Основные средства упрощения текста.

1. Укорачивайте предложения и упрощайте их структуру. Любой текст после его написания стоит перечитать и разбить длинные предложения на более короткие и простые. Избавляйтесь при этом от слов-пустышек: определенный, некий, практически, в принципе, как бы и им подобных.

2. Осторожно используйте заимствованные слова и узкоспециальные термины. Исключение составляют профессиональные тексты, в которых употребление терминов и терминизированных оборотов является нормой.

3. Структурируйте текст:

1) Разделите письменный текст на абзацы, используйте подзаголовки, шрифтовые выделения, списки;

2) В устном выступлении – используйте паузы, интонацию, логическое ударение;

3) Распределите информацию по степени важности;

4) Используйте приемы предварения, объясняющие адресату, о чем и в какой последовательности пойдет речь;

5) Устанавливайте причинно-следственные, логические, пространственно-временные связи между единицами текста. В этом вам помогут такие слова и выражения как: во-первых, для начала, в подтверждение вышесказанного, как уже говорилось ранее, о чем пойдет речь в дальнейшем, из чего следует, поговорим об этом подробнее, рассмотрим этот вопрос (проблему, ситуацию) с другой стороны (с разных сторон), в заключении вышесказанного и др.

6) Не допускайте двусмысленных высказываний типа Материал исследования определяет цель (что определяет что?). Можно сказать иначе: Материалом исследования определяется цель или Материал исследования определяется его целью – то есть воспользоваться страдательным залогом.

Требование понятности речи предъявляется не ко всем текстам. На особом положении находятся художественные тексты. В художественной литературе своя идея сложности. «Для некоторых читателей непонятно, трудно значит плохо, это повод отказаться от «потребления» текста. Для других – непонятно, трудно – вызов, возможность получить интеллектуальное наслаждение от победы над сложным текстом, его дешифровки. В поэзии же «непонятность» - закон жанра, одна из составляющих так называемой сказочности, внушающего воздействие на читателя, которое оказывают ритмизированные стихотворные строки. По сей день в поэзии сохранилось нечто от древних шаманских танцев, вводящих исполнителя и зрителей в транс. Так что получать удовольствие при чтении стихов можно как минимум двумя путями: поддавшись магии строчек или, как математик, решив трудное уравнение.

 

Емче органа и звонче бубна

Молвь – и одна на всех:

Ох – когда трудно, и ах – когда чудно,

А не дается – эх!

Ах с Эмпиреев, и ох вдоль пахот,

И повинись поэт,

Что ничего, кроме этих ахов,

Охов, у Музы нет.

 

Наинасщеннийшая рифма

Недр, наинизший тон.

Так перед вспыхнувшей Суламифью –

Ахнувший Соломон.

 

Ах: разрывающееся сердце,

Слог, на котором мрут.

Ах, это занавес – вдруг – разверстый,

Ох: ломовой хомут.

Словоискатель, словесный хахаль,

Слов неприкрытый кран,

Эх слуханул бы разок, как ахал

В ночь половецкий стан!

 

И пригибался и зверем прядал…

В мхах, в звуковом меху:

Ах – да ведь это ж цыганский табор –

Весь! – и с луной вверху!

Се жеребец, на аршин ощерясь,

Ржет, предвкушая бег.

Се, напоровшись на конский череп,

Песнь заказал Олег –

 

Пушкину. И – раскаляясь в полете –

В прабогатырских тьмах –

Неодолимые возгласы плоти:

Ох! – эх! – ах!

(М.Цветаева)

Непонятное гипнотизирует – этот прием используется часто и в рекламе. Например, какую женщину не заворожит слово «коэнзим», да еще и «Q10», тем более, что он сделает ее красивее.

Подведем итог. Речь должна быть понятной, то есть доступной для восприятия. Но, если Вы преследуете особые цели: заворожить слушателя (читателя) и воздействовать на него – то непонятные слова и сложные предложения помогут Вам в этом.