В ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 

4.1. Путешествия – источник для развития науки

 

История путешествий самым тесным образом связана с ис­торией культуры не только характером научного исследова­ния, но и фактом своего рождения. «Отцом истории» считает­ся древнегреческий путешественник Геродот.

История как наука восходит своими корнями к повествова­ниям и «сказкам» древних путешественников. В них расска­зывалось о диковинных странах, необычных людях, описыва­лись разнообразные обычаи и традиции чужеземных народов. Именно рассказы о несметных богатствах дальних стран при­влекали любопытных людей, которые, не страшась трудно­стей, отправлялись в дальние странствия, чтобы йотом поде­литься своими впечатлениями об увиденном.

Интересна судьба первых известных в европейской куль­туре путешественников: Ганнона Карфагенского, Геродота, Рифея, Страбона и др. Первым путешественником, о котором сохранились упоминания в исторических источниках, счита­ется карфагенянинГаннон, живший в V в. до н.э. Ганнон был послан Карфагенским сенатом для колонизации новых территорий на одном берегу Африки. Ганнон покинул Карфаген во главе огромного флота, состоявшего из шестидесяти галер. На судах находилось тридцать тысяч человек, которым пред­стояло основать новые города и поселиться в них. Он открыл около 6000 км африканского побережья. Как полагают иссле­дователи, результаты его выдающегося плавания были использованы лишь в минимальной степени: карфагенские торгов­цы прошли его путем до Керны и организовали «золотую доро­гу» (торговлю) с глубинными районами Западной Аф­рики». Ганнон оставил письменное свидетельство об экспеди­ции, впоследствии переведенное на греческий язык под назва­нием "Морское кругосветное путешествие Ганнона.

Самым известным из первых путешественников является древнегреческий ученый Геродот (V в. до н.э.), прославив­шийся не только дальними странствиями, но и своей девятнадцатой «Историей», каждая, из книг которой названа именем одной из муз. В истории Геродота причудливо сочетаются реальные сведения о дальних странах, добытые в дальних Странствиях с пересказом мифологических событий, правдой вымысел, на который так богаты бывалые люди', любители приукрасить свои рассказы. Геродот первый историк-путешественник, которого Цицерон назвал «отцом истории», оставил незабываемые, красочные описа­ния разных стран в своем труде, к которому мы не раз обра­тимся, сравнивая обычаи, традиции и культуры разных паро­дов. Известный писатель Хорхе Луис Борхес в предисловии к изданию Геродот приводит мнение одного из сво­их современников Де Куннси, который считал Геродота не то­лько первым энциклопедистом, первым ученым-этнологом и географом, ной первым прозаиком. Титул «отца прозы» Геро­дот удостоился за тот вклад в развитие литературы, который внесла его книга, представлявшая собой не только сокровищницу знаний, но и интересное, захватывающее описание жиз­ни народов, происходивших когда-то событий и странствий.

Путешественники на протяжении всей последующей исто­рии человечества добывали важные сведения, которые служи­ли ценным источником различных наук. На основе собранных материалов учеными выстраивались различные концепции, объясняющие развитие культуры. С помощью путешествий стремились также доказать или опровергнуть научные гипо­тезы и представления. Рассмотрим в качестве примера кон­цепцию диффузии культур.

 

4.2. Путешествия – средство распространения культур

В древнейшей истории путешествия способствовали заселе­нию ойкумены, возникновению новых очагов цивилизации. Среди ученых, изучающих проблемы происхождения культур, есть те, кто полагает, что появление сходных культур на раз­ных континентах связано с путешествиями древних людей. Эти ученые полагают, что история мировой культуры зависит от «человека путешествующего». Существуют и такие точки зрения, когда человек не считается творцом культуры, а лишь ее «носильщиком». Культуры, по словам немецкого этнографа Део Фробениуса, являются живыми, подобно организмам обладают «душой» переживают стадии рождения, взросления старения и смерти. Поэтому каждая культура уникальна и самобытна. Фробениус подчеркивал, что культура растет сама по себе без человека. Эти идеи Фробениуса нашли отражение в теории диффузии, согласно которой, культурные явления, однажды поникнув, многократно перемещаются, что объясняет сходство культур или их отдельных элементов. Изучение материальной культуры, обрядов, искусства и мифо­логии Америки, различных форм африканской культуры и до­исторической Европы, но мнению ученых сторонников диффузионизма, может служить подтверждением диффузии.

Следы этих процессов выявляются не только методом сравнительного изучения: на них указывает и обширный полевой материал. "Известны случаи, когда индивид выступает как носитель важных, мифологических сегментов. В качестве при­мера сошлемся на повесть о рождении Ворона, записанную в одном племени на севере о-ва Ванкувер. Несколько его членив еще помнили, что ее принес человек, проведший много лет в рабстве на Аляске, откуда его выкупили друзья. Этот миф регулярно пересказывался кик часть Воронова цикла, хотя все соседние племена отрицают его принадлежность к по­следнему. Другой пример учреждение клана Барсуки в Лагуне женщиной из племени зуни. Муж ее также принадлежа­щий к этому племени, принес в Лагуну культ качинов и мифы, обретшие в новой среде свою вторую жизнь. В более отдален­ные времена носителями новых представлений могли оказа­ться женщины, захваченные при военных набегах, принятые в племя чужаки и т.д., и чем малочисленное было племя, тем сильнее могло быть такого рода индивидуальное влияние. Итак, проникновение новых идей эта не автоматическое приложениек некоему типу культуры, но мощный стимул развития».

Вся история культуры - это история перемещения неско­льких «культурных круговой их механического взаимодей­ствия. Следовательно, диффузионисты противопоставили понятию эволюции культурного прогресса понятий культурной диффузии, которая основывается на представлениях о пространственном перемещении, распро­странение культуры или ее отдельных элементов из како­го-либо центра или центров. И хотя эта концепция не являет­ся общепризнанной и оспаривается большинством ученых, в ней дан интересный вариант объяснения роли «человека путе­шествующего» в развитии культуры.

Путешествия и странствия древних людей рассматривают­ся как форма пространственного перемещения (диффузии) культур,а, следовательно, они составляют основу историко-культурного процесса.