В.Брюсов. Городу

Общество «сделано» людьми, оно — результат их деятельности. Именно людьми делаются непреднамеренные социальные изобрете­ния, которые меняют общество. В рамках данной темы предполага­ется рассмотреть, каким образом социальные изобретения, сделан­ные в группах крестьян, «джентльменов»-благороднорожденных и буржуа, становятся достоянием всех. То, что сказано в предыдущих разделах, и сказанное здесь — страницы истории нас самих.

Созданное человеком подвергается овеществлению. То, что бы­ло представлено как габитус, т.е. связано с живым телом человека и его практиками, превращается в отношение. Реальность общества как системы общественных отношений выглядит как следствие «природы вещей», как готовая, внешняя человеку структура, кото­рую можно «взять», рассмотреть теоретически и описать в учебни­ке. Инновации объективируются и институционализируются, высту­пая как мощная, внешняя по отношению к индъячдам сила, которая начинает подгонять их под себя. Новая система связей и отношений воспроизводит нужного системе человека. Созданная человеком ре­альность начинает формировать человека. Она диктует людям, представленным последующими поколениями, свои правила. Скла­дываются новая телесность и новая ментальность, новые образы жизни в массовом масштабе. Меняется способ объединения людей в общество и способ включения в общество человека. Можно сказать, что меняются способы жизни людей вместе.

Еще раз зададим вопрос: как одна социально-историческая систе­ма начинает преобладать над другой? Буржуа рассматривался выше как человек, входивший в пилотную социальную группу. Именно в жизнедеятельности этой группы возникли социальные инновации,

которые стали распространяться на общество в целом и определили облик обществ индустриальной современности. Мы говорили о пе­реходе морального этоса буржуа-человека на предприятие. Пред­приятие как система отношений диктует человеку-работнику свои правила, подгоняет его под себя, меняет его.

Общество Модерна и традиционное общество представляют два различных способа воспроизводства человека. Ниже мы проведем сравнение антропологических параметров этих обществ.

Произнося слово Модерн, мы не имеем в виду стиль в искус­стве начала XX в. В современной социальной теории Модерн приблизительно равен тому, что называли индустриальным об­ществом, обществом классического капитализма.

От последних терминов почти отказались. Так произошло по­тому, что общество, о котором мы говорим, не исчерпывается этими характеристиками. Это тем более справедливо, когда обсу­ждается столь многомерная реальность, как человек.

Ряд исследователей высказывают идею, что Модерн несво­дим к капитализму или индустриализму. Известный английский социолог Э.Гидценс высказал идею, что капитализм» индустриа­лизм являются различными институциональными измерениями Модерна, разными и равнозначимыми источниками его динамиз­ма как цивилизации (См.: Giddens A. The consequences of Modernity. — Stanford, 1990). Капиталистические общества с их разделением государства и экономики, гражданским обществом, превращением труда в товар и постоянной технологической ин­новацией — варианты Модерна, Таких вариантов может быть много.

Именно это заставляет использовать нерусское слово Мо­дерн. Понятно, что Модерн представляет собой кальку с евро­пейских языков. К сожалению, адекватного русского языкового выражения пока не найдено. Перевод английского Modernity ско­пом современность вводит в заблуждение. По-русски современ­ность — то, что происходит здесь и теперь. Более близка переда­ча слова Modernity выражением индустриальная современность. В настоящее время в русской научной литературе вариант Мо­дерн используется достаточно широко.

Рассматривая следствия возникновения новых социальных форм на антропологическом уровне, можно говорить о возникновении но­вых тенденций, которые сегодня называют темамиМодерна. Слово тема здесь не подразумевает ничего похожего на тему сочинения на вступительном экзамене в вуз. Это скорее напоминает музыкальную тему, т.е. основной музыкальный мотив. Подобно музыкальному лейтмотиву темы Модерна могут быть обнаружены в жизни соци­альных групп, общностей, отдельных обществ, человеческого обще­ства в целом. Эти темы могут сочетаться самым причудливым обра­зом. В результате возникает исторически уникальная картина жиз­ни. Продолжая музыкальное сравнение, можно напомнить о теме с

вариациями. В вариации слушатель может не сразу узнать основную тему, но тем не менее, если прислушаться, она звучит.

Известный социолог П.Бергер описывает (вслед за К.Марксом, Э.Дюркгеймом и Г.Зиммелем) эти темы. Эти темы включают Бу­дущность, Абстракцию, Освобождение,Индинидуацию и Секуляри-зацвю1. Они охватывают всю человеческую жизнь, затрагивают об­ласти сознания и ментальности, философские, социально-историче­ские, жизненно-практические вопросы. Исторически и генетически родиной этих тем считают Запад.

