Реферат Курсовая Конспект
Ретроспективные стили и причины заката эпохи историзма - раздел Философия, РАЗДЕЛ: АРХИТЕКТУРА СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В ЭПОХУ ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА (СЕРЕДИНА 19 – НАЧАЛО 20 В.) Одним Из Ранних Проявлений Эклектики Стало Появление «Псевдоготики...
|
Одним из ранних проявлений эклектики стало появление «псевдоготики» – стиля основанного на воспроизведении основных форм готики, в которой видели органическое единство жизни и художественного творчества людей средневековья. В духе романтизма, люди стремились спастись от настоящего в средние века, в мистицизме средневековья и поэтому окружали себя вещами и обстановкой того времени.
Ещё со второй половины 18 в. в Англии получило распространение возведение построек в готических формах, а в 1830-1850-е гг. «псевдоготика» пережила свой расцвет по всей Европе.
Одной из причин широкого распространения псевдоготики в Англии была большая гибкость её композиционных приёмов, живописность общего облика готических зданий, хорошо увязывавшаяся со средневековой застройкой английских городов. Свободная живописность готических замков стала восприниматься заказчиками более интересной и удобной в противопоставление холодной регулярности классицизма.
Во внешнем облике зданий и особняков стали использовать мотивы поздней «перпендикулярной» (Тюдоровской) готики (Британский Парламент в Лондоне, 1840-1860-е гг.). Большим успехом пользовались архитектурные формы жилых зданий той эпохи. Щипцовые крыши с большим навесом, высокие кирпичные трубы, простота и суровость каменных стен, прорезанность небольшими окнами возродились во многих особняках 19 в. (дом-особняк в Лейзевуде, 1869, арх. Норманн Шоу).
Псевдоготика была популярна в церковном католическом строительстве. В Германии постепенно закрепилось использование за отдельными типами зданий того или иного стиля и псевдоготика закрепилась за культовыми постройками (церковь Христа в Ганновере, 1859, арх. Конрад Хазэ). Псевдоготика в силу местных исторических традиций также была характерна для Нюрнберга (замок Нойшванштайн в Баварии,1867-1886,арх.Ридель). Некоторые архитекторы пытались соединить псевдоготику и новейшие материалы – готические очертания приданы металлостеклянным конструкциям крытого двора Музея естественной истории в Оксфорде (1885-1890, арх. Дип и Рудворд).
Со второй половины 18 в, а особенно в 1830-1840-х гг. на основе обращений и копирования приёмов и форм архитектуры античной Греции возник псевдогреческий стиль («помпеянский» или стиль «неогрек»). В отличие от классицизма, основанного на восприятии закономерностей архитектуры античности как идеального образца, произведения псевдогреческого стиля копировали реальные античные сооружения. Самой ранней попыткой возродить греческую архитектуру был павильон в парке Хегли (1758, Хорчестершир, Англия), где Дж.Стюарт воспроизвел торцовый фасад храма Тезея в Афинах.
Учитывая то обстоятельство, что греческий храм не имел доступного людям внутреннего пространства, в рамках классицизма «греческое» соединяли с «римским». В 1830-е гг. подражание древнегреческой классике становится популярным в США. Дома-усадьбы имеют облик греческих храмов с пристроенными к основному объему боковыми корпусами (например, дом Ли в Арлингтоне, шт. Виргиния). Зданию казначейства в Нью-Йорке, спроектированному архитекторами Тауном и Девисом, придан вид амфипростиля, к которому ведет широкая лестница (тип храма, имеющего портики с колоннами на торцовых фасадах). Пропорции элементов дорического ордера в этой постройке соответствуют значениям пропорций Парфенона. Почти точную копию Парфенона представляет собой Валгалла, построенная в 1830-1842 гг. арх. Лео фон Кленце в Регенсбурге (Германия). Псевдогреческий стиль был фактически последней волной увлечения далёкой античностью.
Существование псевдороманского стиля приходится примерно на 1813-1910 гг. Стиль основан на использовании декоративных элементов и приёмов архитектуры раннехристианского и романского западного средневековья. Широкое развитие получил во многих станах Европы и США, особенно в тех, которые не имели своего романского наследия. Первоначально (~до 1850-х гг.) псевдороманский стиль особенно активно использовался в культовом строительстве, часто в сочетании с другими направлениями историзма. Центрами распространения были Бавария, Нижняя Саксония. В Пруссии подражание древнехристианским базиликам в протестанских храмах противопоставлялось католической неоготике (Фриденскирхе в Потсдаме, 1845-1848, арх. Персиус). Прусское правительство, стремясь объединить раздробленные немецкие земли в единое государство вокруг своего государства (что позже и произошло), в идеологии стремилось опереться на культурное наследие Германии 10 – 12 в. – эпохи Фридриха 1 Барбаросы, императора Священной Римской империи германской нации. Псевдороманский стиль здесь, в Пруссии, получил официальный статус аналогичный русско-византийскому стилю в Российской империи.
Во второй трети 19 в. возник стиль «псевдореннесанс», основанный на использовании свободных комбинаций ордерно-арочной системы, филёнок, рустов и рельефов эпохи Ренессанса в зданиях с новыми функциями и конструкциями – здание Королевской академии строительства в Берлине, (1832-1836, арх. Шипнер). Здание Клуба Путешествий в Лондоне (1837-1840, арх. Чарлз Барри) похоже на флорентийский полаццо Пандольфини. Отсылки к Ренессансу связывались с мифологизацией прошлого буржуазии, ставшей господствующим классом, и её ценностями. Косвенно это подтверждается тем обстоятельством, что в это же время в Германии закрепилась традиция возведения ратуш в неоренессанском стиле. Крупнейший представитель неоренессанса – арх. Земпер, построивший здание Придворного театра в Дрездене (1838-1841). В конце 19 в. неоренессанс уступает популярность необарокко и эклектизму допускавшему сочетание в одном здании различных стилей. В стиле переходном от неоренессанса к необароко построен Рейхстаг в Берлине (1894-1894, арх. Пауль Валло).
«Псевдобарокко» возникло около 1840-х гг. на основе форм барокко и стремлении аристократии и крупной буржуазии к демонстративной расточительности и представительности. Ранними постройками в духе Растрелли являются дворцы в СПБ – Белосельских-Белозерских на Невском проспекте (1840-1841, арх. Штакеншнейдер) и Юсуповой на Литейном проспекте (1852-1858, арх. Бонштедт).
Вершиной необарокко является Гранд Опера в Париже (национальная академия музыки) построенная в 1861-1874 гг. арх. Шарль Гарнье. Её пышно декорированные фасады и всё внутреннее убранство приближены к декоративным формам зрелого европейского барокко 17 в. Всюду изобилие орнаментации, фойе и зрительный зал богато оформлены с использованием цветных мраморов и бронзы.
В этот же период (середина 19 в) ещё продолжает свое существование и поздний классицизм, получивший в Австрии и Германии название «бидермайер», ставший символом бюргерского благополучия и уюта. Во Франции же это стилистическое направление распространилось как «стиль Луи-Филиппа» или «стиль Третьей Империи». Простые и уютные здания этого стиля, вызывающие ощущение интимности и замкнутости пространства, сменились к 1850-м годам роскошным и блистательным псевдорококо, придавшим лоск и пышность особнякам высших слоев современного общества – состоятельной буржуазии. Этот пышный электический стиль, получил также название «второй рококо», или «выставочный стиль».
Все сооружения в возведённые эклектических стилях в функционально-планировочном отношении вполне удовлетворяли современным требованиям, в них были применены новейшие современные конструкции, лучшие облицовочные материалы, но в художественно-образном отношении они всё же в той или иной мере были обращены к прошлому.
Около 1870-х годов в архитектуре возникает особое рационалистическое течение, получившее название «кирпичный стиль». Начало этому течению положило творчество голландского архитектора Х.П. Берлаге (1856-1934), который стремился использовать эстетические свойства натуральных материалов – кирпича с отделкой стен белым камнем (традиционный приём в архитектуре северных стран). К тому же живые существующие со времён средневековья здания в стиле кирпичной готики давали живые образцы для подражания. Биржа в Амстердаме, построенная по проекту Берлаге в 1897-1903 гг., близка по стилю «кирпичной готике», а последователи архитектора создали амстердамскую школу архитектуры нового рационалистического направления. Однако «кирпичный стиль» в большинстве европейских стран развивался в границах периода историзма и эклектики второй половины 19 в. и только предвещал рационалистическое течение в архитектуре модерна. В фасадах зданий этого направления произвольно сочетались мотивы разностильного декора, частично восходящие к романским, готическим, византийским или народным прототипам. С помощью глазурированного кирпича и фигурной кладки на фасадах зданий создавались причудливые орнаменты карнизов, тяг, наличников и порталов. Именно отсутствие целостного художественного стиля породило и закрепило за этим явлением такое странное название – «кирпичный стиль».
С одной стороны, особый интерес в 19 в. к истории, археологическим открытиям и новейшим исследованиям в области истории архитектуры обеспечивали большую популярность ретроспективных стилей. Но с другой стороны, одновременно с попыткой мастеров как можно глубже понять сущность того или иного стиля, относящегося к ушедшим эпохам, появляется и стремление к тиражированию созданных ими произведений искусства посредствам применения машин, техники. Таким образом, эпоха пытается поставить исключительное на конвейер общедоступного. Изысканные предметы, доступные ранее лишь людям с хорошим вкусом и большим достатком, заполнявшие прежде богатые комнаты и блистательные салоны, тиражируются, получая жизнь в «топорных» копиях, которые заполняют скромные квартиры. Теперь настоящие произведения искусства, выполненные мастерами в стиле той или иной эпохи, соседствуют с грубыми подделками.
Именно это и привело стиль «историзм» к своему логическому завершению, что в последствии случится и с таким самобытным стилем, как модерн. Но не только индустриальная революция послужила причиной угасания стиля историзм. Вероятно, усталость от постоянно повторяющегося использования старых форм послужила решающим толчком к созданию нового, ни на что не похожего стиля – модерна. Характерно, однако, что именно этот архитектурный и оформительский эклектизм с его «свободой выбора» архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля «модерн».
На последнюю четверть 19 в. припадает расцвет буржуазной архитектуры. На последнее десятилетие 19 в. приходится активный поиск нового стиля и его нахождение. Это был европейский модерн, который в основном завершил этап эклектики и открыл этап новых, уже не только стилистических, поисков. В начале 20 в. от модерна произошёл переход к современной архитектуре.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Согласовать текст лекцій і названія вопросов на экзамен в т ч про новейшіе конструкціі і матеріалы... Больш дакладна вызначыць сутнасць мадэрна а таксама прычыны знікнення і... больш зразумела выдзяліць прынцыпы дэкора мадэрне аддзяліць іх ад уласна массы ад канкрэтных прыклада...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ретроспективные стили и причины заката эпохи историзма
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов