По территории огромного полуострова протекает немало рек, но одной из них суждено было дать имя целой стране, расположенной в бассейне этой реки. Древние индийцы называли эту реку Синдху, пирсы – Хинду, а древние греки – Индос.
Древнейшая из индийских цивилизаций – харапская – возникла в низовьях реки Инда в начале III тысячелетия до н.э. Хараппой назывался один из населенных пунктов в штате Пенджаба около которого были найдены первые городские поселения. Наряду с Хараппой ученые раскопали и другой древний город Мохенджо-Даро. Эти раскопки позволили им составить более полное представление о живших здесь людях.
Представители древней хараппской культуры были морским народом, который вел торговлю с соседними странами. Они строили удобные и прочные одно- и двухмачтовые парусно-гребные корабли, способные выдерживать морские плавания вдоль побережья. Хараппанцы первые освоили прибрежное судоходство по Аравийскому морю и Оманскому заливу, как считается, они фактически открыли Индийский океан. Заходя именно с моря, хараппанцы осваивали и берега Инда. В сезон дождей северо-западные муссоны в бассейне реки сопровождаются столь проливными дождями, что вынуждают прекращать всякую человеческую деятельность вне жилищ.
Позднее на протяжении III–II тысячелетий до н.э. хараппанцы расселись на большой территории. Они завязали прочные связи с западными цивилизациями – Эламом и Шумером, предлагая им медь. слоновую кость и изделия из нее, а также жемчуг и ценные породы деревьев. Купцы Хараппы вывозили также золотой песок и популярную краску древности, получаемую из морских моллюсков, пурпур и многие другие товары.
Во II тыс. до н.э. хараппская цивилизация сменяется культурами, появившимися здесь благодаря расселению индоарийских племен, которые продолжили традиции мореплавания. География торговых путей древнеиндийских купцов была довольно широкой. Как отмечают Магидовичи, на протяжении нескольких веков до нашей эры они хорошо ознакомились с прибрежными водами Бенгальского залива, Андамайского моря и Малаккского пролива.
Период в истории Индии от падения Хараппы в середине II- до середины I тыс. до н.э. ученые обычно называют темным, т. к. отсутствуют практические, надежные исторические свидетельства. Только с возникновением буддизма начинается более тесное соприкосновение жителей древней Индии с народами Средней Азии и Ирана. Влияние древнеиндийской культуры распространялось на территорию Восточного Туркестана, где в качестве языка использовался санскрит. Более значительным было влияние индийской культуры в Юго-Восточной Азии, где было создано немало кол опий. Храм в Анкаре, ступа в Бабадуре на острове Ява и многие другие древнейшие постройки несут следы влияния индийской архитектуры. Распространение буддизма в этом регионе также усиливало влияние индийской культуры. Позднее в Индию yстремятся потоки буддийских паломников со всего древнего мира, где эта религия получит распространение.
Слухи о сказочных богатствах Индии побуждали многих завоевателей отправляться в эти земли. Завоевательные походы древности оставались чуть ли не главным средством «познания мира». Древний Вавилон, персидская держава практически охватывали весь Ближний Восток. Но время великих империй было еще впереди. Александр Македонский – покоритель мира, связавший воедино практически весь древний мир, принадлежал другой культурной эпохе.