Корни Абстракции видят в капиталистическом рынке, в возник­новении правовых систем, в бюрократизированном государстве, в городе с его скоплениями людей, которые друг с другом не знакомы.

Тема Будущности связана с глубочайшими изменениями воспри­ятия времени. Индивидуальная жизнь начинает планироваться в тер­минах карьеры, на уровне общества и отдельных общностей возни­кают представления о проекте, о долгосрочной программе развития.

Индивидуация связана, прежде всего, с возникновением биогра­фической идентичности и приватного пространства. Человек ощу­щает, что он не вмещается в социальные определения и заданности.

Говоря о Секуляризации, мы имеем в виду, что в классических своих проявлениях современность оказывается враждебной транс­цендентному измерению человеческого бытия. Вхождение в Модерн — обращение к земному миру, принуждение к жизни в таком мире, осознание самоценности его. Возникновение этих тем несет людям как блага, так и беды.

Для того чтобы попасть в Модерн, не обязательно проходить тот путь, который прошли ранние буржуа. Для большинства людей это не приобщение к протестантской этике, но вхождение в мир, кото­рый, по выражению В.Зомбарта, суть «сложная комбинация школь­ного преподавания, карманных часов, газет, дождевых зонтиков, книг, канализации, политики и электрического освещения»2. Сумма перечисленных В.Зомбартом вещей и процессов может показаться случайной. Однако она не просто тесно связана с темами Модерна. «Вещи» являются их воплощениями. Темы Модерна вплетены во множественные деятельности. Они незримо присутствуют в различ­ных ситуациях. Ниже они рассматриваются по отдельности — для удобства изложения и понимания.

1. РАЗРЫВ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Родившееся в буржуазно-купеческих кругах представление вре­мя-деньги становится всеобщим достоянием, пронизывает повсе­дневную жизнь.

1 См.: BergerP., BergerB., KellnerH. The Homeless Mind. Modernisation and Consciousness. — N.Y., 1974; Berger P. Facing upto Modernity. — N.Y., 1977.

2 ЗомбартВ. Пролетариат. — СПб.,1907. — С. 10—11.

Свидетельством является превращение этого представления в метафору-идиом у повседневного языка. Распространяется представ­ление об ограниченности ресурсов времени. В современной культу­ре (в особенности западной) понятие труда обычно связывается со временем, затраченным на его выполнение. Время подлежит точно­му количественному измерению, труд оплачивается по часам, неде­лям, годам. Можно напомнить о повременной оплате телефонных разговоров, посуточных тарифах за пользование гостиницей, годо­вых бюджетах, процентах по вкладам и займам. Мы называем рабо­ту общественной, если она выполняется во внерабочее время.

Мы относимся ко времени как к очень ценной вещи — как к ог­раниченным ресурсам, как к деньгам — и осмысливаем его соответ­ствующим образом. Мы переживаем его как нечто такое, что может быть истрачено, израсходовано, рассчитано, вложено разумно или безрассудно, сэкономлено или растрачено напрасно1.

Пользуясь понятием времени, мы применяем наш повседневный опыт обращения с деньгами. Существуют культуры, где этот способ обращения со временем отнюдь не обязателен. То же можно ска­зать о ранних стадиях общества европейского.

Циклическое «время-круг» традиционного общества постепенно превращается во «время-стрелу» . Восприятие времени как субстан­ции, как неостановимого потока — продукт длительного историче­ского развития. Индустриальная современность — период, когда та­кое восприятие времени становится массово распространенным.

Восприятие «временной последовательности» предполагает об­ладание уникальным человеческим потенциалом синтеза, способ­ности определить связь через использование символов. Это уни­кальная способность человека одновременно видеть то, что проис­ходило раньше, и то, что происходит теперь, связывая прошлое и настоящее в единой ментальной картине. Сами понятия «раньше» и «позже» являются проявлениями этой человеческой способно­сти. То, что ощущается и называется нами простым словом «вре­мя», — одно из фундаментальных человеческих средств ориента­ции в мире.

Когда мы говорим об измерении времени, кажется, что мы име­ем дело с чем-то вроде измерения высоты горы или ширины реки. Измерение времени — не просто отношение, но способность к уста­новлению отношений. Возрастающая дифференциация и интегра­ция социальных функций, множество цепей взаимозависимости, точкой пересечения которых является человек, порождают ощуще­ние текущего в бесконечность времени. Усложнение систем взаимо­зависимостей идет в ногу с развитием сложной системы саморегуля­ции и индивидуальной чувствительности относительно времени.

В календарях, расписаниях, часах, в том числе наручных, еже-

3 См.: Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем/Пеория метафоры.М.,1990. — С. 390—392.

дневниках вроде бы представлено внешнее социальное принужде­ние. Эти ограничения точны и тонки. Они вездесущи, избежать их невозможно. Однако они не воспринимаются как насильственные. О присутствии времени человеку напоминает внутренний голос. Символ и реальность сливаются. Трудно провести границу между последовательностью событий, составляющих жизнь человече­скую, и последовательностью календаря. Людям трудно уйти от ощущения, что проходит именно время, в то время как в действи­тельности ощущение, обозначаемое словом «проходит», относится к естественному течению их жизни, трансформации общества и природы.

В традиционном обществе каждое новое поколение оживляет традицию: отсюда «время-круг». Традиция и непрерывность поко­лений тесно связаны друг с другом. Поколение — когорта родичей, порядок, который ставит жизнь индивида в зависимость от жизни коллективов. Традиция воспроизводится до бесконечности через жизнь все новых и новых поколений. В обществах Модерна поколе­ние определяется по отношению к стандартизированному времени. Мы говорим: поколение 60-х, 70-х или 90-х годов XX в.

Использование часов в городских обществах во многом напоми­нает изготовление и использование масок в обществах догородских. Маски видятся воплощениями духов. Часы воспринимаются как во­площение времени. В часах время обретает плоть. Люди осознают, что часы сделаны людьми. Но они действуют с часами так, как буд­то часы представляют внечеловеческие силы.

Часы показывают время. Но время — не субстанция. «Когда мы это сделаем1?» — такой вопрос не является важным и значимым для всех обществ. В традиционных обществах время носит прерыви­стый, точечный характер. Момент происходящего события невоз­можно установить точно. Вокруг споров о точной дате рождения ге­роя организован сюжет английского романа «Жизнь и мнения Три-страма Шенди, джентльмена» Л.Стерна, написанного в 60-е годы XVIII в. Действие романа происходит в группе привилегированных, но и у них отношения со временем сложные. Старые крестьяне и в XX в. не всегда могли указать не только точную дату, чо и год сво­его рождения.

В обществах традиционных пространство и время воспринима­ются в неразрывном единстве. Напомним, что время и место там же­стко увязаны. Время определяется разного рода работами, оно не разделено на «труд» и «жизнь», на рабочее и свободное время. Бо­лее того, для большинства людей пространственные параметры жизни преобладают. Отсюда — локальность бытия, о которой обыч­но говорят, характеризуя жизнь в традиционных обществах.

В обществах, где установился порядок Модерна, происходит раз­рыв пространства и времени. Невозвратимое «время-стрела», устре­мленное в бесконечность, в будущее, ни с каким конкретным местом не связано.

Массовое распространение нового ощущения времени связано с развитием железных дорог, которые уничтожили местное время. В городе и деревне люди ориентировались на часы колоколен. Время в разных местах не совпадало. Часы на железнодорожных станциях показывали одно время. Железные дороги покрывают пространст­во. Следует отметить, что представления о пространстве меняются так же, как и восприятие времени. Пространство начинают мыслить абстрактно, оно превращается в род единообразной протяженной материи, измеряемой в метрах и километрах. Точно так же время из­меряется в часах, минутах и секундах. Человек традиционного обще­ства скажет: «До этого места три дня пути». Человек современный выразится по иному: «Расстояние до этого места — столько-то ки­лометров».

Каким еще образом осуществляется разрыв пространства и вре­мени? Этот разрыв связан не только с железными дорогами. Печат­ное слово — не менее важный и мощный источник возникновения новых пространственно-временных представлений, равно как источ­ник динамики обществ, их устремленности в будущее.

Традиционные культуры пользуются в основном устным словом. Там, где отсутствует письменная фиксация информации, всегда есть опасность утраты с трудом накопленного социального знания. Именно поэтому они ориентированы на прошлое, на постоянное воспроизводство от века данных практик. Даже там, где существует письмо, тексты ориентированы на воспроизводство традиции. Пе­чатные материалы (книги, журналы, газеты) не только надежно со­храняют информацию. Печатное слово более или менее одновре­менно достигает адресата. Это также способствует разрыву единст­ва пространства и времени. Человек узнает из газет о событиях очень скоро после того, как они произошли. В книгахинформация как бы законсервирована, мы можем обратиться к ней в любое удоб­ное для нас время, не опасаясь ее утратить.