рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О периодизации средних веков в свете эволюции рациональности

О периодизации средних веков в свете эволюции рациональности - раздел Философия, ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ Не Углубляясь В Этот Подробно Рассмотренный В Литературе Вопрос, Хотим Подчер...

Не углубляясь в этот подробно рассмотренный в литературе вопрос, хотим подчеркнуть аспекты, коррелирующие с изменениями отношения к разуму и его прерогативам в познании. Обычно средние века датируют тысячелетием с V по ХIV века, и это достаточно удобно: тысячелетие античности сменяется тысячелетием средневековья. Но следует заметить: жизнь и земная смерть Иисуса Христа, деяния апостолов, канонические Евангелия относятся к первому веку, а известные апологеты Афинагор, Иустин, Татиан жили во втором. Представители неоплатонизма создавали свои концепции преимущественно в третьем – пятом столетиях. Хотим сказать, что имел место длительный, в три-четыре столетия переходный период «встречи Афин и Иерусалима» с добавлениями элементов мифологического мышления, и этот период следует включить в наш анализ ввиду его исключительного значения для создателей всех последующих теологических и философско-религиозных концепций. При этом, как будет показано, начало христианизации в теоретическом отношении напоминает раннегреческий период в античности: возможности предлагаемых концепций превышают содержание их последующей реализации в теологии средних веков. Таким образом, выделим не два, а три этапа. Первый, переходный от античности к средневековью (с I и до середины IV веков) – это период утверждения христианского вероучения, рациональной формулировки и теологического оправдания новых идей и основных постулатов относительно бога, разума, свободы воли, духовности, морали, предназначения человека, равно как и оправдание организационных действий общин (апостолы убеждали власти в собственной лояльности, отстаивали новую идею богоизбранности по вере, проповедовали гражданскую ответственность первых христиан). Это было также время утверждения патристики, догматики и апологетики. Апологеты новой веры опирались на авторитет отцов церкви, патеров, откуда и произошло название «патристика». И при этом существенное значение стали играть догмы, или догматы – утверждения, для принятия которых достаточно веры в качестве обоснования; с рациональной точки зрения они безосновны. Основы христианского вероучения сложились на пересечении Ветхого Завета, греко-римской философии и древних мифов средиземноморья. Именно в этот период произошли решающие изменения в светской жизни: при императоре Константине (годы царствования 306–337) христианство признали государственной религией Римской империи. В теологии и религиозной философии еще ранее апологет Ориген (184–254) соединил христианство с философией Платона, утвердился неоплатонизм. Именно с влиянием греков и особенно Платона связывают знаменитое начало Евангелия от Иоанна «В начале было слово…», подчеркивая, что более точным переводом с греческого было бы сказать не «слово», а «логос». Второй этап – раннее средневековье с конца IV по IX веков, в особенности после завоевания Западной римской империи германцами и падения Рима в 476 году. К этому времени (еще в 381 году) был утвержден основной символ веры христиан – догмат триединства («Верую во единого Бога: Отца, и Сына, и Святаго Духа»). Религиозный центр христианства смещается в Византию (Константинополь), или «второй Рим», догматика раннекатолических воззрений сочетается с мистицизмом Востока, формируется православие. В этот период произошло разграничение апофатической и катафатической традиций в теологии о возможностях рационального постижения Бога, то есть утвердились две различные версии рационализации, рационального обоснования религиозного мировоззрения. В Византии разум был возвышен в качестве мистической способности, или апофатически, так что божественный разум совпадает здесь с мистическим светом, а познание подобно припоминанию Платона, идеализм которого оказал значительное влияние на Плотина (205–270) и Прокла (412–485). Для этого этапа характерно уважительное отношение к образованию и науке, особенно в утонченном Константинополе; но при этом задачи образования сильно мистифицированы. В VIII веке Иоанн Дамаскин в работе «Источник знания» детальнейшим образом анализирует афоризм «Ученье – свет, а неученье – тьма», рассматривая мир как иерархию любви, в которой вторая ступень – ум, разум, слово (логос греков) олицетворяет высшее после веры (любви) качество человека. Иными словами, разум, логос, слово почитаются не сами по себе, а мистически, как выражающие неземное и вечное в земном и преходящем в их совмещении. Рим и католики пошли по иному, преимущественно катафатическому пути, со строгим разделением компетенции разума и веры. Наконец, третий этап (X–XIV века) – позднее средневековье. Серьезные изменения произошли в этот период лишь в западной, католической религиозной мысли. Обоснование феодализма требовало более выраженной апелляции к разуму, что привело к схоластике, вытеснению мистико-эстетической тенденции рационально-догматической.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

ГОУ ВПО УГТУ УПИ имени первого Президента России Б Н Ельцина... В И Кашперский...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О периодизации средних веков в свете эволюции рациональности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Рациональности
  Читать лекции по философии науки – дело интересное и благодарное. Интересное потому, что научное знание задает основные ориентиры развития современной цивилизации, включая и перспек

Философия науки и ее предмет
Необходимость философского анализа науки. Оппозиции сциентизма и антисциентизма, экстернализма и интернализма. Теоретичность научного знания: умопостигаемость и сверхчувственность. Рациональност

Проблемы философии и методологии науки в позитивизме. Постпозитивизм как культурное явление. Ранний К. Поппер и его основополагающие идеи
  Возникновение и программные установки позитивизма. Понимание проблем философии и методологии науки. «Наука – сама себе философия». Требования к теоретическому знанию и подчинени

Основные концепции постпозитивистской философии науки ХХ века
Поздний К. Поппер: концепции «третьего мира» и эволюционной эпистемологии. «Основное правило» Поппера. Автономность науки и свобода научного творчества. И. Лакатос. Конкурирующие

История науки и ее истоки. «Осевое время» как переход от мифа к логосу
О смысле историко-философского анализа науки. Осевое время истории. Наука – детище не Нового, а Осевого времени. Разум и рациональность. Изменение представлений людей о структуре собственной ли

Первые мудрецы древности в поисках субстанции
Основные культурно-исторические типы рациональности как господствующего мировоззрения соответствующих эпох:космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Логос античности, божественный свет средн

Влияние античности на становление и развитие современной науки
Античная философия как форма развития науки. Первый антропологический поворот в истории: пробуждение субъективности. Путь логоса от первоначальной рационализации внешнего к рациональному познани

Теоцентризм средних веков. Пути разума и предпосылки современного научного мышления в христианской модели мира и человека
Влияние христианства на образ современной науки. Особенности средневекового культурно-исторического типа рациональности (теоцентризма): представления о познании, картина мира, историзм, антро

Рождение современной науки и основных методов научного познания
  Научная революция XVI–XVII веков. Основоположники новоевропейской науки. Механическая картина мира. Становление третьего культурно-исторического типа рациональности и ее к

Иммануил Кант об условиях возможности и источниках теоретического знания. Особенности философии науки в России
Антропологический поворот, совершенный И. Кантом в философии; Кант о природе человеческого разума, об условиях возможности познания и источниках общего и необходимого знания в науке; открытие с

Научное знание как феномен культуры и фактор развития техногенной цивилизации. Знание и язык
О науке, культуре и цивилизации в их взаимосвязи. Формационный и цивилизационный подходы к анализу науки. Цивилизация как тип и уровень культурного развития. Наука и процессы модернизации. Техно

Эмпирическое и теоретическое знание в науке
Структура эмпирического знания. Особенности наблюдения и эксперимента. О возможности математического и мысленного эксперимента. Количественные отношения и мера, роль измерения и прибора в познан

Научное знание как система. Наука и техника
«Огороды» и «колодцы» науки. Подходы к построению системы (структуры) научного знания как целого. Классификация наук. Пример классификации: преемственность, несводимость, включенность, последов

Особенности современного этапа развития науки и поиски нового культурно-исторического типа рациональности. Будущее науки
Наука и глобальные проблемы современного мира. Отчуждение человека от человека, человека от природы и самоотчуждение. Диспропорции между естественнонаучным и гуманитарным знанием. Условия возмож

О физике и метафизике
Когда ученые, представляющие естественные науки, говорят о физике и ее лидирующей роли в естествознании, под физическим миром они имеют в виду нечто иное, нежели философская традиция, идущая от ант

Присуща ли рационально-теоретическая способность мифологическому мышлению?
Довольно часто в литературе мифологическому («архаичному») человеку приписывается способность к осознанному рациональному мироотношению и мышлению на том основании, что-де он верил в бессмертие душ

О рациональности и оппозициях рационализму. Смысл иррациональности
  Если в качестве основания взять отношение к разуму, получим рационализм и иррационализм. Однако здесь уже следует проявлять большую осторожность ввиду слабой проработанности вопроса

О натурфилософии, чувственно-сверхчувственных субстанциях бытия и близости позиций Гаутамы Сиддхартхи, Конфуция и Сократа
Проведем краткий экскурс за пределы средиземноморской культуры того периода. В Китае мифология династий Шан (XVIII–XII вв. до н.э.) и Чжоу (ХI–III вв. до н.э.) основывается на подчинении традиции и

Разум и свобода
По-разному оценивают послеосевую ситуацию философы в контексте поиска ответа на вопрос – что разумность означает для человека как свободного существа? Если для Гегеля, например, кажется очевидным,

Еще раз о взаимосвязи философии и науки. Метафизические основания современной теоретической физики
  Хотим теперь показать, сколь беспочвенны попытки изолировать науку от философии. Мы уже видели, что в числе критериев научности теоретического знания, отличающих по

О значении ценностных измерений научного знания
  В структуре научной теории мы выделили и проанализировали три вида знаний: предметное, операциональное и ценностное. Последнее характеризует науку в ее отношении к культуре и челове

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги