рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русский» стиль в 1880-1890-х гг.

Русский» стиль в 1880-1890-х гг. - раздел Философия, РАЗДЕЛ: АРХИТЕКТУРА СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В ЭПОХУ ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА (СЕРЕДИНА 19 – НАЧАЛО 20 В.) К Концу 1870-Х Гг. Демократический Вариант Русского Стиля, Как И Народничеств...

К концу 1870-х гг. демократический вариант русского стиля, как и народничество, переживает кризис. На его основе формируются 2 направления: «археологическое» и «почвеническое», а также оживает и официальное направление «русского» стиля. Все эти направления были аристократичней в выборе мотивов – их черпают преимущественно не из крестьянской архитектуры или народного прикладного искусства, а из культовой или дворцовой архитектуры (каменной или деревянной).

«Почвенников»интересуют общие основы «русского» стиля, т.е. система. Они исходят из представления, что русская народная культура основана на едином целостном древнем знании, которое было закреплено в различных проявлениях быта. В древнерусской архитектуре они пытаются найти общие закономерности проявления целостности народной культуры, чтобы возродить их в современной архитектуре.

«Археологов» интересовало изучение форм, придающих неповторимое своеобразие русской архитектуре. Гипотетическим концепциям они предпочитали точность воспроизведения деталей. Лидер «археологического» направления – Л.В. Даль, ежегодно совершал этнографические экспедиции с целью зарисовывать и обмерять те архитектурные детали, которые могли быть непосредственно использованы в дальнейшем – наличники, крыльца, галереи, профили карнизов, решётки окон, деревянная резьба и коньки крестьянских домов и т.д.

Представители«стиля официальной народности», как и прежде, связывают государственную идею с академизмом, сочетая древнерусские формы с принципами классицизма.

Представитель «почвенников», архитектор В.О. Шервуд считал, что каждый из народов олицетворяет определённую идею, воплощая её в культуре. Свою задачу он видит в том, что бы поняв как проявляется идея русского народа в искусстве, сформулировать вечные законы красоты, лежащие в основе искусства. Т.о. на основе анализа древнерусской архитектуры Шервуд синтезирует (моделирует) систему древнерусской архитектуры, реконструирует идеальную, по его убеждению, схему архитектурных приёмов.

Он считает самой совершенной объединяющей формой конус, поэтому в преобладающей строительной практике следует применять производную от конуса схему равнобедренного треугольника. Шервуд также выявляет, что закономерностью пронизывающей всю древнерусскую архитектуру является использование схемы квадрата. Применение симметрии в древнерусской архитектуре тоже своеобразно – отдельная часть здания всегда симметрична, но в общей композиции симметрию часто заменяет равновесие. К особенностям он относит уменьшение кверху частей здания, использование неоштукатуренного кирпича и т.д.

Как воплощение этой теории в жизнь появилось здание Исторического музея в Москве (1874-1883, арх. В.О. Шервуд). Среди множества одновременных построек Исторический музей выделяется сложностью композиции. Его башни перекликаются с Кремлём и подчинены ему. Обилие башенок, крылец, их восьмигранные формы и шатры соотносятся с многоглавием Василия Блаженного. Каждый из объёмов имеет собственное перекрытие. Выдержана не только конусовидность форм, но и объединяющая линия треугольника; мелкие элементы выдвинуты вперёд, чтобы подчеркнуть размеры здания в целом; формы здания уменьшаются к верху. Фасады облицованы роскошным узором из красного кирпича, как и стены Кремля.

Но, искусство не терпит механического конструирования. Возрождая внешнюю систему древнерусской архитектуры, Шервуд не мог ещё понять, что оторванные от своего средневекового контекста, предложенные им схемы были таким же копированием, как и произведения его противников из лагеря эклектики. Средневековая художественная форма, основанная на нераздельности утилитарного и художественного начала, но оторванная от живого организма здания образует свою, типологически родственную ордерной, самостоятельную художественную систему. Архитектурные формы Шервуда, не уступавшие по точности воспроизводства прототипов проектам «археологов», были скомпонованы не в соответствии с выведенными им законами, а по законам отвергаемого им академизма. Декора слишком много, чтобы воспринять употреблённые мотивы, или выделить какой-то основной, ведущий.

С другой стороны, заслуга Шервуда была в том, что он первым в понимании древнерусской архитектуры попытался найти свою, отличную от классицистической, систему. А применённый Шервудом творческий метод – синтез на основе анализа, во многом опередил такой же подход в будущей архитектуре модерна.

Ярким представителем «стиля официальной народности»является арх. Н.В. Султанов. Он с большим презрением относился к попыткам выведения особенностей национального стиля из народного искусства. Многовековой процесс развития самобытной русской архитектуры он сводит к простой механической комбинации разнородных элементов. Султанов предложил своё понимание исторического пути развития русской архитектуры: после монголо-татарского нашествия архитектура оживает но уже только в Москве, которая, будучи отграниченной от Запада Польшей, Литвой и Швецией, подчиняется влиянию Востока. С помощью технических познаний западных архитекторов, и тех восточных византийских элементов которые были ей доступны, а также своих собственных, Россия создаёт ту своеобразную архитектуру, которая достигает своего апогея в Москве 17 в. Это и есть русский стиль, который привлекает, в первую очередь, обилием своего декора.

Соответственно процесс возрождения национального стиля Султанову представлялся в виде простейшей операции присоединения древних форм к новой технике, к новым типам зданий. Как и все представители официального стиля Султанов сознательно ориентировался на архитектуру Возрождения и классицизма. Из его немногих произведений, особой помпезностью и классицистичностью выделяется собор Петра и Павла в Новом Петергофе (1895-1905 гг.). Храм преувеличенно грандиозен, подавляет количеством своего декора, решён в формах московской архитектуры 17 в. но скомпонованных по центрально-осевым правилам классицизма. Теми же характеристиками можно описать также храм Спаса (Воскресения) на Крови в Петербурге, возведённого арх. А.А. Парландом и И.В. Малышевымв 1883-1907 гг.

При всём различии между «академическим», «археологическим» и «почвеническим» направлениями русского стиля, всюду применяются детали, заимствованные из каменной архитектуры 16-17 вв. Разница в расстановке акцентов в теории, на практике фактически не заметна. Церкви и особняки были тем типом зданий, где можно было более-менее органично воспроизвести систему древнего зодчества. Труднее было воспроизвести её в современных типах зданий – постройках большой протяжённости, многоэтажных, состоящих из множества магазинов, квартир, аудиторий и т.п. Воспроизведению поддавались лишь в основном второстепенные декоративные детали, иногда – форма крыш, крылец и т.п. Единственной областью где открыто проявилось официальное направление русского стиля было церковное строительство, особенно в давних колониях, демонстрируя тут символ и зримое свидетельство мощи государственной власти империи.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РАЗДЕЛ: АРХИТЕКТУРА СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В ЭПОХУ ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА (СЕРЕДИНА 19 – НАЧАЛО 20 В.)

Согласовать текст лекцій і названія вопросов на экзамен в т ч про новейшіе конструкціі і матеріалы... Больш дакладна вызначыць сутнасць мадэрна а таксама прычыны знікнення і... больш зразумела выдзяліць прынцыпы дэкора мадэрне аддзяліць іх ад уласна массы ад канкрэтных прыклада...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русский» стиль в 1880-1890-х гг.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ТЕМА 1. Исторические условия развития архитектуры в эпоху промышленного капитализма
Середина 19 – начало 20 вв. – это период становления капитализма. К этому времени в основном была завершена борьба с феодальными пережитками. Промышленное производство росло огромными темпами – так

Стальные конструкции
Само железо известно с 3 тыс. до н.э. (Месопотамия и Египет), но всегда процесс его изготовления был очень трудоемким. Лишь в 1783 г. был изобретен способ выплавки достаточно дешевого и качественно

Железобетон
Железобетон был известен в первой половине 19 в., но в строительстве применялась в основном сталь. Железобетон состоит из бетона и стальных прутьев диаметром 8-32 мм. Бетон – из песка, гравия, цеме

Универсальные магазины
Появление универсальных магазинов – результат развития массового индустриального производства, утраты непосредственного контакта между производителем и потребителем. Также они явились результатом р

ТЕМА 4. Всемирные промышленные выставки и их роль в развитии мировой архитектуры
Огромное значение на развитие промышленности и архитектуры всего мира оказали промышленные выставки. Лучшие из них приходились на 1850-1860-е гг. в условиях стремительного индустриального развития.

Зарождение эклектизма как метода архитектурного мышления
Еще в 18 в., в эпоху классицизма, изучение античных построек (что, собственно, и стало основой архитектуры классицизма), копирование их элементов в современных зданиях подтолкнуло развитые страны,

Сущность эклектики и её значение в развитии архитектурных стилей. Эклектизм и стилизаторство
Первые признаки эклектики, кроме копирования античности в собственно архитектуре классицизма, проявились ещё во второй половине 18 в. в увлечении английской «готикой». Но наследие прошлого было изв

Ретроспективные стили и причины заката эпохи историзма
Одним из ранних проявлений эклектики стало появление «псевдоготики» – стиля основанного на воспроизведении основных форм готики, в которой видели органическое единство жизни и худо

ТЕМА 7. Архитектура модерна
Возникновение стиля «модерн» К 1870-1880 гг. стало очень заметно снижение качеств зданий возводимых в эклектических стилях. Требования, вытекавшие из назначения здания пло

Сущность стиля
Философской и теоретической основой модерна была утопическая идея гармонизации и гуманизации жизни общества путём эстетического улучшения среды. Пропагандисты нового стиля честно верили в преобразо

Архитектурный декор в модерне
Утилитарное, польза выступают в модерне и как художественное, как красота. Одно не отделимо от другого. Архитектура в высшем её понимании – это не сооружение, которое украшают, а украшение,

Закат стиля и его значение в развитии мировой архитектуры
Стиль модерн очень быстро стал интернациональным, космополитичным. Лучшие достижения модерна становятся известными благодаря многочисленным международным архитектурным выставкам, печатным изданиям

ТЕМА 8. Зарождение эклектики в архитектуре России в первой половине 19 в. «Готический» стиль
К началу 19 века в Российской империи складывается единый общероссийский рынок, страна активно втягивается в капиталистические отношения, особенно через торговлю с Западной Европой. На 1830-1840-е

ТЕМА 10. Рационалистическое направление в российской архитектуре
Около 1870-х гг. даёт о себе знать внестилевое (несоответствующее ни одному стилю) направление в архитектуре. Познее появление этого направления в архитектуре объясняется тем, что: 1) нужно было вр

ТЕМА 11. Архитектура русского модерна
В 1890-1900-х годах на общем ретроспективно-эклектическом фоне в российской архитектуре возникает стиль модерн. В России он принципиально не отличался от западноевропейского. Основное, что было хар

ТЕМА 13. Градостроительство в Беларуси середины 19 – начала 20 в.
В 1870-1880-е гг. на территории Беларуси сформировалась густая сеть железных дорог, что содействовало активному включению Беларуси в общероссийский и европейский рынки, накоплению капиталлов и уско

ТЕМА 14. Зарождение эклектики в архитектуре Беларуси. Псевдоготический стиль
С конца 18 в. на территории Беларуси, в недрах классицизма распространяется увлечение готикой, пришедшее из Англии. Одним из ранних примеров применения псевдоготики является ратуша в Чечерс

ТЕМА 15. Архитектура Беларуси в середине 19 – начале 20 в.
К середине 19 в. в архитектуре Беларуси распространяется эклектика. Она главенствовала прежде всего в зданиях массового назначения – доходные дома, учебные, административные и торгово-финансовые уч

Пседворусский стиль
Наиболее заметным и определяющим на общем фоне эклектических стилей в Беларуси был русско-византийский стиль, распространение которого в первую очередь было связано с православной церковью и имело

Псевдоренессанс
Обращение к архитектуре ренессанса началось ещё в эпоху позднего классицизма. Влияние образцов зданий и сооружений ренессанса заметно уже в башне и парковом мосту Гомельского дворца. Обычно обращен

Псевдобарокко
В конце 19 в. в рамках авангардных поисков модерна, архитекторы обращаются к барочным скульптурным и декоративно насыщенным формам. Успешным и зажиточным слоям населения – предпринимателям и купече

Псевдороманский стиль
В начале 20 в. архитекторы в Польше, Беларуси и Украине обращаются к романскому наследию. Через тяжёлые, закрытые, массивные формы и статичную приземлённость композиций архитектуры стремяться перед

Стиль модерн в деревянной архитектуре
Не смотря на сугубую индивидуалистичность (а значит потенциально – элитарность) стиля «модерн», проекты зданий в котором могли позволить лишь достаточно обеспеченные заказчики, этот стиль получает

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги