А. И. Кравченко



следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта — родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в чело­веческом обществе.

Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологи­чески и пробуждаются с появлением первого ребенка. Действительно, у всех живых существ — от птиц до млекопитающих — родительская забота запрограммирована генетически. Однако для человеческих су­ществ это справедливо только наполовину. Родительство — прежде всего социально приобретаемое отношение. Практически только в че­ловеческом обществе встречаются родители, которые намеренно под­кидывают или передают своих детей на воспитание в другую семью ли­бо передают под опеку государства. Только человеческие существа придумали специальные учреждения для оставляемых детей (поду­майте, как они называются) и систему санкций, при помощи которых либо наказывают за нарушение, либо поощряют за соблюдение отно­шений родительства.

В глубокой древности, судя по сохранившимся источникам, детей нередко убивали, бросали на произвол судьбы, продавали в рабство, за­кладывали, калечили, терроризировали и насиловали собственные ро­дители. Некоторые из подобных мер оправдывались самыми просве­щенными умами человечества. Древнегреческий философ Аристотель считал, что детей-калек кормить вовсе необязательно, а древнерим­ский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых младен­цев. Древние спартанцы расправу над физически слабыми младенцами возвели в ранг государственной политики. Задолго до них первобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоеда­ния. Уничтожение детей получило специальное название инфантици-да. Средневековье пестрит сообщениями о побоях, издевательствах, родительском деспотизме и равнодушии к детям. Русский "Домо­строй" — свод житейских правил и наставлений XVI века — проник­нут духом беспрекословного повиновения детей родителям. Согласно Уложению 1649 года, детям отказано в праве жаловаться на родителей. Убийство ребенка каралось годичным заключением в тюрьму, а убий­ство родителя смертной казнью.

Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX века практически отсутствовало понятие ответственности ро­дителей перед детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответ­ственность детей перед родителями. Таким образом, на протяжении почти всей истории человечества наблюдалась асимметрия в отноше­ниях между родителями и детьми: ответственность одних была преуве­личена, а ответственность других преуменьшена.


Только в XX веке произошел перелом в отношениях родительства. Они вернулись в естественное для природы человека русло. Принцип партнерства и взаимной ответственности включен в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах. Количество детей в од­ной семье к тому времени резко сократилось, а их ценность резко воз­росла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а те, в свою очередь, ради будущих детей, вернула человечество в русло гу­манистических ценностей и восстановила естественную цепочку соци­ализации. Подобный принцип характеризует существование большин­ства видов живых существ. В ходе многовекового развития человече­ское общество создало вокруг и по поводу отношений родительства сложные системы традиций, нсрм и правил поведения, механизмов со­циального контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав) и ценностей.