рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эмпирического исследования

Эмпирического исследования - раздел Философия, История Эмпирической Социологии Эмиль Дюркгейм (1858—1917)— Один Из Первых Соединил Социологическую Теорию...

Эмиль Дюркгейм (1858—1917)— один из первых соединил социологическую теорию с методологией получения эмпирических данных, создал образец теоре­тически ориентированного социологического исследования; обосновал поня­тия социального факта и объективного метода в социологии; разработал и применил каузальный и функциональный анализы статистических данных.

Имеется немало описаний жизни и творчества выдающегося французского социолога, основателя "школы социологизма" Эмиля Дюркгейма [см. 1, 2, 5]. Нас интересует прежде всего мотивация, смысл и результаты деятельности Дюркгейма как ученого, кото­рый одним из первых поставил и решил задачу соединения соци­ологической теории и методологии с разработкой и реализацией методов эмпирических исследований; более того — создал обра­зец теоретически ориентированного эмпирического социологи­ческого исследования.

Среди личных качеств этого ученого выделим два, которые рано сформировались и глубоко мотивировали всю деятельность Дюркгейма. Во-первых, это нравственное чувство правды, исклю­чающее любую ложь, даже "во спасение". Во-вторых, это чувство


3. Школа социологизма и соединение теории с эмпирическими исследованиями

гражданского долга, ответственности социолога перед согражда­нами за объективное исследование процессов, совершающихся в данном обществе, и за ориентацию этих процессов в направле­нии, возможно более благоприятном для населения страны.

Творческая активность Дюркгейма пришлась на третью четверть длительного и весьма драматичного процесса трансформации фран­цузского общества из феодально-традиционного в буржуазно-ли­беральное. Если даже ограничить время этого процесса и считать началом его Великую французскую революцию (1789), а заверше­нием — Пятую республику де Голля (1958—1965), то получается период около 175 лет. В середине этого периода, после падения ре­жима Второй империи, поражения в войне с Пруссией и подавле­ния Парижской коммуны (1871), Франция оказалась в тяжелом кризисе, продолжавшемся последнюю четверть XIX в. Содейство­вать выходу из этого кризиса — в этом, по мнению Дюркгейма, состояла главная задача французской социологии.

Кризис всего общества как наблюдаемый факт требовал выяв­ления его причин, уяснения сущности трансформационного про­цесса. Дюркгейм принимает требование Конта проверять теорию на ее соответствие фактам. По той же причине он отвергает кон-товский "закон трех стадий" как плохо проверяемый фактами и выдвигает принцип роста разделения общественного труда как эмпирически проверяемый социальный факт. И формулирует кон­цепцию двух типов солидарности членов общества: а) механичес­кой солидарности, основанной на сходстве индивидов, посколь­ку они выполняют сходные, слабо дифференцированные в дан­ном обществе функции; б) органической солидарности, возни­кающей вследствие разделения труда между группами, которые интегрируют индивидов. В первой своей монографии "О разделе­нии общественного труда" (1893) Дюркгейм объясняет длящийся кризис французского общества как переход от механической солидарности к органической.

Испытывая потребность в усилении своей аргументации, Дюр­кгейм написал "Правила социологического метода" (1895). Клю­чевым здесь стал вопрос об объективной природе социальных явлений и процессов, социальных фактов как независящих от индивидов. По Дюркгейму, "первое и основное правило", отно­сящееся к наблюдению социальных фактов, "состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи", т.е. как "способ


Учебный курс

действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение" [3, с. 421]. Он поясняет, что понимает соци­альный факт именно как способ действия. Это может быть устояв­шийся способ, субстрат коллективного бытия, элемент морфоло­гии общества: юридическое или нравственное правило, догмат веры, коллективная привычка и т.п. (близко к социальному ин­ституту). Социальными фактами являются и неустоявшиеся, под­вижные способы коллективного действия: коллективная манифе­стация, толпа, общественное мнение по тому или иному вопросу и т.п. Те и другие "составляют реальность sui generis, очень отлич­ную от воплощающих ее индивидуальных фактов" [Там же, с. 416].

Поэтому, изучая какой-либо класс социальных фактов, соци­олог должен рассматривать их изолированно от их индивидуаль­ных проявлений. Это достигается при условии изучения обще­ственной солидарности через систему юридических правил, выра­жающих эту солидарность. Этому же служит привлечение большо­го числа наблюдаемых случаев, например, преступлений. Но при этом необходима объективная типология: типов солидарности, типов семьи, криминологических типов и т.д. Такое понимание социальных фактов и методов их изучения составило суть так на­зываемого "социологизма".

Сформулировав свою методологию, Дюркгейм провел на ее основе развернутое эмпирическое исследование. В качестве предме­та исследования он взял самоубийства, рассматриваемые именно как совокупный социальный факт, в широком контексте транс­формации общества. Результаты этого теоретически ориентирован­ного эмпирического исследования Дюркгейм изложил в третьей монографии: "Самоубийство. Социологический этюд"(1897).

Свою исходную методологическую позицию Дюркгейм фор­мулирует здесь как вызов современной ему социологии, которая "вошла в моду": "...Социология в большинстве случаев ищет бле­стящих выводов, причем все вопросы только подвергаются обще­му обзору, но отнюдь не исследуются по-настоящему; ...социоло­гия... должна стремиться к тому, чтобы стать чем-либо иным, а не только своеобразной разновидностью философской литературы.

Вместо того, чтобы предаваться метафизическим размышле­ниям по поводу социальных явлений, социолог должен взять объек­том своих изысканий ясно очерченные группы фактов, на кото­рые можно было бы указать, что называется, пальцем, у которых


3. Школа социологизма и соединение теории с эмпирическими исследованиями

можно было бы точно отметить начало и конец — и пусть он вступит на эту почву с полной решительностью. Пусть он стара­тельно рассмотрит все вспомогательные дисциплины — историю, этнографию, статистику, без помощи которых социология совер­шенно бессильна" [4, с. 3—5].

Выбор самоубийства как предмета исследования Дюркгейм объясняет прежде всего тем, что это одно из легко определяемых явлений. Тем не менее во введении к своей книге он затратил немало усилий, чтобы получить операционализируемое понятие са­моубийства: " Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результа­тах" [Там же, с. 13; курсив Дюркгейма].

Почему это предмет социологии? Потому что совокупность самоубийств, совершаемых в данном обществе, образует новый факт sui generis, имеющий свое внутреннее единство и свою инди­видуальность, а значит, свою особую, глубоко социальную природу. "С самого начала нужно исследовать его в коллективной форме, т.е. путем статистических данных. Предметом анализа надо взять не­посредственно социальный процент самоубийств и идти от цело­го к частям" [Там же, с. 121]. В каждом конкретном обществе про­цент самоубийств, совершаемых за определенный промежуток вре­мени, остается почти неизменным, а в различных обществах он разный. Впрочем, и в одном обществе в течение длительного време­ни он волнообразно эволюционирует. Особенно значительный его рост, вернее, скачок — в 3—5 раз, произошел в большинстве стран Западной Европы менее чем за 50 лет (с середины XIX в.).

Понятен интерес, который проявляют к проблеме самоубий­ства многие социальные статистики и социологи. И Дюркгейма эта тема привлекла не просто легкостью определения предмета изучения, а именно своей масштабностью и остротой. Задачу со­циолога он видел в том, чтобы выяснить причины или факторы, влияющие на процент самоубийств в масштабе всего общества и больших групп индивидов.

Но это не значит, что социолога не интересуют внесоциаль-ные факторы. Напротив, как уже было сказано выше, он должен старательно рассмотреть все вспомогательные дисциплины, без которых социология бессильна. Поэтому в первой книге своей


Учебный курс

монографии Дюркгейм, опираясь на смежные дисциплины, рас­смотрел факторы внесоциального характера: патологические и нормальные психологические состояния, раса, наследственность, космические факторы, подражание. Их изучение, как это ни не­ожиданно, позволило выдвинуть социологическую гипотезу: в каж­дой социальной группе существует совершенно специфическая наклонность к самоубийству, которая "неизбежно должна зави­сеть от социальных причин и представлять собой социальное яв­ление" [Там же, с. 118].

Заметим, что исследовательская гипотеза (а это, как известно, основная форма развития научного знания) возникла у Дюркгей-ма не априорно, а на основе изучения большой совокупности фактов, изучаемых смежными дисциплинами. Ни одна из них не давала ответа на вопрос, интересующий социолога. Поэтому он и выдвинул свою гипотезу.

Как ее проверить? Проследим за ходом мысли исследователя.

Наклонность к самоубийству можно наблюдать только путем изучения индивидуальных случаев. Чтобы типологизировать мно­жество случаев, выяснить их морфологию, необходимы подробные сопоставимые данные о каждом случае. К несчастью, констатирует Дюркгейм, необходимые данные почти полностью отсутствуют. Следовательно, индуктивно-морфологический метод нереализуем.

Но можно идти и другим путем. Если принять, что принцип причинности действует и в обществе, то логично допустить, что различные типы самоубийств могут вытекать только из различных определяющих причин. Значит, можно установить социальные типы самоубийств, классифицируя вызывающие их причины. Следова­тельно, сначала нужно исследовать социальные условия, от кото­рых зависят типы самоубийств, а затем сгруппировать эти условия по их сходству и различию в отдельные классы. Это позволит быть уверенным, что каждому такому классу соответствует определен­ный тип самоубийств. "Одним словом, наша классификация будет этиологической, вместо того, чтобы быть только морфологичес­кой" [Там же, с. 120]. (Напомним, что этиология изучает причины и условия возникновения болезней.)

Если известна природа причин, производящих то или иное явление, то легко умозаключить о природе последствий, которые могут быть классифицированы именно тем, что мы выведем их из их источников. Эту дедукцию надо направить на имеющиеся не-


3. Школа социологизма и соединение теории с эмпирическими исследованиями

многие данные о морфологии самоубийств, чтобы получить ре­альную типологию. "Итак, от причин мы поднимемся к следстви­ям, и наша этиологическая классификация пополнится морфоло­гической, так что мы будем в состоянии взаимно проверять одну посредством другой" [Там же, с. 121].

Следовательно, начинать надо с изучения причин самоубийств. Но как это сделать? В протоколах по поводу каждого самоубийства фиксируются его предполагаемые мотивы. Но это, скорее, мнения низших чинов полиции относительно мотивов, очень часто из­вращенные и неполные. К тому же мотив — чаще всего не причина. За разными мотивами (нищета, семейное горе, отвергнутая лю­бовь, пьянство и т.п.) стоят более общие социальные условия или состояния социальной среды, под влиянием которых изменяется процент самоубийств.

Выявлению этих условий Дюркгейм подчинил поиск и систе­матизацию социальной статистики, связанной с самоубийствами во Франции и ряде других стран Европы. В итоге он получил "евро­пейскую картину самоубийств", которую подверг многосторонне­му анализу. Прежде всего Дюркгейм выяснил характер взаимосвя­зей между динамикой процента самоубийств и такими типами со­циальных общностей, как религиозные, семейные и политические. В итоге он установил, что "число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции" каждой из этих трех общ­ностей, т.е. степени выполнения ими своих социальных функций. А эти эмпирические факты позволили придти к "общему выводу: число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид" [Там же, с. 186].

Иными словами, чем больше ослабевают внутренние связи той группы, к которой принадлежит индивид, тем меньше он от нее зависит и тем больше будет оказываться в таком состоянии, когда индивидуальное "Я" противополагает себя социальному "Я" в ущерб последнему. Чрезмерная индивидуализация благоприятствует тому виду самоубийства, который Дюркгейм назвал эгоистичес­ким. Более того, крайний индивидуализм может считаться одной из причин "эгоистического самоубийства".

Другой такой причиной является лишение себя жизни не по­тому, что человек сам хотел этого, а из чувства долга перед той социальной общностью, к которой он принадлежит. Например, у первобытных народов это самоубийство: престарелых или боль-


Учебный курс

ных; жен после смерти мужа; рабов, слуг после смерти хозяина или начальника. Общественное устройство устанавливает настоль­ко тесную связь между покровителем и покровительствуемым, что не может быть и речи об отделении второго от первого: подданые должны всюду следовать за своим господином, даже в загробной жизни. Такого рода самоубийство, в том числе и в более развитых формах, Дюркгейм называет "альтруистическим".

Третий тип — "аномичное самоубийство". В условиях аномии, разрушения социальных норм в кризисном обществе, решающую роль играют исключительно индивидуальные страсти, которые не встречают на своем пути никакой сдерживающей силы. Это и эко­номическая аномия (банкротства и т.п.), и домашняя аномия (смерть одного из супругов, развод). Они нарушают равновесие в социальной общности и склоняют предрасположенных людей к добровольной смерти, вызывают вспышки самоубийств.

Характерно, что все три типа самоубийств Дюркгейм выводит из анализа эмпирических данных, а не вводит их путем предвари­тельного теоретизирования. К обобщающему теоретизированию он приступает в заключительной, третьей книге своей моногра­фии. В центр он вновь выдвигает проблему объективной природы социальных общностей как существующих независимо от инди­вида и принуждающих его к определенному поведению. "Из всех этих фактов можно вывести только то заключение, что процент самоубийств зависит только от социологических причин и что контингент добровольных смертей определяется моральной орга­низацией общества... Таким образом разрешается вопрос, постав­ленный нами в начале этой книги" [Там же, с. 287].

Вслед за этим Дюркгейм подвергает критике теорию среднего че­ловека Кетле, который, в частности, приписал наклонность к само­убийству средним людям. В действительности же такая наклонность наблюдается только у небольшого числа исключительных субъектов (средний человек не лишает себя жизни), а вероятность ее реализа­ции зависит от той социальной группы, к которой принадлежат эти субъекты. Иными словами, существуют коллективные наклонности как "силы sui generis, которые управляют сознанием частных лиц" [Там же, с. 295]. Например, население Парижа обновляется с нео­быкновенной быстротой, тем не менее доля Парижа в общем числе самоубийств во Франции остается неизменной; личный состав войск постоянно меняется, а процент самоубийств в армии изменяется для одной и той же нации чрезвычайно медленно.


3. Школа социологизма и соединение теории с эмпирическими исследованиями

Можно, конечно, допустить, что интересующий нас тип со­впадает с этническим типом, но факты противоречат этой гипо­тезе. Основная ошибка Кетле состоит в том, что он смешал "кол­лективный тип данного общества со средним типом индивидов, которые составляют это общество" [Там же, с. 308].

Последовательно отстаивая позицию социологического реа­лизма, Дюркгейм в полемике со своими оппонентами вынужден был признать, что "социальные состояния не только качественно отличаются от индивидуальных, но что они в некотором смысле находятся вне самих индивидов" [Там же, с. 303]. Потому что об­щество состоит не только из индивидов: в него входят материаль­ные элементы (архитектура, пути сообщения, инструменты, ма­шины и т.д.), а также писаные догматы, законы, произведения искусства и другие "действующие реальности".

Тезис Дюркгейма о существовании социальных состояний "вне индивидов" как жесткая формула "социологического реализма", направленная против "социологических номиналистов" ("психо­логиста" Г. Тарда и др.), вызвал острые возражения с их стороны. А также со стороны тех, кто помимо индивидов и общества вводил третий элемент: взаимодействие индивидов (Ф. Теннис, Г. Зиммель и др.). Возникла и третья, интегрирующая позиция, которую раз­вил П. Сорокин1.

Перечисленный круг методологических проблем сохраняет ак­туальность и в наше время, особенно в контексте постмодернист­ских исканий.

Исследование самоубийства Дюркгейм завершил практически­ми выводами. Преступления и самоубийства существуют в любом

1 Подробно рассмотрев оба подхода в своей "Системе социологии", изданной на русском языке в 1920 г., П. Сорокин пришел к заключению: "Общий вывод из всего сказанного о социологическом реализме и номинализме таков: ни то, ни другое из этих течений неприемлемо. Каждое из них, в пылу спора, выставляет такие положения, кото­рые либо логически абсурдны, либо эмпирически неверны. Общество или коллективное единство как совокупность взаимодействующих людей, отличная от простой суммы невза­имодействующих индивидов, существует. В качестве такой реальности sui generis оно имеет ряд свойств, явлений и процессов, которых нет и не может быть в сумме изолиро­ванных индивидов. Но, вопреки реализму, общество существует не "вне "и "независимо "от индивидов, а только как система взаимодействующих единиц, без которых и вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без всех составляющих его элементов" [9, с. 316; курсив Сорокина]. Как видим, П. Сорокин учитывает третий элемент — взаимодействие индивидов: в этом случае сумма индивидов равна обществу, а если не принимать во внимание взаимодействие, то сумма индивидов не равна обществу.


Учебный курс

обществе. В этот смысле они нормальны. Ненормален, патологичен быстрый рост в последнее столетие, особенно во второй половине XIX в., двух видов самоубийств: эгоистического и аномичного. Причина заключается в быстром изменении социальной организа­ции общества: прежние связи разрушились, а новые еще не воз­никли. Надо устранить эту причину. Какие силы могут сделать это?

Для уменьшения числа эгоистических самоубийств необходи­мо, чтобы социальные группы снова стали достаточно сплочен­ными, крепче держали индивида и чтобы он крепче держался за них, сильнее чувствовал свою солидарность с коллективным су­ществом. "Словом, мы предохранены от самоубийства лишь в той мере, в какой мы социализированы" [4, с. 373].

Какие группы или общности могут способствовать этому? В отличие от консерватора Ле Пле, Дюркгейм более пессимисти­чен. Он не видит интегративных способностей у государства, по­тому что оно слишком далеко стоит от личности. Влияние религи­озных общностей также очень ослабло под ударами рационализма: ведь "религия ослабляет склонность к самоубийству лишь в той мере, в какой она мешает человеку свободно мыслить", что осо­бенно демонстрирует католицизм [Там же, с. 372]. И даже семья утратила прежнее влияние, поскольку увеличение числа самоубийц в течение века не зависит от их семейного положения.

Остается надежда на профессиональный союз или корпорацию, объединяющую работников одной профессии. "Корпорация об­ладает... всем, что нужно, чтобы охватить индивида и вырвать его из состояния морального одиночества, а ввиду нынешней слабо­сти других групп она одна может исполнять эту необходимую служ­бу" [Там же, с. 377]. Но необходимо организовать ее на новых основаниях, возложить на нее определенные функции: заведовать кассами страхования, помощи, пенсий, разрешать конфликты, устанавливать правила заключения договоров и т.п.

Жизнь показала утопизм этой социалистической идеи. Хотя корпорация как интегрированная деловая организация неплохо зарекомендовала себя во второй половине XX в. Она действитель­но способствует сплочению трудового коллектива. Ее функции в обществе могут еще более возрасти.

Продолжая поиск социальных общностей, укрепляющих свя­зи индивидов с обществом, Дюркгейм после книги о самоубий­стве обратился к фундаментальным формам этих связей, запе-


3. Школа социологизма и соединение теории с эмпирическими исследованиями

чатленным в истории религии. Этому посвящена последняя, самая крупная его книга: "Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии" (1912)'. Опираясь на эмпири­ческие данные этнографии, он провел вторичный, социологи­ческий их анализ. Результатом стал вывод, что религия есть преоб­раженное общество, которому люди поклоняются как божеству. Сам по себе это не новый вывод, достаточно вспомнить "Сущ­ность христианства" Л. Фейербаха. Новым стал вывод Дюркгейма о том, что простейшую религию представляет собой тотемизм, точ­нее, клановый тотемизм. Его социально-интегрирующая функция заключалась в консолидации членов клана, а затем и других, исто­рически более поздних общностей. В современных обществах эк­вивалентом тотема служит знамя, с которым соотносится понятие святости Родины. Дюркгейм выявил также роль символов и обрядов как общественных феноменов, их конкретные функции.

Итак, Эмиль Дюркгейм обосновал понятия социального фак­та и объективного метода в социологии; разработал и применил причинный (каузальный) и функциональный анализы статисти­ческих данных; на примере такого объекта, как самоубийство, создал образец теоретически ориентированного социологическо­го исследования. Дюркгейм один из первых соединил социологи­ческую теорию с методологией получения эмпирических данных и стал основателем французской школы социологизма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История Эмпирической Социологии

Эмпирической... Социологии... Н И Лапин ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эмпирического исследования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
Западная Европа — колыбель либерализма, породившего потреб­ность в социологии, родина социологии, в том числе эмпирической. Западноевропейские школы эмпирической социологии как предмет изу

Потребность новой эпохи в социологам
Социология как специализированная область научного знания возникла в середине XIX в., точнее — в 20-х—70-х гг. этого столетия. Этот первый этап ее становления олицетворяют Огюст Конт, Гер­берт Спен

Предмет социологии: исходные позиции
Чтобы понять предмет эмпирической социологии, необходи­мо иметь представление о том, что вообще составляет предмет социологии. Прежде всего посмотрим, как отвечали на этот воп­рос основатели социол

Эмпирическая социология и эмпирическое исследование
Различие теоретической и эмпирической социологии относи­тельно: в каждом из этих срезов социологического знания присут­ствует и его альтернатива. Но все же это различие более существен­но, нежели с

