Арабские путешественники Средневековья

Еще более широк был географический кругозор арабов, по­явившихся на исторической арене Передней Азии. Арабов можно считать одним из самых путешествующих народов того времени. В результате образ «человека путешествующего ста­новится популярным в восточной литературе, С VII в. арабские племена, прожинавшие на Аравийском полуострове, обрели но­вую религию - мусульманство. Основатель новой религии Мохаммед (ок. 570-632 гг.) вынужден был бежать из Мекки в соседний город Медину. Это событие - хиджра (по-арабски «пе­реселение») состоялось 16 июня 622 г. Эта дата станет началом новой эры, и от нее идет мусульман­ское летосчисление. После смерти пророка руководители мусульман­ских общин получают титул халиф, т.е. «заместитель», «наместник».

Первыми халифами были бли­жайшие сподвижники Мохаммеда, которые завершили объедине­ние Аравии, заложив основы ги­гантской империи арабов Хали­фата. География военных походов арабов простиралась практически по всему Средиземноморью охватывая африканское побережье и территорию Западной Евро­пы. Завоевание Испании в 714 г. маврами привело к усилению влияния арабской культуры.

Не только завоевательные походы, но и развитие торговли связано с арабским Востоком. В IX-Х вв. арабских купцов можно было встретить на сухопутных дорогах Востока, Север­ной Африки и средиземноморского побережья. Корабли араб­ских торговцев плавали по всем морям Европы по Красному морю и Индийскому океану. Из арабских путешественников по Передней Азии наиболее известны Сулейман из Басры (V)II в.), который совершил путешествие в Китай, посетив Цейлон и Суматру, Андамановы и Никобарские острова. На его записках описано много удивительных приключений на море и островах, населенных каннибалами.

В Х-XI вв. путешественники значительно расширили географию странствий. Арабский писатель Ибн Даста, жив­ший в Персии, совершил длительное путешествие, в результа­те которого появилась историко-географическая энциклопе­дия своего времени «Книга драгоценных сокровищ», содер­жавшая интересные сведения о стране восточных славян.

Из наиболее известных арабских путешественников Х в. можно назвать аль-Масуди из Багдада, оставившего о своем путешествии книги "Золотые пояса и россыпи драгоценно­стей» и «Сообщения и наблюдения», в которых он описал все страны Ближнего и Среднего Востока, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу. Северную и Восточную Африку. Много путешествовал хорезмский ученый Бируни (924-1048 гг.), обобщивший собранные им материалы об индийской культуре в своем и «Каноне Масуда».

Путешествия были столь распространенным явлением, что великий врач, уроженец небольшого селения близ Бухары Абу Али Ибн Сина (ок. 980- 1037 гг,), которого европейцы называли Авиценной, в своем «Медицинском каноне» посвятил специаль­ную главу режиму путешествующих. В этом трактате семь параграфов, где выдающийся целитель дает рекомендации по режиму питания, профилактике здоровья и оказанию помощи путешественникам в paзных климатических зонах, а также со­веты для путешествующих по морю.

В XII в. знаменитый арабский путешественник аль-Идриси был приглашен сицилийским королем в Палермо для составле­ния географических карт. В 1154 г. появились его кни­га «Географические развлечения», в которой помимо страноведческих сведений совершалась проверка идеи Птоломея. Более того, итогом его многолетней работы стали карты мира, круго­вая и прямоугольная, на 70 листах.

Несомненно, самым известным арабским путешественни­ком считается Абу Абдаллаха Ибн Баттута из Танжера (Ма­рокко), который в XIV в. побывал почти но всех странах тог­дашней Азии. познакомился е северным побережьем афри­канского материка и долиной Нила. Во времена второго путе­шествия он пересек Сахару в разных направлениях. В даль­нейших своих путешествия Ибн Баттута посетил Крым, побы­вал в низовьях Волги, посетил Среднюю Адию. Несколько-пет прожил в Индии, далее он прошел через Индостан на юг, посе­тил Мальдивские острова, Цейлон и морем прибыл в Китай. Пройдя по суше и по морю в общем счете болеe 130 тыс. км, вернулся домой и продиктовал книгу под названием «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий», более известную как «Путешествия Ибн Батуты». Книга о его 25-летних путешествиях, содержавшая большой истори­ческий, географический и этнографический материал, была переведена на несколько европейских языков и стала ценным пособием по средневековому страноведению.

Завоевательные походы арабов, развитие торговли приво­дят к быстрому распространению мусульманства. Всем мусу­льманам предписывается, по крайней мере, раз в жизни совер­шить паломничество в Мекку - священный для всех предста­вителей этой религии город. Начиная с тех времен и поныне в Мекку устремляются потоки мусульманских паломников. Главная цель паломничества в Мекку состоит в том, чтобы 7 раз обойти вокруг Каабы и прикоснуться к черному камню. Кааба находится на святом месте - Аль-Харрам, который ныне представляет собой самый большой храм под открытым небом. Вторым по значению священным городом для мусуль­ман является Медина, пли Город пророка, в котором находит­ся могила пророка Мохаммеда.

Священные для мусульман места есть и в древнем Иеруса­лиме. Это город, в котором был пророк Мохаммед во время своего легендарного ночного путешествия из Мекки в отдален­ные мечети. В Мусульманском квартале расположен Харам-эш-Шериф (священный двор) со святынями ислама. Это знаменитые мечети Омара иАль-Акса, Мечеть Скалы была по­строена в 691 г, по велению халифа Омара, отсюда ее второе на­звание. Через два года на месте христианской базилики была Сооружена мечеть Аль-Акса, в северном крыле которой нахо­дится место – Маком Азиз, где, по преданию, пророк Мохам­мед вознесся на небо из Иерусалима.

9.4. Иерусалим – центр паломничества

В Иерусалим стекаются паломники разных вероисповеда­ний. История города насчитывает 4 тысячи лет. На этом месте царем Давидом была создана столица его государства. В Х в. до н.э. царь Соломон, сын Давида, построил здесь Первый храм, развалины стены которого - Стена Плача – с V в. являются местом паломничество представителей иудаизма. В VI в. до н. э. был построен Второй храм. Красоту этого величествен­ного сооружения описал древний историк Иосиф Флавии, который сравнил его со сверкающей горной вершиной. Второй храм был разрушен в I в. н.э. но время Иудейской воины. Пре­доставить великолепие этого сооружен и я можно по точной мо­дели Второго храма, которая была создана в 60-е гг. XX в. в масштабе 1:50 и ныне демонстрируется на территории одного из отелей. Для евреев Иерусалим - это Земля Обето­ванная. Здесь и поныне находится Еврейский кварталсознаменитыми синагогами.

Земли древней Палестины являются священным местом для поклонения христиан всего мира. Первое, куда устремляется поток паломников, - это Вифлеем, небольшой город, в котором родился Иисус. Паломники устремляются на поклонение святым местам в Вифлееме, городе, где родился Иисус Христос и где в 325 г. над несколькими пещерами была построена базилика, а позднее, во времена правления импера­тора Юстиниана в VI в. возведен храм Рождества Христова, находящийся в самом центре города. Большое число священ­ных для христиан мест находится в самом Иерусалиме, городе, ставшем местом казни и воскресения Иисуса Христа. В IV в. византийский император Константин повелел воздвигнуть на руинах римского языческого храма храм Гроба Господня, ибо на этом месте, по преданию, был распят, погребен и затем воскрес Иисус Христос. Поклонение Гробу Господнему составляет важнейшую цель паломничества христиан. Христианские верующие стараются пройти по стопам Иисуса Христа на Голгофу. Этим путем пилигримы следуют с IV в. н.э.

Этот город на протяжении своей истории неоднократно подвергался нападениям и войсками вавилонского царя Наву­ходоносора, и мусульманскими завоевателями, в эпоху средневековья из Европы сюда устремлялись армии крестоносцев.