Огородник и Философ

 

Весной в своих грядах так рылся Огородник, Как будто бы хотел он вырыть клад: Мужик ретивый был работник, И дюж и свеж на взгляд; Под огурцы одни он взрыл с полсотни гряд. Двор обо двор с ним жил охотник До огородов и садов, Великий краснобай, названный друг природы, Недоученный Философ, Который лишь из книг болтал про огороды. Однако ж за своим он вздумал сам ходить И тоже огурцы садить,? А между тем смеялся так соседу: "Сосед, как хочешь ты потей, А я с работою моей Далеко от тебя уеду, И огород твой при моем?? Казаться будет пустырем. Да, правду говорить, я и тому дивился, Что огородишко твой кое-как идет. Как ты еще не разорился? Ты чай, ведь никаким наукам не учился?" "И некогда, - соседа был ответ! - Прилежность, навык, руки: Вот все мои тут и науки; Мне бог и с ними хлеб дает". "Невежа! восставать против наук ты смеешь?" "Нет, барин, не толкуй моих так криво слов:? Коль ты что? путное затеешь, Я перенять всегда готов". - "А вот увидишь ты, лишь лета б нам дождаться..." "Но, барин, не пора ль за дело приниматься? Уж я кой-что посеял, посадил; А ты и гряд еще не взрыл". "Да, я не взрыл, за недосугом; Я всё читал И вычитал, Чем лучше: заступом их взрыть, сохой иль плугом. Но время еще не уйдет". "Как вас, а нас оно не очень ждет", - Последний отвечал и тут же с ним расстался, Взяв заступ свой;? А Филосо?ф пошел домой. Читал, выписывал, справлялся И в книгах рылся и в грядах, - С утра до вечера в трудах. Едва с одной работой сладит, Чуть на грядах лишь что взойдет, В журналах новость он найдет - Все перероет, пересадит? На новый лад и образец. Какой же вылился конец? У Огородника взошло все и поспело: Он с прибылью, и в шляпе дело; А Филосо?ф - Без огурцов.

 

Примечания:

Впервые напечатана в «Чтении в Беседе любителей русского слова», 1811г., ч. I, стр. 51—53; написана не позднее февраля 1811 г., так как 28 февраля была представлена на заседание Беседы. Автограф: ПБ-Г. Сюжет этой басни Н. Тихонравов связывал с полемикой о преимуществах английского плуга над сохой, которая велась в 1807—1808 гг. в печати (см. Н. Тихонравов, Соч., т. III, стр. 335). Однако содержание этой басни несравненно шире, оно направлено против схоластического отрыва теории от практики.