ДЖЕНТЛЬМЕН»: КОДИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗЛИЧИЯ И САМОКОНТРОЛЬ
ДЖЕНТЛЬМЕН»: КОДИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗЛИЧИЯ И САМОКОНТРОЛЬ - раздел Философия, Социально-историческая антропология ...
Благодаря верности вкуса — не в области прекрасного, а в области поведения, человек светский в самых непредвиденных обстоятельствах мгновенно улавливает.., какие чувства нужно сейчас выразить, с помощью каких движений, и безошибочно выбирает и применяет технические приемы... М.Пруст.У Германтов
Рассмотрение нового человеческого типа, который мы обозначили именем «джентльмен», позволяет ввести новые темы для социально-антропологического размышления.
Различие — имя общества. Нет обществ без различий, создающих напряжение, порождающих движение социальной жизни. Без разности полюсов невозможно социальное изменение. В теме 2 говорилось об экспрессивном порядке, который касается репутации человека, его самоуважения, достоинства. Социальное различие всегда маркируется, обозначается. Наряду с другими факторами стремление обозначить социальное различие, выделить себя выступает в качестве значимого источника социальных новаций. Социальные изобретения никогда не охватывают сразу все общество в целом, они зарождаются в группах.
Джентльмен — метафора, ибо лики его многообразны. When Adam plowed and Eve span/Who was then a gentleman ?! — говаривали еще в XII в. Джентльмен — условное наименование тех людей, которые занимали социальную позицию, противоположную позиции крестьянина. Джентльмен, дворянин — привилегированный представитель благородного сословия, нобилитета. Джентльмен— бла-городнорожденный. Предшественником джентльмена был рыцарь,
1 Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда джентльменом? (англ.) 62
воин. Тип джентльмена охватывает также и помещика-землевладельца.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: ДВА ВЗГЛЯДА
оциально-историческая антропология рассматривает человека как существующего в обществе. На вопрос, как именно человек существует в обществе, есть несколько ответов.
Первый базируется на п
И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗЛИЧИЕ. ПОНЯТИЕ ГАБИТУС УПБУРДЬЕ
обозначения инкорпорированной истории и социальности 'П. Бурдье (ранее Н. Элиас) активно использует понятие габитус (от лат. habitus — внешность). Это понятие содействует примирению противоречия ме
СОПРОТИВЛЕНИЯ
Лицо мира, в котором мы живем, и сегодня еще во многом определяется крестьянами и их сыновьями, до
ХОЗЯЙСТВО НА ЗЕМЛЕ. ЖИЗНЬ НА ГРАНИЦЕ ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО
Крестьянское хозяйство часто определяется негативно по отношению к товаризации труда. Подчеркивается мотивация на самообеспечение в противоположность предпринимательской установке. Современный ро
КУЛЬТУРА И ОБРАЗ ЖИЗНИ
|изнь в крестьянских общностях — пример нераздельности социального и культурного. В научной литературе время от времени возникают споры о крестьянской культуре: являются ли предметы быта крестьян
ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ КРЕСТЬЯНИНА И ДВОРЯНИНА В ОДНО ОБЩЕСТВО?
джентльмен видится полной противоположностью крестьянину. Он совершенно на него не похож. Он по-иному одет, по-иному держит себя, говорит. Его габитус отличен от крестьянского. В то же время нельз
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ И ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ
Ставя все эти проблемы в антропологической плсскгсти, мы ясно видим взаимную корреляцию структурирующих начал л добровольных решений.
Раскроем на примерах динамику добровольности и прину
ЭТОС ДЖЕНТЛЬМЕНА, ИЛИ НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОЙ ФОРМЫ
Этосч джентльмена не ограничивается традиционным обществом. Общество уходит, а этос живет, принимая странные и волнующие воплощения. М.Пруст описывает герцога Германтского, жизнь которо
АНГЮПОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
,Социальное имя буржуа, бюргер происходит от слова Burg (нем. город). Буржуа, бюргеры — старые городские жители в Западной Европе. Будучи изначально городскими людьми, они не связаны с землей. Бурж
РУССКИЙ ГОРОД: БУРГ БЕЗ БУРЖУА
России есть города, в названиях которых звучит немецкое окончание бург. Петербург, Екатеринбург, Оренбург... Были ли в этих городах бюргеры, буржуа, т.е. принадлежащие к необычному для традиционног
В.Брюсов. Городу
Общество «сделано» людьми, оно — результат их деятельности. Именно людьми делаются непреднамеренные социальные изобретения, которые меняют общество. В рамках данной темы предполагается рассмотрет
ОТ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ К БРЕМЕНИ ВЫБОРА
Традиционное общество называется традиционным потому, что традиция является основным средством общественного воспроизводства. Традиция диктует, ритм завораживает. Рамки жизненного выбора узки: чел
АБСТРАКЦИЯ — ИНДИВИДУАЦИЯ — ПРИВАТНОСТЬ
,Именно в обществах Модерна происходит разделение публичной и частной сфер. Именно здесь индивид ощущает себя единицей, необязательно связанной с общностью. Тогда же складываются представления о
ЙПЯННМР. ЧССР. — М.. 1996.
бранные эссе. 112
— смена формы доверия: доверие к персонам сменяется доверием к сложным абстрактным (неличным) посредникам, связывающим людей в общество. Речь идет о го
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ Б ЛАГ И ТРЕВОГ
Темы Модерна не охватывают все общество одновременно. Общество многомерно. В процессе изложения материала все время подчеркивалось, что темы Модерна в разных социальных пространствах звучат по-ра
ВОСПРОИЗВОДСТВО СЕБЯ И СОЗДАНИЕ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ
Интеллигент в русской культуре трактуется как высокодуховный. Это подразумевает бестелесность и «безбытность» как неотъемлемые черты существования. Социолог скажет, что ощущение безбыт-ности связа
СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК
Их дети и внуки оказались в этой стране, как и он сам, без религии, без морали, без наставников, н
Ж.-Ф.Лиотар.
Постмодерное состояние
смысление существенных сдвигов в жизнедеятельности тех обществ, в которых сами живем, началось довольно давно. В качестве примера напомню о концепциях постиндустриа
НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА
егодня мы все — свидетели возникновения новых социальных пространств. Эти социальные пространства стали предметом активного обсуждения начиная с конца 50-х годов. Речь идет о работах А.Тоффлера, Д
Новости и инфо для студентов