Реферат Курсовая Конспект
В.Брюсов. Городу - раздел Философия, Социально-историческая антропология Общество «Сделано» Людьми, Оно — Результат Их Деятельности. Именно Людьми Дел...
|
Общество «сделано» людьми, оно — результат их деятельности. Именно людьми делаются непреднамеренные социальные изобретения, которые меняют общество. В рамках данной темы предполагается рассмотреть, каким образом социальные изобретения, сделанные в группах крестьян, «джентльменов»-благороднорожденных и буржуа, становятся достоянием всех. То, что сказано в предыдущих разделах, и сказанное здесь — страницы истории нас самих.
Созданное человеком подвергается овеществлению. То, что было представлено как габитус, т.е. связано с живым телом человека и его практиками, превращается в отношение. Реальность общества как системы общественных отношений выглядит как следствие «природы вещей», как готовая, внешняя человеку структура, которую можно «взять», рассмотреть теоретически и описать в учебнике. Инновации объективируются и институционализируются, выступая как мощная, внешняя по отношению к индъячдам сила, которая начинает подгонять их под себя. Новая система связей и отношений воспроизводит нужного системе человека. Созданная человеком реальность начинает формировать человека. Она диктует людям, представленным последующими поколениями, свои правила. Складываются новая телесность и новая ментальность, новые образы жизни в массовом масштабе. Меняется способ объединения людей в общество и способ включения в общество человека. Можно сказать, что меняются способы жизни людей вместе.
Еще раз зададим вопрос: как одна социально-историческая система начинает преобладать над другой? Буржуа рассматривался выше как человек, входивший в пилотную социальную группу. Именно в жизнедеятельности этой группы возникли социальные инновации,
которые стали распространяться на общество в целом и определили облик обществ индустриальной современности. Мы говорили о переходе морального этоса буржуа-человека на предприятие. Предприятие как система отношений диктует человеку-работнику свои правила, подгоняет его под себя, меняет его.
Общество Модерна и традиционное общество представляют два различных способа воспроизводства человека. Ниже мы проведем сравнение антропологических параметров этих обществ.
Произнося слово Модерн, мы не имеем в виду стиль в искусстве начала XX в. В современной социальной теории Модерн приблизительно равен тому, что называли индустриальным обществом, обществом классического капитализма.
От последних терминов почти отказались. Так произошло потому, что общество, о котором мы говорим, не исчерпывается этими характеристиками. Это тем более справедливо, когда обсуждается столь многомерная реальность, как человек.
Ряд исследователей высказывают идею, что Модерн несводим к капитализму или индустриализму. Известный английский социолог Э.Гидценс высказал идею, что капитализм» индустриализм являются различными институциональными измерениями Модерна, разными и равнозначимыми источниками его динамизма как цивилизации (См.: Giddens A. The consequences of Modernity. — Stanford, 1990). Капиталистические общества с их разделением государства и экономики, гражданским обществом, превращением труда в товар и постоянной технологической инновацией — варианты Модерна, Таких вариантов может быть много.
Именно это заставляет использовать нерусское слово Модерн. Понятно, что Модерн представляет собой кальку с европейских языков. К сожалению, адекватного русского языкового выражения пока не найдено. Перевод английского Modernity скопом современность вводит в заблуждение. По-русски современность — то, что происходит здесь и теперь. Более близка передача слова Modernity выражением индустриальная современность. В настоящее время в русской научной литературе вариант Модерн используется достаточно широко.
Рассматривая следствия возникновения новых социальных форм на антропологическом уровне, можно говорить о возникновении новых тенденций, которые сегодня называют темамиМодерна. Слово тема здесь не подразумевает ничего похожего на тему сочинения на вступительном экзамене в вуз. Это скорее напоминает музыкальную тему, т.е. основной музыкальный мотив. Подобно музыкальному лейтмотиву темы Модерна могут быть обнаружены в жизни социальных групп, общностей, отдельных обществ, человеческого общества в целом. Эти темы могут сочетаться самым причудливым образом. В результате возникает исторически уникальная картина жизни. Продолжая музыкальное сравнение, можно напомнить о теме с
вариациями. В вариации слушатель может не сразу узнать основную тему, но тем не менее, если прислушаться, она звучит.
Известный социолог П.Бергер описывает (вслед за К.Марксом, Э.Дюркгеймом и Г.Зиммелем) эти темы. Эти темы включают Будущность, Абстракцию, Освобождение,Индинидуацию и Секуляри-зацвю1. Они охватывают всю человеческую жизнь, затрагивают области сознания и ментальности, философские, социально-исторические, жизненно-практические вопросы. Исторически и генетически родиной этих тем считают Запад.
Корни Абстракции видят в капиталистическом рынке, в возникновении правовых систем, в бюрократизированном государстве, в городе с его скоплениями людей, которые друг с другом не знакомы.
Тема Будущности связана с глубочайшими изменениями восприятия времени. Индивидуальная жизнь начинает планироваться в терминах карьеры, на уровне общества и отдельных общностей возникают представления о проекте, о долгосрочной программе развития.
Индивидуация связана, прежде всего, с возникновением биографической идентичности и приватного пространства. Человек ощущает, что он не вмещается в социальные определения и заданности.
Говоря о Секуляризации, мы имеем в виду, что в классических своих проявлениях современность оказывается враждебной трансцендентному измерению человеческого бытия. Вхождение в Модерн — обращение к земному миру, принуждение к жизни в таком мире, осознание самоценности его. Возникновение этих тем несет людям как блага, так и беды.
Для того чтобы попасть в Модерн, не обязательно проходить тот путь, который прошли ранние буржуа. Для большинства людей это не приобщение к протестантской этике, но вхождение в мир, который, по выражению В.Зомбарта, суть «сложная комбинация школьного преподавания, карманных часов, газет, дождевых зонтиков, книг, канализации, политики и электрического освещения»2. Сумма перечисленных В.Зомбартом вещей и процессов может показаться случайной. Однако она не просто тесно связана с темами Модерна. «Вещи» являются их воплощениями. Темы Модерна вплетены во множественные деятельности. Они незримо присутствуют в различных ситуациях. Ниже они рассматриваются по отдельности — для удобства изложения и понимания.
1. РАЗРЫВ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
Родившееся в буржуазно-купеческих кругах представление время-деньги становится всеобщим достоянием, пронизывает повседневную жизнь.
1 См.: BergerP., BergerB., KellnerH. The Homeless Mind. Modernisation and Consciousness. — N.Y., 1974; Berger P. Facing upto Modernity. — N.Y., 1977.
2 ЗомбартВ. Пролетариат. — СПб.,1907. — С. 10—11.
Свидетельством является превращение этого представления в метафору-идиом у повседневного языка. Распространяется представление об ограниченности ресурсов времени. В современной культуре (в особенности западной) понятие труда обычно связывается со временем, затраченным на его выполнение. Время подлежит точному количественному измерению, труд оплачивается по часам, неделям, годам. Можно напомнить о повременной оплате телефонных разговоров, посуточных тарифах за пользование гостиницей, годовых бюджетах, процентах по вкладам и займам. Мы называем работу общественной, если она выполняется во внерабочее время.
Мы относимся ко времени как к очень ценной вещи — как к ограниченным ресурсам, как к деньгам — и осмысливаем его соответствующим образом. Мы переживаем его как нечто такое, что может быть истрачено, израсходовано, рассчитано, вложено разумно или безрассудно, сэкономлено или растрачено напрасно1.
Пользуясь понятием времени, мы применяем наш повседневный опыт обращения с деньгами. Существуют культуры, где этот способ обращения со временем отнюдь не обязателен. То же можно сказать о ранних стадиях общества европейского.
Циклическое «время-круг» традиционного общества постепенно превращается во «время-стрелу» . Восприятие времени как субстанции, как неостановимого потока — продукт длительного исторического развития. Индустриальная современность — период, когда такое восприятие времени становится массово распространенным.
Восприятие «временной последовательности» предполагает обладание уникальным человеческим потенциалом синтеза, способности определить связь через использование символов. Это уникальная способность человека одновременно видеть то, что происходило раньше, и то, что происходит теперь, связывая прошлое и настоящее в единой ментальной картине. Сами понятия «раньше» и «позже» являются проявлениями этой человеческой способности. То, что ощущается и называется нами простым словом «время», — одно из фундаментальных человеческих средств ориентации в мире.
Когда мы говорим об измерении времени, кажется, что мы имеем дело с чем-то вроде измерения высоты горы или ширины реки. Измерение времени — не просто отношение, но способность к установлению отношений. Возрастающая дифференциация и интеграция социальных функций, множество цепей взаимозависимости, точкой пересечения которых является человек, порождают ощущение текущего в бесконечность времени. Усложнение систем взаимозависимостей идет в ногу с развитием сложной системы саморегуляции и индивидуальной чувствительности относительно времени.
В календарях, расписаниях, часах, в том числе наручных, еже-
3 См.: Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем/Пеория метафоры.— М.,1990. — С. 390—392.
дневниках вроде бы представлено внешнее социальное принуждение. Эти ограничения точны и тонки. Они вездесущи, избежать их невозможно. Однако они не воспринимаются как насильственные. О присутствии времени человеку напоминает внутренний голос. Символ и реальность сливаются. Трудно провести границу между последовательностью событий, составляющих жизнь человеческую, и последовательностью календаря. Людям трудно уйти от ощущения, что проходит именно время, в то время как в действительности ощущение, обозначаемое словом «проходит», относится к естественному течению их жизни, трансформации общества и природы.
В традиционном обществе каждое новое поколение оживляет традицию: отсюда «время-круг». Традиция и непрерывность поколений тесно связаны друг с другом. Поколение — когорта родичей, порядок, который ставит жизнь индивида в зависимость от жизни коллективов. Традиция воспроизводится до бесконечности через жизнь все новых и новых поколений. В обществах Модерна поколение определяется по отношению к стандартизированному времени. Мы говорим: поколение 60-х, 70-х или 90-х годов XX в.
Использование часов в городских обществах во многом напоминает изготовление и использование масок в обществах догородских. Маски видятся воплощениями духов. Часы воспринимаются как воплощение времени. В часах время обретает плоть. Люди осознают, что часы сделаны людьми. Но они действуют с часами так, как будто часы представляют внечеловеческие силы.
Часы показывают время. Но время — не субстанция. «Когда мы это сделаем1?» — такой вопрос не является важным и значимым для всех обществ. В традиционных обществах время носит прерывистый, точечный характер. Момент происходящего события невозможно установить точно. Вокруг споров о точной дате рождения героя организован сюжет английского романа «Жизнь и мнения Три-страма Шенди, джентльмена» Л.Стерна, написанного в 60-е годы XVIII в. Действие романа происходит в группе привилегированных, но и у них отношения со временем сложные. Старые крестьяне и в XX в. не всегда могли указать не только точную дату, чо и год своего рождения.
В обществах традиционных пространство и время воспринимаются в неразрывном единстве. Напомним, что время и место там жестко увязаны. Время определяется разного рода работами, оно не разделено на «труд» и «жизнь», на рабочее и свободное время. Более того, для большинства людей пространственные параметры жизни преобладают. Отсюда — локальность бытия, о которой обычно говорят, характеризуя жизнь в традиционных обществах.
В обществах, где установился порядок Модерна, происходит разрыв пространства и времени. Невозвратимое «время-стрела», устремленное в бесконечность, в будущее, ни с каким конкретным местом не связано.
Массовое распространение нового ощущения времени связано с развитием железных дорог, которые уничтожили местное время. В городе и деревне люди ориентировались на часы колоколен. Время в разных местах не совпадало. Часы на железнодорожных станциях показывали одно время. Железные дороги покрывают пространство. Следует отметить, что представления о пространстве меняются так же, как и восприятие времени. Пространство начинают мыслить абстрактно, оно превращается в род единообразной протяженной материи, измеряемой в метрах и километрах. Точно так же время измеряется в часах, минутах и секундах. Человек традиционного общества скажет: «До этого места три дня пути». Человек современный выразится по иному: «Расстояние до этого места — столько-то километров».
Каким еще образом осуществляется разрыв пространства и времени? Этот разрыв связан не только с железными дорогами. Печатное слово — не менее важный и мощный источник возникновения новых пространственно-временных представлений, равно как источник динамики обществ, их устремленности в будущее.
Традиционные культуры пользуются в основном устным словом. Там, где отсутствует письменная фиксация информации, всегда есть опасность утраты с трудом накопленного социального знания. Именно поэтому они ориентированы на прошлое, на постоянное воспроизводство от века данных практик. Даже там, где существует письмо, тексты ориентированы на воспроизводство традиции. Печатные материалы (книги, журналы, газеты) не только надежно сохраняют информацию. Печатное слово более или менее одновременно достигает адресата. Это также способствует разрыву единства пространства и времени. Человек узнает из газет о событиях очень скоро после того, как они произошли. В книгахинформация как бы законсервирована, мы можем обратиться к ней в любое удобное для нас время, не опасаясь ее утратить.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ББК К... Рецензенты... доктор философских наук профессор В С Барулин кандидат социологических наук доцент Ю М Резник...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: В.Брюсов. Городу
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов