рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Движение софистов

Движение софистов - Конспект, раздел Философия, Конспект лекционного курса по дисциплине философия конспект лекцій 16.1. «Софист» – Термин, Сам По Себе Позитивный, Означает "мудрый",...

16.1. «Софист» – термин, сам по себе позитивный, означает "мудрый", искушенный, употребляется чаще как негативный.

16.2. Особенности софистов:

а) отсутствие бескорыстной цели поиска истины (они ориентированы на практические цели)

б) они не стеснялись брать плату за преподавание (превращали философию в род ремесла)

в) их поведение было вызывающим (бродяжничали, не сохраняли верность родному городу)

г) их идеи были опасны с моральной точки зрения (свобода духа превыше традиций и норм)

д) они отличались теоретической несостоятельностью в философском плане (они не представляли собой единого круга мыслителей, школы)

16.3. Софисты совершили подлинную революцию, переориентировав философию с проблематики фюзиса и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества. Доминантные темы софистики: этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание. Софисты - зачинатели гуманистического периода в античной философии.

16.4. Софистика как ремесло «на благо человека» не есть служение «на благо истины». На практике всегда необходимо умение привести аргументы в свою пользу. Поэтому искусство софизмов – это система ловушек для доказательства своей правоты любой ценой.

16.5. Протагор: все относительно, – нет абсолютной истины, нет абсолютных моральных ценностей, блага. Существует нечто, что более полезно, и Мудрец понимает, что именно уместно и полезно в определенных условиях человеку. Значит, «человек есть мера всех вещей»

16.6. Горгий: «спор» с Парменидом. Не существует бытия, т.е. существует ничто. Философы формулировали бытие таким образом, что их заключения взаимно аннулировали друг друга, а стало быть, оно ничто. 2) Если бытие существует, его невозможно было бы познать. Среди мыслимого есть и несуществующее, однако, и это мыслимо. Между мышлением и бытием, стало быть, есть разлом и зазор. 3) Если бытие мыслимо, то оно невыразимо. Ведь слово не может передать подлинным образом то, что отлично от него.

16.7. Существует кто? Человек! Поэтому «существует» берется ключом к софистов. Проблема «заключена» в Человеке. Но природа человека софистами не была определена. Они говорили о натуральной природе, но не говорили о природе духовной. Это сделал Сократ.

 

17. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА

17.1. Сократ родился в Афинах и был казнен в 399 г. до н.э. по обвинению в богохульстве, неверии и растлении молодежи. Он ничего не писал, полагая, что лишь живое слово может донести его мысль посредством устного диалога. О нем и его философии писал Платон.

17.2. Основные определения философии Сократа

17.2.1. Душа. Отходя от поисков первоначала, Сократ занят "исканием мудрости человеческой" (т.е. знания, какое человек может иметь по поводу человека же). Человек – это его душа, которая отличает его от других существ. Под «душой» Сократ понимает наш разум и нравственно ориентированное поведение. Душа для Сократа – это "я сознающее", т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность. В особой заботе нуждалось не столько его тело, сколько душа, и задача воспитателя – научить людей взращиванию души. То, чему служит тело, есть душа; она руководит в познании тем, кто следует призыву познать самого себя.

17.2.2. Добродетель.По Сократу – это то, что делает душу благой и совершенной, т.е. тем, что она есть по природе. А это – знание и познание, в то время как порок – это невежество.

17.2.3. Свобода.Душа - госпожа и хозяйка тела, а также инстинктов, связанных с телом. Господство разумной души = свобода. Истинно свободный человек – тот, кто знает, как управлять своими инстинктами. Раб – это жертва инстинктов.

17.2.4. Счастье.Счастье – не из тела, но из души. Душа счастлива тогда, когда она упорядочена, виртуозна, добродетельна. Можно повредить тело, но нельзя разрушить внутреннюю гармонию души. Человек может быть счастлив лишь в этой жизни.

17.2.5. Ненасилие.Недопустимо насилие над законом. Правое оружие человека, – его разум и убеждение. Даже если, употребив все силы своего разума, человек не достигает цели, произвол всегда остается бесчестием.

17.3. Этика Сократа

а) Добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок – это всегда невежество.

б) Никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию.

17.4. Диалектика как метод Сократа связана с его открытием сущности человека и фундаментальным образом имеет этическую природу (воспитание души). Диалог с Сократом означал держать "экзамен души", подытожить жизнь, выдержать "моральный экзамен".

17.5. Сократический метод:

а) диалог (разговор в стиле вопрос-ответ)

б) "маска незнания" (прикидывается учащимся, незнающим, расспрашивающим)

в) ирония (шутки, намеки, подзуживание, потрясение собеседника)

г) притворное соглашение / опровержение (притворство как уловка – просьба определить предмет – критика – доказательство, что невежда сам собеседник)

д) майевтика (душа собеседник беременна истиной, ей надо помочь родиться )

17.6. Философия Сократа оставил нерешенной целую серию проблем.

а) Его исследование души и ее функций требовало дальнейших углублений: если тело служит душе, и душа повелевает, значит, она отлична от тела, т.е. онтологически она есть другое? Так что же это? Каково ее бытие? В чем ее отличие от тела?

б) Знание-добродетель не есть нечто пустое, или стерильное. Душа – объект знания, она нуждается в уходе, в избавлении от иллюзий, что ведет, в конце концов, к признанию незнания. И это признание незнание предельно неоднозначно.

17.7. «Появление» Платона. Платон предложил разработку понятия «благо» как высшего объекта. Он принял схему Сократа: с одной стороны принцип незнания как будто ведет к отрицанию науки, с другой – это путь ведущий к подлинно высшему знанию. Платон делает 1) принцип незнания введением в метафизику 2) диалектику – основанием логики как науки 3) учение в целом – пространством целого мира.

17.8. «Революция» Платона – открытие сверхчувственного бытия (сверх-природного, над-физического, мета-физического).

 

18. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

18.1. Платон – уроженец Афин, из знатного и богатого рода. После смерти учителя – Сократа – путешествовал. Идея, проходящая через всю жизнь – «философ на троне». Основал Академию в Афинах. Сочинения обширны – диалоги. Основное действующее лицо диалогов – Сократ. При изложении своей философии пользовался «новыми мифами».

18.2. Платон восстанавливает миф в правах и постоянно его использует, понимая его огромную важность. Для Платона миф – нечто большее, чем фантазия, миф – выражение веры и доверия. Миф ищет разъяснения в логосе, а логос хочет найти завершение в мифе.

18.3. Философия Платона – это открытие реальности сверхчувственного пространства. Для натурфилософии качества вещи имеют ряд различных причин. Для Платона очевидно, что необходимо постулировать существование некой последней причины, каковая, чтобы быть подлинной причиной, должна быть чем-то нечувственным, но умопостигаемым. Таковой является Идея. Итак, Платон утверждает, что любая вещь физического мира имеет свою высшую и последнюю причину, которая имеет природу не физическую, но мета-физическую.

18.4. Философия Платона говорит о двух планах бытия:

а) феноменальное, видимое («наше»), «неистинное бытие», бытие чувствуемое, наблюдаемое

б) невидимое, улавливаемое исключительно интеллектом («то»), «истинное бытие», умопостигаемая, интеллигибельная реальность.

18.5. «Истинное бытие» – это мир идей, форм, которые не есть просто понятия или умственные представления, но «полный набор» сущностей в своей целостности.

18.6. Идеи – это не мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от чувственного. Это – подлинное бытие в превосходной степени. Всякая идея – это то, чем вещь должна быть по определению. Идея – это нечто «в себе», «для себя», «само по себе». Идеи – это то, что не вовлечено в поток становления, в мир чувственного, то, что непричастно к становящемуся чем-либо, а есть то, чем должно нечто стать. Идеальный образец для всего меняющегося.

18.7. Мир идей – «это место над небесами». Это субстанция (реальность), лишенная цвета, фигуры и неосязаемая. Мысль видит идеи, т.е. реальное знание, реальное бытие. Только созерцая мир идей она окунается в целое и возвращается домой. Мир идей находится "поверх физического космоса". Идеи доступны лишь наиболее возвышенной части души, т.е. уму и только ему.

18.8. Мир идей образован из некоего множества, поскольку в нем есть идеи всех вещей. Идеи никем и ничем не порождены, они неразложимы, неизменны, как бытие Парменида.

18.9. Различение Платоном двух планов бытия, чувственного и умопостигаемого, решает «спор» Гераклита и Парменида.

18.10. Мир идей – иерархически организованная система, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким, и выше, вплоть до Идеи на вершине иерархии, которая есть условие всех остальных. Высшая, ничем не обусловленная идея – это Благо. Оно делает все идеи познаваемыми, а ум – познающим. Благо = Единое. Ниже – Множественное.

18.11. Из соединения Единого и Множественного вырастает тотальность всех идей. Единого нет без многого, а многое есть лишь в едином.

18.12. Подобно идеальному миру, физический мир происходит также из идей. Демиург, некий Бог-творец, Бог мыслящий, взяв за образец мир идей, породил физический космос.

18.13. Схема объяснения чувственно воспринимаемого мира по Платону: 1) модель (идеальный мир), 2) копия (физический мир) и 3) Творец, автор копии согласно модели. Модель и Творец – вечны; мир – порожден. Творец породил этот мир из любви к благу и его творение – прекрасно.

18.14. Характеристики обоих миров

а) мир идей – вечен, вне «было» и «будет». Время рождено вместе с миром чувственным.

б) мир чувственный – порядок, протяженный во времени, гармония и красота. Время – это движущееся подобие вечности; отсюда и эффект «движения во времени».

18.15. Познание по Платону – это некая форма "воспоминания" того, что уже от века есть в глубинах сокровищницы нашей души. Душа видела все, и вся реальность для нее доступна, как по эту сторону мира, так и по другую. Душа извлекает из самой себя истину, которой владеет как своей сутью. Это извлечение из себя и есть "воспоминание". Любой человек способен добыть изнутри себя истину, которой прежде не ведал, которой его никто не учил. А залогом самой возможности познания является изначальная интуиция правды в нашей душе.

18.16. Философия как любовь.

18.16.1. Любовь не есть ни прекрасное, ни благое, но – жажда красоты и добра. Любовь, стало быть, не Бог (Бог = благое и прекрасное), но и не человек. Она не смертна, но и не бессмертна. Она – связь человека и Бога.

18.16.2. Любовь – это фило-софия. София (мудрость) – ею владеет лишь Бог. Невежество – удел того, кто лишен мудрости. "Философос" – тот, кто ни невежествен, ни мудр, но, не владея мудростью, одержим страстью к ней и пребывает в вечном любовном приключении.

18.16.3. То, что люди называют любовью, есть лишь частичка истинной Любви, суть которой в желании прекрасного, блага, мудрости, счастья, бессмертия, Абсолюта.

18.16.4. «Этапы» любви:

а) любовь физическая, желание владеть красивым телом и породить в нем другое тело. Это своеобразное желание бессмертия.

б) влюбленная очарованность не телом, но душой.

в) высшая степень – ослепительное сияние идеи Прекрасного как Абсолюта.

18.17. Пока мы имеем тело, мы мертвы, ибо мы есть благодаря душе, а душа, пока она в теле, - она как в могиле, умерщвлена. Смерть тела – это жизнь, ибо душа освобождается от неволи. Тело – корень всех зол, т.е. всего того, от чего гибнет душа.

18.18. Стратегии высвобождения души:

а) «Бегство от тела». Душа должна избегать тела, насколько это возможно, истинный Философ желает смерти, а истинная философия – это "упражнение в смерти". Смерть касается только тела; она не только не вредит душе. Философ есть тот, кто желает истинной жизни (смерти тела).

б) «Бегство от мира». Это – средство соединения с миром идей и уподобления Богу в добродетели. Зло в мире будет вечно противостоять благу. Надо быстрее покинуть этот мир ради другого, благого. Т.е. уподобиться Богу, достигнув праведности, святости и вместе с тем мудрости.

18.19. Душа человека способна познавать неподвижное и вечное. Чтобы уловить это последнее, она сама должна иметь сходную с ним природу. Стало быть, душа столь же вечна и неизменна, как вечность, ей подвластная. Значит, рождение души имеет начало, но душа не подлежит смерти, подобно тому, как недоступно смерти все то, что прямо произведено Демиургом.

18.20. Существование и бессмертие души понятны лишь в том случае, если душа понята как нематериальное существо, обитающее в интеллигибельном пространстве, а потому не подлежащее порче и отрицанию со стороны человека

 

19. ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ

19.1. В 18 лет Аристотель он прибывает в Афины, поступает в Платоновскую академию и учится там вплоть до смерти Платона. Став самостоятельным философом, он покидает Афины. Потом возвращается и открывает свою школу – Лицей. Свои лекции Аристотель читал, прогуливаясь по тропинкам сада. Его ученики стали называться перипатетики.

19.2. Отличие Аристотеля от Платона:

а) Аристотель отказывается от веры, которая превалирует над логосом. Его путь – философская систематизация.

б) Платон интересовался математикой и был равнодушен к природным явлениям; Аристотель, интересовался естественными науками, а был равнодушен к математике.

в) Сократический метод придал платоновской философии открытый характер (вечный поиск). Аристотель склонен к органическому синтезу и систематизации, к разведению проблем по их природе, к дифференциации методов, с помощью которых решаются те или иные проблемы.

19.3. Аристотель употреблял выражение "первая философия" – наука о реальности-по-ту-сторону-физической". Ныне это синоним понятию «метафизика» – то, что объединяет любые попытки человеческой мысли выйти за пределы чувственного мира, чтобы достигнуть иной реальности.

19.4. Метафизика по Аристотелю – наиболее возвышенная из наук: 1) она не связана с материальными нуждами, 2) она не преследует практические цели.

19.5. Четыре определения дает Аристотель метафизике:

а) исследование причин, первых или высших начал;

б) познание бытия;

в) знание о субстанции;

г) знание о Боге и субстанции сверхчувственной.

19.6. Метафизика – это исследование первых причин. По Аристотелю причины бывают 4 видов:

а) причина формальная, (форма, для человека – душа)

б) причина материальная, (материя, для человека – плоть)

в) причина действующая,

г) причина финальная.

19.7. Метафизика – это познание бытия. Аристотель перечисляет 4 возможных смысла бытия:

а) бытие как категории (или бытие в себе)

б) бытие как акт и потенция,

в) бытие как акциденция,

г) бытие как истина (небытие как ложь).

19.7.1. Категории – это высшие роды бытия. Их десять: Субстанция (или сущность), Качество, Количество, Отношение, Действие, Страдание, Место, Время, Иметь, Покоиться.

Субстанция имеет автономное существование; остальные основаны на ней.

19.7.2. Потенция и акт изначальны, ибо их нельзя определить через другое, но только через связь их между собой. Есть разница между слепым и зрячим, закрывшим глаза.

19.7.3. Акциденция – это бытие случайное и непредвиденное; тип бытия, который не связан с другим бытием существенным образом (чистая случайность: я сижу, стою, простужен).

19.7.4. Истина – это тип бытия, принадлежащий человеческому интеллекту; его изучает логика.

19.8. Субстанция. Натурфилософы полагали, что субстанция вообще состоит из материальных элементов (первоначало). Платоники видели субстанцию в форме. По Аристотелю истинным будет только комплексный ответ: композиция материи и формы и есть субстанциональность, объединяющая начало материальное и начало формальное.

19.9. Материя – это то, что образует чувственно воспринимаемую реальность. Но материя сама по себе - это только возможность (дерево – материал и возможность дома). Стать чем-то определенным она может, лишь приняв форму.

19.10. Форма – это то, что определяет материю. Она есть ее сущность, а потому –- это субстанция в полном смысле слова. Это не форма Платона из мира идей, но внутренне присущая самой вещи форма.

19.11. Бытие по Аристотелю – это субстанция. Субстанция вообще – это материя, конкретно – оформленная материя. Форма – начало, причина и основание бытия, благодаря которому всякое индивидуальное обусловлено и обустроено. Форма обнимает бытие как материю и дает основание всему отдельному и индивидуальному.

19.12. «Взаимоотношение» материи и формы: материя потенциально готова и способна принять форму; форма актуализирует эту способности; соединение материи и формы есть акт.

19.13. Все материальные вещи более-менее потенциальны. Все нематериальное – это чистые формы, чистые акты, лишенные потенциальности. Форма (акт) – условие, правило, конец и цель потенциальности, акт – это форма бытия субстанции вечной и не сотворенной. Форма (акт) «делает» нечто актуальным.

19.14. Актуальность по Аристотелю – это "энтелехия", что означает реализацию, совершенность. Душа – сущность (форма) тела, акт, "энтелехия" тела. Бог – это чистая "энтелехия".

19.15. Перводвигатель. Первоначало должно быть 1) вечным и 2) неподвижным (лишь недвижное может быть "абсолютной причиной" подвижного). Первоначало должно быть чистым актом (только актуальностью). Это первоначало – "Неподвижный Двигатель", т.е. сверхчувственная субстанция. От Перводвигателя движение (изменение) передается в чувственный мир.

19.16. Душа. Аристотель вводит разделение на 1) "душу вегетативную", 2) "душу чувственную", 3) "душу рациональную".

19.16.1. Растения имеют только душу вегетативную, животные – вегетативную и чувственную, люди – душу вегетативную, чувственную и рациональную. Чтобы обладать рациональной душой, человек должен иметь две другие; животное должно иметь вегетативную душу, чтобы обладать чувственной.

19.16.2. Вегетативная душа – элементарное начало жизни, отвечающее за биологическую активность. Функция чувственной души – ощущение, аппетит и движение. Рациональная душа ответственна за мыслительные операции и за рациональный (нечувственный) выбор.

 

20. ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ПЛОТИНА ***

20.1. Родился Плотин в 205 г. В 244 г. он открывает свою школу в Риме. Согласно Плотину, любое существо остается собой лишь благодаря своему единству. Формы единства различны, но все они подчиняются высшему принципу единства, которое именуется Единым.

20.2. Отличие Плотина от Платона.

а) Платон отвел Единому (Благу) место на вершине идеального мира, над миром идей. Он понимал его как пограничное и ограничивающее.

б) Плотин утверждает, что Единое – бесконечно. Единое не есть ни бытие, ни мысль, ни жизнь, но есть Сверх-бытие, Сверх-мышление, Сверх-жизнь. Это Абсолютное Единое – причина всему. Единое держит само себя, это – благо, которое само себя творит.

20.3. По Плотину все сущее изливается из Единого как светоносного источника кругами. Единое, продуцируя все, остается недвижным. Оно – источник эманации; оно все генерирует, но ничего не теряет. Порожденное находится ниже Единого.

20.4. Единое активно двояко:

а) есть активность Единого, благодаря которой Единое есть и остается Единым,

б) есть активность, исходящая из Единого, благодаря чему из него истекает все.

Активность второго типа обусловлена активностью первого типа. Первая состоит в свободном творении себя–Единого, вторая – порождающая "необходимость".

20.5. Этапы «построения» мироздания по Плотину:

а) из первой высшей реальности происходит вторая – "Нус" (Дух). Это высшее интеллектуальное начало, т.е. Интеллект.

б) Нус проистекает из Единого и наполняется Единым. Если Единое - "потенция всех вещей", то Нус – это платоновский мир идей. Идеи – суть сами Нус и Мышление.

в) Душа проистекает из Нуса (Духа) также, как Дух – из Единого. Она есть 1) активность Духа, которая делает его таковым, 2) активность, вытекающая из Духа. Аналогично отношениям Духа и Единого, Душа обращается к Духу, видя в Духе Единое и входя в контакт с самим Благом. 20.6. Сцепление Души через Дух с Единым–Благом есть один из основных элементов системы, поддерживающих творческую активность Души и возможность возвращения к Единому.

20.7. Специфика Души – в даровании жизни всему чувственному, упорядочивании его, поддержании и управлении им. Душа есть "последняя богиня", последняя умопостигаемая реальность, которая, однако, граничит с чувственным, будучи его причиной. Душа занимает промежуточное положение и имеет "два лика", поскольку порождает телесное, она остается бестелесной.

20.8. Чувственная материя проистекает из своего источника как последняя возможность, т.е. конечный этап процесса, где продуцирующая сила Единого истощается до изнеможения. Материя становится крайним ослаблением потенции Единого, того, благодаря чему оно едино; она обделена Благом. Материя – это зло как дефицит позитива.

20.9. Рождение физического мира: 1) сначала Душа полагает материю, которая находится на периферии световой окружности, где наступают сумерки; 2) затем этой материи дается форма, которая освещает, насколько это возможно, темень материи.

20.10. Пути возврата к Абсолюту: а) добродетель, б) платоновская эротика, в) диалектика. Плотин добавляет 4-й путь: "воссоединение с Единым" и "экстаз" (мистический союз).

 

21. РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА В СТАНОВЛЕНИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

21.1. Не будучи философией (в греческом смысле), библейское видение реальности и человека содержит в себе фундаментальные идеи философского плана. Некоторые из них необратимым образом изменили духовный облик Запада.

21.2. С появлением Нового Завета стали возможны 3 позиции: а) философский поиск различимости двух сфер – разума и веры, б) философствование вне веры и против веры, в) философствование в вере. Философствование, игнорирующее веру в том смысле, как если бы библейского послания не было, стало невозможным.

21.3. Новации, привнесенные Библией, затрагивают, прежде всего, вопросы связи человека и Бога, а в связи с этим – понятия Единого, Любви, Закона и т.п.

21.3.1. Греческая философия понимала божественное единство как целое, впитывающее в себя множество сил, ступеней и уровней иерархии. Бог Библии – Единый и Уникальный.

21.3.2. Библия говорит о творении Богом из ничего – всего, в том числе и человека. При этом нет никаких первоначал, платоновского Демиурга и посредников. Бог есть несотворенное бытие, а все сотворенное обладает полученным от Бога в ходе творения бытием.

21.3.3. Для греков Человек и Космос радикально не противопоставлялись. Космос понимался как одушевленный, живой, подобный человеку. В Библии человек – не просто вещь среди вещей, но существо привилегированное, созданное Богом по образу и подобию самого себя. Человек – господин и повелитель всего, что создано для него. Человек должен уподобляться Богу.

21.3.4. Греки воспринимали моральный закон как закон природы, который предписан и богу, и человеку. Бог библейский, напротив, дает человеку закон в виде "повеления". Высшая цель жизни по Новому Завету – любовь к Богу, т.е. исполнение воли Бога.

21.3.5. Провидение греков не обладало личностным началом, совпадая с судьбой, т.е. с рациональной Необходимостью. Библейский Бог-провидец правит всем сотворенным и каждым человеком, удел которого – подчиняться не безликой рациональности, а волевой «личности» Бога.

21.3.6. У греков нет «греха», а зло – от невежества. Библейский смысл греха – в неповиновении, в неподчинении изначальному повелению. Корень такового непослушания в самонадеянности человека, в нетерпимости, в безответственности и в желании самому быть Богом.

21.3.7. Греческая философия с познавательной точки зрения обесценила веру. Вера относилась к вещам чувственным, изменчивым, а потому была формой мнения. С библейской точки зрения у веры есть познавательная ценность, но во всем отличная от той, которой обладает разум.

21.3.8. Библия рождает новую антропологию. Человек предстает отныне не в двух измерениях ("тело" и "душа", включающая разум и интеллект), но в трех: "тело", "душа", и "дух", где дух – это причастность к божественному посредством веры.

21.3.9. Греческое понятие Любви – это недостаточность-в-обладании (любовь к мудрости = (не)обладание мудростью); это сила завоевательная и возвышающая. Библейская Любовь – это не восхождение человека, но "сошествие" Бога к людям. Она не завоевание, но дар.

21.3.10. Христианство означало радикальную переоценку ценностей в истории человечества. По новой шкале ценностей, необходимо вернуться к простоте и чистоте младенца, ибо тот, кто был первым по закону мира, будет последним по суду Божьему, и наоборот. Нет привычной греческой «состязательности». Добродетелью становится не знание, а смирение.

21.3.11. После Сократа греки мыслили бессмертную душу как подлинную сущность человека. Христианин же уповает не на бессмертие души, а на "воскресение из мертвых" – возвращение к жизни и даже телесное.

21.3.12. Греков мало беспокоил точный смысл истории. Идея прогресса их не интересовала. Жизнь была глобально циклична. В Библии понимание истории выражено прямой линией. По истечении времен сбудутся события уже предрешенные, освобождающие смысл истории. Конец времен есть также исчерпанность всего сотворенного во времени: страшный суд.

21.4. «Схоластика» подразумевает философию и теологию, преподаваемые в средневековых школах (позже и в университетах).

21.5. Фундаментальная программа исследований схоластики, – разум и вера. Ее опора – христианская доктрина, логика и грамматика, аристотелевская систематика и откровения. Философия существует преимущественно в формате веры.

21.6. Цель средневековой философии – доказать, что вся история философии дает возможность эффективного проникновения в глубины христианства. Цель всего процесса постижения теологии и философии – аргументированное раскрытие сути взаимоотношений разума и веры.

 

22. СХОЛАСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО ***

22.1. Фома Аквинский – величайший представитель схоластической философии. В католицизме его философия – единственно истинная. Фома очень точно следует философии Аристотеля.

22.2. Основная проблема, которую решал Фома, была т.н. проблема «двойственности истины».

22.3. В философии существует одна истина, основанная на разуме, а в теологии – другая, основанная на откровении. Эти истины не обязаны совпадать явным образом.

22.4. Идея «двойственности истины» разрешала еретическую позицию и грозила перевести решение вопроса о «вере и разуме» в плоскость конфликта.

22.5. Фома берется доказать «благочестия» Аристотеля. Основное произведение – «Сумма против язычников». Его цель – утвердить истинность христианства «философскими» доводами.

22.6. Положения и аргументы Фомы.

22.6.1. Все частные цели подчинены цели Вселенной. Цель Вселенной заключается в благе разума, то есть в истине. Достижение мудрости (познание цели) есть знание истины, проповедуемой католицизмом, которая постижима естественным разумом.

22.6.2. С одной стороны, естественный разум недостаточен в том, что касается Бога, – он не может доказать все. С другой стороны, все, что может быть доказано разумом, находится в полном соответствии с христианством. В откровении нет ничего противоречащего разуму.

22.6.3. Ни одно творение не знает о Боге достаточно. Религиозная истина, которая может быть доказана, может быть также постигнута при помощи веры. Доказательства – удел философов; вера (откровение) доступна и людям невежественным.

22.6.4. Существование Бога доказывается, как и у Аристотеля, аргументом неподвижного двигателя. Неподвижный двигатель и есть Бог. Бог вечен, ибо недвижим; нетленен, ибо в нем нет материальности. В Боге нет сложности: он не является телом, так как тела слагаются из частей.

22.6.5. В Боге нет никаких акциденций (случайностей). Бог – благо всякого блага. Бог знает вещи до сотворения мира. Бог познает все вещи в одно и то же мгновение. Бог – сама истина.

22.6.6. Богу–Провидцу доступно познание единичных вещей, он познает их в качестве их причины. В Боге заключена воля, но воля свободная – для него нет необходимости.

22.6.7. Бог не может быть телом, изменить себя, терпеть неудачи, уставать, забывать, раскаиваться, гневаться или печалиться. Он не может лишить человека души, уничтожить прошлое, впасть в грех, сотворить другого Бога или сделать себя не существующим.

22.6.8. Оригинальность Фомы заключается в филигранном приспособлении Аристотеля – к христианству. Фому не интересует философия вне веры, – он уже знает истину, содержащуюся в католическом вероучении, до того, как начинает философствовать.

 

23. ПЕРЕХОД ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

23.1. Философия Возрождения – особый этап в истории западноевропейской философии. Основные черты: утверждением новой, специфической формы философствования, строящейся на принципиально иных, независимых от философской схоластики, тради­циях.

23.2. «Возрождение» подразумевает оглядку назад (античная философия), анализ текущих достижений (средневековая философия) и отыскание новых философских проблем.

23.2.1. Начинает проводиться различие между те­ологией и философией.

23.2.2. Классическая древность «уравнивается в правах» с христианской мыслью.

23.2.3. Проходит очередная переоценка (на этот раз сугубо христианских) мировоззренческих и нравст­венных ценностей средневековой культуры, затронувшая вопросы о положении человека в мире, его назначении, достоинстве, принципах нравственности и т.п.

23.2.4. Подрывается безусловный авторитет церкви и усиливается престиж на­уки путем становления эксперимен­тального исследования человека и природы.

23.2.5. Формируется образ человека активного, свободного, страстного и жизнелюбивого.

23.3. Переход к Новому времени делится на 3 периода;

а) Гуманистический. Основная черта – антропоцентризм, признание ценности че­ловека как личности с ее правом на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

б) Неоплатониче­ский. Постановка и разработка вопросов онтологии. Основная черта – пантеизм, отождествление Бога и природы.

в) Натурфилософский. Естественнонаучный и натуралистический подход к пониманию мира. Основная черта – ши­рокое использование достижений естественных наук и поиски экспериментальных методов обос­нования новой космологии.

23.4. Средневековье стоит на религиозных позициях: истин­ное бытие – Бог, мир несамостоятелен и без заботы Бога исчезнет. Возрождение рассматривает бытие как природу, с одной стороны – са­мостоятельную, с другой – нуждающуюся в человеке как творце и хозяине. Новое время акцентирует внимание на подвластности бытия человеку

23.5. Начиная с эпохи Возрождения теряется безусловная генетическая связь философии с Богом. Философия становится экспериментом с неоднозначным бытием и с Богом, который не оставляет человека без права на свободу.

23.6. Возрождение во многом готовит крупномасштабное европейское Просвещение.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекционного курса по дисциплине философия конспект лекцій

Українська інженерно педагогічна академія.. філософія конспект лекцій..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Движение софистов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЧАСТЬ I
  1. НЕОПРЕДЕЛИМОСТЬ ФИЛОСОФИИ 1.1. Философию невозможно просто определить. Она принадлежит к тому, природу чего мы все знаем, лишь мысля их сами, когда мы уже в философии. П

Философия парменида
15.1. Парменид (VI-V вв. до н.э.), основатель философской школы в Элее, сформулировал 3 возможные пути познания: а) путь абсолютной истины (по нему следуют чистым разумом) б) путь

ЧАСТЬ II
1. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ 1.1. Время с момента публикации труда Н. Коперника "Об обращениях небесных сфер" до появления сочинения И. Ньютона "Математическ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги