Цивилизации и великие исторические реки

Одной из теоретических проблем науки о туризме служит, выявление роли путешествий и туризма как формы межкуль­турных коммуникации, Путешествие это поиск путей сообщения. Стремление преодолеть пространство, изолирован­ность своей культуры, вступить в контакт с другими народами способствовало развитию человеческой цивилизации. Не слу­чайно самые древние цивилизации возникли на берегах Нила. Тигра, Евфрата, Инда и других великих исторических рек. Люди всегда селились на берегах рек и морей, которые были для них не только источниками водных ресурсов и пропита­ния, нон путями сообщения. Реки связывали между собой на­роды и страны. Поэтому каждая крупная река имеет свою ис­торию путешествий. Каждое море или океан свою историю плаваний и открытий.

На особую роль рек и морей в развитии мировой культуры обратил внимание Лев Ильич Мечников (1838. Петербург, 1888, Швейцария), брат известного ученого-естествоиспытателя Ильи Ильича Мечникова. Русский географ, социологи общественный деятель Лев Мечников был крупнейшим пред­ставителем так называемой географической школы, которая стремилась объяснить закономерности и особенности разви­тия цивилизации, а также единство мира древних культур их географическим положением.

В своем раннем произведении «Цивилизации и великие ис­торические реки. Географическая теория развития современ­ного отношения» Мечников осуждал противопоставление варварского Востока и цивилизованного Запада». Мечников делил всю историю человечества на три фазы речную, морскую и океаническую в зависимости от использу­емых культурой средств сообщения, путей передвижения.

Описывая самый древний период, Мечников называл его вечным. Этот период, по его мнению, охватывает собою ис­торию четырех великих цивилизации древности Египта, Месопотамии, Индии и Китая возникших в бассейнах ве­ликих рек. «Четыре древнейшие великие культуры все заро­дились и развились на берегах больших рек. Хуанхэ и Янцзы местность, где возникла и выросла китайская цивилизация: индийская, или ведийская, культура не выходила за пределы бассейнов Инда ц Ганга, ассиро-вавилонская циви­лизация зародилась ни берегах Тигра и Евфрата — двух жиз­ненных артерии Месопотамской долины; наконец. Древний Египет был, как это утверждал еще Геродот, «даром» или «созданием Нила».

Реки были естественными «дорогами» развивающихся че­ловеческих цивилизаций. Реки способствовали преодолению существовавших препятствии. Человечество, по мнению ученого и путешественника Тура Хейердала, в своем рас­пространении никогда не располагало полной свободой пере­движения. Странствия древнего человека всегда определя­лись и ограничивались естественными преградами и присут­ствием других людей. Передвигаясь пешком или на прими­тивных транспортных средствах, человек наталкивался ни трудно преодолимые или вовсе неодолимые препятствия в виде суровых горных цепей с ледниками и обрывами, болот, пустынь, глухих лесов, арктических льдов, океанских про­сторов; его останавливали прежние, поселенцы и враждебные племена. Ранее сложившиеся общины, несомненно, были глав­ным препятствием для свободного передвижения во всех при­годных для обитания областях, исключая самую древнюю пору, когда первобытные люди, занимавшиеся собирательством, приходили в места, освоенные до них только зверями и птицами». Человек, заключает Хейердал, поднял парус ра­ньше, чем оседлал коня. Он плавал по рекам с шестом и весла­ми раньше, чем стал ездить на колесах по дорогам.

Вот почему люди всегда предпочитали селиться по берегам рек, которые были для них норными дорогами в труднопрохо­димых местах, поэтому направления течения больших рек определяли направления потоков миграции людей, а также торговые пути, способствовавшие связи с другими народами. По мере развития цивилизации люди стали «корректировать» реки, изменять их русло, прорывать каналы, которые способ­ствовали развитию торговли. Титанические усилия многих тысяч людей приводили к процветанию государств, которые тем самым расширяли область своих контактов.

Творениями человеческих рук были и мосты, которые по­могали преодолевать реки, если те превращались в труднопре­одолимые препятствия на пути человека, желающего переправиться на другой берег. Начиная со ствола дерева, перебро­шенного через речку, человек постепенно осваивал сложную технологию возведения деревянных, канатных мостов. К при­меру, «народы, живущие в Гималаях, высекают в скалах сим­метрично расположенные отверстия, в которые карабкаю­щийся вверх или спускающийся вниз человек вставляет бам­буковые ступеньки. Через пропасти перекидываются тол­стые бамбуковые стволы: по ним путник перебирается через ущелье. Иногда к вершинам деревьев, растущих по обе сторо­ны препятствия, прикрепляют сплетенный из волоса яка канат, и путник, вися на бамбуковой палке или сидя в миле­ньком плетеном стульчике, перебирается по нему на другую сторону.

Канатный мост перуанских индейцев служил надеж­ной переправой через реки и пропасти. Ботакуды и сирионо для переправы через реку укрепляют вместо каната лианы. Сложные мосты из лиан, которые строятся многими ме­ланезийскими, африканскими, южноамериканскими, индийцами величайшее достижение прими­тивного строительного искус­ства. Эти прочно сплетенные мосты, имеющие форму вытяну­той в длину полукруглой корзи­ны и часто доходя1цие до высоты бедра или даже плеча человека, представляют собой надежное средство для переправы через реку или пропасть. Оба конца их прочно прикрепляются к деревь­ям или вершинам скал. Путник может держаться за имеющие­ся по обеим сторонам перила». Постепенно человек научился преодолевать воздвигаемые препятствия.

На берегах великих рек возникают древние цивилизация, история которых вместе с тем не синхронна. Как пишет Меч­ников, страны восточной группы (Индия и Китай) с самого на­чала своего возникновения несколько запаздывают в своем развитии сравнительно с двумя западными цивилизациями (Ассиро-Вавилония и Египет), которые, развившись в более благоприятных географических условиях, перешли сравните­льно быстро в фазу морской цивилизации и оказали большое влияние на Европу и европейские народы.

 

3.2. Море и океаны – путь межкультурных коммуникаций

 

По прошествии веков поток человеческой цивилизации пе­реместился по берегам рек к морю и распространился по его побережью. Так, по мнению Мечникова, наступила вторая эпоха в истории развития цивилизации, которую он называет морской эпохой, или средиземноморской; по­скольку цивилизация охватила главным образом берега этого внутреннего морского бассейна, расположенного между Африкой, Азией и Европой. Начало этому периоду положили фи­никийцы, которые еще за десять веков до начала нашей эры основали многочисленные города на берегах Средиземного моря. Они колонизовали острова Средиземного моря и рассе­лились на берегах Северной Африки. Одним из крупнейших городов на североафриканском побережье был Карфаген «Новый город», который был основан примерно за восемьсот лет до начала нашей эры. Именно его можно считать исход­ным пунктом начала развития нового средиземноморского пе­риода и культуре. Финикийцы были опытными мореплавате­лями, которые произвели важные технические усовершенст­вования судов. Ранние финикийцы плавали по Средиземному морю к берегам, которые сейчас называются Сирия, размещая там свои колонии и развивая торговлю. Говоря о за­слуге финикийцев в области мореходства, Мечников особо подчеркивает их ведущую роль перед человечеством и том, что «они передали в руки греков и пирогов Индийского океана, острова священный светоч цивилизации, взятый ими у египтян и ассиро-вавилоннян. Вступление на историческою арену финикийских федераций было началом для западного мира новой великой цивилизации международного характера, но­сившей черты морской культуры совершенно отличной от древних цивилизации, бывших изолированных друг от друга и имевших речной характер. Финикия. Греция и Рим вот главные представители этой новой филы цивилизации». Средиземноморский период, как полагает Мечников, охваты­вает двадцать пять веков с основания Карфагена до возникно­вения империи Карла Великого.

Третий период, океанический, характеризуется за­метным развитием в Новое время западноевропейских госу­дарств, лежащих на побережье Атлантики. Это разделение че­ловеческой истории, по мнению Мечникова, соответствовало трем последовательным фазам социальной эволюции: рабо­владельческой, феодальной и буржуазной.

Океаны всегда были для человека притягательными. Он не сразу научился, но ним плавать, распознавать их особенности. Тур Хейердал в своей книге «Древний человек и океан» пишет о том, что человек не видит океанских течений, потому люди «склонны отбывать просимые могучие и великие потоки, не­зримо скользящие среди водных берегов. Крупнейшая из рек берущих начало в Перу, — не Амазонка, устремленная на вос­ток через Бразилию, а Перуанское течение, направляющееся на запад, через Тихий океан. Самая могучая река Северной Аф­рики не Нил, и Канарское течение, дельта которого среди островов Карибского моря приносит африканскую морскую воду в Мексиканский залив. Постоянные течения, опоясывая океаны, образуют пути, соединяющие континенты». Имен­но с освоением мирового океана для человечества стали до­ступны другие континенты, и люди смогли понять истинную географию мира.

Лекция 4. РОЛЬ «ЧЕЛОВЕКА ПУТЕШЕСТВУЮЩЕГО»