Эмпирической социологии
В каждой стране, на определенном этапе развития в ней соци­ологических исследований, происходит институционализация эмпирической социологии. Этот процесс начинается с расшире­ния тематики исследова

ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ВО ФРАНЦИИ
Предпосылки возникновения социологии как но­вой области научного знания, включая эмпири­ческую социологию, появились почти одновре­менно в нескольких странах. Но мы начинаем ис­торию эмпиричес

Огюст Конт — основоположник позитивистской социологии
Огюст Конт (1798—1857): автор термина "sociologie ", основатель позитиви­стской философии и социологии — научных направлений, получивших широкое международное распространение; о

Монографического метода
Фредерик Ле Пле (1806—1882)— крупный французский социолог; один из ос­нователей эмпирической социологии семьи; создатель монографического ме­тода в социологии; горный инженер. Фреде

Мировыми войнами
Марсель Мосс (1872—1950)— ученик Дюркгейма, преемник и руководитель его Школы; разработал и реализовал целостный социологический подход к про­блемам антропологии. Морис Хальбвакс (1877—1945)— ви

Институционализация эмпирической социологии
Первое послевоенное десятилетие во Франции определялось потребностями восстановления разрушенного производства, ры­ночных экономических отношений, демократических социально-политических институтов.

Социологии
Ален Турен (р. 1925)—руководитель исследования "Эволюция труда рабочих на заво­дах Рено " (1948—1949 гг.); впоследствии критик классической социологии, один из лидеров современного акц

Социальных последствий автоматизации
Пьер Навиль — руководитель исследования "Автоматизация и труд человека " (1957—1959); научный директор Центра национальных научных исследований (CNRS). Развитие производст

Мишель Крозье: эмпирико-теоретическое исследование бюрократизма
Мишель Крозье (р. 1922) — исследователь проблем бюрократизации современ­ных организаций, критик "блокированного общества ".

ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В АНГЛИИ
В XVII—XIX вв. Англия была лидером становле­ния капитализма. Именно здесь впервые развер­нулись эмпирические социальные исследования раннего буржуазного общества, что было задолго до появления

ИССЛЕДОВАНИЯ ДО СЕРЕДИНЫ XIX в.
5Л "Политическая арифметика" Джон Граунт (1620—1674)— зачинатель "политической арифметики", ав­тор первых количественных описаний социально-демо

Социально-статистические исследования в первой половине XIX в.
В 90-х гг. XVIII в. Джон Синклер с помощью священников из 880 приходов провел исследование сельского населения. Результа­ты были опубликованы в виде "Статистического описания Шот-

И эмпирической науки
Джон Стюарт Милль (1806—1873)— крупнейший логик XIX в., философ и экономист, основатель английского позитивизма; заложил логико-методо­логические основания социологии: принцип единства теории и

Фактов истории
Герберт Спенсер (1820—1903)— один из крупнейших мыслителей XIXв.; на­ряду с О. Контом основоположник социологии как научной дисциплины, созда­тель ее органической школы; впервые построил социоло

Социальные обследования и социальные реформы
Социальное обследование — качественно-количественное опи­сание масштабов и остроты социальных явлений и процессов, представляющих опасность для общества, его социальных групп или локальных о

Сибом Раунтри — исследователь социальных причин бедности
Бенджамен Сибом Раунтри (1871—1954)— предприниматель, последователь Бута, изучил условия труда и жизни бедных слоев в г. Йорке, ввел термин "человеческий фактор в промышленности "; сво

Обследованиях
Артур Лайон Баули (1869—1957) — один из создателей британской социаль­ной статистики, обосновал и впервые применил технику вероятностной вы­борки в социальном обследовании. А

Институционализация эмпирической социологии
Как и во Франции, послевоенные классические эмпирические исследования в Англии были подготовлены институционализаци-ей этого типа социологического знания. Хотя его институциона­лизация продвигалась

ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В ГЕРМАНИИ
Трансформация прежних, феодальных отношений в буржуазные происходила в Германии позднее, чем в Англии и Франции. Одной из причин этого была раздробленность Германии на множество мелких княжест

Государствоведение и статистика как истоки эмпирических социальных знаний
Герман Конринг (1606—1681) — зачинатель государствоведения как универси­тетской дисциплины. Готфрид Ахенваль (1719—1772) ввел термин "статисти­ка "во всеобщее употребление. Иоганн Зюсм

Ранние социальные обследования и поиск статистических закономерностей
Рудольф Вирхов (1821—1902) провел обследование санитарных условий насе­ления, завершившееся медицинской реформой в Пруссии. Эрнст Энгель (1821— 1896) вывел "закон Энгеля " о структуре

Исследовании
Карл Маркс (1818—1883)— основоположник марксизма и его радикальной социологии; обосновал методологию взаимодополнения социальной теории и эмпирических данных. Фридрих Энгельс (1820—1895)— один и

Фердинанд Теннис: эмпирическая социология как социография
Фердинанд Теннис (1855—1936) — один из родоначальников немецкой профес­сиональной социологии; в составе специальной социологии выделил эмпиричес­кую социологию, или социографию. Фер

Перед приходом нацистов к власти
Теодор Гейгер (1891—1952) выполнил социографическое описание социального расслоения немецкого народа перед приходом нацистов к власти. Большая и продуктивная творческая деятельность

Создать социальную науку
Depuis Montesquieu, le seul pas important qu'ait fait jusqu'ici la conception fondamentale de la sociologie1 est du a l'illustre et malheureux Condorcet, dans son memorable ouvrag

При рациональном изучении социальных явлений
В социологии, как, впрочем, и вне ее, позитивный метод будет пользо­ваться успехом только в силу рационального применения его главных спо­собов, по мере постепенного их осуществления. Таким образом

Социология Конта в изложении Риголажа
Глава третья Особенности положительного метода в его применении к изучению социальных явлений Во всякой науке метод неотделим от доктрины. Самые правильные по­нятия о мет

Предмет этого труда: важность исследований о человеке
Задача этого труда — изучить естественные и пертурбационные (внезап­ные, неожиданные. — Сост.) причины в их влиянии на развитие человека, попытаться измерить силу влияния этих причин и их вз

Влияние профессий, степени зажиточности и т.п.
При современном состоянии науки почти невозможно точно определить различную степень вероятности смертности, которой подвергается человек при том или ином положении его в данном социальном строе; да

Книга III О самоубийстве как социальном явлении вообще
Глава III. Практические выводы Теперь, когда мы знаем, что такое самоубийство, его разновидности и глав­ные законы, управляющие этим явлением, нам следует рассмотреть, какую ■"и

Область исследования
Предмет исследования был определен коротко — изучение "социальных аспектов автоматизации". Но эту область необходимо было предварительно разграничить, как минимум гипотетически, чтобы нам

Гипотезы относительно автоматизации
Старт исследовательской программы не состоялся бы без использования некоторых гипотез. Соответственно, о них следует сказать здесь несколько слов, поскольку в отношении автоматизации (автоматики) д

Широта и границы частных исследований
Следует отметить, что в рамках каждой из изучаемых областей степень продвижения исследования варьировалась в зависимости от предоставлен­ных возможностей, времени и количества имевшихся в наличии с

А. Предприятие
1.Название предприятия: 2. Юридический статус: 3. Юридический адрес: 4. Адрес предприятия: 5. Производимая продукция: 6. Ваш номер по к

С. Последствия автоматизации для персонала
  Каково соотношение численности рабо­чих, занятых на автоматизированном оборудовании, и общей численности персонала на предприятии? %

Во Франции
Введение Миф о бюрократии, который я хотел развеять, стал кошмаром, и от­ныне создается впечатление, что даже среди образованных людей мы видим стремление не к анализу, а к изгнанию бесов

Часть П. Исследование промышленной Монополии
5. Отношения в группе управления Значение конфликта в системе бюрократической организации Представляется вполне ясным, что в истоке всех тех конфликтов, кото­рые мы только что про

Книга VI. Логика нравственных наук
Глава X. Об обратно-дедуктивном, или историческом методе §1. Есть два рода социологических исследований. В одних вопрос идет о том, каково будет следствие той или другой причины при предпо

Распределение
до Р. X.- 420 после Р. X. ТАБЛИЦА I (Бриттский и римский периоды) "Во дни Страбона продукты острова: хлеб, скот, серебро и железо, кожи, Рабы и со

Группы 1 и 2
Составляют вместе 20,74% от населения, живущего в "первичной" бед­ности.     Группа 1 (смерть кормильца)' Г

Доходы и рассчитанные необходимые расходы для групп 1 и 2
  Доход       Расход      

Группа 3
Составляет 2,31% от всего населения, живущего в "первичной" бедности. Непосредственная причина бедности: основной кормилец без работы. Всего человек..............................

Группа 4
Включает 2,83% от всего населения, живущего в "первичной" бедности. Непосредственная причина бедности: хроническая нерегулярность работы. Всего человек..................

Группа 5
Составляет 22,16% от всего населения, живущего в "первичной" бед­ности. Непосредственная причина бедности: большой размер семьи1. Всего человек...............

Группа 6
Составляет 51,96% от всего населения, живущего в "первичной" бедности. Непосредственная причина бедности: низкая заработная плата. Всего человек.........................

Статус детей в сравнении со статусом их отца
  Статус арендатора жилья Статус детей, живущих с родителями Число домохозяйств    

Часть I: Первоначальный анализ
Чтобы ответить на эти вопросы, было исследовано общественное мне­ние по поводу относительного социального престижа нескольких ключевых профессий1. Последние были отобраны из первоначальн

Часть III: Дальнейший анализ материала
Как уже говорилось выше, по крайней мере одна из характеристик шка­лы престижа профессий, выявленная в ходе исследования, может являться результатом инструкций, которые получали участвовавшие в нем

Изменений статуса
Д. Гласе, Дж. Холл Введение1 Одной из основных задач выборочного исследования, описанного в гла­ве IV, являлась оценка величины и направления социальной

Изменения статуса между двумя поколениями
Основной анализ базируется на исследовании мужчин, вошедших в вы­борку и проживавших в Англии и Уэльсе; в целях отслеживания изменений во времени они были разбиты на группы на основе своего года ро

Группы субъектов-мужчин погоду рождения
Таблица VIII. 1 Дата рождения

Обретение и трансформация традиции труда
Глава I. Социотехнический подход Развитие концепции Представленные здесь исследования Тавистокского института человеческих отношений [Tavistock Institute of Human Relation

Бригада и ее организация
Одним из условий данной организации труда являлось то, что горняки должны были сами разбиться на подгруппы требуемой численности. В нашем случае ни менеджмент, ни профсоюз не обратили внимания на э

Реакция профсоюза
<...> Председатель отметил, что горняки данной шахты всегда негатив­но относились к тому, что так или иначе напоминало "выживание сильней­ших" или вело к тому, что одному человеку о

Результаты соглашения
[После заключения нового соглашения план работ был выполнен.] <...> В течение 16-й недели некоторые рабочие начали меняться сменами, однако это были перемещения на индивидуальном уровне, без

Отдел I. История (так называемой) статистики
Глава III. Конринг-Ахенвалль-Шлецеровское направление в статистике, или немецкая школа государствоведения и ее развитие до настоящего времени К упомянутым выше н

Безработица и необходимость профессиональной подготовки молодежи
Глава 5. Молодежь в индустриальном обществе и безработица Г. Шельски I. Основные подходы к проблеме 1. Социологический пласт проблемы В представле

Признаки и уровень развития индустриально-бюрократического общества
Как ни желательно было бы здесь дать анализ современного устройства общества, чтобы затем показать взаимосвязь современной безработицы мо­лодежи со структурой современного общества, из-за ограничен

Безработица как усилитель индустриально-бюрократических структур общества
Упоминанием об условиях труда в промышленности и о зависимости идеала безопасности и порядка от чрезмерно высокой мобильности мы уже приблизились к нашей конкретной теме: разбору вопросов безработи

Возможности и границы опроса мнений с помощью формального интервью как средства изучения установок и поведения
Получение данных с помощью опросного листа, или анкеты (Fragebogen) для чисто статистических целей является признанным инструментом эко­номических и общественных наук (перепись населения и т.д.)- А

Опросный лист
Ценность анкетного исследования (Fragebogenerhebung), если учитыва­ются обрисованные выше границы, существенным образом зависит от того, насколько используемый "инструмент" будет соответс

Опрашивающий (интервьюер) и проблемы техники опроса
Уже ранее упомянутые критические замечания, сделанные рядом опыт­ных специалистов в области опроса общественного мнения, своевременно обратили наше внимание на то, что мы должны уделить повышенное

Е) Формальный и неформальный опросы
<...>При составлении биографий схема опросного листа, подготовленно­го для формального опроса, использовалась как основополагающий документ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги