Паломничество в мировых религиях

Начиная с IV в. н.э., в Китае широкое распространение по­лучает буддизм, который стал проникать сюда из Индии. В этом направлении устремился поток монахов-миссионеров, которых двигало желание посетить священные для буддиста места. Буддийские храмы - замечательные памятники миро­вой культуры. Современные буддийские паломники так рас­считывают сроки паломничества, чтобы прибыть к цели в один из четырех знаменательных дней каждого месяца, при­ходящийся на начало четырех фаз луны. В древние времена буддийские паломничества были многолетними, учитывая те огромные расстояния, которые приходилось преодолевать ве­рующим. История сохранила имена китайских буддийских паломников Фа Сяня, Сюань Цзина, И Цзина, Чан Гуня и др.

Одним из основателей паломнического путешествия в Ки­тае считается буддийский монах Фа Сянь, который в IV в. со­вершил многолетнее паломничество в Индию. В сопровожде­нии нескольких монахов, задумавших исследовать страны, лежащие на запад от Китая, они перебрались через ряд горных хребтов, перейдя реку и большую пустыню Гоби, и оказались у озера Лобпор. Вот как о приключениях этого путешественни­ка рассказывает Жюль Верн: «Побывав у негостеприимных Жителей страны уйгуров, приемом которых монахи оста­лись очень недовольны, они двинулись к юго-западу, в пустын­ную страну с большим трудом преодолевая встречные реки. Спустя тридцать пять дней, маленький караван прибыл в Татарию - в Хотанское царство, в котором насчитывалось «несколько десятков тысяч монахов». Фа Сянь и его спутни­ки были допущены в монастыри, и, после трехмесячного ожидания им посчастливилось присутствовать при торжест­венном празднестве буддистов и браминов, во время которого по городам Хотанского царства, по усыпанным цветами ули­цам, среди облаков благоухании, провозили роскошно убранныe колеcнuцы с изображениями богов».

Дальнейшие его странствия проходили по восточному Аф­ганистану, по большей части Индийского полуострова. Побы­вал он и на островах Цейлон и Ява. На острове Цейлон (или Серендиб – «жемчужина Востока», как называли его арабские мореходы) находится священная гора, которую буддисты назы­вают Местом святого следа. На вершине горы, имеющей кони­ческую форму, находится большой плоский камень, на кото­ром стоял Будда и проповедовал свое учение. На острове Ява позднее в VIII-IX вв. будет построен крупнейший буддийский «монастырь учения» Боробудур в виде десятиярусной каменной пирамиды, украшенной 104 статуями Будды и 1460 рельефами, рассказывающими о его жизни. Во время странствия Фа Сяня его главным образом интересовали легенды и сказания о Будде.

В конце восемнадцатилетнего путешествия Фа Сянь отбыл в Китай и вернулся в родной город Сиань-фу (Кантон). Так за­кончилось одно из удивительных паломнических путешест­вий китайского монаха.

Другой знаменитый китайский путешественникСюань Цзин (ок. 596-664 гг.), буддийский монах-пилигрим, посе­тил в начале правления китайской династии Тан родину буд­дизма. Его путь пролегал через Северо-Западный Китай и Среднюю Азию, далее через территорию современного Север­ного Пакистана в центр полу острова, где в то время располага­лось государство одного из индийских правителей. Пробыв в Индии с 635 г. по 643 г., Сюань Цзин аккуратно записывал свои путевые впечатления, которые составили, впоследствии ставшие знаменитыми, «Записки о странах Запада в эпоху великой, династии Тин», представляющие один из самых цен­ных памятников той эпохи. Книга Сюань Цзин содержит ин­тересные наблюдения за жизнью и бытовой культурой индий­цев, сведения об устройстве индийских городов: «Города и села имеют ворота. Стены у них широкие и высокие. Их улицы и. переулки запутанные, а дороги извилистые. Главные улицы грязные. Торговые ларьки на этих улицах стоят по обеим их сторонам и имеют соответствующие знаки. Мяс­ники, рыбак и. танцоры, метельщики и подобные им люди живуm вне города. На улицах эти люди обязаны держаться ле­вой стороны, пока не дойдут до своего дома. Их жилища окру­жены невысокими стенами и образуют предместья города. Так как земля здесь обычно сероватая и глинистая, то город­ские стены большей частые делаются из кирпича и черепицы. Башни на стенах делаются из дерева или из бамбука. Дома имеют, деревянные балконы и террасы. Стены домов обмаза­ны глиной или известкой и имеют черепичные крыши. Име­ются строения такого же вида, что и в Китае, т. е. покры­тые камышом, сухими ветвями деревьев, черепицей или те­сом. Стены обмазывают глиной и известью, смешанными для чистоты с коровьим пометом». Благодаря буддийским паломникам Китай познакомился с древнейшей культурой Ин­дии. В первой половине VII в. китайские паломники переста­ли обходить, горы Тибета. Они разведали более короткие пути, через высокогорные проходы Тибета и Гималаев они спуска­лись на равнину Ганга. Следовательно, были открыты новые пути через Тибет, Гималаи, пустыни Центральной Азии.