рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия Эриха Фромма

Философия Эриха Фромма - раздел Философия, Тема: Философия, её роль в жизни человека и общества В Отличие От Коллективного Бессознательного Э. Фромм Вводит Понятие Социально...

В отличие от коллективного бессознательного Э. Фромм вводит понятие социального бессознательного, которое является общим для большинства членов общества.

Социальный характер – совокупность черт характера, общее для большинства каких –либо социальных групп, возник на основе общих переживаний и общего образа жизни. В зависимости от типа общества Фромм выделил четыре типа социального характера:

  1. пассивный
  2. накопительский
  3. эксплуататорский (характерный для капитализма)
  4. рыночный (господствует в современном западном обществе)

Фромм подвергает резкой критике капиталистическое общество, где условия существования человечества не совместимы с человеческой природой. Он выделил тенденцию «иметь тенденцию на приобретение и накопительство. Противопоставляет ей тенденцию «быть» - тенденцию к свободе и независимости. Ориентация на бытие характерна для общества, которое он называет демократическим гуманным социализмом.

 

Философия экзистенциализма

Это философия существования, одно из главных направлений философии XX века:

Ницше, Кьеркегор.

Германия – Хайдеггер, Карл Ясперс

Франция - Альберт Камю, Жан-Поль Сартр

Оказали большое влияние на художественную литературу, театр, кино. Некоторые философы выступали с успехом в качестве драматургов.

Общие черты:

1. Философия особого рода, она подчёркнуто не претендовала на научность и общезначимость, отрицала возможность создания целостного научного мировоззрения.

2. Является человеческой, его сосуществование, бытие – предмет экзистенциалистической философии. Вслед за Достоевским утверждали, что человек – тайна, и философия должна заниматься не проблемами, а тайнами. Она не даёт решения каких-либо конкретных вопросов, а наоборот ведёт свои поиски в сфере эмоций и переживаний.

3. Это философия ярко выраженного иррационализма. По мнению экзистенциалистов в ряде вопросов наука бывает не только беспомощной, а иногда и вредной. Истина – есть зло, она делает более тяжёлым человеческое существование, а вот мифы и иллюзия напротив помогают человеку жить. Истина, знание не ведут к свободе. Чем больше человек знает, тем больше оказывается непознанного вокруг него. Незнание – есть предпосылка свободы, следовательно, чем меньше человек знает, тем он свободней.

4. Универсальной категорией для философов этого направления является категория существования. Под этим понимают переживание субъектов своего бытия в мире.

Экзистенция предшествует эссенции (существование предшествует сущности)

Любой человек – это проект, он должен конструировать себя всю свою жизнь.

 

5. О разбитом бессмысленном бытии мира, который предвкушает страх и отчаяние. Попытка опереться на внешний мир опасна и бессмысленна, надо искать в воле Бога. Общество враждебно индивиду, оно игнорирует личность, превращая её в винтик, стандартную деталь, не имеющую своего лица.

6. Во многих высказываниях экзистенциалистов проглядывается индивидуализм. В пьесе Ж.. П. Сака «Запреты» трое преступников после смерти попадают в ад. Ад представляет собой дешёвую комнату в дешёвой гостинице, которая имеет три особенности:

- горит яркий свет

- нет зеркала

- невозможно остаться одному

Нет нужды в жаровне, ад – это др. отрицание заявляет один из грешников.

7 Концепция свободы и пограничной ситуации. Суть: жизнь бессмысленна, абсурдна, человек от существования испытывает страх, отвращение, поэтому он стремится к небытию, к смерти, как к высшей свободе. Только бытие свободное для смерти, даёт существованию цель и проводит экзистенцию к её завершению. Как полагал А. Камю существует один только единственный вопрос – вопрос о самоубийстве. Суть – жизнь стоит или не стоит того, чтобы жить. Если человек отвечает на этот вопрос, значит он отвечает на основной вопрос философии. На пути к смерти, человек попадает в пограничную ситуацию, вступив в неё человек приобретает высшую свободу и умирает, что для экзистенциалистов одно и тоже.

Более привлекательно выглядит позиция Сартер. Хотя он и разделяет пессимистическую установку, считал, что история любой жизни - есть поражение жизни. Однако он отмечал, что человек несёт ответственность на протяжении всей жизни и для него нет никакого алиби, т.е. человек не загнан кем-то, а проектирует себя, выбирая различные возможности. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах, он ответственный за мир и самого себя, как за определённый способ бытия – например война – если я не организовываю войну, это не значит, что я не виноват. Поскольку я мог отклониться от войны, например, стать дезертиром. Раз я этого не сделал, значит, стал соучастником. Вывод: философия экзистенциализма – глубокое выражение кризиса цивилизации XX века, в том числе экзистенциализм вскрыл абсурдность существования человека в современном мире. В центре внимания оказывается человек, не познающий и преобразующий мир, а человек страдающий и одинокий. Была предпринята попытка позитивного варианта экзистенциализма, которая обрела ориентацию для здорового человеческого существования.

 

Философия позитивизма. Его история философии.

Это широко распространенное течение Западной философии 19-20 веков, которая включает в себя следующие направления философии:

Позитивизм Огюста Конта;

Эмпириокритицизм Э.Маха и Р.Авенариуса

Неопозитивизм и его школы (логический атомизм, аналитическая философия)

Впервые термин «позитивизм» ввел в научный оборот О. Конт. Этот философ выступил с идеей о неспособности традиционной философии дать ответ на поставленные в науки вопросы. Эта идея основывается на учении О. Конта «О 3-ёх стадиях познания».

1. Теологическая (господство религии, объяснение мира через деятельность фантастических существ)

2. Метафизическая (господство философии объясняющий природу абстрактными сущностями и причинами)

3. Позитивная (отказ от теологии и метафизики, господство положительных навыков, научное объяснение мира).

Он считает, что все положительные знания могут быть получены эмпирическими науками, опирающимися на опыт, поэтому философия с её претензиями на исследование реальности не имеет своего предмета, её задача ограничивается результатом обобщения специальных наук.

  1. Во второй половине 19 века позитивизм становится влиятельным учением, появляется его вторая функция, которая связана с методологическим кризисом в физике. Был совершен круг открытий (электрон, радиоактивность), которые привели к крушению старых представлений о материи.
  2. Представители второго позитивизма Э.Мах и Р.Авенариус, в отличии от позитивизма О.Конта отходят от эмпирического материализма и разрабатывают принцип экономии мышления. Суть: освободить знания от метафизических учений, т.к. понятия движение, пространство, время рассматривается ими как продукты мышления, которые не имеют смысла помимо человеческого, а следовательно и объективного содержания.
  3. Сформировавшееся в 20-х го 20 века в Европе учение неопозитивизма, получило широкое распространение в США в 40-50-е годы. Б.Рассел и Л.Витгенштейн. Эти философы пришли к выводу: метод логического анализа, применяемый в математике, может быть привлечен к решению философских проблем. Логика была провозглашена сутью философии, раскалываясь философские проблемы сами сводят себя к логике. Рассвет неопозитивизма относится к 50-60-ым годам 20 века, понятие неопозитивизма стало вытесняться аналитической философией, которая включает в себя самые разнообразные школы позитивизма. К аналитической философии относятся постпозитивизм. Под этим понимаются различные концепции, которые возникли после неопозитивизма, сохранили с ним тесную связь, но также выступили с критикой некоторых её положений. Использование постпозитивизма перемещается с анализа языка науки к вопросу возникновения и развития научных теорий К.Поппер и Т.Кун

«Структура научных революций» вводит понятие парадигма – принятая научным сообществом набор инструментов, приёмов и правил, используя которые мы можем эффективно решать те или иные теоретические или практические задачи.

Этапы: спокойный – научные знания развиваются в этот период по определенной парадигме. Это период спокойного развития науки.

Под влиянием аномалий или проб, которые не могут быть решены в рамках данной парадигмы происходит научная революция в ходе, которой формируются новые конкретизирующие парадигмы. Победа одной из них означает переход к новому периоду, к спокойной науке.

2 семестр

 

Фундаментальные проблемы философии.

Структура философского знания:

1.Онтология – учение о бытии, о сущем.

2.Гносеология – учение о познании ( рационализм, сенсуализм)

3.Аксеология – учение о ценностях

4.Проксиология – социальная философия.

Учение о бытии.(Онтология)

В процессе осмысления мира философия формирует общие категории, которые фиксируют главные свойства действительности. Это осмысление начинается с категории бытия. Бытие – понятие, охватывающие всё существующее и выражающие свойства. «Быть – существовать»

Категория бытия основывается на признании очевидного факта, что мы и окружающие вещи, мир существуют.

Виды бытия (объективная, субъективная реальность).

Уровни бытия – атуальное, потенциальное.

Формы бытия – природная, сознательная.

Объективная реальность - всё то, что существует в не и в независимости от сознания.

Субъективная реальность – сознание, мышление, духовный мир человека. Он выражается в чувствах, образах, теориях, фантазиях.

Актуальное бытие – наличное бытие, существующее в данном пространственно-временном интервале.

Оно содержит в себе массу не реализованных возможностей. Это потенциальное бытие, которое в определенный момент может стать или не стать актуальным.

Противоположностью бытия является небытие(отсутствие существования).

Отдельные проявления бытия (элементарные частицы) рождаются и гибнут, возникают из небытия и туда и туда возвращаются. Происходят взаимопереходы бытия и небытия. Ни одна вещь не возникает из ничего и не превращается в ничто. Они переходят в иные формы бытия – инобытие. На обломках погибших цивилизаций возникают новые.

ПАРМЕНИД: существует единое, неподвижное, неизменное бытие. Небытия нет, так как его нельзя мыслить.

ГЕРАКЛИТ: все течет, все изменяется. Небытие постоянно стоновящееся.

ДЕМОКРИТ: существует бытие (атомы) и небытие (пустота).

ПЛАТОН: распространяет бытие на идеальное.

АРИСТОТЕЛЬ: бытие – абстракция, которая лежит в основе объяснения отдельных предметов материи и духовной жизни.

Отталкиваясь от понятия бытия формируется категории пространства и времени. Признание существования во времени приводит к идеи изменчивости бытия, разработке движения.

ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ: Бытие самое абстрактное, охватывающее все сущее. В реальном мире существует множество явлений, предметов, процессов. Существует определенное единство или основа, объединяющая все виды бытия. Это породило учения:

Монизм, плюрализм, дуализм.

Понятие – суть проблемы – субстанция.

Монизм – философское направление, согласно которому основой мира является одна единая субстанция.

Выделяют направления:

идеалистический – основа бытия – идеальная. Материя неспособна к активности, нуждается в творческой активности духа. Мир не един, т.к. является результатом этой активности (философия Гегеля).

Материалистический – признание материального единства мира.

Дуализм – признание двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного, материального (Декарт)

Плюрализм – признает существование нескольких (множества) независимых и несводимых друг к другу начал (Лейбниц – монады).

Единство мира состоит в его материальности. Находясь в постоянном изменении и развитии предметы мира меняют свои функции, становясь материальными предметами. Живая и неживая природа – различные формы организации материи с присущими этим формам свойствами. С помощью спектрального анализа наука установила, что химический состав Солнца, комет, звезд, тот же, что и химический состав Земли. Упавшие метеориты состоят из тех же элементов, которые открыты на Земле. Современная наука в микро- и макро- мире встречается с материальными процессами, которые отличаются друг от друга, но они столь же материальны и естественны.

Материя как философская категория.

Атомистическая картина мира (4 век до нашей эры) основывалась на понимании материи как вещества, строительным материалом которого являются атомы, наделенные вечными, неизменными свойствами: протяженность, непроницаемость, постоянство массы.

Это понимание материи послужило основой для формирования:

- закона всемирного тяготения

- законов динамики

- закона сохранения вещества.

На рубеже 19-20 веков произошел перелом в понимании материи. Он был вызван рядом научных открытий:

- гипотеза существования электрона – масса не является постоянной, а зависит от скорости движения электрона. Введено понятие электромагнитной массы.

- открытие катодных лучей;

- исследование Кюри привели к открытию радию и радиоактивности.

Эти открытия подорвали представления о непроницаемости материи.

С точки зрения диалектики рухнула не материя, а старые представления о материи. Понятие материи не может быть сведено к представлению о её свойствах и строении. Они меняются, и будут меняться с развитием науки.

В 1908 году Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» сформулировал философское определение материи.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются ощущениями независимо от них.

Выделено главное свойство материи – быть объективной реальностью, существовать в не сознания человека.

В онтологическом смысле материя – единственная субстанция, причина самой себя. Она не сотворима, не уничтожима, вечна, бесконечна.

СВОЙСТВА МАТЕРИИ:

Движение,

Пространство,

Время,

Системность,

Самоорганизация,

Сознание.

СФЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ:

Неживая сфера Живая сфера Социально-организованная сфера
1.Космические системы Биосфера Общество
2.Макроскопические Биоценозы Цивилизация
3.Молекулярные Виды Этносы
4.Атомные Организмы Государства
5.Ядерный Тканевой Соц. группы
6.Элементарный Клеточный Производственный коллектив
7.Субэлемент Молекулярный Семья, человек

Каждая сфера – самостоятельная область материального мира. Четко прослеживается историческое развитие, которое выражает преемственность и услужение. В процессе перехода от неживой к живой сфере, наблюдается усложнение материальных объектов внутри каждой сферы, наличие структурных уровней материи выражает ее общее свойство – единство прерывности и непрерывности.

ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МАТЕРИИ.

Одним из достижений длительного развития философии является положение о непрерывной связи между материей и движением. Такие представления сформировались не сразу. Это результат длительного развития. Представления об изменчивости бытия сформировалось еще в глубокой древности:

АНАКСИМАНДР: высказало мысль о превращении апейрона в земные стихии и их переходе друг в друга.

ГЕРАКЛИТ: говорил о живом огне, вечно воспламеняющем и вечноугасающем и о взаимопереходах противоположностей.

На различных этапах развития науки и философии существовали теории абсолютизирующие одни функции движения и игнорирующие другие.

Согласно теории КРУГОВОРОТА все изменения сводятся к прохождению одних и тех же стадий, с возвратом к исходной точке. Согласно теории Пифагора каждые 760 тыс. лет в мире все возвращается в свое первоначальное состояние и вновь повторяются уже пройденные ступени. Идея бесконечного повторения воплощена в учении Ницше «О вечном возвращении». Он считал, что все вещи вечно возвращаются, а с ними и мы, т.е. мы существуем несчетное количество раз, а с нами вещи.

ФРАНЦУЗСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ 18 ВЕКА: разработали понятие «об атрибутивности» (свойства) движения. Многие из них считали, что движение – это внутреннее неотъемлемое, необходимое свойство материи. Гольбах: «Все во вселенной находится в движении, движение – это способ существования материи, необходимым образом вытекающей из ее сущности».

ГЕГЕЛЬ: мысль о неразрывности, связи, единстве движения и материи. «Без движения нет материи, без материи нет движения». Активность материи выводилась им из самодвижения абсолютной идеи.

ГАЛИЛЕЙ, ЛАПЛАС: Движение существует в разных формах.

НЬЮТОН, ГОББС, ФРАНЦУЗСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ 18 ВЕКА: сводили все формы движения материи к механическому движению. Такая позиция характерна для механического материализма, который опирался на развитие механики.

В конце 19 века на основе открытий в физики развивается особое направление – энергетизм. Сторонники этого движения пытались обосновать движение в отрыве от материи, т.е. подвести понятие энергии под материю и сознание.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕСТАВЛЕНИЕ О ДВИЖЕНИИ.

Движение неразрывно связано с материальными явлениями, способом ее существования ее неотъемлемым атрибутом. «Быть – это значит быть в движении».

Определение движения как всякого изменения вообще, выражает то, что все существующее находится в постоянном стремлении к изменению, к другому состоянию, но изменяется только то, что имеет относительную устойчивость и находится в относительном покое. Без определенной степени устойчивости в мире, ничто не существовало бы. Движение носит абсолютный характер, покой – относительный.

Свойства материи:

Является атрибутом материи, движение объективно, как и сама материя универсально, всеобъемлющий характер, не сотворима, неуничтожима, прерывна и непрерывна.

Причины движения:

ДВИЖЕНИЕ – вечно, оно не привносится из вне, не берется ниоткуда, а есть самодвижение потому что импульс ( стремление к изменению) заложен в самой противоречивой природе материи.

Материальный мил не исчерпаем, имеет бесконечное множество форм движения, которые можно классифицировать и из них можно выделить ряд основных форм.

В истории философии известны попытки классификации форм движения материи:

АРИСТОТЕЛЬ – 6 видов движения (возникновение, уничтожение …)

Ф.БЭКОН – выделил 19 видов движения ( колебания, энергия…)

Ф.ЭНГЕЛЬС – целостная классификация (механические, физические, химические, биологические формы материи).

Особенности:

Классификация была разработана во 2-ой половине 19 века и основана на знании того времени. Учитывая, это обстоятельство Энгельс не считал эту классификацию законченной. Современная наука располагает новейшими научными данными и дополняет, уточняет эту классификацию.

Достоинства классификации Энгельса:

  1. Не допускает сведения высших форм к низшим, сложных к простым, т.к. целое – не есть сумма частей.
  2. Раскрывает органическую связь всех форм, показывает, что высшие формы в подчиненном виде содержат низшие или простые формы (например живой организм).

Биологические процессы жизнедеятельности организмов включают в себя физико- химические процессы, но на основе этих процессов нельзя понять деятельность живого организма как целого. Нельзя объяснить жизнь исходя только из физических или химических законов. Живой организм функционирует и развивается по своим биологическим законам. Вывод: высшие формы движения построены из низших (простых), но в тоже время несводимых к ним, как простой сумме частей.

Современные формы движения : используя структурно-генетический принцип, для выделения форм движения материи, можно говорить о таких формах движения как:

  1. Взаимодействие элементарных частиц и полей
  2. Ядерные превращения
  3. Внутриатомные процессы
  4. Химические процессы
  5. Гиологическая, гибернетическая
  6. Космическая жизнь

Наряду с основными формами движения выделяют три типа движения: физическое, биологическое, социальное. В соответствии принятому делению явлений на три сферы: живая, неживая, социальная.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема: Философия, её роль в жизни человека и общества

План... Особенности философского знания Основные проблемы философии... Основные типы мировоззрения Функции философии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия Эриха Фромма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Структура философского знания
  АКСЕОЛОГИЯ ! ОНТОЛОГИЯ – ФИЛОСОФИЯ – ГНОСЕОЛОГИЯ ! СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ   ОНТОЛОГИЯ – философия бытия (сущее, всё существу

ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Древняя индия - Китай Появились 5тыс. лет на Древнем Востоке. Мировоззрением этих цивилизаций был сплав религии и философии. При этом философия не выделилась в человече

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Особенности Древне – Китайской философии Господство религиозного философского мировоззрения. Начальные периоды развития философии 3 в. до н.э. Центральной идеей являл

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Периоды: В развитии выделяют несколько этапов: 1. Становление античной философии 6-5 век до н.э. 2. Классическая греческая философия ( учение Сократа, Платона, Аристотеля

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ.
Ключевой культурой ф.э. в. – Н.К. Получил хорошее образование, учился в Гегенб. университете, затем священник, кардинатор. Ему присущи идеи гуманизма. Учение об учёном невед

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Новое время – это эпоха охватывает период XVII века (с 1640 г.) – по сегодняшний день. Условно - английская буржуазная революция 1640 г. ознаменовала собой начало нового п

Вида ошибок
1.идолы рода – заблуждение, присущее всему человеческому роду. 2.идолы пещеры – заблуждения отдельного человека, ограниченные горизонтом его мышления, привычка судить со своей колокольни.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Дуализм Декарта определил теорию познания, метод. Свою теорию познания он начинает со скептицизма данных получаемых через органы чувств. «Всё, что ощущаем, не более чем сон».

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Особое внимание. «Левиафан» - ответы: Что такое общество? Когда, почему оно возникло? Общество – гигантский, живой механизм. Человек - его элементарная частица, причём гл

ДЖОН ЛОКК.
Английский философ Д.Л. исследовал вопросы, пытаясь обосновать происхождение знаний из чувств, разработал сенсуалистическую теорию познания. Его главное произведение «Опыт о человеческом разуме» на

ДЖОРДЖ БЕРКЛИ
Учение Локка оказало серьёзное воздействие на весь ход развития философской мысли и послужило основой для формирования субъективно идеалистических взглядов Д.Б. ТРАКТАТ «О начале человечес

Дэвид Юм
Скептицизм. Утилитаризм. Создал ряд философских работ, главные из которых: «Трактат о человеческой природе», «Исследование о человеческом уме», «Естественная история».

Марксистская философия
Марксизм представляет собой одно из крупнейших направлений философской мысли 19 – 20 веков. Идейным источником философии марксизма послужила немецкая классическая философия. В первую очере

В. Ленин
Особое место среди учеников занимает В. И. Ленин – теоретик, практик, основатель государства.   Идея:антология В начале XX века В.И. Ленин – задача

Русская философия XIX – нач. XX века.
ОСОБЕННОСТИ: Важнейший элемент в самосознании россиян, как любое крупное явление она самобытна. Занимала почётное место в первобытной культуре. Многие традиции, вошедшие в русскую

Философия Н.Г. Чернышевского
Шёл по пути по пути социальной философии, материализма и диалектического метода, использовал учения Фейербаха, Гегеля. «Антропологический принцип философии»; «Суеверие и правило логики»

ФИОЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА
Через всю мировую культуру как восточную, так и западную, начиная с древности, проходит понимание мира как космоса, т.е. гармонично организованной вселенной. А также ощущения глубины причастностей

Владимир Иванович Вернадский
В философских трудах Владимира Ивановича Вернадского получила глубокое обоснование «идея активной эволюции». Основное направление эволюции животного мира – циклизация – это совершенствован

Основные направления философии 19-20 веков.
Основные черты: 1.Философия Запада не проста для изложения, т.к. представлена не одним десятком имён. 2. Каждый мыслитель претендует на создание собственной философской доктрины и

К. Г. Юнг
Не ограничиваясь исследованием индивидуального бессознательного Юнг выдвинул идею коллективного бессознательного – это более глубинный слой психики, несущий в себе свойства всего человеческого как

Пространство и время как философские проблемы
Важнейшие атрибуты материи – пространство и время. История представлений о пространстве и времени: Античные атомисты (Демокрит) : считал, что все состоит из материальных ча

Теория диалектики. Диалектика как учение о развитии
Величайшим философским открытием является мысль о том, что окружающий человека мир, сам человек, со временем претерпевает изменения, находится в развитии. С возникновением опытной науки Нового врем

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ.
Одна из сложных философских проблем. Сознание не имеет свойств материальных предметов, не воспринимается органами чувств. Его нельзя видеть, осязать, измерять, взвешивать. Однако любой человек, мыс

Вульгарные материалисты XIX века
Бюхнер, Молешотт, Фохт считали, что сознание материальное, рассматривали его как секрецию мозга. «Мысль находится почти в таком же положении к мозгу, как желчь к печени, а моча к почкам».

СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ПСИХИКА ЖИВОТНЫХ.
Качественные особенности сознания человека в отличие от психики от животных: 1.Способность предвидения отдельных последствий своих действий; 2. Целостное отношение к действительно

Сознание и самосознание
Сознание индивида и общественное самосознание создают противоречивое единство. В этом индивидуальном сознании отражается личностное бытие человека, в общественном – социальное бытие людей.

ИДЕАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ
Без учёта творческой природы сознания невозможно научное понимание процесса познания. Сознание является специфической формой духовной деятельности человека, и как духовная деятельность сознание выс

ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА
Во все времена для философии традиционным являлся вопрос – познаваем ли мир, способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности. Большинство философов о

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
Любая деятельность как форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – носитель познавательной деяте

УРОВНИ И ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В процесс познания включается вся психическая деятельность человека. Однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание. Формы чувственного познания:

ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.
Заблуждение– искаженное представление о действительности. Естественный этап в освоении новых неизвестных сфер бытия. Например: история алхимии Востока. ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕ И

Специфика и уровни научного познания.
Познание и соответственно знание можно разделить на «научное» и «ненаучное», а последнее в свою очередь на «донаучное», «обыденное» и «вненаучное». Познание: 1.научное 2.

Жизнь как звено в бытии мира.
Современной науке пока не известны законы глобальной эволюции, опираясь на которые можно было говорить и объяснить феномен происхождения жизни. В одних концепциях схематизируется процесс эволюции (

Философское понятие общества.
Термин общество служит для выражения ряда близких по значению, но в тоже время различных понятий. Например в России 19 века под обществом понимали любое собрание людей, связанных какими-ли

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги