Паломничество как культурный феномен

С падением в vb. римской империи закончилась целая эпо­ха, которая дала миру величайшие достижения. Развитие ма­териальной культуры обеспечило достаточно высокий уро­вень комфорта в городах, довольно сложилась инфраструкту­ра дорог и гостиниц, которые обеспечивал и всем необходимым путешествующих по огромным просторам империи. Путеше­ствия в свою очередь способствовали формированию системы географических и страноведческих знаний. Несомненным до­стижением античной культуры явилось признание шарооб­разности земли. Гибель Древнего Рима ознаменовала начало ноной культурной эпохи, которую принято называть средни­ми веками. Это название было дано позднее гуманистами, обо­значившими так период между античной культурой и време­нем возрождения античных традиций в Европе. Хронологиче­скими рамками европейского средневековья при­нято считать две ключевые в истории даты: падение Рим­ской империи и начало эпохи Великих географических открытии, а точнее, открытие Колумбом Америки. Согласно другой точке зрения, средневековьем можно назвать проме­жуток времени с Клавдия Птолемея, обобщившего достиже­ния античной географии, до Христофора Колумба, которого идея шарообразности земли подвигнула на новые географиче­ские открытия.

Большинство ученых склоняются к мнению, что средневе­ковье представляет собой сложный социокультурный фено­мен, который имеет свою специфику у разных народов и раз­личные хронологические рамки. Поэтому лучше говорить о европейском средневековье, русском средневековье или о средневековом периоде арабской культуры и т.д. Несмотряна существенные различия, средневековая культура имеет ряд общих черт. Дух человечества парализован, напишет Стефан Цвейга одном из лучших своих романов «Америго». Средневе­ковый мир ограничивает земной кругозор человека, открывая перед ним бесконечность небес. Человечество больше ничего не желает знать о мире, который оно населяет. Взоры людей устремлены в небо. Представления о шарообразности земли и идея единого Мирового океана прочно забыты. Мир представ­ляется как плоский круг, до края которого вполне может дой­ти человек. Сама жизнь человека представлялась трудным пу­тешествием во времени, «восхождением» к миру горнему.

Главной чертой средневековой культуры является господ­ствующее положение религии. К этому времени возникли практически все мировые религии, древнейшая из кото­рых – буддизм - появилась в Индии еще до нашей эры, а самая молодая - мусульманство — сформировалась на Ближнем Востоке в VI-VII вв. н.э. В Европе еще во времена Римской империи во II-III вв. получила распространение христианская религия, став господствующей религией европейского средневековья.

Средневековая культура представляет собой сочетание разных культур; рыцарской, христианской, феодальной, городской и народной. Эта многослойность приводила к тому, что житель средневековья находится в достаточно многомерном мире. В сред­ние иска достаточно трудно было про­жить нею жизнь, не выходя за пределы ограниченного пространства. Замки крупных и мелких феодалов, много­численные монастыри и растущие го­рода составляли собой своеобразную структуру средневекового общества, связь между которыми обеспечивали многочисленные путники. На дорогах средневековой Европы можно было встретить крестьян и купцов, цыган, бродячих артистов и монахов, странст­вующих рыцарей и разбойников. Не только торговля, войны и эпидемии вынуждали средневеково­го человека к перемене мест.

Одним из существенных элементов религиозного культа является посещение особо почитаемых мест, связанных с тем или иным святым или божеством. Практически во всех религиях мира есть природные объекты, храмы и захороне­ния, которым верующие поклоняются. Начиная с религий древнего мира. верующие отправлялись с культовыми целя­ми к храмам и святилищам. Причины, побуждающие веру­ющих людей отправиться и дальнее странствие, могут быть самые различные: надежда получить духовную поддержку, желание избавиться от недугов или преследующих их неу­дач. необходимость исполнить наложенную епитимьи и многое другое.

Эта религиозная традиция, получившая название па­ломничество, овладела широкими массами верующих и получила свое масштабное развитие в эпоху средневековой ку­льтуры, несмотря на то, что паломничество началось в век ве­сьма скудных географических познаний и крайне неразвитых средств сообщения. Представители всех мировых религий со­вершают паломнические путешествия. Буддисты повторяют в своих путешествиях странствия Будды, приверженцы сикхизма идут на поклонение в Золотой храм в городе Амристсар на севере Индии, а последователи индуизма почитают и по­клоняются святым местам Кришны и Вишны, а также приходят к священной реке Гангу и совершают там омовение. Паломничество, как культурный феномен известно, еще с древ­нейших времен, и каждая религиозная культура имеет свою географию паломничества.