Традиционное общество

Япония на пути модернизации.

Эпиграф: Всемирная история направляется с Востока на Запад, так как Европа это безусловно конец истории, а Азия ее начало.

Гегель. Философия истории.

Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда

Лишь у подножия Престола Божия в день Страстного Суда.

Редхард Киплинг.

 

Запад движется вперед как бы рывками и каждый рывок сопровождается крушением сторон систем ценностей, а так же политических и экономических ценностей. Развитие Востока представляется как сложная линия: новые веяния здесь на разрывают устоя цивилизации, а органически вживаются в старые и растворяются в ней.

Д. Тредгольд, американский историк, выделил особенности восточного общества:

1. Политический монизм, то есть сосредоточение власти в одном центре;

2. Социальный монизм, означающий, что права и собственность разных политических групп определяются центральной властью;

3. Слабо выраженный принцип собственности, которая всегда условна и не гарантированна властью;

4. Произвол, суть которого состоит в том, что властвует человек, а не закон;

5. Отсутствие понимания личности, как абсолютной ценности.

Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Восприимчивость японцев больше касается формы, чем содержания. Они охотно и легко заимствуют материальную культуру, но в области духовности им присуща уже не подражательность, а консерватизм, восприимчивость, а замкнутость.

Например, исконная японская религия утверждает, что в все в мире одушевлено и стало быть наделено свежестью: огнедышащая гроза, лотос, цветущий в болотной трясине цветок, радуга после грозы.

Примитивный синто был порожден обожествлением природы. Японцы поклялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихиями, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные необузданные вспышки своего необузданного гнева, она чаще всего была ласковой и щедрой.

Философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным образом, во всем беря прием с растений и животных, в жизни которых нет абсолютно ничего лишнего, случайного. Стили различных боевых искусств произошли из наблюдений за движениями дикий зверей. Досконально изучив окружающую среду, человек Востока знал, как та воздействует на его организм. Например, в боевых искусствах эффективность ударов в различных точки тела рассчитывалась в зависимости от того, в какие времена года наносится удар.

Религия Востока – это прежде всего пути самосовершенствования, а через них и совершенствование всего мира.

Социальные структуры Востока и пестры. Здесь и замкнутые касты (Индия) и всевозможные переходы из одной социальной группы в другую путем сдачи государственного экзамена (Китай).

Восточный человек не свободен, обязан и обязанностью этой не тяготиться, признавая ее вполне естественной. Он обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители – дети, муж – жена, вышестоящий – нижестоящий), причем даже связаны все от государств до самого последнего из его подданных.

Человек должен вести строго определенный образ жизни, в противном случае ему лучше умереть. В этом случае показателен пример японских самураев; при любом нарушение кодекса чести, но обязан был покинуть жизнь самоубийством, сделав себе харакири.