Английский философ Д.Л. исследовал вопросы, пытаясь обосновать происхождение знаний из чувств, разработал сенсуалистическую теорию познания. Его главное произведение «Опыт о человеческом разуме» начинается с критики идей Декарта о врождённых идеях.
Локк отличает:
- идеи не наследуются
- в разуме нет никаких прирождённых идей
- единственный источник знаний – чувства, опыт
т.о. все идеи в сознании человека возникают в процессе воздействия вещей на органы чувств.
«В разуме нет ничего, что раньше не было бы в наших чувствах».
Выбирает в качестве источника познания опыт, делит его на внутренний, внешний. Идеи внешнего опыта возникают через слух, зрение, осязание. Человек имеет идеи о своём психическом состоянии, о своей душе. Эта деятельность – размышление, внутренний опыт. Внешний опыт даёт знания об объективном мире, а внутренний раскрывает деятельность души.
Д. Локк развивает учение о первичных, вторичных качествах предмета.
ПЕРВИЧНЫЕ КАЧЕСТВА неотделимы от предметов, сохраняются в них.
К ним относятся: протяжённость, движение, плотность, фигура, число.
ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА субъективны, не принадлежат самим предметам материального мира, у них есть возможность вызывать в нас: ощущение, вкус, цвет, запах, звук.
Эти качества субъективны, зависят от деятельности наших чувств. Такое деление на первичные и вторичные качества приводило к сомнению познания окружающих вещей, говорила об отступлении Локка от его материалистической теории познания.
Рационализм – разум.
Сенсуализм – чувство.
Процесс познания – единство рационального и чувственного, ощущение, восприятие, представление.