рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЧАСТЬ I

ЧАСТЬ I - Конспект, раздел Философия, Конспект лекционного курса по дисциплине философия конспект лекцій   1. Неопределимость Философии 1.1. Философию Невозмож...

 

1. НЕОПРЕДЕЛИМОСТЬ ФИЛОСОФИИ

1.1. Философию невозможно просто определить. Она принадлежит к тому, природу чего мы все знаем, лишь мысля их сами, когда мы уже в философии. Попытка же их определить чаще всего их только затемняет первоначальную интуитивную ясность.

1.2. Философия не может никому сообщить никакой суммы и системы знаний, потому что она просто не содержит ее и не является ею.

1.3. Строго говоря, философии нельзя научить (как нельзя научить поэзии или музыке). Но – по аналогии – можно научить грамматике или нотной грамоте.

1.4. В философии (как в искусстве) – свое ремесло, навыки, приемы, что помогает

а) увидеть проблему там, где ее не видят другие

б) не делать трагедии из факта сосуществования различных способов объяснения мира

в) терпеливо принимать "инакомыслие" другого

г) складно формулировать и выражать свои идеи

д) отслеживать ясность ума, честность интеллекта и чистоту речи

 

2. РОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

2.1. Философия начала зарождаться не ранее VIII века до н.э. и родилась к VI веку до н.э. Почти одновременно в разных цивилизациях людьми с определенными именами были совершены какие-то акты, которые и были названы философскими. Их появление не было связано. Можно лишь сказать, что все они появляются на фоне предшествующих тысячелетий мифа.

2.2. Этот новый "род деятельности" был связан с какими-то необратимыми изменениями в сознании людей. Раньше знания сообщали боги, а хранили жрецы; теперь люди начали сами искать мудрость. Именно самостоятельное мышление – это "философия" – от "фило" (любовь) + "софос" (мудрость). Философия ставит вопрос: "что можно знать, если знание не дано извне?"

 

3. ЧТО ПРИСУЩЕ ФИЛОСОФИИ

а) Философия – поиск человеком бесконечных ответов на главные вопросы бытия.

б) Философия имеет дело со всем универсальным, фундаментальным, существенным.

в) Философия подразумевает обостренное отношение человека к миру.

г) Философия – это специфическая любовь к мудрости.

д) Философия ведет интеллектуальный поиск истин, причем истин высшего порядка.

е) Философия работает с вопросами целостного взгляда на мир и человека в нем.

 

4. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ

4.1. Философия некоторым образом отделена и от науки, и от мировоззрения:

а) Наука дает человеку знание, без которого в мире неуютно. Мировоззрение дает личную картину мира, без которого мир необитаем.

б) Наука опирается на точные методы и опыт. Мировоззрение эмоционально и полно предрассудков.

в) Философия ищет то, что скрывается за явлениями, а также ставит вопросы о "внешнем" для человека мире и о его внутреннем мире.

4.2. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, формирующая самое общее видение мира и человека. Оно в общем определяет поведение. Мировоззрение – это гибкая, меняющаяся взаимосвязь трех сфер: познавательной, ценностной и поведенческой. В мировоззрении есть разные компоненты, но его "ядро" – принцип их связи в единое целое.

4.2.2. Компоненты мировоззрения:

а) система знаний (обобщенные жизненные, научные, профессиональные знания)

б) система ценностей (общие смыслы и основы человеческой жизни)

в) система действий (способы, программы, модели поведения)

Между этими компонентами всегда возможны напряжения за счет их разнородности. Например, моральные или религиозные императивы могут ограничивать познавательные интересы. Определенная система ценностей может исключать определенные модели поведения.

4.3. Мировоззрение стремится стать все более целостным комплексом убеждений, т.е. системой активно принимаемых взглядов. Но мировоззрение вынуждено демонстрировать определенную гибкость, приспосабливаясь к жизненным ситуациям и поступлениям новой информации.

4.4. Мировоззрение «шире» философии. Мировоззрение базируется (явно или неявно) на некоторой «философии». К системам философских взглядов предъявляется требование обоснования. Т.е. философия выступает как творение, аналитика и реформация мировоззрений.

4.5. Философия составляет наиболее аргументируемую "часть" мировоззрения; наиболее "разумную" и поддающуюся уразумению область мировоззрения.

4.6. Мировоззрение есть, по существу, некая относительно стабильная «система ответов», а философия есть относительно стабильная «система вопросов», осознаваемых как главные вопросы. Например, «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?»

4.7. Неудовлетворенность тем, что есть – текущей жизнью, наличным бытием – основа философии. Она ищет как «должно быть», исходя из того, что "уже есть". Исторически то, что "есть" – это мифологическое мышление, обустроенный мир повторяющихся в определенном порядке символов. По контрасту с "мифом" и выявляется собственно философское мышление.

 

5. ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

5.1. Философское мышление принципиально отлично от мифологического (религиозного):

а) это относительно автономная теоретизация, некая самостоятельная мудрость

б) это авторское действие и именная мысль. Философия же в отличие от мифа уже датируется, она и индивидуальна, и датируема.

в) это мысль, закладывающая свои традиции, принципы, аппарат и язык.

г) философия видит мир как проблему. Для мифологического сознания мир освоен, в нем нет ничего непонятного, ибо все объяснимо, понятно и встроено в общую, незыблемую структуру мироздания. Философия есть внесение в мир "непонятного".

д) философия есть "изобретение смыслов" (мира и жизни). В мифологическом мире смысл уже содержится изначально.

е) человек с точки зрения мифа есть создание, творение, некая данность определенной природы. С точки зрения философии человек есть существо самосозидающееся.

ж) истинность в философии устанавливается; в мифе истина задана изначально и может лишь приниматься.

з) философия формирует представление о мире; миф же организовывает сам мир.

 

6. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ

6.1. С задавания вопроса: "Почему в мире есть нечто, а не – ничто" начинается философия. Несколько по-иному этот вопрос может звучать так: "Почему вообще в мире существует порядок или хоть что-то упорядоченное, а не – хаос".

6.2. Философия – это любовь к мудрости. Употребляя слово "мудрость", греки обязательно соединяли его со словом "удивление" (не в бытовом смысле!), считая, что любовь к мудрости, или философы – рождается из удивления.

 

7. ЯЗЫК ФИЛОСОФИИ

7.1. Философия говорит на особом языке, о чем-то ненаглядном, что следует помыслить.

7.2. Одна из первых истинно философских фраз сказана Сократом: "Я знаю, что я ничего не знаю". Это – философская фраза: ее слова означают не совсем то, что они сами означают.

7.3. Философский язык – не язык прямых сообщений, но язык, возбуждающий интерес, мысль, многостороннее понимание, толкование. В философии встречаются слова, не имеющие предмета, который мог бы быть дан помимо слова. Одним из таких предметов является "Бог" или "душа". Это слова что-то обозначающие, но обозначаемые – не предметы. В философии в принципе допустимо существование слов с особым значением, без указания на предметы опыта.

7.4. Часто философский язык наводит на мысль о сумасшествии автора. Философия – некое "ненормальное мышление", но в ней есть презумпция ума философа – правило вежливости, если непонятно о чем идет речь. Обезопасив себя от своей глупости, мы можем начать понимать.

 

8. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

8.1. Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности

а) давать картину мира в целом,

б) объединять данные наук, искусств, социальных практик,

в) формировать понимание «человека», его места в мире, цели и смысла существования

8.2. Гносеологическая функция философии состоит в определении

а) возможностей и способов познания мира,

б) эффективности научного познания и эстетического творчества,

в) технологий целеполагающей человеческой деятельности

8.3. Т.к. в центре внимания философии неизбежно оказывается отдельный человек, человек в обществе и виды человеческой деятельности, философии присущ

а) гуманизм – предельно внимательное отношении к человеку;

б) практицизм – забота о благе людей и моральности;

в) целеполагание – решение вопросов "добра и зла" + поиск того, что "должно быть";

г) интегративность – упорядочение общественной жизни, "умения жить сообща";

д) рационализм – утверждение разумной деятельности как пути к свободе.

 

9. ТЕМЫ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

9.1. У философии нет, строго говоря, собственного предмета, но есть традиционно философские темы, к которым возвращаются философы, проверяя эффективность своих решений.

9.2. Основными философскими темами являются:

а) Мир.Мир как целое, как универсум, не дан непосредственно в восприятии. Любой феномен будет изображать лишь часть мира. Но мышлению такой объект, как Мир, необходим - хотя бы для того, чтобы соразмерить его с человеком.

б) Бог."Бог философов" - это понятие, которое сводит воедино основные темы философии. Иногда его заменяют такими понятием, как "Абсолют" или "Единое".

в) Истина.Вопрос "Что есть истина?" – один из главных для философии. Речь идет о соответствии мысли и действительности, о различении истины и лжи, иллюзии и реальности. Этот вопрос требует введения специальных понятий: субъект и объект познания, рассудок и разум.

г) Единое.Природа всегда предстает познанию в виде отдельных явлений. Мысли также существуют как отдельные высказывания, способные выстраиваться в цепочку причин и следствий. Чтобы составить из этих частей целое, следует их каким-то образом связать. Тут возникает проблема, которую не может решать наука: если нам всегда даны части и не даны ни целое, ни правила его получения из суммы частей, то откуда вообще берется представление о единстве, само понятие единого и стремление к цельности и полноте знания?

9.3. Конкретные философские темы лежат в основе специальных философских дисциплин:

а) Бытие.В поисках наиболее общих понятий философия выработала понятие бытия, которое позволяет противопоставить изменчивой пространственно-временной реальности вечно сущую действительность. По крайней мере что-то существует, чем бы оно ни было. Оно должно быть в качестве чего-то или в качестве предмета мысли об этом что-то. Философская дисциплина, рассматривающая общую структуру бытия, называется онтологией.

б) Добро.Добро не выводимо из природы, будь то природа человека или мира. Чтобы обосновать возможность добра, нужно выйти за пределы природы, т.е. необходима философия. Основные проблемы, которые решает моральная философия – это а) вопросы приятного и полезного б) вопросы возможности добра для одного и для общества; универсального или разнообразного и т.д. Философская дисциплина, изучающая эти вопросы, называется этикой.

в) Красота.Философия выяснила, что красоту, так же как и добро, только из природы вывести невозможно. Сам феномен красоты уже требует философской разгадки: что это - внешняя форма, внутренняя форма, чувственный сигнал о возможной пользе, приятное, гармоничное. Философская дисциплина, изучающая эти проблемы, называется эстетикой.

г) Человек.Проблема человека является центром, к которому сходятся линии философских размышлений. Вопросов тут более, чем достаточно. Можно ли найти основания для выделения человека из природного мира и из социума? Из каких элементов состоит феномен человека: тело, душа, воля, чувственность, воображение, эмоции, рассудок, разум, Я? Философская дисциплина, изучающая эти проблемы, называется философской антропологией.

д) Общество.Способы сосуществования людей являются предметом философии. Философия начинает выяснять, почему люди соединяются в различные группы, что такое справедливость, равенство, личность в обществе, каковы основания права и государства, какое устройство государства является наилучшим и т.п. Философская дисциплина, изучающая эти проблемы, называется социальной философией.

9.4. Этим список философских дисциплин не заканчивается, но лишь очерчивается в самом первом приближении. Основные философские темы и основные философские дисциплины позволяют нам в самом общем виде наметить структуру философии.

9.5. Структурными компонентами философии служат:

а) онтология (учение о бытии)

б) гносеология (учение о познании)

в) аксиология (учение о ценностях)

г) праксиология (учение о деятельности)

Переплетаясь, они образуют "дополнительные" философские дисциплины: философию религии, истории, культуры, права, языка и т.п.

 

10. НАЧАЛО ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

10.1. Западная философия, как некая целостность родилась в Древней Греции.

10.2. Существенные черты греческой философии:

а) она рождается на периферии территории первых Великих Цивилизаций.

б) у греков не было ни фиксированной религиозной догматики, ни властной касты жрецов, – философии рождается на периферии религиозной традиции.

в) у самих греков философия родилась не в метрополии, а в колониях и лишь потом в Центральной Греции. Здесь снова следует подчеркнуть «тягу» философии к периферии.

10.3 В духовном, политическом и территориальном плане рождение философии обязано «свободному пространству», в котором смогло появиться и укрепиться свободное мышление.

 

11. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

11.1. Традиция приписывает введение термина «философия» Пифагору, а первым философом она называет Фалеса из Милета (конец VII – начало VI века до н.э.)

11.2. С момента своего рождения философия предстает как триединство связанных между собой моментов: а) содержания, б) метода, в) цели.

а) содержанием вопроса первого из философов: «что есть начало всех вещей?» – служит бытие, реальность как целое, открывающаяся в поиске своего первоначала.

б) по методу философия стремится к рациональному объяснению всеобщего как объекта. Для нее значим лишь разумный аргумент, логическая мотивация, логос. Недостаточно констатировать, определить данные факта, опыта: философия должна идти дальше фактов и опыта, находить причины явлений с помощью разума.

в) цель философии – чистое созерцание истины, бескорыстная любовь к ней и желание достичь ее.

 

12. СТРУКТУРА РАННЕЙ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

12.1. Изначально всеобщность реального виделась греческим философам как "фюзис" (природа) и как космос (порядок в отличие от хаоса). Философские проблемы были поначалу натуралистические и космологические.

12.2. В дальнейшем интерес философии привлек человек – часть природы, с одной стороны, и нечто отличное от остальной природы, с другой стороны.

12.3. Зрелая греческая философия обеспокоилась всем спектром философских вопросов – онтологией, этикой, эстетикой, антропологией и социальной философией.

 

13. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

13.1. Три основных периода:

а) натуралистический отмечен решением проблем фюзиса и космоса (Фалес, Гераклит и др.)

б) гуманистический наполнен попытками определения сущности человека (софисты, Сократ).

в) период большого синтеза Платона и Аристотеля характеризуется открытием сверхчувственного мира и четкой постановкой основных философских проблем.

 

14. НАТУРФИЛОСОФИЯ: ПОИСКИ ПЕРВОНАЧАЛА

14.1. Фалес Милетский: Первоначало – Вода.В его лице мы имеем не только философа, но и ученого, и благоразумного политика. О нем ходили истории, как о талантливом «бизнесмене». Известны лишь его мысли в передаче через устную традицию.

14.2. Будучи инициатором философии «фюзиса», Фалес полагал первопричиной всего воду. Жизнь связана с влагой, а влага предполагает воду, значит, все приходит из воды, находит свою жизнь в воде и заканчивается в воде. Фалес мыслил воду как «субстанцию» – жидкое и текучее; его «вода» соотносилась не с материальной водой, но с божественным началом.

14.3. Божественное начало – или первоначало, архэ – как первейшее основание всего сущего и было в фокусе интересов первых натурфилософов. Когда Фалес утверждал, что «все полно богов», он хотел лишь сказать, что все «пропитано» первоначалом.

14.4. Именно некая натуральная «пропитка» мира была целью ранних философов.

14.5. Анаксимандр: Первоначало – апейрон. Он считал определенные стихии производными от бесконечной/неопределенной природы. Для обозначения этой природы, количественно и пространственно не определенной, он вводит термин «апейрон» (нечто, лишенное границ).

14.6. Беспредельное, вечное и несотворенное (т.е. апейрон) дает начало всем определенным вещам. Сами вещи рождаются по причине того, что природные противоположности (холодное–горячее, сухое–влажное и т.п.) испытывают антагонизм. Неизменное первоначало в режиме «двоевластия» рождает изменчивый «мир». Т.е. стихии, превращаясь (при различных условиях) друг в друга, и создавая подвижную среду (т.е. мир), создают широчайший спектр явлений.

14.7. Гераклит. Первоначало – Огонь. Милетская школа попыталась дать объяснение всеобщего динамизма. Миры и вещи в них рождаются и гибнут, – следовательно, ничего нет неизменного, постоянного, а существенная черта всего сущего – движение. Гераклит сделал предельное обобщение: все течет, все изменяется. Нельзя войти дважды в одну и ту же реку.

14.8. Казалось бы, что река та же, но воды ее ежесекундно меняются. Мы сами подобны реке, потому что все время меняемся. Следовательно, и относительно реки, и относительно нас самих можно сказать: и есть, и нет. Значит, все в мире, включая и человека, не может быть одним тем же в череде моментов времени. Со временем все становится чем-то другим по сравнению с тем, что оно было. Следовательно, нашу реальность характеризует становление.

14.9. Становление не принадлежит самому основанию, первоначалу, которым Гераклит полагал огонь – совершенный образ движения. Становление – это переход друг в друга противоположностей. Например, живое умирает, мокрое высыхает и т.п. В основе мира лежит война противоположностей. Эта война есть в то же время и мир, т.к. согласие несогласного дает гармонию.

14.10. Пифагор. Первоначало – Число. Пифагор считал первоначалом всех вещей не физическое, а числовое основание. Число понималось как суть взаимосвязи всего сущего и основание реальности. Все есть число и порядок, а Космос – численно упорядоченная гармония.

14.11. Решение проблемы неограниченного и ограниченного заключено, – по Пифагору – в числе. Само число рождается как гармония конечного и бесконечного и дает жизнь всему прочему. Весь космос – это пространство разумного порядка, небеса вращаются, издавая волшебно гармоничную музыку. Мир прозрачен для разума, и только ложь не укладывается в число.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекционного курса по дисциплине философия конспект лекцій

Українська інженерно педагогічна академія.. філософія конспект лекцій..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЧАСТЬ I

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия парменида
15.1. Парменид (VI-V вв. до н.э.), основатель философской школы в Элее, сформулировал 3 возможные пути познания: а) путь абсолютной истины (по нему следуют чистым разумом) б) путь

Движение софистов
16.1. «Софист» – термин, сам по себе позитивный, означает "мудрый", искушенный, употребляется чаще как негативный. 16.2. Особенности софистов: а) отсутс

ЧАСТЬ II
1. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ 1.1. Время с момента публикации труда Н. Коперника "Об обращениях небесных сфер" до появления сочинения И. Ньютона "Математическ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги