Реферат Курсовая Конспект
КУЛЬТУРА И ОБРАЗ ЖИЗНИ - раздел Философия, Социально-историческая антропология |Изнь В Крестьянских Общностях — Пример Нераздельности Социального И Культур...
|
|изнь в крестьянских общностях — пример нераздельности социального и культурного. В научной литературе время от времени возникают споры о крестьянской культуре: являются ли предметы быта крестьян эстетическим объектом, своего рода произведением
2 Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство. — М, 1977.
||Скусства или выполняют исключительно функциональное назначе-11Ие, являясь частью жизни? В этом случае мы имеем дело со слиянием культуры и социальности. Так, крестьянская одежда не только защищает тело от холода и жары, но и обозначает принадлежность к той или иной общности, маркирует социальную роль (например, девушка, замужняя женщина), несет на себе знаки различных ритуалов.
Крестьянскую культуру обозначают как традиционную, т.е. функционирующую как задано от века. Крестьянская культура ритмична и ритуальна. Ритуал здесь — одна из основных форм социального контроля.
Ритм, исключая бытовую статичность и неподвижность, проявляется во всем, формируя цикличность жизни. Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целой семьи, о летнем или весеннем цикле, о годовом, наконец, обо всей жизни: от зачатия до могильной травы. Любое нарушение ритма — война, мор, неурожай — лихорадило весь народ, все государство. Перебои ритма в семейной жизни (болезнь или преждевременная смерть, пожар, супружеская измена, развод, кража, арест члена семьи, гибель коня, рекрутство) не только разрушали семью, но сказывались на жизни всей деревни.
Но что такое ритм? Ритм — это и род наркоза, предопределение, им можно быть только одержимым. Будущее ритмом преодолевается, граница между прошлым и будущим преодолевается в пользу прошлого. Представление о свободе воли и активности индивида несовместимо с ритмом. В ритмизированном бытии нет ответственности за цель.
Цикличность и ритуальность сказываются и в отношении к смерти, которая воспринимается в крестьянских культурах не как этап, а как состояние. Как отмечает французский историк Ф.Арь-ес такое представление и сейчас сохраняется в глубинах народной жизни, народного сознания. Оно обозначается выражением все умрем. Это отношение к смерти как к обыденному явлению, не вызывающему особых страхов. Можно напомнить в этой связи о смерти крестьянина, как она описывается Л.Н.Толстым в рассказе «Три смерти». Эту «архаическую» смерть Ф.Арьес называет прирученной. Смерть здесь не является индивидуальной драмой, она — родовой феномен. Она не приватна, ибо здесь нет приватности. Человеку страшно умереть в одиночестве. Современный наблюдатель может отметить смесь бесчувственности и стремления к прилюд-ности: каждый считал естественным зайти, с каждым прощались. Здесь нет экзистенциальной тоски, головокружения, отрицания смерти, как, впрочем, нет и веры в простое продолжение жизни после смерти.
В погребальных ритуалах выражается солидарность с семьей и
' См.: Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. — М., 1992. — С. 38—42.
родом. Это часть стратегии по отношению к природе. Смерть пробивает брешь в системе защиты общества от дикой природы. Смерть, как и сексуальная жизнь, находятся под постоянным контролем общества. Жизнь человека — звено цепи. В ритуале общность демонстрирует свое единство, восстанавливает целостность после потери одного из членов. Церемонии носят тот же характер, что и веселые празднества. В России поминки, масленица — все те же блины. Нет непреодолимой границы между миром мертвых и миром живых. Могилы находятся рядом с жильем, а на кладбище ходят с бутылочкой.
Что еще добавить? Крестьянин — человек, для которого вид внутренностей привычен. Мозг для него — явно не абстрактный разум, а физический орган в черепной коробке. Городская поверхность гладка (например, хромирована, отполирована). Ее антитеза — шершавый бок тела животного, шершавость стены избы, сложенной из бревен, или саманной хижины,
У человека архаического (например, у члена пастушеского племени) нет биографии как последовательности жизненных событий. Есть некая цепочка локусов (мест в физическом пространстве), соответствующая возможному маршруту путешествия между двумя точками. Биографии крестьян чаще всего представляют собой скорее биографии семьи и рода, а не отдельного индивида.
«Встроенность» социальности здесь почти идеальная. Человек не выламывается из общности. Именно это делает лицо крестьянина родом маски как воплощения неподвижности, застылости. Социальная память, социальные механизмы как бы работают не через «сознание» индивида. Можно даже сказать, что сознание отсутствует. Жизнь строится на ритуале. Ритуал — работа, прежде всего, с телом. На уровне вербальных практик поведение регулируется пословицами и поговорками, которые воплощают социальную норму.
Вопрос о том, как именно крестьяне воспринимают мир, — одна из больших загадок. Жизнь и картина мира крестьянина чаще всего дана нам глазами внешнего наблюдателя — историка, этнографа, антрополога, писателя, художника. Такой наблюдатель может быть очень внимательным, но взгляд его остается взглядом извне. Вот как пишет о русском деревенском сходе второй половины XIX в. А.Н.Энгельгардт, профессор химии, народник и хороший сельский хозяин: «... мы, люди, не привыкшие к крестьянской речи, манере и способу выражения мыслей, мимике, присутствуя при каком-нибудь разделе земли или каком-нибудь расчете между крестьянами, никогда ничего не поймем. Слыша отрывочные, бессвязные восклицания, бесконечные споры с повторением одного какого-нибудь слова, слыша это галдение по-видимому бестолковой, кричащей, считающей или измеряющей толпы, подумаем, что тут и век не сочтутся, век не придут к какому-нибудь результату. .Между тем, подождите конца и вы увидите, что раздел произведен мате-
матически точно — и мера, и качество почвы, и уклон поля, и расстояние от усадьбы, все принято в расчет, что счет сведен верно и, главное, каждый из присутствующих, заинтересованных в деле людей убежден в верности раздела или счета. Крик, шум, галдение не прекращаются до тех пор, пока есть хоть один сомневающийся»4. Если вглядеться в старые фотографии, можно увидеть, что крестьянские глаза как бы лишены глубины. Они непрозрачны, их поверхность эмалевая. Что происходит за завесой этих эмалевых глаз, которые так хорошо изобразил художник Е.Честняков в своих портретах крестьян, потом колхозников. Нам часто кажется, что люди воспринимают окружающий мир одинаково. Можно ли по-разному воспринимать цвет, объем, соотношение вещей и их объемов? Опять-таки на этот счет имеются лишь внешние свидетельства, причем, в общем-то, случайные.
Дочь купца-коммерсанта Е.А.Андреева-Бальмонт в молодости работала в воскресных школах для работниц, которые только что пришли в город из деревни. Она сделала ряд интересных наблюдений. Приведенные факты позволяют понять и почувствовать: столь привычные для нас навыки восприятия (умение идентифицировать отражение в зеркале, соотнести реальный мир и нарисованное), во-первых, не самоочевидны и сформированы культурой (школой), а во-вторых, социально распределены. То, что умеют люди, принадлежащие к одним социальным группам, вовсе не дано другим.
Например, уже взрослые ученицы не узнавали на картинках элементы знакомого мира « ... в воскресной школе наши ученицы, все взрослые, не понимали, что изображено на самых простых картинках в книге. Например, стоит мальчик на углу улицы под уличным фонарем, около него собака. В такой картине ничего, казалось, не было незнакомого... — но ни одна из них не могла рассказать, что изображено на такой картинке. «Видите мальчика ? Собаку?» — спрашивала я их. Они вертели картинку в руках и молчали. «Вот собака», — показывала я пальцем на нее. Тогда кто-нибудь восклицал с удивлением: «Никак и впрямь песик, ну скажи, пожалуйста, песик и есть...». И khil а шла по рукам, и собаку на картинке узнавали. Когда мы показывали ученицам картину в волшебном фонаре, ни одна не могла сказать без помощи учительницы, что она изображает. Они еле-ъле различали на ней человеческую фигуру, в пейзаже не видели деревьев или воду. Когда им объясняли, что представлено на картине, они отвора чивались от картины и, смотря в рот учительнице, слушали ее...
И тут я сделала еще одно открытие: большинство наших учениц не различали оттенки красок, они знали только названия черной, белой, красной, синей — и все...
4 Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем1872—1887. — М.,1987. — С. 294.
Когда я рассказала об этом е нашем кружке, оказалось, что многие учительницы знали о таких случаях из своего опыта. Одна кормилица, попавшая в Москву из глухой деревни, не могла привыкнуть к большому зеркалу, вставленному в стену, она хотела пройти через него, принимая свое отражение за женщину, которая шла к ней навстречу в таком же сарафане и кокошнике, как она. Другая, когда ее сняли в фотографии со своим сыном, не понимала, что это она на карточке, и не различала своего ребенка у себя на руках» (Андреева-Бальмонт Е.А, Воспоминания. — М, 1996. — С. 231—232).
Как проникнуть в этот мир? Это можно сделать, анализируя и хозяйство, и обычаи, и ритуалы (что и как едят, как рождаются и хоронят мертвых), сказки, легенды, пословицы. Этим и занимаются целенаправленно этнографы и антропологи5.
Исследователи сообщают об уникальном строении, которое в течение тридцати лет на границе XIX-XX вв. возводил богатый французский крестьянин Шеваль. Вот какое впечатление производил этот «дворец»:
«Это как лес: чтобы его увидеть, надо в него войти. Вы или входите в него или проходите мимо... За редким исключением... здесь определенно нет поверхностей, обращенных наружу, каждая поверхность смотрит внутрь. Животные обращаются в камни, а когда вы не смотрите, они выглядывают вновь... Все, что вас окружает, обладает физической реальностью и построено из песчаника, туфа, известняка, ракушек и окаменелостей. В то же самое время все эти разнообразные материалы являются целостной и исполненной таинственности живописью... Все это соединено своеобразной тканью. Вы можете думать об этом как о состоящем из листьев, как складках, коконах или пещерах... Во дворце этот основной элемент подразумевает процесс воспроизводства: не воспроизводство проявлений, а воспроизводство самого себя путем роста... В средневековье церковь предлагала универсальный взгляд, но ее ремесленники работали по большей части в условиях ограничений, предписанных иконографией, в которой крестьянское мировоззрение присутствовало, но не играло ведущей роли. Шеваль появился для того, чтобы противопоставить современному миру свое незамутненное крестьянское мировоззрение, в соответствии с которым он возводил дворец... Характер дворца определяют два существенные ка чества: телесность (дворец не содержит абстрактной, сентиментальной привлекательности, да и все шевалевские заявления подчеркивают громадный физический труд по его созданию) и обращенность вовнутрь (весь его упор на то, что внутри, и на пребывание в ин-
4 В настоящее время предпринимается все больше попыток воспроизвести мироотноше-ние крестьянства. См. обзор существующих тенденций в работе: Козлова И.Е. Социальная память русского крестьянства в XX веке//Исторические исследования в России. Тен-деииии последних лет. —- М.. 1996-
терьере). Такого сочетания нет в современном урбанистическом опыте, но оно в высшей степени типично для опыта крестьянско-
го...
Ужас, который испытывает город от внутренностей, усугубляется редкостью подобных картин и ассоциируется с отношением городских к смерти и рождению. Оба этих события становятся секретными, отстраняемыми моментами» (БерджерДж. Крестьянская эстетика: видение крестьянства//Великий незнакомец: Крестьяне и фермеры в современном мире. — М., 1992). С приходом в деревню грамотности мы получили возможность ближе познакомиться с внутренним миром крестьян. Недавно этнографы издали дневник крестьянина, который жил недалеко от г. Тоть-мы Вологодского края и вел дневник с 1906 по 1922 г.
Чтение дневника подтверждает сказанное выше. Ритмично само письмо: дневник написан короткими, рублеными фразами. События, о которых он повествует, выступают на равных: рождение и смерть людей и животных, весенний сев, сенокос или сбор урожая, праздники и будни. События человеческой жизни и природные явления также воспринимаются как равнозначимые. Приведем несколько отрывков. Так называемые «исторические события» упоминаются в одном ряду с повседневными.
«В ночь на 24 дозаваливал весь навоз. Дни жаркие, оводу много. Сегодня хоронили Пашку Гавричеикову. Муж ее умер в апреле, а она в июне. Сегодня ярмарка. Ходил в город, купил косу и лопатки» (июнь 1913 г.).
« 7. Сегодн№два венчания. Одно брагинское. Подгузов Николай женится в Скребехове: другой Спасский Иван, портной. Днем ездил по сено. Каждый день валит снег. 8, суббота. Сегодня отелилась Чернуха. 9, воскресение, Мясное заговенье. Умерла Сашка Жолвачева Козлюха. День ветреной, снегу навалило много. Вечером были просватки у Иванушки, просватали 'Машку. 10, понедельник Масляной недели. Сегодня привез последний воз сена с Ковды. Премьер-министр Коковцев ушел в отставку с титулом графа. Вместо него господин Горемыкии» (февраль 1914 г.).
«I? июне убили автрийскою наследника с женок, Ф-^рдидап-да в г. Сараеве. Умерла Вани чечулинского жена Ольги» (июнь
1914 г.).
Как правило, в дневнике пишется о тех событиях и людях, которые хорошо известны. Неизвестное и незнакомое специально отмечается: «В городе много хоронят, но я не знаю кого».
Утрата крестьянской чести и достоинства, связанные с разрушением порядка жизни, характеризуется словом страм (срам): «29 боронили овес в поле, был посеян и не заборонен, не бороненный овес едят поросята. Страм у нас в деревне, не смотрел бы на общее землевладение: огороды худые, много упало, скотина ходит, вытаптывает, и озими едят» (апрель. 1915 г.).
Или: « У всенощной в монастыре в церкви один закурил цыгар~ ку» (январь 1918 г.). (Дневник тотемского крестьянина А.А.За-] мараева. 1906—1922 годы. /Публикация В.В.Морозова и Н.И.Решетникова. — М., 1995).
Мировые религии лишь набрасывают покрывало на глубинное мировоззрение, о котором городским людям напоминают пословицы, обычаи, праздничные ритуалы, которые живут и сегодня. Часто говорят о двух традициях: традиции образованного меньшинства, которую называют большой, и традиции необразованного большинства, которую называют малой. Если, однако, подумать о масштабах, о глубине, о числе людей, охватываемых первой и второй традициями, то не следует ли именномалую традицию назвать большой?
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ББК К... Рецензенты... доктор философских наук профессор В С Барулин кандидат социологических наук доцент Ю М Резник...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КУЛЬТУРА И ОБРАЗ ЖИЗНИ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов