ФИОЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

Через всю мировую культуру как восточную, так и западную, начиная с древности, проходит понимание мира как космоса, т.е. гармонично организованной вселенной. А также ощущения глубины причастностей человека космическому бытию.

Космизм антропологического характера начинается с XIX века как склад философии, мифа, науки. Начиная с XIX века, в России развивается уникальное космическое направление научно-философской мысли.

Интерес к космизму объясняется тем, что в современную эпоху нарастают проблемы глобального экологического кризиса, стала актуальной проблема взаимоотношения общества и природы.

ЦЕЛЬ КОСМИЗМА – построение нового мировоззрения, способного выдвинуть на первый план свойства жизни и разума человека и космоса.

ПРОБЛЕМЫ - свойства человеческого сознания и космоса, новой космической этики, множественность разумных миров (тема живого космоса, вседоступности жизни), тема кочующего человечества, развитие космонавтики и др. темы.

ОСНОВАТЕЛИ – Николай Фёдорович Фёдоров.

Основной труд – «Философия общего дела».

В нём автор развёртывает идею практического претворения догмата в православии, образцы устранения человеческой жизни, преобразования космоса.

Как и древние философы в России Николай Фёдорович связывает своё учение с христианством, но понимает он его весьма оригинально. Вера противопоставляется научному знанию, а у Николая Фёдоровича такого нет. Он считает, что при опоре на знания и благодаря деятельности человек может и должен подчинить силу природы и установить господство над природой, т.е. по его мнению, люди научно управляют метеорологическими процессами и используют солнечную энергию, заменив естественную (отпадает опасность перенаселения Земли), объединив усилия, человечество не останется на Земле, его ждут просторы вселенной (предположение о заселении других планет).

Главная цель, для которой необходимо объединение всего человечества – воскрешение мёртвых. Даже не верующие материалисты не могут доказать, что это невозможно. Разложение тела, даже кажущееся его полное разложение, не является абсолютным препятствием для его воскрешения, потому что частицы тела не могут выйти за пределы пространства. А раз так, то они со временем могут быть воссозданы. «Объединимся и возвратим наших предков к жизни». Николай Фёдорович не принимает и осуждает стремление людей к потустороннему бытию. Он верит в создание царства божьего на Земле. Таким образом, Николай Фёдорович обосновывает идею активной эволюции, в которой орудием совершенствования, создателем природы является разум человека.