рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА

НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА - раздел Философия, Социально-историческая антропология Егодня Мы Все — Свидетели Возникновения Новых Социальных Пространств. Эти Соц...

егодня мы все — свидетели возникновения новых социальных пространств. Эти социальные пространства стали предметом актив­ного обсуждения начиная с конца 50-х годов. Речь идет о работах А.Тоффлера, Д.Белла и Ж.Бодрийяра, Р.Барта, Э.Гидденса и Ю.Ха-бермаса2.

Западные теоретики размышляли о том, что было у них перед глазами. О том, что оживленные улицы столиц мира полнятся ма­газинами, в витринах которых — все богатства мира: индийские шали и американские револьверы, китайский фарфор, парижское белье и меха из России, специи из тропиков. О том, что на всех этих вещах маленькие белые этикетки с арабскими цифрами и лаконич­ным обозначением USD, которые приравнивают их к единому зна­менателю. Все это сверкает в огнях витрин, без которых торговля сегодня не была бы торговлей. Изобилие потребляемого как мета­фора праздника жизни намекает на возможность магического спа­сения.

Теоретики акцентировали внимание на том, что в современных торговых и гостиничных центрах сосредоточены все виды потреби­тельской активности. Это не только покупка, но и флирт с объекта­ми, бесцельное шатание и т.д. В новой ситуации культурный центр может органически стать интегральной частью торгового центра. Вот новое искусство жизни — возвещают реклама и модные журна­лы: приятный шоппинг в едином пространстве с кондиционирован­ным воздухом, сразу можно купить продукты, товары для квартиры и летнего дома, одежду, цветы, последний роман. Женщина покупа­ет, а в это время муж и дети будут сидеть в кино, а затем, не сходя с места, семья пообедает. Кафе, кино, книжная лавка — все подобно калейдоскопу. Это спектакль потребления, где «искусство» состоит в игре на двойственности знака объекта. Новый торговый центр — всемирная неокультура, где больше нельзя провести границу между магазином деликатесов и галереей живописи, между журналом «Ко-смополитен» и «Исследованием по палеонтологии» (социологии или информатике, если угодно). Такой центр может стать целым горо­дом, где искусство и досуг перемешаны, а церковь пребывает в од-

2 См.: To/Her A. The culture consumers: A study of art and affluence in America. — N.Y., 1967(1973); Belt D. The culturalcontradictions of capitalism.— N.Y., 1976; Habermas J. Legitimatiomprobleme imSpatkapitalismus. — F.a.M., 1973; Baudrillard J. Selected writings. —Stanford, 1988; Baudrillard J. Seduction. —N.Y., 1990; Giddens A. Consequences of Modernity. — Stanford,1990; Барт Р. Мисрологии. — M.,1996.

ном пространстве с теннисными кортами, элегантными бутиками, библиотеками и барами.

Главная фигура описания здесь — аккумуляция (накопление), т.е. нечто большее, чем сумма продуктов. Это окончательное отрицание недостатка, бедности, демонстрация изобилия, преддверие страны молочных рек и кисельных берегов, образ чудовищного плодородия. Покупая банку чего-либо, приобщаешься к громоздящейся пирами­де товаров. Покупаемое представлено не столько в виде потреби­тельной стоимости, сколько в виде символического приобщения к части гигантского целого.

Что при этом происходит? Одни говорят: культура проституиру­ется. Но это было бы слишком просто. Скорее, торговля культура-лизуется. Следовательно, товар — одежда, еда и т.д. — также куль-турализуется. Он превращается в почти лишенную целесообразно­сти субстанцию, роскошь и предмет среди других предметов в общей витрине потребляемого.

Новые способы организации более представительны для совре­менной потребительской активности, чем обычный универмаг, где остается мало места для бесцельного исследования, где размещение отделов и продуктов подчинено утилитарному подходу к потребле­нию. Такой универмаг сохраняет черты той эпохи, когда массы лю­дей только начинали получать доступ к повседневным потребитель­ским товарам. Новые торговые центры выполняют совершенно Дру­гую функцию. Там происходит не сопоставление различных катего­рий товаров, но реализуется амальгамирование (сплавление) знаков, Все категории товаров рассматриваются как частичное поле во все­общем потреблении знаков5. В качестве образцов новых про­странств чаще всего рассматриваются новые аэропорты (типа ко­пенгагенского), гостиницы.

Постепенно обнаруживалось, что речь идет не о «дальнем Запа­де, стране святых чудес» (если воспользоваться словами славянофи­ла А.Хомякова), а о родных палестинах. Не обо всей стране, конеч­но, но о Москве, во всяком случае. Действительно, «вдруг» с безум­ной скоростью универмаги стали превращаться в социальные про­странства нового типа, подобные тем, что описаны выше. Взять хо­тя бы ГУМ. Нет больше кишащей толпы со всех концов нашей бес­крайней родины, дисциплинированно выстраивающейся в очередь за мало-мальски пригодной для жизни вещью. Витрины заполнены то­варами, играет приятная музыка, разносятся вкусные запахи, жур­чит фонтан, увенчанный огромным букетом цветов, а над фонтаном под стеклянным куполом сидят люди и потребляют пиво «Хайне-кен». А к этому можно добавить новые гостиничные комплексы «Пента-Олимпик» или «Рэдисон-Славянская», Центр международ­ной торговли... В магазине «Библио-Глобус» струнный квартет игра-

1 Baudrillard J. Consumer Society//Baudrillard J. Selected writings. — Stanford, 1988. — P. 29— 56. Те же самые явления наблюдал ОЛЪффлер.

ет Вивальди (в живом исполнении). В выставочном центре на Крымской набережной спокойно можно провести весь день: побро­дить по выставкам, постоять у книжных прилавков, зайти в художе­ственный салон или антикварную лавку, посмотреть кино, послу­шать музыку и, естественно, посидеть в баре или кафе. Социум здесь видится превратившимся в культуру: то ли вещный обмен пре­обладает, то ли символический...

Правда, пятизвездочный отель «Националь» (с рестораном «Ма­ксим») окружен харчевнями-киосками, замаскировавшимися руди­ментами обжорок старого московского Охотного ряда. Под Манеж­ной площадью возведены очередные Хрустальные дворцы, на сей раз посвященные богам потребления. А рядом, в переходе станций метро — бродячая, нищенствующая, юродивая Русь. Да, еще оста­ются актуальными уличные наблюдения Вальтера Беньямина — гостя Москвы 1927 года: «Сразу по прибытии возвращаешься в дет­ство. Ходить по толстому льду, покрывающему эти улицы, надо учиться заново»4. Вообще рядом с роскошной витриной непременно разбитый тротуар...

Мозаика разных социальных пространств порождена резкими со­циальными контрастами. При разговоре об этих предметах на фа­культете социальной работы студенты выражали неподдельное мо­ральное возмущение. Дело в том, что эти студенты помимо учебы работали в детских приемниках, в домах для престарелых, в пунктах оказания помощи бездомным и в прочих местах человеческого горя. Новые социальные пространства у нас в России — места малонасе­ленные. Но тем не менее они есть. Другой вопрос, что вокруг...

Кстати, и западные теоретики, пишущие о чудесах обществ всеоб­щего благоденствия, которые принято у нас именовать цивилизован­ными странами, прекрасно ощущают противоречивость происходя­щего. Эту противоречивость отнюдь не определяет, допустим, слово трагедия. Ж.Бодрийяр весной 1996 г. посетил Москву и прочитал лек­цию «Город и насилие». В этой лекции он говорил, что современный город непременно окружен полосой отбросов. В мегаполисе могут ор­ганично сочетаться выставка художественных произведений из от­бросов и следы забастовки мусорщиков. Он разъяснял, что имеет в виду не только мусор, но и отбросы виртуальные. Мге^но добавить, что сюда же нельзя не включить и тех людей, которые представляют собой почти что «не-общество» (Ф.Бродель). Неспроста современ­ный бомж как две капли воды может напоминать нищих и бродяг с картин Петера Брейгеля. Жизнь на краю общества диктует утрату со­циальной определенности (занятий, самой внешности человека).

Эти контрасты — один из источников ненависти и немотивиро­ванного насилия. Французский социолог обратил внимание на ранее немыслимые воплощения социальных противоречий. Ненависть не

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социально-историческая антропология

ББК К... Рецензенты... доктор философских наук профессор В С Барулин кандидат социологических наук доцент Ю М Резник...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Антропологическое знание способствует переосмыслению тех категорий и понятий социологии, которые выработаны на материа­ле западных обществ.
С размыванием ценностей линейного прогресса акценты переме­щаются. Нет больше «мы» и «они», возникло представление о плю­ральном и целостном мире. Соответственно происходит ассимиля­ция теоретическ

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: ДВА ВЗГЛЯДА
оциально-историческая антропология рассматривает человека как существующего в обществе. На вопрос, как именно человек су­ществует в обществе, есть несколько ответов. Первый базируется на п

И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗЛИЧИЕ. ПОНЯТИЕ ГАБИТУС УПБУРДЬЕ
обозначения инкорпорированной истории и социальности 'П. Бурдье (ранее Н. Элиас) активно использует понятие габитус (от лат. habitus — внешность). Это понятие содействует примирению противоречия ме

СОПРОТИВЛЕНИЯ
Лицо мира, в котором мы живем, и сегодня еще во многом определяется крестьянами и их сыновьями, до

ХОЗЯЙСТВО НА ЗЕМЛЕ. ЖИЗНЬ НА ГРАНИЦЕ ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО
Крестьянское хозяйство часто определяется негативно по отно­шению к товаризации труда. Подчеркивается мотивация на само­обеспечение в противоположность предпринимательской установке. Современный ро

КУЛЬТУРА И ОБРАЗ ЖИЗНИ
|изнь в крестьянских общностях — пример нераздельности со­циального и культурного. В научной литературе время от времени возникают споры о крестьянской культуре: являются ли предметы быта крестьян

ПОДЧИНЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, СПОСОБЫ ПОВСЕДНЕВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ И ВЗАИМОПОМОЩЬ
1рестьянин пребывает на низших ступенях социальной иерархии. Это задает особенности габитуса, т.е. правила жизненной игры. Кре­стьяне прибегают к специфическим тактикам и стратегиям, направ­ленным,

ДЖЕНТЛЬМЕН»: КОДИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗЛИЧИЯ И САМОКОНТРОЛЬ
Благодаря верности вкуса — не в области прекрасного, а в области поведения, человек светский в сам

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ КРЕСТЬЯНИНА И ДВОРЯНИНА В ОДНО ОБЩЕСТВО?
джентльмен видится полной противоположностью крестьянину. Он совершенно на него не похож. Он по-иному одет, по-иному дер­жит себя, говорит. Его габитус отличен от крестьянского. В то же время нельз

ДОБРОВОЛЬНОСТЬ И ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ
Ставя все эти проблемы в антропологической плсскгсти, мы яс­но видим взаимную корреляцию структурирующих начал л добро­вольных решений. Раскроем на примерах динамику добровольности и прину

ЭТОС ДЖЕНТЛЬМЕНА, ИЛИ НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОЙ ФОРМЫ
Этосч джентльмена не ограничивается традиционным обществом. Общество уходит, а этос живет, принимая странные и волнующие во­площения. М.Пруст описывает герцога Германтского, жизнь которо

БУРЖУА: ЖИЗНЬ В МИРЕ ПРАКТИЧЕСКИХАБСТРАКЦИЙ

АНГЮПОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
,Социальное имя буржуа, бюргер происходит от слова Burg (нем. город). Буржуа, бюргеры — старые городские жители в Западной Европе. Будучи изначально городскими людьми, они не связаны с землей. Бурж

РУССКИЙ ГОРОД: БУРГ БЕЗ БУРЖУА
России есть города, в названиях которых звучит немецкое окончание бург. Петербург, Екатеринбург, Оренбург... Были ли в этих городах бюргеры, буржуа, т.е. принадлежащие к необычному для традиционног

В.Брюсов. Городу
Общество «сделано» людьми, оно — результат их деятельности. Именно людьми делаются непреднамеренные социальные изобрете­ния, которые меняют общество. В рамках данной темы предполага­ется рассмотрет

ОТ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ К БРЕМЕНИ ВЫБОРА
Традиционное общество называется традиционным потому, что традиция является основным средством общественного воспроиз­водства. Традиция диктует, ритм завораживает. Рамки жизненного выбора узки: чел

АБСТРАКЦИЯ — ИНДИВИДУАЦИЯ — ПРИВАТНОСТЬ
,Именно в обществах Модерна происходит разделение публичной и частной сфер. Именно здесь индивид ощущает себя единицей, не­обязательно связанной с общностью. Тогда же складываются пред­ставления о

ЙПЯННМР. ЧССР. — М.. 1996.
бранные эссе. 112 — смена формы доверия: доверие к персонам сменяется довери­ем к сложным абстрактным (неличным) посредникам, связываю­щим людей в общество. Речь идет о го

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ Б ЛАГ И ТРЕВОГ
Темы Модерна не охватывают все общество одновременно. Об­щество многомерно. В процессе изложения материала все время подчеркивалось, что темы Модерна в разных социальных про­странствах звучат по-ра

ВОСПРОИЗВОДСТВО СЕБЯ И СОЗДАНИЕ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ
Интеллигент в русской культуре трактуется как высокодуховный. Это подразумевает бестелесность и «безбытность» как неотъемле­мые черты существования. Социолог скажет, что ощущение безбыт-ности связа

СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК
Их дети и внуки оказались в этой стране, как и он сам, без религии, без морали, без наставников, н

Ж.-Ф.Лиотар.
Постмодерное состояние смысление существенных сдвигов в жизнедеятельности тех об­ществ, в которых сами живем, началось довольно давно. В качестве примера напомню о концепциях постиндустриа

Baudrillard J.Op.с/г.; Galbnith J.K. TheNew Industrial State.— N.Y.1967. — P. 215 et al.
Ответы на эти вопросы неоднозначны. На нашей отечественной почве мы можем наблюдать процессы, очень похожие на те, что опи­сывают западные социальные теоретики. Недаром книги Р.Барта и Ж.Бодрийяра,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги