ТЕМА 10. Рационалистическое направление в российской архитектуре
ТЕМА 10. Рационалистическое направление в российской архитектуре - раздел Философия, РАЗДЕЛ: АРХИТЕКТУРА СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В ЭПОХУ ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА (СЕРЕДИНА 19 – НАЧАЛО 20 В.) Около 1870-Х Гг. Даёт О Себе Знать Внестилевое (Несоответствующее Ни Одному С...
Около 1870-х гг. даёт о себе знать внестилевое (несоответствующее ни одному стилю) направление в архитектуре. Познее появление этого направления в архитектуре объясняется тем, что: 1) нужно было время для осознания отвлечённости идей архитектуры классицизма; 2) чтобы принцип подражательности окончательно дискредитировал себя; 3) чтобы вызрели представления о других способах формообразования, чем использование мотивов прошлого.
Основоположником рационалистического течения в российской архитектуре считается арх. Красовский, утверждавший, что конструкция является главным источником архитектурных форм, и задача искусства в придании грубым формам техники художественной законченности. Рационалисты исходили из утилитарных факторов – материала, конструкции, и создали свой «кирпичный» стиль, получивший особо широкое распространение в конце 19 в. в строительстве массовых сооружений из облицовочного кирпича.
«Кирпичный» стиль полная противоположность «русскому», програмной идейности которого он противопоставляет програмный прагматизм. Теоретики этого стиля предполагают, что строгое соответствие назначению и конструкции соружения выявит соответствующую им архитектурную форму. Т.о. эстетические вопросы исключаются из сферы интересов рациональной архитектуры, а художественное украшение объявляется ненужной роскошью. Кирпичная облицовка фасада признаётся более рациональной в отличие от штукатурной отделки. «Кирпичный» стиль становиться символом практицизма 19 в., стилем массового и дешёвого строительства. В нём застраивается вся провинция.
Но несмотря на расчётливую противопоставленность русскому стилю, «кирпичный» стиль очень близок демократическому варианту русского стиля. Оба направления антиакадемичны, оба применяют цветной и фасованный кирпич, оба используют кирпичную кладку, напоминавшую народные узоры. Это свидетельствует, что кирпичный стиль – тоже эклектика. Но отличительной особенностью кирпичного стиля стала ориентация не на выразительность отдельной детали, а на выразительность целого, которая подчёркивалась фактурно-цветовой облицовкой. Небольшие размеры деталей и их огромное количество ведут к утрате выразительности каждой из них, и на первый план выступает выразительность всего коврового рисунка фасада. Это те приёмы, которые были нехарактерны для эклектики и свидетельствовали о начале её конца. В дальнейшем они легли в основу поисков модерна.
Согласовать текст лекцій і названія вопросов на экзамен в т ч про новейшіе конструкціі і матеріалы... Больш дакладна вызначыць сутнасць мадэрна а таксама прычыны знікнення і... больш зразумела выдзяліць прынцыпы дэкора мадэрне аддзяліць іх ад уласна массы ад канкрэтных прыклада...
Стальные конструкции
Само железо известно с 3 тыс. до н.э. (Месопотамия и Египет), но всегда процесс его изготовления был очень трудоемким. Лишь в 1783 г. был изобретен способ выплавки достаточно дешевого и качественно
Железобетон
Железобетон был известен в первой половине 19 в., но в строительстве применялась в основном сталь. Железобетон состоит из бетона и стальных прутьев диаметром 8-32 мм. Бетон – из песка, гравия, цеме
Универсальные магазины
Появление универсальных магазинов – результат развития массового индустриального производства, утраты непосредственного контакта между производителем и потребителем. Также они явились результатом р
Зарождение эклектизма как метода архитектурного мышления
Еще в 18 в., в эпоху классицизма, изучение античных построек (что, собственно, и стало основой архитектуры классицизма), копирование их элементов в современных зданиях подтолкнуло развитые страны,
Ретроспективные стили и причины заката эпохи историзма
Одним из ранних проявлений эклектики стало появление «псевдоготики» – стиля основанного на воспроизведении основных форм готики, в которой видели органическое единство жизни и худо
ТЕМА 7. Архитектура модерна
Возникновение стиля «модерн»
К 1870-1880 гг. стало очень заметно снижение качеств зданий возводимых в эклектических стилях. Требования, вытекавшие из назначения здания пло
Сущность стиля
Философской и теоретической основой модерна была утопическая идея гармонизации и гуманизации жизни общества путём эстетического улучшения среды. Пропагандисты нового стиля честно верили в преобразо
Архитектурный декор в модерне
Утилитарное, польза выступают в модерне и как художественное, как красота. Одно не отделимо от другого. Архитектура в высшем её понимании – это не сооружение, которое украшают, а украшение,
Закат стиля и его значение в развитии мировой архитектуры
Стиль модерн очень быстро стал интернациональным, космополитичным. Лучшие достижения модерна становятся известными благодаря многочисленным международным архитектурным выставкам, печатным изданиям
Русский» стиль в 1880-1890-х гг.
К концу 1870-х гг. демократический вариант русского стиля, как и народничество, переживает кризис. На его основе формируются 2 направления: «археологическое» и «почвеническое», а также оживает и оф
ТЕМА 11. Архитектура русского модерна
В 1890-1900-х годах на общем ретроспективно-эклектическом фоне в российской архитектуре возникает стиль модерн. В России он принципиально не отличался от западноевропейского. Основное, что было хар
ТЕМА 13. Градостроительство в Беларуси середины 19 – начала 20 в.
В 1870-1880-е гг. на территории Беларуси сформировалась густая сеть железных дорог, что содействовало активному включению Беларуси в общероссийский и европейский рынки, накоплению капиталлов и уско
ТЕМА 15. Архитектура Беларуси в середине 19 – начале 20 в.
К середине 19 в. в архитектуре Беларуси распространяется эклектика. Она главенствовала прежде всего в зданиях массового назначения – доходные дома, учебные, административные и торгово-финансовые уч
Пседворусский стиль
Наиболее заметным и определяющим на общем фоне эклектических стилей в Беларуси был русско-византийский стиль, распространение которого в первую очередь было связано с православной церковью и имело
Псевдоренессанс
Обращение к архитектуре ренессанса началось ещё в эпоху позднего классицизма. Влияние образцов зданий и сооружений ренессанса заметно уже в башне и парковом мосту Гомельского дворца. Обычно обращен
Псевдобарокко
В конце 19 в. в рамках авангардных поисков модерна, архитекторы обращаются к барочным скульптурным и декоративно насыщенным формам. Успешным и зажиточным слоям населения – предпринимателям и купече
Псевдороманский стиль
В начале 20 в. архитекторы в Польше, Беларуси и Украине обращаются к романскому наследию. Через тяжёлые, закрытые, массивные формы и статичную приземлённость композиций архитектуры стремяться перед
Стиль модерн в деревянной архитектуре
Не смотря на сугубую индивидуалистичность (а значит потенциально – элитарность) стиля «модерн», проекты зданий в котором могли позволить лишь достаточно обеспеченные заказчики, этот стиль получает
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов