Присуща ли рационально-теоретическая способность мифологическому мышлению?
Присуща ли рационально-теоретическая способность мифологическому мышлению? - раздел Философия, ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ Довольно Часто В Литературе Мифологическому («Архаичному») Человеку Приписыва...
Довольно часто в литературе мифологическому («архаичному») человеку приписывается способность к осознанному рациональному мироотношению и мышлению на том основании, что-де он верил в бессмертие души и реинкарнацию, имел представление о загробном мире, о чем якобы свидетельствуют выдающиеся памятники архитектуры – пирамиды и сфинксы Египта, гробницы скифов и великих Моголов, мавзолеи, пирамиды и храмы ацтеков, альменов и майя в доколумбовой Америке. А раз смерть понималась как уход души из тела, то, следовательно, человек мифа строго различал внешний и внутренний миры, тело и дух. Полагаем, это недоразумение проистекает от неразличения антропоморфизма древних и современной антропологии, антропоцентризма. Человек мифа действительно в сновидениях видит появление в теле другой души, в обмороке – временный выход души из тела, в смерти – она уходит от человека, навсегда покидая (это, данное) тело. Но душа-то при этом остается такой же физической сущностью, что и тело, что-то вроде пара, воздуха или тени в разных доосевых культурах. Ее наличие не делает человека личностью с внутренним миром свободы, нравственных обязанностей и собственного выбора, не выделяет его из природы. Душа человека аналогична здесь душам растений и животных. Ее проявления осуществляются и переживаются на чувственно-волевом уровне и в тождестве с тотемной душой предков, символом рода. Поэтому душу умершего нужно провожать в другую жизнь, сопровождая едой, оружием, а позднее – и конем, любимой женой и т.п. Но и в стране мертвых все, по сути, обстоит так же, как и в этой жизни, и изменение этих воззрений наметилось лишь ближе к осевому времени, в начале первого тысячелетия до новой эры.
Рациональности
Читать лекции по философии науки – дело интересное и благодарное. Интересное потому, что научное знание задает основные ориентиры развития современной цивилизации, включая и перспек
Философия науки и ее предмет
Необходимость философского анализа науки. Оппозиции сциентизма и антисциентизма, экстернализма и интернализма. Теоретичность научного знания: умопостигаемость и сверхчувственность. Рациональност
Первые мудрецы древности в поисках субстанции
Основные культурно-исторические типы рациональности как господствующего мировоззрения соответствующих эпох:космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Логос античности, божественный свет средн
Влияние античности на становление и развитие современной науки
Античная философия как форма развития науки. Первый антропологический поворот в истории: пробуждение субъективности. Путь логоса от первоначальной рационализации внешнего к рациональному познани
Эмпирическое и теоретическое знание в науке
Структура эмпирического знания. Особенности наблюдения и эксперимента. О возможности математического и мысленного эксперимента. Количественные отношения и мера, роль измерения и прибора в познан
Научное знание как система. Наука и техника
«Огороды» и «колодцы» науки. Подходы к построению системы (структуры) научного знания как целого. Классификация наук. Пример классификации: преемственность, несводимость, включенность, последов
О физике и метафизике
Когда ученые, представляющие естественные науки, говорят о физике и ее лидирующей роли в естествознании, под физическим миром они имеют в виду нечто иное, нежели философская традиция, идущая от ант
Разум и свобода
По-разному оценивают послеосевую ситуацию философы в контексте поиска ответа на вопрос – что разумность означает для человека как свободного существа? Если для Гегеля, например, кажется очевидным,
О периодизации средних веков в свете эволюции рациональности
Не углубляясь в этот подробно рассмотренный в литературе вопрос, хотим подчеркнуть аспекты, коррелирующие с изменениями отношения к разуму и его прерогативам в познании. Обычно средние века датирую
О значении ценностных измерений научного знания
В структуре научной теории мы выделили и проанализировали три вида знаний: предметное, операциональное и ценностное. Последнее характеризует науку в ее отношении к культуре и челове
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов