Реферат Курсовая Конспект
СОПРОТИВЛЕНИЯ - раздел Философия, Социально-историческая антропология ...
|
Лицо мира, в котором мы живем, и сегодня еще во многом определяется крестьянами и их сыновьями, достигавшими давних пределов, раздвигавшими границы — в неукротимом поиске новых земель (будь то в России, Китае, Вьетнаме, Судане, Америке). Т.Шанин.Понятие крестьянства
очему мы начинаем с крестьянина? Не только потому, что исследование российского общества, где у большей части населения крестьянские корни, просто немыслимо без представления о том, что такое крестьянин. Крестьяне — древнейший слой общества, постоянный источник пополнения других социальных слоев. Крестьяне — живое прошлое, которое, как известно, не равно мертвому. Обращение к истории крестьянства позволяет проследить процесс последовательного отбора более образованных и предприимчивых, бедных, но не беднейших.
Слово крестьянин указывает на человеческий тип и, конечно, на образ (стиль) жизни. Попробуем разобраться, в каком смысле мы можем говорить о крестьянине как социальном ч^пе, как габитусе. Ведь крестьяне являют собою многообразие в ток же степени, в какой многообразны лики земли, с которой они срослись как улитка со своим домиком. На первый взгляд русский и китайский, французский и мексиканский крестьяне — существа разной породы.
Можно, однако, назвать ряд черт, которые объединяют всех крестьян, где бы и когда бы они ни жили. Это семейное хозяйство, хозяйство на земле, деревенская традиционная культура, низшее положение в системе социальной иерархии1. Эти особенно-
1 Шанин Т. Понятие крестьянства//ВеликиЙ незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире. Хрестоматия/Сост. Т.Шанин. — М., 1992.
сти определяют крестьянский габитус. История сословия в целом, история и культура той или иной крестьянской общности встроены в тело каждого отдельного крестьянина.
1. СЕМЕЙНОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЛИЧНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СВЯЗЬ
рестьянин — сельскохозяйственный производитель, который, используя мелкий инвентарь и труд членов своей семьи, работает на удовлетворение собственных нужд и выполнение обязательств по отношению к обладателям политической и экономической власти.
Когда мы говорим об этой особенности крестьянства, это не значит, что семейное хозяйство непременно абсолютно автономно и натурально. Может присутствовать вовлеченность в товарообмен и в рынки труда. Может иметь место разделение хозяйства на область внутреннего потребления (рожь) и на производство для продажи (пшеница, конопля, лен). Могут быть развиты промыслы, может происходить трудовая миграция. Но все это в крестьянских обществах нацелено на поддержание и воспроизводство крестьянской семейной экономики.
Хозяйственная деятельность тесно переплетена с отношениями в семье, отношениями с соседями. Человек здесь подчиняется семейно-ролевому поведению и патриархальной власти. Большак — не владелец, но управляющий собственностью семьи. Семейная собственность не равна коллективной собственности. Участие не подразумевает никакого конкретного пая или доли, которую можно было бы требовать по усмотрению. Здесь нет понятия наследования, подобного тому, которое бытовало в других общественных слоях. Во многом отсюда неразвитость этих отношений в современном российском обществе.
Семья — синоним хозяйственной единицы. Совместное проживание под патриархальной властью главы семьи, тесное сотрудничество в повседневном труде, «общий кошелек» и полное слияние с хозяйством — таковы особенности как прежнего, жившего в обществах, которые называют традиционными крестьянскими, так, во многом, и современного крестьянина. Тот, кто входит в хозяйство, становится членом семьи, член семьи входит в хозяйство. Сын, отделившийся со своим хозяйством, — чужак.
Женщины одновременно подчинены, второстепенны и относительно автономны. Половое разделение труда ярко выражено: у каждого своя работа. Дети тоже включены в хозяйство с ранних лет. У них — свои установленные от века ролевые функции. Они выполняют определенные виды работ.
На крестьянском дворе, в семье и соседской общине осуществляются многообразные социальные функции. Здесь производст-
во и потребление, отношения собственности и «политические союзы», социализация и общественные связи, моральная поддержка и взаимопомощь. В одной единице осуществляются одновременно те виды деятельности, которые в больших городских обществах выполняют сложные социальные институты.
Для антропологической характеристики важно подчеркнуть отсутствие индивидуальности. Точнее, индивидуальность здесь не ценится. Крестьянский мир — мир невыделенное™ человека из группы, мир ролей. Хорош тот, кто соответствует своей роли.
Например, индивидуальное чувство не диктует брачного выбора. Брак здесь — не результат любви, индивидуальной склонности, но абсолютная хозяйственная необходимость. Выбор брачного партнера направляется семьей. И это не тирания, не эгоизм, даже не забота о будущем, а прямое следствие положения человека в социальной группе. Человек рассматривается как партия для брака только в качестве члена группы, т.е. другой крестьянской семьи. Можно определить крестьянскую семью как квазиорганизм, где патриархальные отношения — психологический раствор, скрепляющий внутренние структуры власти. Здесь своя микрофизика власти.
На примере крестьянской семьи и деревенской общины легко понять, что такое социальная связь личного типа. Жизнь крестьянина протекает главным образом в мире, где все друг друга знают, где отношения не анонимны. Именно поэтому связь, объединяющую людей, можно назвать короткой. Люди общаются с людьми, а не с абстрактными системами. Даже с институтами (учреждениями) они общаются не так уж часто.
Крестьянская община — не единственный тип общности, в которой все друг друга знают. Этот тип связей мы можем наблюдать в любых обществах: дворянское общество, соседская общность, подростковые «племена», мафия. Можно вспомнить и русскую интеллигенцию, круг которой был достаточно узок: из чтения мемуаров складывается впечатление, что все друг друга знают. Однако на примере крестьянских общностей способы взаимодействия людей в малой общности просматриваются наиболее ясно. Жизнь таких обществ отличается локализмом (от лат. locus — место). Локальны традиции агрикультура. Существуют местные обычаи, которые изучаются антропологами и эргографами. Локальным характером отличается язык. Существует зесьма большое число диалектов.
Общества доиндустриальные называют традиционными, в том смысле, что воспроизводство общества базируется главным образом на традиции как главной социальной форме. Общество (в противоположность малой общности) не может существовать без длинных, опосредованных связей. В традиционном обществе длинные социальные связи — внешние (трансцендентные) по отношению к малой общности: властные отношения, мировые религии (напомним, что слово религия восходит к лат. re-ligare— связывать).
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ББК К... Рецензенты... доктор философских наук профессор В С Барулин кандидат социологических наук доцент Ю М Резник...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОПРОТИВЛЕНИЯ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов