В отличие от коллективного бессознательного Э. Фромм вводит понятие социального бессознательного, которое является общим для большинства членов общества.
Социальный характер – совокупность черт характера, общее для большинства каких –либо социальных групп, возник на основе общих переживаний и общего образа жизни. В зависимости от типа общества Фромм выделил четыре типа социального характера:
Фромм подвергает резкой критике капиталистическое общество, где условия существования человечества не совместимы с человеческой природой. Он выделил тенденцию «иметь тенденцию на приобретение и накопительство. Противопоставляет ей тенденцию «быть» - тенденцию к свободе и независимости. Ориентация на бытие характерна для общества, которое он называет демократическим гуманным социализмом.
Философия экзистенциализма
Это философия существования, одно из главных направлений философии XX века:
Ницше, Кьеркегор.
Германия – Хайдеггер, Карл Ясперс
Франция - Альберт Камю, Жан-Поль Сартр
Оказали большое влияние на художественную литературу, театр, кино. Некоторые философы выступали с успехом в качестве драматургов.
Общие черты:
1. Философия особого рода, она подчёркнуто не претендовала на научность и общезначимость, отрицала возможность создания целостного научного мировоззрения.
2. Является человеческой, его сосуществование, бытие – предмет экзистенциалистической философии. Вслед за Достоевским утверждали, что человек – тайна, и философия должна заниматься не проблемами, а тайнами. Она не даёт решения каких-либо конкретных вопросов, а наоборот ведёт свои поиски в сфере эмоций и переживаний.
3. Это философия ярко выраженного иррационализма. По мнению экзистенциалистов в ряде вопросов наука бывает не только беспомощной, а иногда и вредной. Истина – есть зло, она делает более тяжёлым человеческое существование, а вот мифы и иллюзия напротив помогают человеку жить. Истина, знание не ведут к свободе. Чем больше человек знает, тем больше оказывается непознанного вокруг него. Незнание – есть предпосылка свободы, следовательно, чем меньше человек знает, тем он свободней.
4. Универсальной категорией для философов этого направления является категория существования. Под этим понимают переживание субъектов своего бытия в мире.
Экзистенция предшествует эссенции (существование предшествует сущности)
Любой человек – это проект, он должен конструировать себя всю свою жизнь.
5. О разбитом бессмысленном бытии мира, который предвкушает страх и отчаяние. Попытка опереться на внешний мир опасна и бессмысленна, надо искать в воле Бога. Общество враждебно индивиду, оно игнорирует личность, превращая её в винтик, стандартную деталь, не имеющую своего лица.
6. Во многих высказываниях экзистенциалистов проглядывается индивидуализм. В пьесе Ж.. П. Сака «Запреты» трое преступников после смерти попадают в ад. Ад представляет собой дешёвую комнату в дешёвой гостинице, которая имеет три особенности:
- горит яркий свет
- нет зеркала
- невозможно остаться одному
Нет нужды в жаровне, ад – это др. отрицание заявляет один из грешников.
7 Концепция свободы и пограничной ситуации. Суть: жизнь бессмысленна, абсурдна, человек от существования испытывает страх, отвращение, поэтому он стремится к небытию, к смерти, как к высшей свободе. Только бытие свободное для смерти, даёт существованию цель и проводит экзистенцию к её завершению. Как полагал А. Камю существует один только единственный вопрос – вопрос о самоубийстве. Суть – жизнь стоит или не стоит того, чтобы жить. Если человек отвечает на этот вопрос, значит он отвечает на основной вопрос философии. На пути к смерти, человек попадает в пограничную ситуацию, вступив в неё человек приобретает высшую свободу и умирает, что для экзистенциалистов одно и тоже.
Более привлекательно выглядит позиция Сартер. Хотя он и разделяет пессимистическую установку, считал, что история любой жизни - есть поражение жизни. Однако он отмечал, что человек несёт ответственность на протяжении всей жизни и для него нет никакого алиби, т.е. человек не загнан кем-то, а проектирует себя, выбирая различные возможности. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах, он ответственный за мир и самого себя, как за определённый способ бытия – например война – если я не организовываю войну, это не значит, что я не виноват. Поскольку я мог отклониться от войны, например, стать дезертиром. Раз я этого не сделал, значит, стал соучастником. Вывод: философия экзистенциализма – глубокое выражение кризиса цивилизации XX века, в том числе экзистенциализм вскрыл абсурдность существования человека в современном мире. В центре внимания оказывается человек, не познающий и преобразующий мир, а человек страдающий и одинокий. Была предпринята попытка позитивного варианта экзистенциализма, которая обрела ориентацию для здорового человеческого существования.
Философия позитивизма. Его история философии.
Это широко распространенное течение Западной философии 19-20 веков, которая включает в себя следующие направления философии:
Позитивизм Огюста Конта;
Эмпириокритицизм Э.Маха и Р.Авенариуса
Неопозитивизм и его школы (логический атомизм, аналитическая философия)
Впервые термин «позитивизм» ввел в научный оборот О. Конт. Этот философ выступил с идеей о неспособности традиционной философии дать ответ на поставленные в науки вопросы. Эта идея основывается на учении О. Конта «О 3-ёх стадиях познания».
1. Теологическая (господство религии, объяснение мира через деятельность фантастических существ)
2. Метафизическая (господство философии объясняющий природу абстрактными сущностями и причинами)
3. Позитивная (отказ от теологии и метафизики, господство положительных навыков, научное объяснение мира).
Он считает, что все положительные знания могут быть получены эмпирическими науками, опирающимися на опыт, поэтому философия с её претензиями на исследование реальности не имеет своего предмета, её задача ограничивается результатом обобщения специальных наук.
«Структура научных революций» вводит понятие парадигма – принятая научным сообществом набор инструментов, приёмов и правил, используя которые мы можем эффективно решать те или иные теоретические или практические задачи.
Этапы: спокойный – научные знания развиваются в этот период по определенной парадигме. Это период спокойного развития науки.
Под влиянием аномалий или проб, которые не могут быть решены в рамках данной парадигмы происходит научная революция в ходе, которой формируются новые конкретизирующие парадигмы. Победа одной из них означает переход к новому периоду, к спокойной науке.
2 семестр
Фундаментальные проблемы философии.
Структура философского знания:
1.Онтология – учение о бытии, о сущем.
2.Гносеология – учение о познании ( рационализм, сенсуализм)
3.Аксеология – учение о ценностях
4.Проксиология – социальная философия.
Учение о бытии.(Онтология)
В процессе осмысления мира философия формирует общие категории, которые фиксируют главные свойства действительности. Это осмысление начинается с категории бытия. Бытие – понятие, охватывающие всё существующее и выражающие свойства. «Быть – существовать»
Категория бытия основывается на признании очевидного факта, что мы и окружающие вещи, мир существуют.
Виды бытия (объективная, субъективная реальность).
Уровни бытия – атуальное, потенциальное.
Формы бытия – природная, сознательная.
Объективная реальность - всё то, что существует в не и в независимости от сознания.
Субъективная реальность – сознание, мышление, духовный мир человека. Он выражается в чувствах, образах, теориях, фантазиях.
Актуальное бытие – наличное бытие, существующее в данном пространственно-временном интервале.
Оно содержит в себе массу не реализованных возможностей. Это потенциальное бытие, которое в определенный момент может стать или не стать актуальным.
Противоположностью бытия является небытие(отсутствие существования).
Отдельные проявления бытия (элементарные частицы) рождаются и гибнут, возникают из небытия и туда и туда возвращаются. Происходят взаимопереходы бытия и небытия. Ни одна вещь не возникает из ничего и не превращается в ничто. Они переходят в иные формы бытия – инобытие. На обломках погибших цивилизаций возникают новые.
ПАРМЕНИД: существует единое, неподвижное, неизменное бытие. Небытия нет, так как его нельзя мыслить.
ГЕРАКЛИТ: все течет, все изменяется. Небытие постоянно стоновящееся.
ДЕМОКРИТ: существует бытие (атомы) и небытие (пустота).
ПЛАТОН: распространяет бытие на идеальное.
АРИСТОТЕЛЬ: бытие – абстракция, которая лежит в основе объяснения отдельных предметов материи и духовной жизни.
Отталкиваясь от понятия бытия формируется категории пространства и времени. Признание существования во времени приводит к идеи изменчивости бытия, разработке движения.
ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ: Бытие самое абстрактное, охватывающее все сущее. В реальном мире существует множество явлений, предметов, процессов. Существует определенное единство или основа, объединяющая все виды бытия. Это породило учения:
Монизм, плюрализм, дуализм.
Понятие – суть проблемы – субстанция.
Монизм – философское направление, согласно которому основой мира является одна единая субстанция.
Выделяют направления:
идеалистический – основа бытия – идеальная. Материя неспособна к активности, нуждается в творческой активности духа. Мир не един, т.к. является результатом этой активности (философия Гегеля).
Материалистический – признание материального единства мира.
Дуализм – признание двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного, материального (Декарт)
Плюрализм – признает существование нескольких (множества) независимых и несводимых друг к другу начал (Лейбниц – монады).
Единство мира состоит в его материальности. Находясь в постоянном изменении и развитии предметы мира меняют свои функции, становясь материальными предметами. Живая и неживая природа – различные формы организации материи с присущими этим формам свойствами. С помощью спектрального анализа наука установила, что химический состав Солнца, комет, звезд, тот же, что и химический состав Земли. Упавшие метеориты состоят из тех же элементов, которые открыты на Земле. Современная наука в микро- и макро- мире встречается с материальными процессами, которые отличаются друг от друга, но они столь же материальны и естественны.
Материя как философская категория.
Атомистическая картина мира (4 век до нашей эры) основывалась на понимании материи как вещества, строительным материалом которого являются атомы, наделенные вечными, неизменными свойствами: протяженность, непроницаемость, постоянство массы.
Это понимание материи послужило основой для формирования:
- закона всемирного тяготения
- законов динамики
- закона сохранения вещества.
На рубеже 19-20 веков произошел перелом в понимании материи. Он был вызван рядом научных открытий:
- гипотеза существования электрона – масса не является постоянной, а зависит от скорости движения электрона. Введено понятие электромагнитной массы.
- открытие катодных лучей;
- исследование Кюри привели к открытию радию и радиоактивности.
Эти открытия подорвали представления о непроницаемости материи.
С точки зрения диалектики рухнула не материя, а старые представления о материи. Понятие материи не может быть сведено к представлению о её свойствах и строении. Они меняются, и будут меняться с развитием науки.
В 1908 году Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» сформулировал философское определение материи.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются ощущениями независимо от них.
Выделено главное свойство материи – быть объективной реальностью, существовать в не сознания человека.
В онтологическом смысле материя – единственная субстанция, причина самой себя. Она не сотворима, не уничтожима, вечна, бесконечна.
СВОЙСТВА МАТЕРИИ:
Движение,
Пространство,
Время,
Системность,
Самоорганизация,
Сознание.
СФЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ:
Неживая сфера | Живая сфера | Социально-организованная сфера |
1.Космические системы | Биосфера | Общество |
2.Макроскопические | Биоценозы | Цивилизация |
3.Молекулярные | Виды | Этносы |
4.Атомные | Организмы | Государства |
5.Ядерный | Тканевой | Соц. группы |
6.Элементарный | Клеточный | Производственный коллектив |
7.Субэлемент | Молекулярный | Семья, человек |
Каждая сфера – самостоятельная область материального мира. Четко прослеживается историческое развитие, которое выражает преемственность и услужение. В процессе перехода от неживой к живой сфере, наблюдается усложнение материальных объектов внутри каждой сферы, наличие структурных уровней материи выражает ее общее свойство – единство прерывности и непрерывности.
ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МАТЕРИИ.
Одним из достижений длительного развития философии является положение о непрерывной связи между материей и движением. Такие представления сформировались не сразу. Это результат длительного развития. Представления об изменчивости бытия сформировалось еще в глубокой древности:
АНАКСИМАНДР: высказало мысль о превращении апейрона в земные стихии и их переходе друг в друга.
ГЕРАКЛИТ: говорил о живом огне, вечно воспламеняющем и вечноугасающем и о взаимопереходах противоположностей.
На различных этапах развития науки и философии существовали теории абсолютизирующие одни функции движения и игнорирующие другие.
Согласно теории КРУГОВОРОТА все изменения сводятся к прохождению одних и тех же стадий, с возвратом к исходной точке. Согласно теории Пифагора каждые 760 тыс. лет в мире все возвращается в свое первоначальное состояние и вновь повторяются уже пройденные ступени. Идея бесконечного повторения воплощена в учении Ницше «О вечном возвращении». Он считал, что все вещи вечно возвращаются, а с ними и мы, т.е. мы существуем несчетное количество раз, а с нами вещи.
ФРАНЦУЗСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ 18 ВЕКА: разработали понятие «об атрибутивности» (свойства) движения. Многие из них считали, что движение – это внутреннее неотъемлемое, необходимое свойство материи. Гольбах: «Все во вселенной находится в движении, движение – это способ существования материи, необходимым образом вытекающей из ее сущности».
ГЕГЕЛЬ: мысль о неразрывности, связи, единстве движения и материи. «Без движения нет материи, без материи нет движения». Активность материи выводилась им из самодвижения абсолютной идеи.
ГАЛИЛЕЙ, ЛАПЛАС: Движение существует в разных формах.
НЬЮТОН, ГОББС, ФРАНЦУЗСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ 18 ВЕКА: сводили все формы движения материи к механическому движению. Такая позиция характерна для механического материализма, который опирался на развитие механики.
В конце 19 века на основе открытий в физики развивается особое направление – энергетизм. Сторонники этого движения пытались обосновать движение в отрыве от материи, т.е. подвести понятие энергии под материю и сознание.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕСТАВЛЕНИЕ О ДВИЖЕНИИ.
Движение неразрывно связано с материальными явлениями, способом ее существования ее неотъемлемым атрибутом. «Быть – это значит быть в движении».
Определение движения как всякого изменения вообще, выражает то, что все существующее находится в постоянном стремлении к изменению, к другому состоянию, но изменяется только то, что имеет относительную устойчивость и находится в относительном покое. Без определенной степени устойчивости в мире, ничто не существовало бы. Движение носит абсолютный характер, покой – относительный.
Свойства материи:
Является атрибутом материи, движение объективно, как и сама материя универсально, всеобъемлющий характер, не сотворима, неуничтожима, прерывна и непрерывна.
Причины движения:
ДВИЖЕНИЕ – вечно, оно не привносится из вне, не берется ниоткуда, а есть самодвижение потому что импульс ( стремление к изменению) заложен в самой противоречивой природе материи.
Материальный мил не исчерпаем, имеет бесконечное множество форм движения, которые можно классифицировать и из них можно выделить ряд основных форм.
В истории философии известны попытки классификации форм движения материи:
АРИСТОТЕЛЬ – 6 видов движения (возникновение, уничтожение …)
Ф.БЭКОН – выделил 19 видов движения ( колебания, энергия…)
Ф.ЭНГЕЛЬС – целостная классификация (механические, физические, химические, биологические формы материи).
Особенности:
Классификация была разработана во 2-ой половине 19 века и основана на знании того времени. Учитывая, это обстоятельство Энгельс не считал эту классификацию законченной. Современная наука располагает новейшими научными данными и дополняет, уточняет эту классификацию.
Достоинства классификации Энгельса:
Биологические процессы жизнедеятельности организмов включают в себя физико- химические процессы, но на основе этих процессов нельзя понять деятельность живого организма как целого. Нельзя объяснить жизнь исходя только из физических или химических законов. Живой организм функционирует и развивается по своим биологическим законам. Вывод: высшие формы движения построены из низших (простых), но в тоже время несводимых к ним, как простой сумме частей.
Современные формы движения : используя структурно-генетический принцип, для выделения форм движения материи, можно говорить о таких формах движения как:
Наряду с основными формами движения выделяют три типа движения: физическое, биологическое, социальное. В соответствии принятому делению явлений на три сферы: живая, неживая, социальная.