ФИЛОСОФИЯ ПАРМЕНИДА

15.1. Парменид (VI-V вв. до н.э.), основатель философской школы в Элее, сформулировал 3 возможные пути познания:

а) путь абсолютной истины (по нему следуют чистым разумом)

б) путь ошибочных мнений/заблуждения (на нем руководствуются чувствами)

в) путь приемлемых мнений/правды (переосмысление чувственных данных разумом)

15.2. Третий путь подразумевает «фильтрацию» всего ощущаемого, т.е. изменчивого и подвижного неизменными разумными операциями. Второй путь есть путь заблуждения, доверие чувствам, допущение реальности становления, т.е. рождения и смерти – бытия и небытия. Первый путь дает уверенность в том, что бытие есть, и оно не может быть/стать небытием.

15.3. По Пармениду Бытие не становится, не порождается, не имеет прошлого и будущего, неизменно, неподвижно, абсолютно полно. Бытие не знает каких-либо противоречий, не портится, не гибнет, не изменяется. Помимо бытия ничего нет. Мышление есть также бытие, потому что нельзя мыслить ни о чем.

15.4. По Пармениду все многообразие и изменчивость мира – ложность, результат чувственного восприятия. Под кажущейся динамикой, контрастами, противоречиями есть высшее единство бытия. Бытие вбирает в себя все т.н. «противоречия».

15.5. Согласно Пармениду, в мире по существу ничего не происходит, точнее, все, что «происходит» на самом деле просто «есть». Образно говоря, нет реки Гераклита, которая все время меняется. Есть наше чувство времени, которое делает все текучим. И есть бесчисленное число состояний этой реки, каждое из которых неподвижно и фиксировано. Т.е. нет смены состояний, а есть их последовательность, подобная последовательности целых чисел. Причем, все возможные состояния есть «одновременно».