История крестовых походов

В 1000 год - год начала нового тысячелетия - священники предвещали конец погрязшего в грехах мира. Тысячи верую­щих в панике собирались в церквах, ожидая прихода всадни­ков Апокалипсиса. Но мир не погиб. Социально-психологиче­скую атмосферу того времени описывает Стефан Цвейг в романе «Америго»: «Бог снова смилостивился над человечеством. Оно может существовать и далее, чтобы свидетельствовать о Божьем милосердии и величии. Надо благодарить Бога за его милость. Надо, чтобы эта благодарность возносилась к небесам, кик молитвенно воздетые руки. И вот вырастают соборы и храмы, эти каменные опоры молитвы. Надо доказать свою любовь к Христу, воплощению Божьего милосердия. Можно лu далее терпеть, чтобы место его земных страда­нии и гроб Господень оставались в нечестивых руках язычни­ков? Вставайте рыцари Запада, вставайте, верующие — все на Восток! Разве вы не слышали зова: «Так велит Гос­подь! Выходиme из замков, деревень, городов! Вперед и впе­ред. В крестовый поход через моря и земли».

Крестовые походы, которые нанялись в 1095 г. и длились последующие 200 лет, привели к увеличению мобильности населения средневековой Европы. Как отмечают исследователи, те, кто отправлялся в крестовые походы, не знали самого сло­ва «крестовый поход», оно появится позже в трудах историков конца XVII в. Люди того времени предпо­читали говорить о «паломничестве за море», о «пути в Святую Землю», о «странствовании по стезе Господней». По мнению видного отечественного историка А.Я. Гуревича, это значило что в сознании людей того времени даже не война за веру, но именно путь, передвижение от дома до святынь было главной целью. Представления людей средневековья о пространстве весьма отличились от наших. Для них пространство было наполнено религиозным содержанием. Бывали места святые, - например, церкви и места проклятые, например, язы­ческие капища. Останки снятых придавали благодать мест­ности, где эти святые были захоронены. И если центром и нравственным смыслом всемирной истории были события земной жизни Христа, от Рождества до Вознесения, то цен­тром и нравственным смыслом всемирной географии пыла та земля, где Христос родился и проповедовал, где принял муки и смерть, где был похоронен и воскрес и. в первую оче­редь, Иерусалим, темное отражение Небесного Иерусалима. т.е. Царства Небесного. Такие представления были распро­странены повсеместно. Средневековые географические кар­ты изображали Землю в виде круга, и центром этого круга был именно Иерусалим. «Иерусалим - это пуп Земли». гово­рил в своей речи Урбан II. Палестина по воззрениям эпохи, — Святая Земля в буквальном смысле, и тот, кто придет туда, исполнится благодати: воды реки Иордан, где Спаситель принял крещение, смывают все грехи. Так что пить от роди­ны до Земли Обетованной есть одновременно и нравственное, духовное движение от греха к спасению».

Крестовые походы служили не только цели освобождения Иерусалима. Еще с глубокой древности завоеватели стреми­лись подчинить страны Передней Азии, Сирию, Палестину, являвшиеся древнейшими центрами культуры. Это был свое­образный перекресток цивилизаций, через который проходили – важнейшие торговые пути. Как полагают ученые, крестовые походы в Страны Восточного Средиземноморья свидетельствовали о желании европейцев укрепиться в этом регионе. Фактически крестовые походы привели к переселению больших масс народа на Восток. Трудно переоценить значение этих походов. Когда крестоносцы и пилигримы оказывались за тесными гра­ницами европейских государств, перед их глазами представали меняющиеся картины чужих земель, диковинные животные и растения, неизвестные народы. Их одежда и вооружение, устройство городов, обычаи и традиции говорили о том, что эти народы являются хранителями древнейших культур. Их до­стижения в науке и сельском хозяйстве, в строительстве и вра­чевании удивляли крестоносцев. Рыцари были поражены и восхищены храбростью и щедростью восточных правителей.

Мусульманский Восток оказал заметное влияние на культу­ру западной Европы. Образование христианских государств на землях древней Палестины, многочисленные путешествия па­ломников привели к распространению знаний о странах Ближ­него Востока. Более широким стал ассортимент культурных растений. На полях европейских крестьян стали выращивать­ся гречиха, рис, арбузы, абрикосы, лимоны и др. Европейцы познакомились с ветряными мельницами, привезли прекрас­ные ткани, восприняли некоторые обычаи и привычки восточ­ных пародов. «Юная Европа ревностно и с большим успехом училась во время своих учебных странствий ни Восток, как можно было бы назвать крестовые походы. Поразительным множеством восточных слов наши языки показывают, как много мы заимствовали у магометан. Вместе с выражения­ми к нам все чище приходили впервые и самые вещи. Из Азии - пишет историк крестовых походов Б. Куглер. - происхо­дят наш ситец и кисея, софа, матрацы и альковы, базар, магазин и арсенал, пошлина, соляной налог, тариф и цехины, наряду с неисчислимым множеством других. Едва ли найдется какая-нибудь область политической, военной, торговой, промышленной, научной, художественной и даже церковной жизни, которая не полу­чила бы обогащения с Востока. Даже всеобщее употребление венка из роз и позднейших средних веках Запада произошло опять из подражания восточному обычаю». Крестовые походы дали толчок многим сухопутным путешествиям и морским плаваниям.

Священная война, начатая из ненависти к исламу, способ­ствовала активизации торговли с мусульманами и, как след­ствие более бурному развитию европейской культуры. Разви­вающаяся Русь также не осталась в стороне от этого процесса и включилась в межкультурные коммуникации, направив на Восток своих путешественников и пилигримов.