ЧАСТЬ II

1. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ

1.1. Время с момента публикации труда Н. Коперника "Об обращениях небесных сфер" до появления сочинения И. Ньютона "Математические начала натуральной философии" называют периодом "научной революции".

1.2. За это время в Европе 1) меняется образ мира, стиль мышления и представление о человеке; 2) меняется точка зрения на науку, философию и вообще на ученость; 3) формируется иное отношение между научным знанием и религиозной верой.

1.3. Образ мира и человека. Земля оказывается не центром вселенной, созданной Богом для человека – вершины творения, но просто небесным телом. Следовательно, Земля – не средоточие всех смыслов, а это исподволь подрывает авторитет Библии. Открытие Америки принесло антропологические, политические и экономические изменения в жизнь европейцев. С мыслью о бесконечности Вселенной, т.е. о безграничности мира, философия оказывается перед задачей найти новое местопребывание Бога.

1.4. Образ науки. Появляются новая астрономическая теория, динамика, антропология и геология. Это приводит к революции представлений о знании, о науке. Наука больше не связывается с магией или с «единственно верной» философией Аристотеля. Наука теперь – исследование и раскрытие мира природы, – на основе «чувственного опыта» и с помощью «необходимых доказательств».

1.5. С XVII в. эти научные черты и видны в трудах «новых философов» – Бэкона и Декарта.

1.6. Новации и в философии, и в точных науках опираются изначально на 1) классическое ньютоновское представление о Вселенной, как о часовом механизме и 2) инструментальный характер европейской мысли.

 

2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ЕВРОПЕЙСКОЙ МЫСЛИ

2.1. Новая наука – это наука экспериментальная; в эксперименте обретаются истинные суждения о мире. Эксперимент обуславливает и новые научные методы.

2.2. Экспериментальный метод требует, с одной стороны, воображения и рождения гипотез, с другой – широкого контроля над этими догадками. Для этого требуются научные институты – академии, лаборатории, международные контакты. Так рождается автономия науки, которая открывает свои истины независимо от философии и от веры.

2.3. Научная революция порождает современного ученого-экспериментатора, вооруженного все более и более точными измерительными приборами.

2.4. Практический характер науки приводит к совершенствованию инструментов для опытов, которые становятся неотъемлемой частью научного знания. Инструмент – не рядом со знанием, но неразделен с теорий и сам становится теорией. Инструменты вторгаются в науку, а наука санкционирует их существование.

2.5. Использование инструментов рождает проблему: 1) инструмент мыслится как усилитель возможностей человеческих чувств, но 2) появляются инструменты, противоположные чувствам. Вопрос об инструменте, искажающем исследуемый объект, остается открытым.

 

3. ФИЗИЧЕСКИЙ МИР И НАТУРФИЛОСОФИЯ И. НЬЮТОНА

3.1. Четыре методологических «правила философского рассуждения» И. Ньютона связаны с метафизическими тезисами о природе и структуре вселенной и показывают, что и как искать, отталкиваясь от предположения – того, что известно. Базой правил служит онтологический постулат о единообразии природы.

3.2. Правила: 1) не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения видимых явлений, 2) одни и те же явления должно, по возможности, объяснять теми же причинами, 3) свойства тел, не изменяющихся в пределах экспериментов, должны рассматриваться как универсальные, 4) в экспериментальной философии индуцированные суждения рассматриваются как истинные до тех пор, пока не обнаруживаются другие явления, благодаря которым эти суждения пересматриваются.

3.3. Положения философского универсализма И. Ньютона: 1) природа проста и единообразна (метафизические основания методологии), 2) ученый занят установлением фундаментальных свойств тел, 3) упорядоченность, целенаправленность и структурированность мира обнаруживает намерение премудрого и могущественного Существа, 4) существование Бога может быть доказано философией природы на основании космического порядка.

3.4. К единому принципу объяснения бесконечного множества явлений И. Ньютон приходит, опираясь на универсальность закона всемирного тяготения.

 

4. НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Ф. БЭКОНА

4.1. Основные заслуги Бэкона: заложил фундамент современной энциклопедии наук, сформулировал новую этику научного исследования, исследовал функцию науки в жизни и истории человечества.

4.2. Отправные точки философии Бэкона – наука и человек: 1) наука как сила, изменяющая природу и человека; 2) человек как интерпретатор природы.

4.3. Скептицизм Бэкона по отношению к античной философии обусловлен его интересом к исследованию природы, а не решению вопросов теологии, логики и диалектики.

4.4. Теория идолов. Идолы и ложные понятия сковывают человеческий разум, препятствуют поиску истины и тормозят процесс обновления наук. Борьба с идолами должна происходить насколько только возможно.

4.5. Ф. Бэкон выделяет 4 типа идолов. 1) Идолы рода – человеческий ум, когда он находит какое-то удобное, убедительное или приятное понятие, подгоняет под него все остальное так, чтобы подтвердить его. 2) Идолы пещеры – каждый человек имеет свои собственные установки и заблуждения вследствие воспитания, авторитетов или книг. 3) Идолы площади – связь между людьми осуществляется при помощи языка, но неадекватное использование слов сбивает с толку разум. 4) Идолы театра – проникают в человеческую душу с помощью различных философских доктрин из-за наихудших правил доказательства.

4.6. Цель науки, согласно философии Ф. Бэкона – открытие «новых форм». В том числе 1) создание нового, теоретически возможного по причине наличия его потенциальных компонентов; 2) исследование форм, возможных для каждого данного материала.

4.7. Для максимальной эффективности науки необходимо овладеть азбукой природы (чтобы мочь написать нечто свое, нужное). Наиболее известное высказывание Ф. Бэкона «Знание – сила» означает прагматическое понимание «знания» как «умения».

4.8. Всякое исследование подразумевает с необходимостью опыт и должно сопровождаться основными правилами: 1) извлекать аксиомы из опыта; 2) воспроизводить все возможные случаи явления; 3) разлагать природу умом на составляющие; 4) проводить перекрестные эксперименты; 5) поддерживать максимально полный союз опыта и ума.

4.9. Для Ф. Бэкона исключительное значение имеет польза научных изыскание, но она не исчерпывает вопросов истинности познания. Полезное предполагает верное, но при этом область истины всегда шире области полезного.

 

5. «ОТКРЫТИЕ СУБЪЕКТА»: ФИЛОСОФИЯ Р. ДЕКАРТА

5.1. Р. Декарта по праву называют «отцом современной философии». В основание его философии положена главная мысль научной революции: мир структурирован математически, а потому математическая мысль способна познать гармонию Вселенной. Новой науке необходима «новая математика» как основа метода «новой философии».

5.2. Метод, физика и метафизика у Р. Декарта сплетаются в единое целое. Философия рисуется им как дерево, где корни – метафизика, ствол – физика, ветви – остальные науки.

5.3. В основе философии (метафизики) Р. Декарта лежит идея об идентичности материи и пространства. Из этого следует ряд следствий: 1) мир бесконечно протяжен; 2) он материально единообразен; 3) материя может делиться до бесконечности; 4) пустоты (пространство, не содержащего никакой материи) не существует.

5.4. Исходя из философских положений, Р. Декарт определяет цель научного познания и его условия: 1) метафизика указывает какие проблемы разрешимы и какой тип законов может быть обнаружен; 2) заниматься следует только теми объектами, в которых дух способен обрести истинное знание; 3) цель науки – отыскание истины, для чего необходим метод; 4) метод – в правилах упорядочения познаваемых вещей и ведет от простого к сложному.

5.5. Правила для руководства ума, которые предлагает Декарт, просты и подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на которые распадается любое строгое исследование. Их четыре: 1) правило очевидности, 2) правило разделения (анализ), 3) правило последовательности (синтез), 4) правило контроля.

5.6. Правило очевидности – никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен. Судить следует о том, что представляется уму ясно и отчетливо, и не дает ни единого повода к сомнению.

5.7. Правило разделения (анализ) – разделять каждую проблему на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения. Расчленяя сложное на простое, разум изгоняет двусмысленности.

5.8. Правило последовательности (синтез) – располагать мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить как по ступеням, до познания наиболее сложных предметов.

5.9. Правило контроля – контролировать все этапы работы во избежание ошибок. Это означает делать полные перечни и широкие обзоры для уверенности, что ничего не пропущено. Перечень контролирует полноту анализа, обзор – корректность синтеза.

5.10. Финальный знак искомой истины – несомненность; ее признаки – ясность и очевидность. Поставив вопрос «В чем невозможно сомневаться?» Декарт констатирует, что 1) чувства обманчивы, 2) математика может оказаться мистификацией 3) рассуждение, опыт, память могут быть наваждениями. Остается лишь радикальное сомнение.

5.11. Согласно Декарту, для мыслящего сомнение распространяется предельно широко и становится методическим принципом. Сомнение – это путь к истине, поскольку им отсекается неистинное (не несомненное).

5.12. Квинтэссенцией философии Декарта становится формула «cogito ergo sum» – «мыслю, следовательно, существую». Приход к ней обусловлен последовательностью тезисов: 1) истина неизвестна и все подвергается сомнению (это необходимо), 2) необходимо думать, начиная с того, что все предположительно ложно, 3) о предположительной ложности чего-либо думает кто-либо, т.е. я (это необходимо), 4) я думающий сам должен быть чем-то (это необходимо), 5) значит истину "я мыслю, следовательно, я существую" невозможно поколебать и ее можно принять без сомнений как основной принцип искомой философии.

5.13. Декарт определяет природу собственно существования, утверждая, что это – «вещь мыслящая», мыслящая реальность. Нет никакого отличия между мыслью и существованием. Мыслящая субстанция = мысль в действии, а мысль в действии = мыслящая реальность.

5.14. Человек – это мыслящая реальность. Чтобы мыслить, нужно существовать. Правила, по которым должен работать ум, обязаны нашему "Я" как мыслящей реальности.

5.15. Таким образом, пространством испытания новой науки, нового философского и научного знания, становится субъект, разум, сознание. Философия Декарта смещает философский поиск с проблематики бытия в план мышления. Начиная с Декарта философия больше не наука о бытии, – она становится гносеологией, т.е. наукой о познании.

5.16. Согласно Декарту, носитель метода – человеческий разум; способность правильно оценивать и отличать истинное от ложного. Единство наук свидетельствует о единстве разума, а единство мысли – о единстве метода. Разум – вещь мыслящая, не подвластная тотальному сомнению. Вслед осознанию себя как мыслящего существа Декарт ставит вопрос о том, что еще может быть истинно познано, как познано и открыт ли мир сознанию?

5.17. Декарт различает 3 вида идей: 1) врожденные (обнаруживаются вместе с сознанием), 2) приобретенные (приходят извне и обращают к вещам), 3) сотворенные (сконструированные).

5.18. Идея Бога – врожденная идея. Она подобна печати мастера на творении; Бог совершенен, не может обманывать, гарантирует истины, ответственен за идеи и истины, создатель и хранитель мира. Бог бесконечен, духовен, находится вне мира, «нигде».

5.19. Идея мира – приобретенная идея. Возможность существования материального мира подтверждает тот факт, что он является объектом геометрических доказательств, основанных на идее протяженности. Способности воображения и чувств подтверждают существование телесного мира, а «правдивость» Бога исключает основания подвергать его сомнению.

5.20. Причина ошибок познания не в Боге, а в человеке. Интеллект, вырабатывающий ясные и отчетливые идеи, не ошибается. Ошибка происходит от давления воли на ум, от человеческого действия, а не от человеческого бытия. Эта концепция далека от тезиса о первородном грехе: настоящим действием, обманываясь, человек согрешает.

5.21. Философии Декарта свойственен механицизм: и человеческое тело, и животные организмы функционируют на основе механических принципов, регулирующих движение и отношения. Тела являются «автоматами» разной степени сложности, а «жизнь» сводится к циркуляции тонких элементов.

5.22. Человек объединяет в себе две субстанции – протяженную и мыслящую. В этом смысле он есть место встречи двух миров, соединение души и тела.

5.23. Для Декарта душа непротяженна – это мысль, а не жизнь; ее отделение от тела не означает смерть. Смерть обусловлена причинами физиологического порядка.

5.24. Тело протяженно (как и тела вообще) и представляет собой иную реальность, не имеющую ничего общего с реальностью души.

5.25. Опыт, свидетельствующий о постоянном взаимопроникновении двух субстанций – души и тела – ставит самый трудный для Декарта вопрос о принципе их соединения. Декарт помещает душу «главным образом» в мозговой железе, откуда она движет телом. Нерешенным остается вопрос о том, как непротяженная душа может двигать протяженное тело?

 

6. ФИЛОСОФИЯ Б. СПИНОЗЫ И Г. ЛЕЙБНИЦА

6.1. Философия и научный метод Декарта вызывают к жизни философские системы, предлагающие разрешение тех противоречий, которые демонстрирует картезианство. Утверждение Декартом равноправия res cogitans (мышления) и res extensa (протяженности), т.е. духовного начала и материального тела входит в конфликт с его общим определением субстанции.

6.2. В философии Спинозы центральное место отведено идее Бога, понимаемого как вечный порядок Природы. Реальность представляется как абсолютно рациональная необходимость. Мироздание действует четко, строго по понятиям и точно. Это служит основанием возможности доказывать всякое философское положение с геометрической точностью.

6.3. Спиноза восстанавливает единичность субстанции, отдавая дань Аристотелю и утверждая, что «В природе нет ничего, кроме субстанции и ее проявлений». Эта субстанция есть Бог(первооснова, не нуждающаяся в своем существовании ни в чем, кроме себя самой и являющаяся причиной самой себя).

6.4. Декартовы res cogitans и res extensa у Спинозы стали двумя из бесчисленных атрибутов («измерений») субстанции, а мысли и вещи, так же как все эмпирическое, стали проявлениями ("модусами") субстанции, т.е. тем, что воспринимается только через субстанцию.

6.5. Атрибуты – это независимые друг от друга формы и образы, в которых бесконечная субстанция (Бог) выражает себя. Человеку доступны только два атрибута.

6.6. Модусы – это некоторое состояние субстанции, вытекающее из атрибутов и представляющие собой определения атрибутов.

6.7. В философии Спинозы остается без объяснения как из бесконечной Божественной субстанции бесконечные атрибуты преобразуются в конечные формы, как рождается конечное.

6.8. В философии Лейбница выявление физических ошибок Декарта рождает аргументы в пользу множественности субстанций и к переопределению понятий пространства и времени.

6.9. Лейбниц делает заключение о том, что составные элементы реальности и ее основа представляют собой нечто, находящееся вне пространства, времени и движения, т.е. в неких "субстанциях". Таким образом, вновь вводится в философский обиход субстанции как силовые начала, – в качестве метафизических точек, "монад" (деятельных, духовных единиц).

6.10. Согласно Лейбницу, пространство не может совпадать с природой тел, как считал Декарт, и не может быть абсолютным свойством Божества. Пространство есть результат взаимного расположения вещей, а не предельная данность.

6.11. Подобно пространству, время – не онтологическая река с реальным течением, равномерным и однородным, но результат, вытекающий из последовательности вещей.

6.12. В философии Лейбница мир в своей совокупности напоминает "огромный механизм", который выполняет поставленную Богом цель.

 

7. ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА

7.1. «Коперниканская революция»: до Канта познание пытались объяснить вращением субъекта вокруг объекта. Кант предложил считать, что не субъект познает по объективным законам, а наоборот, объект становится познаваемым по законам субъекта.

7.2. «Приспособление» объекта к субъекту подразумевает наличие априорного (до-опытного и вне-опытного) знания, устанавливающего нечто об объектах до того, как они даны.

7.3. По Канту, чувственное познание обязано воспринимающей чувственности субъекта, свидетельствующей о существовании объекта. Для него вещи явлены так, как они являются, т.е. как феномены, а не каковы сами по себе. Феномен является частью чего-то большего: если нечто явлено для меня, значит, есть нечто само по себе.

7.4. Умом постигается – ноумен, который не обнаруживается чувствами, но дает представление о вещах, как они есть сами по себе. Понятие ноумена - одна из опор кантианства.

7.5. Территория феноменов – единственно надежная почва для роста знаний. Выход за пределы феноменов структурно невозможен. Тем не менее, когда мы отделяем наш способ постижения объектов и наши интуиции, то остаются вещи в себе как нечто мыслимое. Это и есть ноумены. Ноумен можно понимать как то, что мыслимо вне чувственного способа постижения. В позитивном смысле ноумен – это предмет интеллектуальной интуиции.

7.6. Все чувственное проявлено в пространстве и времени, а потому Кант дает принципиально новое понятие пространства и времени. Пространство и время – это не просто отношения между телами, а чистые формы чувственности, априорные условия переживания мира. Именно потому, что пространство и время «принадлежат» субъекту, являющийся во времени и пространстве объект (феномен) соразмеряется с субъектом.

7.7. Абсолютной реальностью, по Канту, пространство и время быть не могут, ибо все зависит от качества наших чувств. Другие разумные существа с иной организацией чувств, возможно, постигали бы мир иначе, вне времени и пространства. Пространство и время эмпирически реальны, ибо любой предмет дан внутри них. Они трансцендентально идеальны, ибо, не будучи вещными, суть не что иное, как формы, принадлежащие не объекту, а субъекту.

7.8. В философии Канта вводится понятие «трансцендентальное». Кант называет трансцендентальными структуры чувственности и рассудка. Они априорны так как свойственны субъекту, а не объекту. Они представляют условия, без которых невозможен никакой опыт по поводу какого-либо объекта. Трансцендентальное – это условие познаваемости и чувственной воспринимаемости феноменов.

7.9. Кантовская философия констатирует, что нет чисто объективных условий познания; есть лишь объект, взятый в отношении к субъекту, а трансцендентальное означает то, что активно действующий субъект вносит в познаваемый объект.

7.10. По Канту чувственность – это способность получать представления тем способом, каким предметы воздействуют на нас. В чувственном опыте улавливается не объект как таковой, а способ, каким он предстает.

7.11. Ощущение – это результат действия объекта на способность восприятия и представления. Ощущение обязано чувственности; это изменение, производимое объектом в субъекте. Посредством чувственности объекты попадают в зону нашего внимания, рассудок позволяет нам обдумывать их.

7.12. Феномен – как вещь, представленная в чувственном опыте – имеет материю и форму. Материя всегда опытна (ее качества чувствуются только проверкой); форму задает субъект, благодаря которому чувственные данные выстраиваются в определенные отношения. Форма, по Канту, это способ функционирования нашей чувственности, и она предшествует опыту.

7.13. Функция любого познания, с точки зрения Канта, заключается в упорядочении некоего множества элементов и объединении их под знаком общего представления. Сначала предметы действуют на чувства, потом мы анализируем ощущения. Следовательно, познание начинается с чувства и продолжается рассудочно.

7.14. Без чувственности нет никакого познаваемого объекта, а без рассудка ничто не может быть понято. Познание есть союз чувств и рассудка; союз не означает их смешения, напротив, подчеркивать специфику, дистанцию и субординацию.

7.15. Интеллект – это способность рассуждать. Рассудок активен, он синтезирует, но не просто так, а по правилам. Эти правила – законы рассудка, «чистые понятия» или «категории».

7.16. В отличие от категорий Аристотеля, кантовские категории – это не законы сущего, а законы мышления. Категории в философии Канта безразличны к содержанию опыта, они являются синтезирующими формами, а материю для понятий предоставляет опыт.

7.17. Опыт не может породить категории. Рассудок с его категориями воплощает собой предельные основания любого опыта вообще.

7.18. У рассудка есть априорные формы. Как предшествующие опыту они имеют ценность лишь в качестве условий возможного опыта, а сами по себе пусты. Человеческое познание ограничено горизонтом опыта. Но попытки выйти за пределы опыта естественны, ибо отвечают духовным запросам человека.

7.19. Выходящий за пределы возможного опыта разум (в широком смысле слова, как способность познания вообще) попадает в ловушку иллюзий, и эти ошибки не случайны. Это далекое от простого любопытства свойство разума Кант называет способностью к безусловному. Именно она заставляет искать последние основания. Разум – это способность к метафизике, которая остается тоской по абсолюту, непознаваемому и запредельному

7.20. Познавательная способность человека разделяется Кантом на рассудок и разум. Рассудок интересуется конечным и условным; разум интересуется бесконечным и безусловным. У рассудка есть способность суждения (мыслить – это рассуждать); у разума есть способность умозаключать (умозаключение имеет дело с чистыми понятиями). Рассудок руководствуется 12 категориями; разум руководствуется 3 идеями: 1) душа (психологическая идея), 2) мировая душа (космологическая идея) и 3) Бог (теологическая идея)

 

8. ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ

8.1. Концепция Гегеля содержит 3 исходных пункта: 1) реальность как таковая есть бесконечный Дух; 2) жизнь Духа и процесс развития философского познания есть диалектика; 3) отличительная особенность этой диалектики – «спекулятивный» элемент.

8.2. В философии Гегеля реальное и действительное – это не «субстанция» («застывшая сущность», как традиционно считалось), а Субъект, Мысль, Дух. Это равносильно утверждению, что реальность есть деятельность, процесс, самодвижение.

8.3. Дух в самопорождении создает и преодолевает собственную определенность, становясь бесконечным. Дух как процесс последовательно создает нечто определенное, а значит, и отрицательное. Бесконечное – позитивность, реализуемая через отрицание отрицания, свойственное всему конечному. Конечное как таковое имеет чисто идеальную природу, ибо его нет в чистом виде, в противовес бесконечному.

8.4. Гегелевский бесконечный Дух кругообразен, начало и конец совпадают в динамике: частное всегда разрешается во всеобщем, сущее – в должном, реальное – в разумном.

8.5. Движение как свойство Духа – это движение самопознания. В циркулярном движении духовной основы различается 3 момента: 1) бытие-в-себе; 2) инобытие, бытие-для-другого; 3) возвратное бытие-в-себе-и-для-себя.

8.6. Абсолют проходит 3 стадии: Идея, Природа, Дух. Идея содержит в себе принцип саморазвития, в силу которого она сначала объективируется в Природу, а затем, через отрицание отрицания, возвращается к себе самой в Духе.

8.7. По Гегелю, ничто не случается, помимо Абсолюта, но все есть его неустранимый момент. В соответствии с 3 стадиями абсолюта Гегель делит философию на 1) логику, 2) философию Природы и 3) философию Духа.

8.8. Движение становится сердцем гегелевской диалектики, диалектика превращается в систему научного метода. Движение – это сама природа Духа, «удержание от распада», жизненная сила бытия. Диалектическое движение является определенного рода круговым или спиралевидным движением с триадическим ритмом.

8.9. Три момента диалектического движения обозначаются как 1) «тезис», 2) «антитезис», 3) «синтез».

8.10. Рассудок – это главным образом способность, которая абстрагирует определенные понятия, различает, разграничивает, останавливаясь на определениях, которые находит в какой-то степени окончательными. Рассудок дает неадекватное познание, замкнутое в границах конечного, вследствие чего становится жертвой противоречий, которые сам же создает. Следовательно, философское мышление должно выйти за пределы рассудка.

8.11. Выход за грани рассудка есть особое свойство «разума», имеющее как «отрицательный», так и «положительный» момент. Отрицательный момент состоит в расшатывании окостеневшего рассудка, что выводит на свет целый ряд противоречий и противоположностей, которые первоначально были подавлены рассудком. Всякое его определение обращается, таким образом, в свою противоположность (и наоборот).

8.12. «Спекулятивный», или «положительно-разумный», момент есть постижение единства противоположных определений, возникающее в результате разрешения (синтеза) противоположностей. «Спекулятивное» есть повторное утверждение положительного через отрицание отрицания, а значит, и возведение позитивного тезиса на более высокий уровень.

8.13. «Спекулятивный» момент есть некое «снятие», сочетающее в себе одновременную функцию «устранения-и-сохранения». Для выражения «спекулятивного» момента Гегель использует термины «aufheben» («снимать») и «Aufhebung» («снятие»). «Спекулятивное» – вершина, которая достигается разумом, это измерение Абсолюта.

 

9. ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ – К НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

9.1. Классическая философия – это «философия тождества», видящая мир в качестве цело­стного единства, открытого для рационального познания. Для представи­телей классической философии характерно убеждение в том, что тайна мира мо­жет быть раскрыта путем установления существа общих принципов. Неклассическая фи­лософия критикует «философию тождества» как внутренне проти­воречивую.

9.2. Основная проблема критической философией Маркса – соединение теории с практикой. «Философы лишь различным образом объясняли мир, задача же в том, чтобы его изменить».

9.3. Критикуя Гегеля, Маркс протестует против схемы движения Духа, в которой реальные субъекты становятся предикатами мистической всеобщей субстанции.

9.4. Маркс ищет объективные законы, раскрывающие тайну капиталистического производства. Это задача решается при условии материалистического понимание истории.

9.5. Тезис Маркса: «Не сознание определяет бытие, а социальное бытие определяет сознание» фокусирует внимание на материальных отношениях людей, от которых неотделимо продуцирование идей. Так возникает учение об обществе и человеке, построенное на «экономической основе».

9.6. Для Маркса очевидно, что частная собственность не абсолютная данность, что ее не было и не будет. Капитал присваивает в собственность продукт труда других. Частная собственность есть неизбежное следствие экспроприированного труда. В системе производства труд становится объектом сделки, и человек перестает принадлежать самому себе. Продукт труда становится чуждым производителю, а процесс жизни отчуждается от ее носителя.

9.7. Реальные люди неизбежным образом ограничены определенным уровнем развития производительных сил. В производстве условий социальной жизни люди вступают в необходимые отношения, не зависящие от их воли и образующие экономическую структуру (основу) общества. Над ней надстраиваются политические, юридические и идеологические отношения. Способ производства обусловливает социально-политические институты и духовную жизнь. Изменения в базисе провоцируют изменения в надстройке.

9.8. Философия Ницше критична и иронична. Она изобличает классическую философскую мысль в главном пороке – тяготении к вечным и абсолютным истинам.

9.9. Ницше возвещает о «смерти Бога» и атакует христианство, победа которого над античным миром и греческим пониманием человека «отравила человечество».

9.10. В традиционной морали Ницше видит «мораль рабов и побежденных». Мораль толкуется им как механизм господства над себе подобными.

9.11. Мир, не отвергающий, а принимающий и повторяющий сам себя, – такова космология Ницше. Ее можно назвать «любовь к року». Мир в отсутствие онтологических оснований нуждается в любви. Человек, принявший мир, открывает, что воля – его сущность.

9.12. Позитивизм представляет собой движение в европейской философии, политике, педагогике, историографии и литературе с сер. XIX в. до начала Первой мировой войны. В противовес идеалистическим философским системам позитивизм утверждает примат науки: 1) нам известно лишь научное знание, 2) единственный метод познания – естественнонаучный.

9.13. Метод естественных наук и закон причинности работают не только при изучении природы, но и общества. Наука – это наука об «естественных фактах» (человеческих отношениях) и единственное средство решения всех проблем, веками мучивших человечество.

9.14. Позитивизм констатирует неизменность прогресса, вера в беспрепятственный рост «позитивной» науки и, как его результат, грядущее благосостояние.

9.15. Учение Фрейда – психоанализ – начинает с изучения неврозов и имеет своим предметом психическую сферу человека вообще. В психоанализе бессознательное становится сущностной реальностью психического.

9.16. Фрейд переворачивает устоявшееся представление об идентичности сознательного и психического. Исследователь – психоаналитик – прежде всего интерпретатор снов, методом «свободных ассоциаций» он различает сокрытое, неявное.

9.17. В снах, когда сознательное Я минимально активно, латентное Я пытается реализовать свои желания. Суровость цензуры со стороны Я заставляет подавленные желания принимать сюрреалистическую форму. Сон – это замаскированная реализация вытесненного желания.

9.18. В жизни индивида ничто не проходит бесследно: пласты человеческой психики проваливаются вглубь, но не исчезают. Психика человека стратифицирована: на ее дно опущены отвергнутые сознанием импульсы, чье шевеление провоцирует невротические ситуации.

9.19. Вытеснение и цензура направлены преимущественно на сексуальные желания (как постыдные). Фрейд выделяет некую изначально фундаментальную психическую энергию – либидо или сексуальный инстинкт, подобный голоду и требующий насыщения.

9.20. Психический аппарат состоит из Оно, аморального эгоистического начала, Я (эго, вершина айсберга, нижняя часть которого – Оно) и сверх-Я (супер-эго). Супер-эго формируется с рождением чувство вины. Сверх-Я возникает как внешний авторитет идеальных моделей. Эго оказывается меж двух огней: на индивида давят, с одной стороны, инстинктивные силы, требующие немедленного удовлетворения желаний, с другой – осознание реальности, направляющее сексуальные импульсы по более безопасным путям. Если сублимация этих инстинктов в приемлемые формы культуры не удается, то невротические эксцессы неизбежны.

9.21. Экзистенциализм, или философия существования, утвердился в Европе в период между двумя мировыми войнами. В экзистенциализме отразился кризис убеждений относительно осмысленности истории, стабильных ценностях и необратимом прогрессе человечества.

9.22. Экзистенциализм рассматривает человека как конечное существо, «заброшенное в мир», постоянно находящееся в проблематичных и даже абсурдных ситуациях.

9.23. Человек для экзистенциализма – не объект, не элемент класса наряду с другими элементами того или иного рода, он не момент Разума и не то, что выводится из Системы.

9.24. Экзистенция указывает на конечность существования, она есть «возможность быть». Экзистенция – не сущность, не что-то, данное от природы, предопределенное и неизменное. В отличие от растений и животных, человек есть то, чем он решил быть. Его существование в смысле самоконституирования дано как возможность и выход за пределы себя – неопределенная проблематичность, риск, решимость.