рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Церемония и ритуал

Церемония и ритуал - раздел Философия, ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ Они Существуют Не Только В Сфере Религии, Как Об Этом Можно По­думать. Символ...

Они существуют не только в сфере религии, как об этом можно по­думать. Символические действия пронизывают все области человече­ской культуры.

Церемония — последовательность действий, имеющих символиче­ское значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий, людей или дат. Их функция — подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или какой-либо социальной груп­пы. Коронование — яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подго­товленными для этого. Ритуал наделен символическим значением. Он призван драматизировать данное событие, вызывать у зрителей благо­говение и трепет. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ритуала. Ритуалы широко распространены в религиоз­ной, политической (например, подписание международных договоров) и даже бытовой сферах (ритуал бракосочетания, выдачи паспорта и т.п.).


Нравы

Нравы — обычаи, имеющие моральное значение. Под эту катего­рию подпадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие обозначало "самые уважаемые и освященные обы­чаи". Во многих обществах считается безнравственным ходить по ули­цам обнаженным (хотя это разрешается делать у себя дома), оскорб­лять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над инвали­дами. А в других обществах, например, в Спарте, сбрасывать физиче­ски слабого ребенка в пропасть считалось вполне нравственным пове­дением. Вообще, что именно считать нравственным, зависит от куль­туры данного общества. Однако во всех случаях наказание за безнрав­ственное, с точки зрения данной культуры, поведение следовало более суровое, нежели наказание за нарушение других норм и правил.

Особой формой нравов является табу. Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Особенно оно было распространено в традиционном обществе. Табу охраняло от опасностей, связанных с прикосновением к трупу или с употреблением отравленной пищи. В современном обществе табу накладывается, на­пример, на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил и другие подобные действия.

Законы

Разновидностью нравов являются законы. Это нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т.е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требую­щие неукоснительного выполнения. Различают два вида законов. Обычное право — в доиндустриальном обществе совокупность неписа­ных правил поведения, санкционированных государством. Из обычно­го права постепенно возникли формальные, или юридические законы, закрепленные конституцией — главным политическим законом стра­ны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, самым сильным из которых является смертная казнь (в тех странах, где она не отменена, т.е. предусмотрена законодательством). Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, го­сударственную тайну, человеческие права и достоинство, собствен­ность.

Вкуем, мода и увлечения

Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора. Напротив, такие элементы куль-


туры, как вкусы, увлечения и мода, свидетельствуют о свободном вы­боре человека.

Вкус — склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус в одежде формирует индивиду­альный стиль, манеру одеваться. Вкус индивидуален, поэтому он пока­зывает то, насколько человек отклонился от общепринятых норм, ус­редненных стандартов. Вкус называют еще прихотью. Увлечение — кратковременное эмоциональное пристрастие. У каждого поколения или индивида свои увлечения: брюками или галстуками определенной ширины, джазовой или рок-музыкой, коллекционированием марок и т.п. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.

Мода — смена культурных образцов и норм, замена одних увлече­ний другими. Если вкус может сохраняться у человека на протяжении всей жизни, то увлечения чаще меняются. Когда увлечения овладева­ют массами, они перерастают в моду, также довольно кратковремен­ную форму поведения и пристрастий. Пристрастие к какому-то танцу или "летающим тарелочкам" можно назвать и модой, и увлечением.

В отличие от увлечения мода выражает социальные символы. Нали­чие модных слаксов считается престижным не потому, что они краси­вы, а потому что слаксы — символ массовой культуры. Модные вещи стоят дороже обычной одежды, а их приобретение расценивается как успех. Модные веяния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависят не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться.

Ценности

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценно­сти — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, ро­мантическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомне­нию, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность яв­ляется ценностью, то отступление от нее осуждается как предательст­во. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуж­даются как неприличное поведение.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут выбирать — разделять эти или другие ценности. Одни при­вержены ценностям коллективизма, а другие ценностям индивидуа­лизма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индиви-


дуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нор­мы поведения.

Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Верования, знания и мифы

Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат также основой знания. Знание — достоверные сведения о чем-либо, научные сведе­ния. Знания служат результатом познания — специализированной де­ятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т.е. со­ответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из самых главных элементов культуры.

На противоположном полюсе находятся мифы. Миф — фантасти­ческая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первобытном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и соци­альные явления, но существуют и в современном. Современные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов общества. Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советским людям полагалось верить в светлое комму­нистическое будущее (хотя, конечно, далеко не все в это верили).

Верование — убежденность, эмоциональная приверженность ка­кой-либо идее, реальной или иллюзорной. Средневековые люди вери­ли, что Земля плоская и держится на трех китах. Но они не считали это заблуждением или ложным сведением. Они относились к этому, как к доказанному знанию. Принять на веру — значит признать истинным без доказательств. Вера не требует никаких доказательств. На верова­ниях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности своих теорий. Верование — утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Ценности же каса­ются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит раз­личие между ними. Верование само по себе не отличает миф от знания.

Кодекс чести

Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, кото­рые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Все они не биологического, а


социального происхождения. Честь может быть родовой, семейной, со­словной и индивидуальной. Родовая честь выступает моральным сим­волом, дополняющим социальные символы, в частности, дворянское звание, формальные атрибуты власти — герб, титул, должность.

В европейской аристократической культуре понятие чести оказа­лось центральным элементом. Кодекс чести предписывал вызвать на дуэль обидчика и в равном поединке отомстить ему. За честь платили высшую цену — собственную жизнь. Простые люди тоже высоко цени­ли честь, о чем свидетельствуют выражения "девичья честь", "честное имя", "честь организации", У некоторых современных народов, особен­но в самом низу социальной пирамиды, сохранился пережиток родово­го общества — кровная месть, также связанная с защитой чести и иму­щества.

Формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, со­циологи различают три ее формы — элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Элитарная культура

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания не­подготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережа­ет уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потре­бителей — высокообразованная часть общества: критики, литературо­веды, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потре­бителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — "искусство для искусства".

Народная культура

В отличие от элитарной культуры народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называ­ют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллектив­ной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть инди­видуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца


или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — еще од­но название народного творчества. Фольклор локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его со­здании участвуют все желающие.

Массовая культура

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появле­ния — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в боль­шинство стран мира и стали доступны представителям всех социаль­ных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и наци­ональной. Популярная и эстрадная музыка, цирк — примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям насе­ления независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художествен­ной ценностью, чем элитарная или народная культуры. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сию­минутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое собы­тие. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быс­тро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведе­ниями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее раз­новидность.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ

А И КРАВЧЕНКО... ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ... Учебное пособие...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Церемония и ритуал

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кравченко А. И.
К78 Введение в социологию: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1995. - 144 с. - ISBN 5-7301-0101-5 Книга дает целостное представление о современной социологии. В ней рассматриваются методы

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Предметом именуют совокупность понятий, при помощи которых данная наука описывает объективную реальность. Физики, изображая материальный мир, употребляют понятия гравитации, электрического в

Тренировка смекалки
1. Цель исследования — проблемы "дедовщины" в армии. Соц­иолог опросил по выборке всех, кто когда-либо служил в армии. 2. Цель исследования — социальная з

А. И. Кравченко
Определите, каким критериям соответствуют и каким не со­ответствуют эти объединения?

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ
Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определен­ные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными при­знаками или

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС
Сам факт ускорения истории — это еще не все, что необходимо знать о развитии общества. В тех случаях, когда ускорение приводит только к позитивным сдвигам в обществе, будем говорить о прогрессе.

ФОРМЫ ПРОГРЕССА
Различают постепенный и скачкообразный виды социального про­гресса. Первый называется реформистским, второй — революцион­ным. Реформа — частичное усовершенствование в какой-либо сфере

МОДЕРНИЗАЦИЯ
Под модернизацией понимается революционный переход от доин-дустриального к индустриальному обществу, осуществляющийся пу­тем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумевает кард

А. И. Кравченко

КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА
Культура никогда не остается неподвижной: она возникает, разви­вается, деградирует, она распространяется от одной страны к другой, передается от прошлых поколений к будущим. Культурная динамика опи

ФЕРАЛЬНЫЕ ЛЮДИ
Очень многое человек наследует не только от своих далеких живо­тных предков, но и от своих непосредственных предков — родителей и родителей родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспо­мо

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕТСТВА
У животных размножение — важнейшее средство выжить и при­способиться к среде. Чем многочисленнее потомство, тем выше шансы на продолжение рода. Треска мечет до 4 миллионов икринок и потом­ство не о

АГЕНТЫ И ВИДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи.Так оно и есть. Помощники — это люди и учреждения. Их на­зыва

А. И. Кравченко

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Когда мы говорили о социальном прогрессе и рассматривали развитие общества, то концентрировали внимание на изменениях, ин­новациях, привнесении нового. Однако прогресс общества невозможен без сохра

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожи­дания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие

А. И. Кравченко 81

САМОКОНТРОЛЬ
Самоконтроль называют еще внутренним контролем: индивид са­мостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с об­щепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настол

ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ
Внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный (внутригрупповой) и форма

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Общественное мнение — совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения ли­бо его частью. Оно есть в производственном коллективе, небольшом по

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудо

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Обязанности предписывают то, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса непременно должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, ч

А. И. Кравченко

Ролевой набор
Мы уже сталкивались с понятием статусного набора, которое было введено в научный оборот Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всах статусов, принадлежащих одному человеку. Р. Мертон предложил ещ

А. И. Кравченко

СЛАГАЕМЫЕ СТРАТИФИКАЦИИ
Термин "стратификация" пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению земли и разместила социальные слои

А. И. Кравченко

СТРАТИФИКАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Пожалуй, это самый дискуссионный и неисследованный вопрос. Отечественные социологи многие годы изучают проблемы социальной структуры нашего общества, но все это время на их результаты оказы­вала вл

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги