Мною( Богом) и вами «( Бытие,xvii,11)

Шаббат( с вечера пятницы до полуночи субботы) напоминает, что Бог на седьмой день после сотворения мира отдыхал и евреи должны поступать также: не работают, не готовят пищу, не пользуются транспортом).

Пища должна быть кошерной, т.е. соответствующей заповедям Торы: запрещена рыба без чешуи и плавников, нельзя смешивать мясные и молочные продукты и даже готовить их в одной посуде, разрешено есть мясо только парнокопытных животных и т.д.

Праздники

Календарь ведет исчисление от Сотворения мира согласно Библии ( так 2000 году соответствует 5760) Рош хашана - Новый Год начинается осенью, в нем 354 дня по лунному календарю, он также называется Йом Хадим

(судный день).

· Пейсах - Пасха – знаменует исход евреев из Египта, начало весны.

· Шавуот – в память дарования Богом 10 заповедей Моисею на горе Синай, праздник первых плодов.

· Пуррим – освобождение евреев о персов, грозивших истребить народ.

· Ханука – в память вторичного освещения иерусалимского храма: отвоевания Иерусалимского храма в 164 году до н.э.- как победы духа над силой. Зажигаются свечи от одной в первый день до восьмой в последний. Как освобождение от греков, которые хотели заставить в одной из деревень заставить евреев поклоняться греческим богам.

Некоторые термины

Море – воплощение смертных сил, способных уничтожить человека. Пустыня- время испытаний, очищения. познания Бога, гора на полупути между… Песнь Песней - книга собраний стихов, славящих страстную любовь мужчины и женщины, приписывается Соломону, в…

История христианства

Христианство представляет наиболее последовательное воплощение теизма, основываясь на Тринитарном догмате о бытии всеблагого, всеведущего и… Ориентация на нездешнее проявляется в процедурах обрядности, что проявляется в… В основу христианского ветхозаветного канона положена «Септуагинта» или перевод 70 старцев - греческий перевод Ветхого…

Иисус Христос не только тождественен по сущности Богу Отцу, но и обладает той же сущностью, что и люди, будучи всецело Богом и всецело человеком.

В 1054году происходит официальный раскол Церкви на православие и католицизм, в основе которого лежал конфликт между византийской теологией священной… Прагматичная и упрощенная западная культура разошлась с восточной,… Папа Римский в 11 веке,на основании неоспоримости первенства, истекающего из того, что в Риме похоронены апостолы Петр…

Крупнейшие течения в протестантизме

2. Баптистские церкви. Началось в 1605 г. по инициативе Дж. Смита( крещение взрослых, убедившихся в своем обращении в Веру, духовное переживание… 3. Пятидесятники – США -1906 г. среди черной и белой бедноты – активно… 4. Евангелисты – консервативны, не соглашаются с католицизмом. Главное в вере - свидетельство о спасении Христа.…

Обряды

 

1 Православные молятся стоя, преклоняя колени и осеняя себя крестным знамением.

2.Таинства – 7 священнодействий, в которых через какой-то внешний знак верующим зримо или незримо подается Божья благодать: крещение, миропомазание, причащение, Исповедь (покаяние), священство, церковный брак, елеосвящение или соборование.

3.Главное богослужение- литургия – включает молитвы, чтение Библии и главное церковное таинство – Евхаристию (святое причастие).

4. Посты.

5. Православные праздники представляют основные моменты священной истории и несут живое напоминание о земной жизни Христа и Богоматери

Праздники православные

Делятся на великие, средние и малые.

Великие (двунадесятые – двенадцать),среди них:

- Рождество Пресвятой Богородицы (4-21 сентября)

- Введение Пресвятой Богородицы во Храм (4 декабря)

- Благовещение Пресвятой Деве Марии (25 марта)

- Рождество Христово (7 января)

- Сретенье Господне – принесение Младенца Иисуса во храм(2/25 февраля)

- Крещение Христово (19 января)

- Пасха – Воскресенье Христа( первое воскресенье после весеннего равноденствия)

- Вознесение Господне (сороковой день после Пасхи)

-Сошествие Святого духа на апостолов (пятидесятница)

- Преображение Господне(19 августа)

- Успение Богородицы(15-28 августа)

- Воздвижение креста Господня(27 сентября)

 

Некоторые понятия христианства

Троица: Бог людям является в лике Отца, впервые заключившем завет (союз) с еврейским народом в Ветхом Завете, в ипостаси Сына- в Новом Завете (союз… Христос – в восточной церкви подчеркивается его божественная сущность, в… Тело церкви – «народ церковный, который всегда желает содержать веру свою неизменной и согласной с верой отцов…

Лекция №3 Ислам, буддизм

Ислам( арабс. Ал-Ислам – предание себя Богу, покорность) иначе мусульманство. Зародился в 7 веке среди арабских племен Западной Аравии. Основателем… Ислам воспринял религиозные положения иудейства, христианства, древнейших…

Жизнь Пророка

Пророческую деятельность Мухаммад ибн Абдулла начал в Мекке, с 613 года он убедился в важности и истинности своей миссии и основал небольшую общину… Главное религиозное пророчество - единобожия и Аллаха как Создателя всего…

Догматы ислама и вероучения

Догматика ислама проста: есть только один Бог- Аллах, Мухаммад был его посланником-пророком, существуют ангелы и злые духи (джинны), существует божественное предопределение для каждого человека, которому Аллах назначил свою судьбу. Монотеистическая религия была суждена человеку извечно, еще до его сотворения.

Ислам опирается на 5 основных догматов, которые утверждают единство Бога, веру в ангелов, пророчества, священные книги пророков и Коран, а также в наступление Судного дня для всего человечества и в его божественное предопределение.

 

Последняя статья мусульманского исповедания веры самая трудная для понимания. Она говорит о божественном предопределении (аль-кадар):

«Добро его и зло, малость и обилие, начало и конец – все от Аллаха». Но Коран наряду с абсолютным могуществом Аллаха, признает ответственность человека и Божественное прощение: человек достоин снисхождения и милости Аллаха.

Исповедание мусульманской веры

В исламе никогда не было официального Символа веры. Но ближе всего к Символу веры стоит свидетельство о единстве Бога и посланнической миссии Мухаммада.

В то же время Пророк утвердил 4 основных положения, составляющих формулу мусульманской веры:

1. «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Бога»- называется таухид.

Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Бога, провозглашающий истину».

3. «Я верую в воскрешение мертвых».

Я верую в божественный закон, определяющий добро и зло, любовь и милосердие».

Этика ислама

Мусульманскую религиозную науку – теологию в первую очередь развивали юристы, которые привили исламу истинную любовь к закону. В мусульманской религии насчитывается несколько течений: от крупных (шиизма,… Сунниты составляют большинство в мусульманском мире – 85%.

Некоторые термины

Ислам – покорность Богу.

Медресе- коранические школы.

Джихад – внутренняя борьба мусульманина со своими страстями, оборона исламских земель, священная война.

Аятолла- отмеченный Богом - религиозный вождь.

Сура- одна из 114 глав Корана.

Сунна – предание о жизни и делах Пророка и его соратников, которое служит образцом поведения.

Хадис – предания о словах поступках Пророка.

Халяль – разрешенное божественным законом.

 

 

Буддизм – учение или религиозное течение?

 

Это вопрос, до настоящего времени не имеющий однозначного ответа в странах Запада, в учении буддизма видятся определенные религиозные аспекты, но в то же время осознается, что в буддизме нет места единому богу. Изучая распространение буддизма, французский социолог Рафаэль Лиотье предлагает расширить понятие религии.

 

Религия - логичная последовательность системы восприятия мира и

· либо как предопределенного Богом или природой, · либо как предусматривающеговозможность спасения. · Система ценностей, принятая человеком, обществом и его институтами.

– Конец работы –

Используемые теги: Лекция, ключевые, слова, Религия, форма, проявления, культуры0.094

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция № 1 Ключевые слова: . Религия как форма проявления культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История мировых религий: конспект лекций История мировых религий. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры Классификация религий
История мировых религий конспект лекций... С Ф Панкин...

ЛЕКЦИЯ № 1. Факторы выживания в природной среде ЛЕКЦИЯ № 2. Обеспечение водой ЛЕКЦИЯ № 3. Обеспечение питанием ЛЕКЦИИ по ОБЖ
КЛАСС Содержание Стр I четверть ЛЕКЦИЯ Факторы выживания в природной среде ЛЕКЦИЯ... ЛЕКЦИЯ Факторы выживания в природной... ЛЕКЦИЯ Обеспечение питанием...

Учебная программа курса. 4. Лекция 1. История психологии как наука. 5. Лекция 2. Античная философия и психология. 6. Лекция 3. Развитие психологии в Средневековый период. 19. Лекция 16. Тревога и защита
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

Лекция первая. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ Лекция третья. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА ЛЕКЦИИ
Оглавление... ОТ АВТОРА... Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ...

Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры
Лекция Духовная культура понятие проблемы принципы Религия в контексте духовной культуры... Происхождение и исторические формы классификация религии... Существует теологическая богословская и научная научно философская версии происхождения религии...

Лекции 1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАТИКИ. 2 ЛЕКЦИИ 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ. 12 ЛЕКЦИЯ 3. АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ. 20 ЛЕКЦИЯ 4. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ.. 49 Широко распространён также англоязычный вар
gl ОГЛАВЛЕНИЕ... Лекции ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАТИКИ... ЛЕКЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ...

Форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим)
И одна из главных стоящих передо мной целей - изучить более досконально одну из тем теории государства и права - формы государства Рассматриваемый… Так что за работу Марксистка - ленинская теория считает основной причиной… Полн. собр. соч. Т.33 стр. 7. По этой причине официальная советская историография долгое время не признавала…

Художественная культура как особая форма эстетической культуры
Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его… Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия,… Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и…

Форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим)
И одна из главных стоящих передо мной целей - изучить более досконально одну из тем теории государства и права - формы государства Рассматриваемый… Так что за работу Марксистка - ленинская теория считает основной причиной… Полн. собр. соч. Т.33 стр. 7. По этой причине официальная советская историография долгое время не признавала…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам